Паспорт проектной деятельности по социальному партнерству с семьями воспитанников
проект (старшая группа)

Водопьянова Марина Александровна
Учебный материал описывает социальное партнерство между семьями воспитанников и педагогами дошкольных учреждений через разнообразные формы взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проектной деятельности

по социальному партнерству 

с семьями воспитанников

Название проекта: «Дружит детский сад с семьей

Тип проекта: информационный, практико - ориентированный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и родители.

Срок проведения: долгосрочный  (9 месяцев).

Актуальность. 

     На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях существует проблема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Семья и дошкольное учреждение являются важнейшими социальными институтами, которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны.

Семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности. Это ещё и источник общественного опыта. Именно в семье ребенок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Отношение родителей к ребенку, друг к другу, вся окружающая обстановка дома, режим и бодрствование, кормление, игры влияют на малыша, оставляют следы в его пробуждающемся сознании. Семейное воспитание рассматривается как осознанные усилия, предпринимаемые старшими членами семьи по взращиванию ребенка и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Дошкольное учреждение не только обучает, воспитывает и развивает ребенка, но и вооружает соответствующими педагогическими знаниями родителей. Данная работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, а так же повышение культуры педагогической грамотности семьи.

     Совместная деятельность педагогов и родителей содействует развитию отношений между семьями воспитанников - является важной формой социального взаимодействия детского сада и семьи. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство социальной культуры, постижение её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье

Цель проекта. Способствовать формированию  социального партнерства между семьями воспитанников и педагогами дошкольных учреждений через разнообразные формы взаимодействия.

 Задачи:

1. Формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка.

2. Разработать новые формы взаимодействия с родителями.

3. Стимулировать активное включение родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

4. Организовать условия для личного роста участников, создания творческой атмосферы.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предполагаемый результат. 

1. Понимание родителями своей активной роли в сотрудничестве, являющемся условием успешного развития ребенка.

2. Знакомство родителей с современными формами взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

3. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

4. Развитие креативных способностей детей, родителей и педагогов в совместной деятельности.

Планирование работы по реализации проекта

 1.Организационный этап

1. Изучение методической литературы, передового педагогического опыта по данной проблеме.

2. Информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение их в проект.

3. Перспективное планирование проекта.

4. Разработка методических материалов для реализации проекта.

2.Основной этап

     Система работы строилась на выборе таких форм и видов взаимодействия с семьями воспитанников, которые помогают установить доверительные отношения между педагогами,  детьми и родителями и   объединяют всех в одну команду.

     Одной из самых первых форм взаимодействия с родителями при формировании новой группы в детском саду является анкетирование. Оно позволяет упростить процедуру знакомства с вновь прибывшими детьми. В анкете «Давайте знакомиться» указываются все необходимые сведения о ребенке и о членах его семьи. Эти данные помогают найти к ребенку индивидуальный подход и, тем самым, облегчить адаптацию в новой группе.

     Индивидуальные  беседы проводим для того, чтобы проанализировать ошибки, которые допускают родители в воспитании. Они направлены на принятие общего верного решения возникшей проблемы.

     Консультации помогают родителям найти точки соприкосновения со своим ребёнком, принять его таким, какой он есть; понять, что на них возложена ответственность за воспитание и развитие ребёнка; помочь ребёнку адаптироваться к социальной действительности и понять что он полноценный член своей семьи.

     Целесообразной формой работы с родителями являются родительские собрания.  В начале учебного года на этих собраниях родителей систематически знакомим с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы, а в конце учебного года   подводим итоги работы за год. Родительские собрания в форме круглого стола  дают родителям возможность высказать свою точку зрения, принять активное участие в обсуждении вопросов и проблем, обменяться опытом.

     В раздевалке на детских шкафчиках у нас располагаются папки – передвижки. Они содержат конкретный материал в соответствии с задачами воспитания и обучения в детском саду.

      Разнообразные вопросы воспитания мы используем в  памятках.  Именно они в лаконичной и тезисной форме содержат свод кратких наставлений и правил. Взяв домой информацию в таком виде, родители в удобное для себя время вникают в ее суть.

     Совместные праздники в нашей группе устанавливают теплые и доверительные отношения между педагогами, родителями и детьми, создают эмоциональный комфорт в группе. А активное участие родителей в праздниках приносит особое удовольствие детям. Родители становятся более открытыми для общения, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.

     Каждый раз стараемся приобщать родителей к подготовке к утренникам

(продумывание атрибутов и костюмов к образу). Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом, а так же находят активных и заинтересованных участников и помощников.

     Для родителей организуются выставки детских работ. Грамотно оформленные стенды с выставками детских работ радуют родителей малышей и позволяют детям почувствовать свою значимость.

     Особой популярностью пользуются тематические выставки совместного творчества детей и их родителей, например такие, как  «Осенняя фантазия», «Мастерская Дедушки Мороза». Участвуя в них, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали. В результате у детей повышается самооценка, развивается художественный вкус, вырабатывается ответственность, трудолюбие, аккуратность, внимание к близким.

     В нашей группе идет активная работа с родительским комитетом. Члены родительского комитета помогают нам решать текущие вопросы детского сада: выбор подарков детям на дни рождения, участие в разнообразных акциях и т.п.).

  Традицией в нашей группе стало проведение «Акции добрых дел». Каждый родитель может в любой, удобный для себя день прийти, оказать посильную помощь группе, детскому саду, например - ремонт игрушек, книг, мебели, очистка участка от снега, оформлении клумб и т.п. Такая форма позволяет налаживать атмосферу доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

    Благодаря родителям пополняется развивающая предметно – пространственная среда группы. Родители помогают распечатывать нам цветные картинки, из которых мы делаем настольно – печатные игры, лэпбуки, красочные гирлянды. Из бросового материала создаем пособия для развития мелкой моторики.

Не менее популярной формой  взаимодействия с родителями стали фотовыставки.  Они помогают повысить у детей самооценку, вызвать у них чувство гордости за членов своей семьи. А родители при этом становятся активными участниками воспитательно – образовательного процесса.

     Важную роль во взаимодействии детского сада с семьями воспитанников  играет участие родителей в разнообразных конкурсах. Конкурсы побуждают родителей к совместной деятельности с детьми и объединяют их в творческую команду, стимулируют к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности.

     Активно в своей деятельности с родителями мы  используем мастер -  классы, которые помогают родителям понять и увидеть в самых сложных заданиях простоту, новизну, увлекательность. В нашей группе мамы провели  мастер -  классы по изготовлению букета из сухофруктов,  конвертиков для писем, а папы тренировали детей в строевой подготовке и складывании бумажного самолетика.      

     Большое значение  мы уделяем семейным презентациям.  Они помогают взрослым понять мир детей и наоборот, детям увидеть взрослых рядом с собой в новом свете. Дети, находясь рядом с родителями, чувствуют себя более защищенными и легче идут на контакт с педагогами, с детьми и родителями группы. Семейные презентации раскрывают индивидуальность каждого, дают возможность понять, принять взгляды и традиции рядом живущих людей.

     К главным государственным праздникам для родителей мы всегда оформляем стенгазеты. Мы создаем с детьми поздравительные и тематические стенгазеты. Они вызывают неподдельный интерес и благодарность родителей. А дети, увидев себя в такой газете, испытывают чувство гордости и причастности к общему делу.

     Виртуальное общение позволяет педагогам всегда быть на связи с родителями. Сайт ДОУ обеспечивает общение с родителями в режиме реального  времени, создает условия для диалога с педагогами и родителями других детей.

     В своей работе мы используем мессенджер Telegrаm. Проводим блиц – опросы, касающиеся воспитания и обучения. Даем родителям домашние задания, например, повторить выученное сегодня стихотворение. Транслируем фотографии детей  и видео с праздничных мероприятий. Благодаря этому каждый родитель имеет шанс прожить день в детском саду со своим ребенком, удостовериться  в его позитивном настроении и оценить работу педагога.

     В социальной сети ВКонтакте мы создали закрытую группу от посторонних, где так же размещаем фото и видео – отчеты, консультативные материалы по разным направлениям в развитии детей.

     Таким образом, мы постоянно используем  возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2022–2023 учебный год

Месяц учебного года

Формы взаимодействия с родителями

Сентябрь

1. Анкетирование «Давайте знакомиться».

2. Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения на новый учебный год».

3. Папка – передвижка «Знакомим детей с осенними явлениями в природе».

4. Развлечение «День знаний».

5. Выставка семейных фотографий «Мое веселое лето».  

6. Памятка «Терроризм – угроза обществу».

7. Выставка семейных рисунков «Детям нужен мир».

8. Консультация «Безопасность ребенка в ваших руках».

9. Консультация «Возрастные особенности детей 5-6 лет».

10. Индивидуальная беседа «Если ваш ребенок застенчив».

Октябрь

1. Осенний праздник.

2. Совместное с родителями изготовление атрибутов и костюмов к осеннему утреннику.

3. Выставка совместного творчества из природного материала «Осенняя фантазия».

4. Выставка семейных фотографий « Моя спортивная семья».

5. Акция «Доброе дело для пожилого человека».

6. Памятка «О пользе профилактических прививок».

7. Папка – передвижка «Как сберечь электроэнергию»

8. Консультация «Выбираем ребенку разные виды спорта».

9. Консультация «Закаливание организма ребенка».

10. Индивидуальная беседа «Если ребенок играет в агрессивные игры».

Ноябрь

1. Участие в проекте «Хобби наших мам».

2. Создание и показ презентаций «Хобби моей мамы».

3. Мастер – класс родительницы по изготовлению букета из сухофруктов.

4. Поздравительный плакат к Дню матери.

5. Папка – передвижка «День народного единства».

6. Выставка рисунков «Портрет моей мамы».

7. Поздравительный плакат к международному Дню толерантности.

8. Консультация «Роль матери в воспитании сына».

9. Консультация « Грипп и его профилактика».

10. Индивидуальная беседа « Совместный труд ребенка и взрослого».

Декабрь

1. Совместное с родителями изготовление атрибутов и костюмов к зимнему утреннику.

2. Зимний праздник.

3. Поздравительный плакат  к Новому году.

4. Участие в выставке «Елка из подручных материалов».

5. Памятка «Безопасность в Новогодние праздники».

6. Выставка совместного творчества «Мастерская деда Мороза».

7. Папка – передвижка «Дед Морозы разных стран».

8. Консультация «Семейные традиции празднования Нового года».

9. Консультация «Первая помощь при обморожениях».

10. Индивидуальная беседа «Если у ребенка плохой аппетит».

Январь

1. Выставка семейных фотографий « Мой веселый Новый год».

2. Совместное изготовление развивающих дидактических пособий.

3. Помощь родителей в постройке горки и очистке участка от снега.

4. Акция добрых дел «Кормушки для птиц из подарочных наборов».

5. Памятка «Осторожно – гололедица».

6. Папка – передвижка «Знакомим детей с зимними явлениями в природе».

7. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку познавательной и интересной».

8. Консультация «Зимние травмы детей».

9. Индивидуальная беседа « Совместный труд ребенка и взрослого».

Февраль

1. Праздник к Дню защитника Отечества.

2. Выставка детских рисунков «Мой папа солдат».

3. Поздравительный плакат к Дню защитника Отечества.

4. Мастер -  класс родителей по строевой подготовке и изготовлению самолетиков из бумаги.

5. Познавательные рассказы пап о службе в Армии.

6. Участие в конкурсе «Мой папа – самый лучший».

7. Выставка фотографий  «Мой папа - защитник».

8. Консультация «Будущий мужчина или как правильно воспитать мальчика».

9. Консультация «Развиваем у ребенка память и внимание».

10. Индивидуальная беседа «Как справиться с капризами ребенка».

Март

1. Праздник к Дню 8 марта.

2. Выставка рисунков «Цветы для наших мам».

3. Поздравительный плакат к Дню 8 марта.

4. Встреча с мамой – почтальоном и показ мастер – класса по изготовлению бумажного конвертика.

5. Выставка фотографий «Наши любимые мамочки».

6. Развлечение «Широкая Масленица».

7. Папка – передвижка «Масленица».

8. Папка – передвижка ««Знакомим детей с весенними явлениями в природе».

9. Консультация «Воспитание ответственности у дошкольников».

10. Индивидуальная беседа «Если ваш ребенок левша».

Апрель

1. Развлечение «День смеха».

2. Совместное с родителями изготовление атрибутов и костюмов к весеннему утреннику.

3. Весенний  праздник.

4. Участие в проекте «Огород на окне».

5. Выставка совместного творчества «Как я вижу космос».

6. Папка – передвижка «Что рассказать детям о космосе».

7. Памятка « Пожарная безопасность».

8. Консультация « Как совмещать работу и воспитание».

9. Консультация « Детские фантазии и страхи».

10. Индивидуальная беседа «Почему ребенок грызет ногти?».

Май

1. Участие в акции «Окна Победы».

2. Выставка фотографий «Стена памяти».

3. Праздник «День Победы».

4. Папка – передвижка «Произведения о войне для детей».

5. Просмотр презентации «Они сражались за Родину».

6. Родительское собрание «Итоги учебного года».

7. Субботник «Благоустройства участка».

8.  Консультация «Что рассказать детям о Великой Отечественной войне».

9. Консультация «Ребенок и компьютер».

10. Индивидуальная беседа «Роль отца в воспитании дочери».

