Паспорт проектной деятельности по социальному партнерству с семьями воспитанников
проект (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проектной деятельности
по социальному партнерству
с семьями воспитанников
Название проекта: «Дружит детский сад с семьей!»
Тип проекта: информационный, практико - ориентированный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и родители.
Срок проведения: долгосрочный (9 месяцев).
Актуальность.
На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях существует проблема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Семья и дошкольное учреждение являются важнейшими социальными институтами, которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны.
Семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности. Это ещё и источник общественного опыта. Именно в семье ребенок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Отношение родителей к ребенку, друг к другу, вся окружающая обстановка дома, режим и бодрствование, кормление, игры влияют на малыша, оставляют следы в его пробуждающемся сознании. Семейное воспитание рассматривается как осознанные усилия, предпринимаемые старшими членами семьи по взращиванию ребенка и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Дошкольное учреждение не только обучает, воспитывает и развивает ребенка, но и вооружает соответствующими педагогическими знаниями родителей. Данная работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, а так же повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Совместная деятельность педагогов и родителей содействует развитию отношений между семьями воспитанников - является важной формой социального взаимодействия детского сада и семьи. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство социальной культуры, постижение её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье
Цель проекта. Способствовать формированию социального партнерства между семьями воспитанников и педагогами дошкольных учреждений через разнообразные формы взаимодействия.
Задачи:
1. Формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка.
2. Разработать новые формы взаимодействия с родителями.
3. Стимулировать активное включение родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.
4. Организовать условия для личного роста участников, создания творческой атмосферы.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предполагаемый результат.
1. Понимание родителями своей активной роли в сотрудничестве, являющемся условием успешного развития ребенка.
2. Знакомство родителей с современными формами взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
3. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
4. Развитие креативных способностей детей, родителей и педагогов в совместной деятельности.
Планирование работы по реализации проекта
1.Организационный этап
1. Изучение методической литературы, передового педагогического опыта по данной проблеме.
2. Информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение их в проект.
3. Перспективное планирование проекта.
4. Разработка методических материалов для реализации проекта.
2.Основной этап
Система работы строилась на выборе таких форм и видов взаимодействия с семьями воспитанников, которые помогают установить доверительные отношения между педагогами, детьми и родителями и объединяют всех в одну команду.
Одной из самых первых форм взаимодействия с родителями при формировании новой группы в детском саду является анкетирование. Оно позволяет упростить процедуру знакомства с вновь прибывшими детьми. В анкете «Давайте знакомиться» указываются все необходимые сведения о ребенке и о членах его семьи. Эти данные помогают найти к ребенку индивидуальный подход и, тем самым, облегчить адаптацию в новой группе.
Индивидуальные беседы проводим для того, чтобы проанализировать ошибки, которые допускают родители в воспитании. Они направлены на принятие общего верного решения возникшей проблемы.
Консультации помогают родителям найти точки соприкосновения со своим ребёнком, принять его таким, какой он есть; понять, что на них возложена ответственность за воспитание и развитие ребёнка; помочь ребёнку адаптироваться к социальной действительности и понять что он полноценный член своей семьи.
Целесообразной формой работы с родителями являются родительские собрания. В начале учебного года на этих собраниях родителей систематически знакомим с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы, а в конце учебного года подводим итоги работы за год. Родительские собрания в форме круглого стола дают родителям возможность высказать свою точку зрения, принять активное участие в обсуждении вопросов и проблем, обменяться опытом.
В раздевалке на детских шкафчиках у нас располагаются папки – передвижки. Они содержат конкретный материал в соответствии с задачами воспитания и обучения в детском саду.
Разнообразные вопросы воспитания мы используем в памятках. Именно они в лаконичной и тезисной форме содержат свод кратких наставлений и правил. Взяв домой информацию в таком виде, родители в удобное для себя время вникают в ее суть.
Совместные праздники в нашей группе устанавливают теплые и доверительные отношения между педагогами, родителями и детьми, создают эмоциональный комфорт в группе. А активное участие родителей в праздниках приносит особое удовольствие детям. Родители становятся более открытыми для общения, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.
Каждый раз стараемся приобщать родителей к подготовке к утренникам
(продумывание атрибутов и костюмов к образу). Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом, а так же находят активных и заинтересованных участников и помощников.
Для родителей организуются выставки детских работ. Грамотно оформленные стенды с выставками детских работ радуют родителей малышей и позволяют детям почувствовать свою значимость.
Особой популярностью пользуются тематические выставки совместного творчества детей и их родителей, например такие, как «Осенняя фантазия», «Мастерская Дедушки Мороза». Участвуя в них, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали. В результате у детей повышается самооценка, развивается художественный вкус, вырабатывается ответственность, трудолюбие, аккуратность, внимание к близким.
В нашей группе идет активная работа с родительским комитетом. Члены родительского комитета помогают нам решать текущие вопросы детского сада: выбор подарков детям на дни рождения, участие в разнообразных акциях и т.п.).
Традицией в нашей группе стало проведение «Акции добрых дел». Каждый родитель может в любой, удобный для себя день прийти, оказать посильную помощь группе, детскому саду, например - ремонт игрушек, книг, мебели, очистка участка от снега, оформлении клумб и т.п. Такая форма позволяет налаживать атмосферу доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Благодаря родителям пополняется развивающая предметно – пространственная среда группы. Родители помогают распечатывать нам цветные картинки, из которых мы делаем настольно – печатные игры, лэпбуки, красочные гирлянды. Из бросового материала создаем пособия для развития мелкой моторики.
Не менее популярной формой взаимодействия с родителями стали фотовыставки. Они помогают повысить у детей самооценку, вызвать у них чувство гордости за членов своей семьи. А родители при этом становятся активными участниками воспитательно – образовательного процесса.
Важную роль во взаимодействии детского сада с семьями воспитанников играет участие родителей в разнообразных конкурсах. Конкурсы побуждают родителей к совместной деятельности с детьми и объединяют их в творческую команду, стимулируют к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности.
Активно в своей деятельности с родителями мы используем мастер - классы, которые помогают родителям понять и увидеть в самых сложных заданиях простоту, новизну, увлекательность. В нашей группе мамы провели мастер - классы по изготовлению букета из сухофруктов, конвертиков для писем, а папы тренировали детей в строевой подготовке и складывании бумажного самолетика.
Большое значение мы уделяем семейным презентациям. Они помогают взрослым понять мир детей и наоборот, детям увидеть взрослых рядом с собой в новом свете. Дети, находясь рядом с родителями, чувствуют себя более защищенными и легче идут на контакт с педагогами, с детьми и родителями группы. Семейные презентации раскрывают индивидуальность каждого, дают возможность понять, принять взгляды и традиции рядом живущих людей.
К главным государственным праздникам для родителей мы всегда оформляем стенгазеты. Мы создаем с детьми поздравительные и тематические стенгазеты. Они вызывают неподдельный интерес и благодарность родителей. А дети, увидев себя в такой газете, испытывают чувство гордости и причастности к общему делу.
Виртуальное общение позволяет педагогам всегда быть на связи с родителями. Сайт ДОУ обеспечивает общение с родителями в режиме реального времени, создает условия для диалога с педагогами и родителями других детей.
В своей работе мы используем мессенджер Telegrаm. Проводим блиц – опросы, касающиеся воспитания и обучения. Даем родителям домашние задания, например, повторить выученное сегодня стихотворение. Транслируем фотографии детей и видео с праздничных мероприятий. Благодаря этому каждый родитель имеет шанс прожить день в детском саду со своим ребенком, удостовериться в его позитивном настроении и оценить работу педагога.
В социальной сети ВКонтакте мы создали закрытую группу от посторонних, где так же размещаем фото и видео – отчеты, консультативные материалы по разным направлениям в развитии детей.
