План самообразования "Шашки – инструмент развития логического мышления дошкольников"
проект (подготовительная группа)
Данный план направлен на формирование знаний и умений игры в шашки среди детей подготовительной группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
План самообразования
2025 – 2026 учебный год
«Шашки – инструмент развития логического мышления дошкольников»
Автор: Воспитатель Петрова Яна Петровна
Санкт-Петербург
2025 г.
Пояснительная записка
Ребенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования, профессии. Родители совместно с педагогами должны помогать ребенку развивать логическое мышление.
Тема обучения старших дошкольников игре в шашки в педагогике мало изучена.
Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других ученых установили, что именно в возрасте 5 – 12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль – слово», «мысль – действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.
Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления, развитию математических способностей в непринужденной игровой форме.
Новизна состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм в шашки и шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.
Отличительной особенностью является:
- направление акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;
- формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.
Цель: развитие интеллектуальных и математических способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.
Обучающие задачи:
1. научить детей играть в настольную игру шашки, а затем и в шахматы, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;
2. обучить простым комбинациям, практике шашечной и шахматной игры;
3. обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной и шахматной партии.
Развивающие задачи:
1. развивать стремление детей к самостоятельности;
2. активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;
3. развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.
Воспитательные задачи:
1. воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям; 2.воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность к принятии решений;
3. выработать у детей умения применять полученные знания на практике.
Дидактические принципы:
Развивающей деятельности – игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание
Вариативности — у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора: доступности, последовательности и системности программного материала творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Методы и формы проведения игровых встреч
• Словесный: рассказ, беседа, объяснение, чтение стихотворений, сказок, загадок, легенд, рассказов о шашках;
• Наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске, просмотры мультфильмов, видеозанятий, презентаций о шашках.
• Практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Направления
• методическая деятельность с педагогами
• организованная кружковая деятельность с детьми
• взаимодействие с родителями
• социальное партнерство
Ожидаемые результаты.
• Научить детей игре в шашки
• Развитие интеллектуальных и математических способностей у детей.
• Составление конспектов занятий, досугов и праздников, соревнований по игре в шашки и шахматы.
• Привлечение родителей к работе с детьми.
Участники — партнеры: все педагоги детского сада, дети подготовительной группы, их родители.
Этапы реализации
- Подготовительный
Мероприятия для педагога
• Определение целей и задач.
• Подбор методической литературы
• Составление плана мероприятий.
- Основной этап.
Мероприятия для педагога.
• Проведение познавательных, игровых и досуговых мероприятий.
• Подготовка детей к участию в мероприятиях
Мероприятия для детей:
• Этапы обучения игре в шашки
• Знакомство с доской
• Знакомство с фигурами
• Обучение правилам игры
• Игра в шашки
• Участие в соревнованиях
Мероприятия для родителей:
• Привлечение родителей к участию.
• Непосредственное участие в занятиях, праздниках и соревнованиях.
- Заключительный этап.
Мероприятия для педагога
• Подведение итогов.
• Анализ выполнения плана мероприятий
• Анализ успешности работы с детьми, родителями.
Мероприятия для детей:
• Соревнование по игре в шашки между детьми.
Мероприятия для родителей:
• Соревнование по игре в шашки и шахматы между родителями.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
№п/п | Содержание работы | Срок выполнения |
1 | Подготовительный этап: Подбор и изучение литературы по теме. Создание плана работы | Октябрь 2025 |
2 | Основной этап: | |
Беседа «История возникновения игры в шашки» Презентация по теме Цель: познакомить детей с историей возникновения игры в шашки, с игровым полем и фигурами, правилами игры и основными ходами. | Ноябрь 2025 | |
«Играем в шашки» Цель: научить детей основным правилам игры в шашки, основным ходам, тренироваться игре в шашки. | Ноябрь 2025 – март 2026 | |
«Соревнования по игре в шашки» (между детьми, между родителями) Цель: закрепить у детей навыки игры в шашки путем соревнования, воспитывать дух соревнования, развивать интеллектуальные и математические способности у детей. | Апрель 2026 | |
3 | Заключительный этап: подведение итогов анализ результатов работы | Май 2026 |
Работа с родителями
№п/п | Содержание работы | Срок выполнения |
1 | Консультация для родителей «Шашки увлекательная игра» | Ноябрь 2025 |
2 | Мастер класс для родителей «Виды игр в шашки» | Январь 2026 |
3 | Шашечный турнир среди детей и родителей | Апрель 2026 |
4 | Презентация «Наши шашки» | Май 2026 |
Список литературы:
- Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
- Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
- Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров’ я, 1985. – 88 с.
- Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
- Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с. 7. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», — М.: Чистые пруды, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".
Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...
«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...
Презентация педагогического опыта на тему: "Палочки Х.Кюизенера как инструмент развития логического мышления дошкольников"
В 2014 году участвовала в городском конкурсе педагогического мастерства "Воспитатель года - 2014" «Палочки Х. Кюизенера как инструмент развития логического мышления дошкольников в интегрированной...
Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

План по самообразованию "Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр".
Перспективный план работы на 2020-2021 по данной теме....

План самообразования педагога «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».
Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становит...

План по самообразованию "«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе»
Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе...