Конспект в старшей группе листья и плоды: «Тополь»
план-конспект занятия (старшая группа)
Программное содержание:
- расширить и систематизировать знания детей о тополе.
- словарь: светолюбивый, влага, влаголюбивый, быстрорастущий.
- развивать мышление, умение применить теоретические знания на практике.
- воспитывать интерес к природе ближайшего окружения.
План занятия:
- показать детям картину. Загадайте загадку про тополь.
- прочитайте детям стихотворения А. Фета «Тополь»
- рассказать детям о тополе его листьях и плодах, опираясь на текст, приведённый ниже.
- предложите детям вопросы: Как выглядит тополь? Какие у этого дерева листья? Что собой представляют плоды тополя?
- прочитайте детям рассказ «Тополя» Е. Пермяк
Ход занятия:
Ребята послушайте стихотворения известного поэта А. Фета «Тополь»
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь тёплый юг.
Тополь - род деревьев семейств ивовых. Это одно из самых популярных на земле листопадных деревьев с прямым стволом, с кроной раскидистой или пирамидальной формы. Зелёные блестящие листья тополя похожи формой на сердце. Листья некоторых тополей имеют треугольную форму и зубчатые края. Мелкие цветки тополя собраны в серёжки, которые появляются до начала распускания листьев или одновременно с ними. Плод этого дерева – коробочка с мелкими семенами, в них -летучки в виде пучка волосков. Это тополиный пух. Когда летит пух , деревья стоят , точно в шубе. Насчитывается около ста десяти видов тополя. Живёт тополь восемьдесят- девяносто лет. Это дерево растёт почти на всей территории России. Тополя выделяют в воздух огромное количество кислорода. Издавна дерево используют в медицине. В почках побегов тополя содержится витамин С и много полезных веществ. Отвары и настои, приготовленные из тополиных почек, обладают противовоспалительным, жаропонижающим, противоревматическим свойствами. В старину люди считали, сто если что-то болит, то этим местом нужно прислонится к тополю. А ещё тополю можно пожаловаться, если плохо на душе или кто-то обидел, при этом тополь нужно обнять руками и постоять так несколько минут. Тополь изгонит печаль и приносит облегчение. Тополь растёт очень быстро, за год тополь вырастает на 1,5–2 метра. Ребята, а теперь послушайте рассказ «Тополя» Е. Пермяк От станции до совхозного поселка Малиновка не более километра. Мой багаж состоял из заплечного мешка и походной сумки. Меня должен был встретить главный агроном совхоза, но, видимо, он проспал. И немудрено – поезд пришел в четыре часа утра. Мне указали дорогу, и я направился в Малиновку. Дорога была на редкость прямой. Буквально как струна. По обе стороны дороги росли довольно большие тополя. Они так украшали ее, что слово «аллея» мне показалось более точным для этого зеленого коридора. Я не прошел и ста шагов, как увидел бегущего навстречу мне человека. «Наверно, это и есть проспавший Николай Иванович Чумаков?» ─ подумал я.
Так и оказалось.
Мы познакомились «очно», до этого мы были знакомы только телефонно. По телефону Чумаков зазвал меня в Малиновку, чтобы посмотреть новейший сорт гороха.
Главный агроном еще раз представился мне, и мы пошли вместе. Ему не терпелось, и он сразу же начал рассказывать о достоинствах своего гороха. Заметив, однако, что я любуюсь стройными тополями, Чумаков сказал:
─ Все почему-то на них обращают внимание.
─ На них нельзя не обратить внимание. Они все, как один. И такие стройные. Неужели вы не замечаете этой красоты? ─ спросил я.
─ Да нет, замечаю. Только я как-то стесняюсь обращать внимание на эту красоту.
─ Почему?
─ Нескромно.
Я не понял ответа и переспросил:
─ Почему же нескромно?
─ Лучше не спрашивайте. Я уже побывал в хвастунах за эти тополя. Рассказывал как-то одному приезжему, а он не поверил. Не поверил и сказал мне, что будто бы я люблю набивать себе цену. Я цены никакой не набивал. Я сказал то, что было…
─ Что же было-то?
─ Увольте. Честное слово, увольте. Я боюсь, что упадет от этих тополей нехорошая тень на наш хороший горох.
─ Нет уж, не уволю, ─ сказал я, чувствуя, что с тополями связано что-то интересное. ─ Коли начали, Николай Иванович, так рассказывайте!
Мой новый знакомый густо покраснел, потом предупредил:
─ Тогда я не чистую правду расскажу. Потому что правда не очень правдоподобно выглядит. И мне даже самому теперь не верится, что было это именно так. Слушайте.
И он принялся рассказывать
* * *
─ В нашей Малиновке, которая тогда еще была деревней, а не совхозным поселком, жил мальчик. Не я. Этот мальчик очень тянулся к растениям и с малых лет так любил их, что его родители начали побаиваться, как бы их сыночек не свихнулся на этом. Посудите сами, если у него в двенадцать лет не только свои парники, но и теплица собственной конструкции. И как-то этот самый мальчик, который уже очень много знал о растениях, удивился самому простому – живучести тополей. Надо сказать, что и теперь, спустя много лет, этот мальчик, получив высшее агрономическое образование, не перестает удивляться чуду тополиного черенка.
А в те годы он даже не поверил, что из черенка длиной немногим больше карандаша может вырасти дерево. Но журнал, в котором он прочитал статью от тополях, утверждал именно это. Там говорилось, что по весне обычно стригут старые тополя и выбрасывают их ветви. А между тем из каждой ветки можно нарезать не один десяток черенков. Так и сказано было в журнале.
Раздобыв тополиных веток, мальчик нарезал из них черенков и посадил их в землю. Одни полил, а другие для проверки оставил без воды. Прошла неделя, лопнула верхняя почка и дала листки. А потом из листиков стала расти веточка. Хлыстик такой. И можете себе представить, уже к осени эта веточка переросла парнишку чуть не в полтора раза. Почти деревце. Но деревце без ветвей. Теперь ему нужно было дать ветви. Это проще всего. Каждый хлыст или ствол будущего тополя мальчик обрезал. Оборвал с хлыста лишние листочки и оставил их по пять-шесть, чтобы из них выросли ветки, а верхушку укоротил. Весной на месте каждого оставленного листочка или, вернее, почки появились веточки. Начала образовываться крона. Точно, как было написано в журнале. И это, верите или нет, было интереснее самой интересной сказки... И мальчик стал думать: а что, если посадить черенки тополя от станции до Малиновки? Вот тут. По обе стороны дороги. У мальчика была очень горячая голова. Но все же он никогда не задумывал ничего такого, что было ему не под силу. И он стал считать. От станции до Малиновки тысяча сто метров. Тысяча сто... И если через каждые два метра посадить по черенку, то потребуется всего лишь пятьсот пятьдесят черенков. Это по одну сторону. И столько же по другую. Тысяча сто. А если через три метра, то и того меньше.
А что такое тысяча сто черенков? Тысячу сто черенков вдвоем можно заготовить не спеша за два-три дня. А что такое посадить тысячу сто черенков? Много? Очень много. Но так ли уж много, если принять во внимание капустную рассаду... А черенки сажаются еще проще. Да, да... Они сажаются совсем просто. Прошу минуту внимания. У вас в руках небольшой лом. Можно и кол. Вы протыкаете в земле отверстие. Затем суете черенок. Затем ногой уплотняете влажную землю. И все. Понимаете, все. Это раз и два. И еще раз-два-три... Когда Николаша все это спланировал, и его товарищ, которого звали Гришкой, а теперь Григорием Матвеевичем, я вам его покажу, для точности... так вот, когда его товарищ, которого звали Гришкой, тоже поверил в реальность этого предприятия на тысячу сто тополей, они поклялись тайно обсадить дорогу в Малиновку. Тайно – не потому, что это были чересчур скромные мальчики. Я этого не скажу. Они были вполне обыкновенные ребята. И тому и другому было боязно, что вдруг да ничего не получится. Вытопчут черенки. Или посохнут. Хотя этого ожидать было нельзя. Короче говоря, принялись за дело. И опять же по плану. На станции ежегодно ранней весной обрезают тополя. Ветки кладут в кучи и потом сжигают. Сгорают тысячи будущих деревьев. Этими-то ветками и воспользовались ребята. Сначала наготовили черенков. Не по карандашу, а подлиннее. Чтобы с гарантией. И не тысячу сто штук, а больше. Почти две тысячи. И в погреб. Для профилактики от высыхания. А потом до школы и до солнышка бежали на дорогу. Со шнуром. С рулеткой. Чтобы не как попало, а по черте. И так дней пять. Утром часа три и, как темнеть начнет, тоже часа два. Чтобы меньше глаз видело. А потом для перестраховки еще штук триста понатыкали. Мало ли? Выпад? Неудачный черенок? Или даже корова копытом наступила, и конец черенку... Извините, очень долго рассказываю... Но теперь уже не больше двух минут попрошу вашего внимания... Высадили, так сказать, попотели, а усталости никакой. Потому что, когда горит человек в труде, какое же может быть уставание! Надеждой жили. И надежда не обманула. Вот она как сказалась. Можете верить, можете нет. Пятьсот пятьдесят по эту сторону, и пятьсот пятьдесят по ту. Подсаживали, конечно. Берегли. А потом, когда тополя вошли в полную силу, без надзора, без нянек стали расти... Закончив рассказ, Николай Иванович вздохнул, затем оглянулся на две ровные линии тополей и задумался, улыбаясь деревьям. И я остановился в конце дороги, тоже любуясь уходящими к станции тополями, думал, как много заключено в детских настойчивых руках.
Рефлексия:
Как выглядит тополь? (ответы детей)
Какие у этого дерева листья? (ответы детей)
Что собой представляют плоды тополя? (ответы детей)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект в старшей группе листья и плоды: «Тополь»
Программное содержание:
- расширить и систематизировать знания детей о тополе.
- словарь: светолюбивый, влага, влаголюбивый, быстрорастущий.
- развивать мышление, умение применить теоретические знания на практике.
- воспитывать интерес к природе ближайшего окружения.
План занятия:
- показать детям картину. Загадайте загадку про тополь.
- прочитайте детям стихотворения А. Фета «Тополь»
- рассказать детям о тополе его листьях и плодах, опираясь на текст, приведённый ниже.
- предложите детям вопросы: Как выглядит тополь? Какие у этого дерева листья? Что собой представляют плоды тополя?
- прочитайте детям рассказ «Тополя» Е. Пермяк
Ход занятия:
Ребята послушайте стихотворения известного поэта А. Фета «Тополь»
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь тёплый юг.
Тополь - род деревьев семейств ивовых. Это одно из самых популярных на земле листопадных деревьев с прямым стволом, с кроной раскидистой или пирамидальной формы. Зелёные блестящие листья тополя похожи формой на сердце. Листья некоторых тополей имеют треугольную форму и зубчатые края. Мелкие цветки тополя собраны в серёжки, которые появляются до начала распускания листьев или одновременно с ними. Плод этого дерева – коробочка с мелкими семенами, в них -летучки в виде пучка волосков. Это тополиный пух. Когда летит пух , деревья стоят , точно в шубе. Насчитывается около ста десяти видов тополя. Живёт тополь восемьдесят- девяносто лет. Это дерево растёт почти на всей территории России. Тополя выделяют в воздух огромное количество кислорода. Издавна дерево используют в медицине. В почках побегов тополя содержится витамин С и много полезных веществ. Отвары и настои, приготовленные из тополиных почек, обладают противовоспалительным, жаропонижающим, противоревматическим свойствами. В старину люди считали, сто если что-то болит, то этим местом нужно прислонится к тополю. А ещё тополю можно пожаловаться, если плохо на душе или кто-то обидел, при этом тополь нужно обнять руками и постоять так несколько минут. Тополь изгонит печаль и приносит облегчение. Тополь растёт очень быстро, за год тополь вырастает на 1,5–2 метра. Ребята, а теперь послушайте рассказ «Тополя» Е. Пермяк От станции до совхозного поселка Малиновка не более километра. Мой багаж состоял из заплечного мешка и походной сумки. Меня должен был встретить главный агроном совхоза, но, видимо, он проспал. И немудрено – поезд пришел в четыре часа утра. Мне указали дорогу, и я направился в Малиновку. Дорога была на редкость прямой. Буквально как струна. По обе стороны дороги росли довольно большие тополя. Они так украшали ее, что слово «аллея» мне показалось более точным для этого зеленого коридора. Я не прошел и ста шагов, как увидел бегущего навстречу мне человека. «Наверно, это и есть проспавший Николай Иванович Чумаков?» ─ подумал я.