Таким образом, мы постоянно используем возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2022–2023 учебный год
Месяц учебного года | Формы взаимодействия с родителями |
Сентябрь | 1. Анкетирование «Давайте знакомиться». 2. Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения на новый учебный год». 3. Папка – передвижка «Знакомим детей с осенними явлениями в природе». 4. Развлечение «День знаний». 5. Выставка семейных фотографий «Мое веселое лето». 6. Памятка «Терроризм – угроза обществу». 7. Выставка семейных рисунков «Детям нужен мир». 8. Консультация «Безопасность ребенка в ваших руках». 9. Консультация «Возрастные особенности детей 5-6 лет». 10. Индивидуальная беседа «Если ваш ребенок застенчив». |
Октябрь | 1. Осенний праздник. 2. Совместное с родителями изготовление атрибутов и костюмов к осеннему утреннику. 3. Выставка совместного творчества из природного материала «Осенняя фантазия». 4. Выставка семейных фотографий « Моя спортивная семья». 5. Акция «Доброе дело для пожилого человека». 6. Памятка «О пользе профилактических прививок». 7. Папка – передвижка «Как сберечь электроэнергию» 8. Консультация «Выбираем ребенку разные виды спорта». 9. Консультация «Закаливание организма ребенка». 10. Индивидуальная беседа «Если ребенок играет в агрессивные игры». |
Ноябрь | 1. Участие в проекте «Хобби наших мам». 2. Создание и показ презентаций «Хобби моей мамы». 3. Мастер – класс родительницы по изготовлению букета из сухофруктов. 4. Поздравительный плакат к Дню матери. 5. Папка – передвижка «День народного единства». 6. Выставка рисунков «Портрет моей мамы». 7. Поздравительный плакат к международному Дню толерантности. 8. Консультация «Роль матери в воспитании сына». 9. Консультация « Грипп и его профилактика». 10. Индивидуальная беседа « Совместный труд ребенка и взрослого». |
Декабрь | 1. Совместное с родителями изготовление атрибутов и костюмов к зимнему утреннику. 2. Зимний праздник. 3. Поздравительный плакат к Новому году. 4. Участие в выставке «Елка из подручных материалов». 5. Памятка «Безопасность в Новогодние праздники». 6. Выставка совместного творчества «Мастерская деда Мороза». 7. Папка – передвижка «Дед Морозы разных стран». 8. Консультация «Семейные традиции празднования Нового года». 9. Консультация «Первая помощь при обморожениях». 10. Индивидуальная беседа «Если у ребенка плохой аппетит». |
Январь | 1. Выставка семейных фотографий « Мой веселый Новый год». 2. Совместное изготовление развивающих дидактических пособий. 3. Помощь родителей в постройке горки и очистке участка от снега. 4. Акция добрых дел «Кормушки для птиц из подарочных наборов». 5. Памятка «Осторожно – гололедица». 6. Папка – передвижка «Знакомим детей с зимними явлениями в природе». 7. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку познавательной и интересной». 8. Консультация «Зимние травмы детей». 9. Индивидуальная беседа « Совместный труд ребенка и взрослого». |
Февраль | 1. Праздник к Дню защитника Отечества. 2. Выставка детских рисунков «Мой папа солдат». 3. Поздравительный плакат к Дню защитника Отечества. 4. Мастер - класс родителей по строевой подготовке и изготовлению самолетиков из бумаги. 5. Познавательные рассказы пап о службе в Армии. 6. Участие в конкурсе «Мой папа – самый лучший». 7. Выставка фотографий «Мой папа - защитник». 8. Консультация «Будущий мужчина или как правильно воспитать мальчика». 9. Консультация «Развиваем у ребенка память и внимание». 10. Индивидуальная беседа «Как справиться с капризами ребенка». |
Март | 1. Праздник к Дню 8 марта. 2. Выставка рисунков «Цветы для наших мам». 3. Поздравительный плакат к Дню 8 марта. 4. Встреча с мамой – почтальоном и показ мастер – класса по изготовлению бумажного конвертика. 5. Выставка фотографий «Наши любимые мамочки». 6. Развлечение «Широкая Масленица». 7. Папка – передвижка «Масленица». 8. Папка – передвижка ««Знакомим детей с весенними явлениями в природе». 9. Консультация «Воспитание ответственности у дошкольников». 10. Индивидуальная беседа «Если ваш ребенок левша». |
Апрель | 1. Развлечение «День смеха». 2. Совместное с родителями изготовление атрибутов и костюмов к весеннему утреннику. 3. Весенний праздник. 4. Участие в проекте «Огород на окне». 5. Выставка совместного творчества «Как я вижу космос». 6. Папка – передвижка «Что рассказать детям о космосе». 7. Памятка « Пожарная безопасность». 8. Консультация « Как совмещать работу и воспитание». 9. Консультация « Детские фантазии и страхи». 10. Индивидуальная беседа «Почему ребенок грызет ногти?». |
Май | 1. Участие в акции «Окна Победы». 2. Выставка фотографий «Стена памяти». 3. Праздник «День Победы». 4. Папка – передвижка «Произведения о войне для детей». 5. Просмотр презентации «Они сражались за Родину». 6. Родительское собрание «Итоги учебного года». 7. Субботник «Благоустройства участка». 8. Консультация «Что рассказать детям о Великой Отечественной войне». 9. Консультация «Ребенок и компьютер». 10. Индивидуальная беседа «Роль отца в воспитании дочери». |
