«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
статья
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине, Отечеству, его народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, идентификацию себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Патриотизм означает не только наличие высоких моральных и правовых требований к личности со стороны государства, но и каждой личности к государству.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине, Отечеству, его народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, идентификацию себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Патриотизм означает не только наличие высоких моральных и правовых требований к личности со стороны государства, но и каждой личности к государству.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Патриотическое воспитание в детском саду - это сложная социально - психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Родины, к защите ее интересов. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. К сожалению, в методической литературе освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
В своей работе можно использовать разные формы воспитания: целевые прогулки, к памятникам, монументам, в краеведческий музей. Так же используются различные формы работы с детьми - это рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного город; наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках); демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций; знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми; знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников. Именно художественная литература помогает решить поставленную задачу.
С помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине.
Произведения устного народного творчества помогут сформировать у детей такие понятия, как «Родина», «Малая Родина». Для этого можно использовать пословицы и поговорки о Родине.
Приобщение детей к культурным традициям нашего народа проходило в проведении народных праздников (Масленица, Святки, Пасха) – знакомимся с закличками.
Большую помощь в ознакомлении с историей возникновения и становления Руси окажут легенды. Особый интерес у детей может вызвать легенда о символике нашего города.
Дошкольный возраст – это возраст, когда ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Удачно выбранная и выразительно рассказанная сказка, обязательно найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Дошкольникам предоставляется возможность самим увидеть в произведение отношение героев к Родине. Например, в произведении А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» отсутствует прямое отношение к родине. В произведение говорится о тридцать трех богатырях согласно которые служили для того что бы защищать родину от врагов.
Так же есть упоминание о богатырях в народных сказках это такие как «Соловей Разбойник», «Финист-ясный сокол», «Никита-Кожемяка», и в многих других произведения.
При знакомстве детей с улицами нашего села можно обратить внимание на то, что многие улицы названы в честь людей, прославившихся своей деятельностью. Так же улицы носят имена героев. О героях Великой Отечественной войны дети узнали из рассказов. Стихи и рассказы о войне действуют на сознание детей вдохновляюще. Дети сопереживают и сочувствуют героям, они пропускают через себя всю жестокость и беспощадность войны, негодуют против нападений на беззащитных людей. Читали произведения: М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», С. Алексеев «Ночной таран».
Привлечь интерес к миру природы родного края помогут следующие произведения: В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», Л.Н. Толстой «Дуб и орешник», Г. Снегирев «Ласточка», И. Соколов – Микитов «Лисья нора».
Кроме непосредственной образовательной деятельности, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений.
Художественная литература является действенным способом воспитание патриотизма у детей, так как она не только сообщает ребенку о данной моральной норме, а благодаря художественному слову воздействует на чувства и сознание ребенка, в том числе и на воспитание патриотизма.
Слушая или читая художественную литературу, направленную на воспитание моральных качеств, в том числе патриотизма, ребенок находит в литературе эталоны любви к Родине. Как правило, в детской литературе мало полутонов, поступки зачастую делятся на плохие и хорошие, честные и бесчестные.
Русская детская литература имеет множество прекрасных образцов, которые могут способствовать всестороннему развитию ребенка и формированию патриотизма у детей. Например, в этом отношении бесценным представляется творчество прекрасных детских писателей - Л.Н. Толстого, К.И. Чуковского, С.А. Михалкова.
Особенно сильное воспитательное воздействие на развитие патриотизма у детей оказывают рассказы, в которых главными героями являются сами дети и описываются такие жизненные бытовые ситуации, которые, скорее всего, происходили почти со всеми детьми. Чтобы поговорить с детьми на тему «Наши защитники в мирные дни» для чтения с детьми подойдет стихотворение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
Целое занятие можно посветить чтению стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа», а затем беседе по нему. Чтению отрывка из этого стихотворения о службе в армии побудит в детях чувство гордости за свою армию. Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще. В дошкольных организациях используется целый ряд комплексов по патриотическому воспитанию с использования художественных произведений: педагогические проекты, игротека, концерты, досуги и конечно же является непосредственная образовательная деятельность. Каждый комплекс направлен на воспитание ребенка, так как группа старшего дошкольного возраста, то в это время дети начинают переживать, ставят себя на место героев произведения.
Подборка детских литературных произведений гражданско-патриотической направленности.
Произведения по теме «Родина моя»
(наша страна, наша армия, освоение космоса)
А. Барто «На заставе»
А. Леонов «Шаги над планетой»
А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка»
В. Бороздин «Первый в космосе»
В. Кащенко «Найди созвездие»
В. Медведев «Звездолёт Брунька»
Е. Благинина «Шинель»
К. Булычёв «Тайна третьей планеты»
К. Чуковский «Федорино горе»
Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»
Н. Носов «Незнайка на луне»
П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
С. Алексеев «Первый ночной таран»
А. Митяев «Мешок овсянки»
А. Прокофьев «Родина»
А. Твардовский «Рассказ танкиста»
В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине»
Е. Пермяк «Мамина работа»
З. Александрова «Дозор», «Родина»
К. Симонов «Сын артиллериста»
Л. Квитко «Бабушкины руки»
М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни»
М. Родина «мамины руки»
М.Ю. Лермонтов «Родина»
О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».
С. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину»
С. Михалков «Моя улица».
А. Барто «Веревочка», «На заставе»
А. Дугилов «Моя улица».
А. Леонов «Шаги над планетой»
А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Землянка», «Мешок овсянки»
А. Прокофьев «Родина»
А. Твардовский «Рассказ танкиста»
В. Бороздин «Первый в космосе»
В. Кащенко «Найди созвездие»
В. Медведев «Звездолёт Брунька»
В.Н.Орлов «Парад», «Салют», «Рисунок», «Старший брат», «Что нельзя купить»
Е. Благинина «Шинель»
З. Александрова «Дозор», «Родина»
К. Булычёв «Тайна третьей планеты»
Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»
М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»
М.Ю. Лермонтов «Родина»
Н. Носов «Незнайка на луне».
О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора»
П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»
С. Михалков «Моя улица»
С. Баруздин «За Родину»
С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Ю.А. Гагарин «Вижу землю»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей» Консультация для воспитателей
«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей»Консультация для воспитателей(из опыта работы воспитателей 2-й...

Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста.
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста. Из опыта работы...

«Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интелл...
Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Статья о роли художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Статья полезна как для педагогов, так и для родителей. В статье представлена подборка детских литературн...
КАРТОТЕКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы с дошкольниками. В последнее...

Выступление на методическом часе "Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Выступление на методическом часе...

«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей».
Цель: Продолжать формировать у детей чувство патриотизма. Воспитывать любовь и уважение к родителям, стране, малой Родине....