План самообразования "Шашки – инструмент развития логического мышления дошкольников"
проект (подготовительная группа)

Данный план направлен на формирование знаний и умений игры в шашки среди детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2025_-2026.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

План самообразования

2025 – 2026 учебный год

«Шашки – инструмент развития логического мышления дошкольников»

Автор: Воспитатель Петрова Яна Петровна

Санкт-Петербург

2025 г.

Пояснительная записка

Ребенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования, профессии. Родители совместно с педагогами должны помогать ребенку развивать логическое мышление.

Тема обучения старших дошкольников игре в шашки в педагогике мало изучена.

Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других ученых установили, что именно в возрасте 5 – 12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль – слово», «мысль – действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления, развитию математических способностей в непринужденной игровой форме.

Новизна состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм в шашки и шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.

Отличительной особенностью является:

-        направление акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;

-        формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.

Цель: развитие интеллектуальных и математических способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.

Обучающие задачи:

1.        научить детей играть в настольную игру шашки, а затем и в шахматы, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;

2.        обучить простым комбинациям, практике шашечной и шахматной игры;

3.        обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной и шахматной партии.

Развивающие задачи:

1.        развивать стремление детей к самостоятельности;

2.        активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;

3.        развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.

Воспитательные задачи:

1.        воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям; 2.воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность к принятии решений;

3.        выработать у детей умения применять полученные знания на практике.

Дидактические принципы:

Развивающей деятельности – игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание

Вариативности — у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора: доступности, последовательности и системности программного материала творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Методы и формы проведения игровых встреч

•        Словесный: рассказ, беседа, объяснение, чтение стихотворений, сказок, загадок, легенд, рассказов о шашках;

•        Наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске, просмотры мультфильмов, видеозанятий, презентаций о шашках.

•        Практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Направления

•        методическая деятельность с педагогами

•        организованная кружковая деятельность с детьми

•        взаимодействие с родителями

•        социальное партнерство

Ожидаемые результаты.

•        Научить детей игре в шашки

•        Развитие интеллектуальных и математических способностей у детей.

•        Составление конспектов занятий, досугов и праздников, соревнований по игре в шашки и шахматы.

•        Привлечение родителей к работе с детьми.

 

Участники — партнеры: все педагоги детского сада, дети подготовительной группы, их родители.

Этапы реализации

  1. Подготовительный

Мероприятия для педагога

•        Определение целей и задач.

•        Подбор методической литературы

•        Составление плана мероприятий.

  1. Основной этап.

Мероприятия для педагога.

•        Проведение познавательных, игровых и досуговых мероприятий.

•        Подготовка детей к участию в мероприятиях

Мероприятия для детей:

•        Этапы обучения игре в шашки

•        Знакомство с доской

•        Знакомство с фигурами

•        Обучение правилам игры

•        Игра в шашки

•        Участие в соревнованиях

Мероприятия для родителей:

•        Привлечение родителей к участию.

•        Непосредственное участие в занятиях, праздниках и соревнованиях.

  1. Заключительный этап.

Мероприятия для педагога

•        Подведение итогов.

•        Анализ выполнения плана мероприятий

•        Анализ успешности работы с детьми, родителями.

Мероприятия для детей:

•        Соревнование по игре в шашки между детьми.

Мероприятия для родителей:

•        Соревнование по игре в шашки и шахматы между родителями.

 

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

№п/п

Содержание работы

Срок выполнения

1

Подготовительный этап:

Подбор и изучение литературы по теме.

Создание плана работы        

Октябрь 2025

2

Основной этап:

Беседа «История возникновения игры в шашки»

Презентация по теме

Цель: познакомить детей с историей возникновения игры в шашки, с игровым полем и фигурами, правилами игры и

основными ходами.

Ноябрь 2025

«Играем в шашки»

Цель: научить детей основным правилам игры в шашки, основным ходам, тренироваться игре в шашки.        

Ноябрь 2025 – март 2026

«Соревнования по игре в шашки» (между детьми, между родителями)

Цель: закрепить у детей навыки игры в шашки путем

соревнования, воспитывать дух соревнования, развивать интеллектуальные и математические способности у детей.        

Апрель 2026

3

Заключительный этап:

подведение итогов

анализ результатов работы        

Май 2026

        

Работа с родителями

№п/п

Содержание работы

Срок выполнения

1

Консультация для родителей «Шашки увлекательная игра»        

Ноябрь 2025

2

Мастер класс для родителей «Виды игр в шашки»

Январь 2026

3

Шашечный турнир среди детей и родителей

Апрель 2026

4

Презентация «Наши шашки»

Май 2026

Список литературы:

  1. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  2. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
  3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров’ я, 1985. – 88 с.
  4.  Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с. 
  5.  Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с. 7. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», — М.: Чистые пруды, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...

Презентация педагогического опыта на тему: "Палочки Х.Кюизенера как инструмент развития логического мышления дошкольников"

В 2014 году участвовала в городском конкурсе педагогического мастерства "Воспитатель года - 2014" «Палочки Х. Кюизенера как инструмент развития логического мышления дошкольников в интегрированной...

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

План самообразования педагога «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».

Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становит...

План по самообразованию "«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе»

Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе...