Ребенок перегружен кружками. Как распознать и предотвратить хронический стресс от кружков и занятий?
консультация

Швачко Елизавета Дмитриевна

Родители, желая дать ребенку все возможности, часто не замечают тонкой грани между гармоничным развитием и истощающей перегрузкой. Вот подробный план, как распознать тревожные сигналы и что делать для профилактики хронического стресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок перегружен кружками.

Как распознать и предотвратить хронический стресс от кружков и занятий?

«Большое количество кружков? Хорошо, много возможностей, ребенок не ерундой занят, а делом, не играет бесцельно!»

Это далеко от истинного блага. Ребенку действительно нужно всё: химия, спорт, математика, занятия астрологией, гандбол. Мы с рождения начинаем искать то, что может нам по-настоящему понравиться. Если есть возможность показать ребенку различные виды деятельности – это прекрасно, что-то может его стать профессией или остаться хобби на всю жизнь. Но все это с важным условием:

Все должно быть в меру. Чаще всего мы не показываем ребенку мир выборов, а решаем за него. «Тебе уже 3 года, ты большой, пора развиваться. Будешь ходить сюда и вот сюда, потому что я решил, что тебе это будет нужно».

Подобные инициативы часто отнимают у ребенка все его детство. А детство ведь нам дано, чтобы потом всю жизнь вспоминать самые интересные игры и приключения в нашей жизни.

Что происходит в мозге перегруженного ребенка? Современные исследования гласят – чрезмерная организованная активность – не привилегия, а ошибка, приводящая к серьезным изменениям в работе мозга:

Префронтальная кора (контроль, планирование) работает менее эффективно: забывчивость, трудности следования инструкциям, импульсивность.

Миндалевидное тело (эмоциональный центр) становится гиперактивным. Ребенок демонстрирует тревожность, раздражительность, плаксивость.

Гиппокамп (память, обучение) хуже справляется со своими функциями – снижается успеваемость.

Система вознаграждения - ребенок теряет мотивацию к ранее любимым занятиям.

Как распознать признаки хронического стресса у ребенка

Симптомы проявляются на нескольких уровнях. Важно смотреть на совокупность признаков, а не на один-два отдельных.

Эмоциональное и поведенческое состояние:

Повышенная раздражительность и плаксивость: Ребенок часто ноет, злится по пустякам, устраивает истерики из-за мелочей, которые раньше его не беспокоили.

Тревожность и беспокойство: Появляются страхи (темноты, оставаться одному), чрезмерное волнение перед занятиями или соревнованиями.

Апатия и потеря интереса: То, что раньше радовало (кружки, хобби), теперь вызывает отторжение. Ребенок говорит «мне скучно» и ничего не хочет.

Чувство вины и самокритика: «Я плохо справляюсь», «Я подвел тренера/учителя», «У меня ничего не получается».

Резкие перепады настроения: Эйфория быстро сменяется унынием.

Физическое состояние:

Постоянная усталость: Ребенок вялый, сонный, даже после полноценного сна ему трудно «включиться».

Нарушения сна: Трудно заснуть вечером, беспокойный сон, частые пробуждения или, наоборот, повышенная сонливость.

Изменения аппетита: Может как снижаться, так и усиливаться («заедание» стресса).

Частые недомогания: Головные боли, боли в животе без явной физической причины, частые простуды из-за снижения иммунитета. Это классические «психосоматические» проявления.

Мышечное напряжение, особенно в шее и спине.

Интеллектуальное состояние и успеваемость:

Ухудшение памяти и концентрации: Ребенку трудно сосредоточиться на уроках, он становится рассеянным.

Снижение успеваемости: Появление троек и двоек по тем предметам, где раньше были хорошие оценки.

Нежелание делать домашние задания: Прокрастинация, откладывание на потом.

Социальные признаки:

Изоляция: Ребенок перестает общаться с друзьями, отказывается от приглашений в гости, прогулок.

Конфликты: Учащаются ссоры с братьями, сестрами, одноклассниками.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Баланс: в соотношении игры-занятия до 7 лет игры всегда превалируют: чем младше ребенок, тем сильнее он нуждается в игре. Только в школе ситуация начинает меняться.

Количество оптимально: 3–6 лет: 1–2 кружка, желательно в игровой форме.

Разнообразие и осознанность: спорт, творчество, интеллектуальное развитие, по интересам – миксуйте, все в меру.

Наблюдайте за состоянием ребенка: после занятий не может прийти в себя 30-60 минут = нагрузка чрезмерна.

Режим: достаточное количество сна, время на прогулки и игры. Минимум 1-2 выходных дня без всего.

Мнение ребенка:

  • Если жалуется, хочет бросить – обсуждайте причины.
  • Давайте пробовать разное, без давления.

Не гнаться за количеством: выбирать то, что приносит удовольствие, пользу.

Ресурсы ребенка ограничены, а способность к восстановлению зависит от возможности «отключаться» от организованной деятельности.

Игра – не роскошь, не просто развлечение, а необходимость и важнейшая ступень развития.

Что делать, если вы уже видите признаки стресса

1. Не игнорируйте сигналы. Фразы «соберись» или «все через это проходят» только усугубят проблему.

2. Откровенно поговорите. Скажите: «Я вижу, что ты стал более уставшим и раздражительным. Давай подумаем, как мы можем тебе помочь». Предложите варианты: взять перерыв, сократить количество занятий.

3. Введите «каникулы». Договоритесь о временном (на 2-4 недели) прекращении посещения всех или самых напряженных кружков. Посмотрите на состояние ребенка. Часто после такого отдыха возвращается энергия и интерес.

4. Расставьте приоритеты. Если отказаться от всего нельзя, выберите вместе 1-2 самых важных направления, а от остальных на время откажитесь.

5. Обратитесь к специалисту. Если вы не справляетесь сами, симптомы не проходят или усиливаются, обязательно проконсультируйтесь с детским психологом или неврологом.

Главный вывод: Детство — это не время для подготовки к жизни, это и есть сама жизнь. Цель кружков — обогатить ее, а не истощить. Самый ценный ресурс, который вы можете дать своему ребенку, — это время на то, чтобы быть просто ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

"БОЛЕЗНИ ДЕТОК КАК РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС и КАК ЭТО ПРЕДОТВРАТИТЬ (Игры - Практики с детьми). (Светлана Ройз, врач-педиатр).

"БОЛЕЗНИ ДЕТОК КАК РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС и КАК ЭТО ПРЕДОТВРАТИТЬ (Игры - Практики с детьми). (Светлана Ройз, врач-педиатр) Мы много раз говорили, что дети реагируют на любые события эмоциями и с...

Консультативно - методический пункт «Как распознать, что ваш ребёнок испытывает психологический стресс»

          Гармоничное, правильное развитие ребенка, его личности возможно при наличии здоровья, в том числе и психологического здоровья. Должно быть благополучие в детс...

План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе

Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...

Консультация для родителей «Переутомление у детей дошкольного возраста: как распознать и предотвратить»

Консультация для родителей «Переутомление у детей дошкольного возраста: как распознать и предотвратить»...