Июнь | 1. Праздник к Дню защиты детей. 2. Выставка совместного творчества «Моя страна – Россия». 3. Изготовление памяток «День памяти и скорби – начало Великой Отечественной войны». 4. Акция «Украсим клумбу цветами». 5. Папка – передвижка «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах». 6. Консультация ««Летние инфекции». 7. Консультация «Осторожно, клещи». 8. Индивидуальная беседа «Гиперактивный ребенок». |
Июль | 1. Совместное изготовление гирлянды «Достопримечательности Автозаводского района» 2. Выставка семейных фотографий «Моя любимая семья». 3. Выставка детских рисунков «Моя семья». 4. Папка – передвижка « Что нужно знать детям о ядовитых растениях». 5. Консультация «Если ребенка ужалила пчела». 6. Консультация «Семья и семейные ценности». 7. Индивидуальная беседа «Как преодолеть рассеянность у ребенка». |
Август | 1. Выставка семейных фотографий «Любимые места Автозаводского района» 2. Акция добрых дел «Помощь в подготовке группы к новому учебному году». 3. Изготовление памяток «Сохраним наш район чистым». 4. Папка – передвижка «Что рассказать детям об Автозаводском районе». 5. Консультация «Безопасность детей в природе». 6. Консультация «Искусство хвалить ребенка». 7. Индивидуальная беседа «Как научить ребенка справляться с гневом». |
3.Заключительный этап
1.Анализ проведенной работы.
Работа с проектом показала, что благодаря разнообразным нетрадиционным формам работы с родителями удалось установить социальное партнерство между педагогами дошкольного учреждения и семьями воспитанников. У родителей расширились теоретические и практические знания в вопросах воспитания детей, активизировались и обогатились воспитательные умения, возникла уверенность в собственных педагогических возможностях. Они стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах. В процессе работы была организована прочная связь с социальными объектами города, которая включает развитие творческой самостоятельности, эстетический вкус через совместную театрализованную, изобразительную деятельность детей и родителей. Сами дети стали более открытыми, раскрепощёнными, могут свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. У детей развилось чувство защищенности, семейной сплочённости, появился интерес к истории своей семьи, пришло осознание себя как полноценного, любимого члена семьи. А педагоги получили возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а так же самосовершенствование в своей профессии.
2. Презентация продукта проектной деятельности.
3. Публикации в СМИ статьи по данной теме.
Используемая литература и интернет источники
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
2. Буева И. Социальное партнерство: детский сад и дополнительное образование. - Дошкольное воспитание, №7, 2008.
3. Быкадорова Н. К. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения: социальное партнерство в интересах детей: воспитание дошкольников. - Новая библиотека, №3, 2007.
4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М., 2014г.
5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.
6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. - М., 2009 г.
7. Микляева. Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей – М., 2006.
8. Пантелеева Н. Г. Социальное партнерство детского сада и родителей. – М., 2013г.
9. Сертакова М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дисскусии, практикумы, встречи за круглым столом. – Волгоград, 2015.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013, № 1155
11. http://doshvozrast.ru/ - Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
12. http://nsportal.ru/ - Социальная сеть «Наша сеть»
13. http://www.doshcolniki.ru/ - Социально-педагогический портал «Дошкольники»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк социальный паспорт семей воспитанников группы детского сада
Бланк социальный паспорт семей воспитанников группы детского сада...

Методический паспорт проектной деятельности средней группы «Моя семья - моя радость!»
Данный материал поможет воспитателю в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста в рамках проекта "Моя семья-моя радость!"...
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...
Выступление «Формы организации в ДОУ праздников в рамках социального партнерства семьями воспитанников»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1«МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»143968, Московская обл.,...

Социальный паспорт семьи воспитанника детского сада
Социально-педагогический паспорт и является первичным документом, в котором обобщаются данные, позволяющие делать те или иные оценки дающие представления об обстановке в семье....

Анкета для родителей "Социальный паспорт семьи воспитанника ДОУ"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ семьи воспитанника ДОУФ.И.О. воспитанника __________________________________________________________________Дата рождения ______________________________ пол ________________________...

«Методическое сопровождение педагогов по вовлечению семей воспитанников в образовательный и воспитательный процесс ДОУ в рамках проектной деятельности (проектная технология)»
В статье раскрываются принципы проектной деятельности, значение внедрения проектной технологии в образовательный и воспитательны процесс ДОУ для повышения профессионализма как каждого педагога в отдел...