Июнь

1. Праздник к Дню защиты детей.

2. Выставка совместного творчества «Моя страна – Россия».

3. Изготовление памяток «День памяти и скорби – начало Великой Отечественной войны».

4. Акция  «Украсим клумбу цветами».

5. Папка – передвижка «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах».

6. Консультация ««Летние инфекции».

7. Консультация «Осторожно, клещи».

8. Индивидуальная беседа «Гиперактивный ребенок».

Июль

1. Совместное изготовление гирлянды «Достопримечательности Автозаводского района»

2. Выставка семейных фотографий «Моя любимая семья».

3. Выставка детских рисунков «Моя семья».

4. Папка – передвижка « Что нужно знать детям о ядовитых растениях».

5. Консультация «Если ребенка ужалила пчела».

6. Консультация «Семья и семейные ценности».

7. Индивидуальная беседа «Как преодолеть рассеянность у ребенка».

Август

1. Выставка семейных фотографий «Любимые места Автозаводского района»

2. Акция добрых дел «Помощь в подготовке группы к новому учебному году».

3. Изготовление памяток «Сохраним наш район чистым».

4. Папка – передвижка «Что рассказать детям об Автозаводском районе».

5. Консультация «Безопасность детей в природе».

6. Консультация «Искусство хвалить ребенка».

7. Индивидуальная беседа «Как научить ребенка справляться с гневом».

3.Заключительный этап

1.Анализ проведенной работы.

Работа с проектом показала, что благодаря разнообразным нетрадиционным формам работы с родителями удалось установить социальное партнерство между педагогами дошкольного учреждения и семьями воспитанников. У родителей расширились теоретические и практические знания в вопросах воспитания детей, активизировались и обогатились воспитательные умения, возникла уверенность в собственных педагогических возможностях. Они стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах. В процессе работы была организована  прочная связь с социальными объектами города, которая включает развитие творческой самостоятельности, эстетический вкус через совместную театрализованную, изобразительную деятельность детей и родителей. Сами дети стали более открытыми, раскрепощёнными, могут свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. У детей развилось чувство защищенности, семейной сплочённости, появился интерес к истории своей семьи, пришло осознание себя как полноценного, любимого члена семьи. А педагоги получили возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а так же самосовершенствование в своей профессии.

2. Презентация продукта проектной деятельности.

3. Публикации в СМИ статьи по данной теме.

Используемая литература и интернет источники

1. Агавелян  М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.

2. Буева И. Социальное партнерство: детский сад и дополнительное образование. - Дошкольное воспитание, №7,  2008.

3. Быкадорова Н. К. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения: социальное партнерство в интересах детей: воспитание дошкольников. -  Новая библиотека, №3, 2007.

4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М., 2014г.

5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.

6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. - М., 2009 г.

7. Микляева. Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей – М., 2006.

8. Пантелеева Н. Г. Социальное партнерство детского сада и родителей. – М., 2013г.

9. Сертакова М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дисскусии, практикумы, встречи за круглым столом. – Волгоград, 2015.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013, № 1155

11. http://doshvozrast.ru/ -  Воспитание детей дошкольного возраста  в детском саду и семье

12. http://nsportal.ru/ - Социальная сеть «Наша сеть»

13. http://www.doshcolniki.ru/ - Социально-педагогический портал «Дошкольники»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк социальный паспорт семей воспитанников группы детского сада

Бланк социальный паспорт семей воспитанников группы детского сада...

Методический паспорт проектной деятельности средней группы «Моя семья - моя радость!»

Данный материал поможет воспитателю в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста в рамках проекта "Моя семья-моя радость!"...

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...

Выступление «Формы организации в ДОУ праздников в рамках социального партнерства семьями воспитанников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1«МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»143968, Московская обл.,...

Социальный паспорт семьи воспитанника детского сада

Социально-педагогический паспорт и является первичным документом, в котором обобщаются данные, позволяющие делать те или иные оценки дающие представления об обстановке в семье....

Анкета для родителей "Социальный паспорт семьи воспитанника ДОУ"

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ семьи воспитанника ДОУФ.И.О. воспитанника __________________________________________________________________Дата рождения ______________________________ пол ________________________...

«Методическое сопровождение педагогов по вовлечению семей воспитанников в образовательный и воспитательный процесс ДОУ в рамках проектной деятельности (проектная технология)»

В статье раскрываются принципы проектной деятельности, значение внедрения проектной технологии в образовательный и воспитательны процесс ДОУ для повышения профессионализма как каждого педагога в отдел...