Так и оказалось.
Мы познакомились «очно», до этого мы были знакомы только телефонно. По телефону Чумаков зазвал меня в Малиновку, чтобы посмотреть новейший сорт гороха.
Главный агроном еще раз представился мне, и мы пошли вместе. Ему не терпелось, и он сразу же начал рассказывать о достоинствах своего гороха. Заметив, однако, что я любуюсь стройными тополями, Чумаков сказал:
─ Все почему-то на них обращают внимание.
─ На них нельзя не обратить внимание. Они все, как один. И такие стройные. Неужели вы не замечаете этой красоты? ─ спросил я.
─ Да нет, замечаю. Только я как-то стесняюсь обращать внимание на эту красоту.
─ Почему?
─ Нескромно.
Я не понял ответа и переспросил:
─ Почему же нескромно?
─ Лучше не спрашивайте. Я уже побывал в хвастунах за эти тополя. Рассказывал как-то одному приезжему, а он не поверил. Не поверил и сказал мне, что будто бы я люблю набивать себе цену. Я цены никакой не набивал. Я сказал то, что было…
─ Что же было-то?
─ Увольте. Честное слово, увольте. Я боюсь, что упадет от этих тополей нехорошая тень на наш хороший горох.
─ Нет уж, не уволю, ─ сказал я, чувствуя, что с тополями связано что-то интересное. ─ Коли начали, Николай Иванович, так рассказывайте!
Мой новый знакомый густо покраснел, потом предупредил:
─ Тогда я не чистую правду расскажу. Потому что правда не очень правдоподобно выглядит. И мне даже самому теперь не верится, что было это именно так. Слушайте.
И он принялся рассказывать
* * *
─ В нашей Малиновке, которая тогда еще была деревней, а не совхозным поселком, жил мальчик. Не я. Этот мальчик очень тянулся к растениям и с малых лет так любил их, что его родители начали побаиваться, как бы их сыночек не свихнулся на этом. Посудите сами, если у него в двенадцать лет не только свои парники, но и теплица собственной конструкции. И как-то этот самый мальчик, который уже очень много знал о растениях, удивился самому простому – живучести тополей. Надо сказать, что и теперь, спустя много лет, этот мальчик, получив высшее агрономическое образование, не перестает удивляться чуду тополиного черенка.
А в те годы он даже не поверил, что из черенка длиной немногим больше карандаша может вырасти дерево. Но журнал, в котором он прочитал статью от тополях, утверждал именно это. Там говорилось, что по весне обычно стригут старые тополя и выбрасывают их ветви. А между тем из каждой ветки можно нарезать не один десяток черенков. Так и сказано было в журнале.
Раздобыв тополиных веток, мальчик нарезал из них черенков и посадил их в землю. Одни полил, а другие для проверки оставил без воды Прошла неделя, лопнула верхняя почка и дала листки. А потом из листиков стала расти веточка. Хлыстик такой. И можете себе представить, уже к осени эта веточка переросла парнишку чуть не в полтора раза. Почти деревце. Но деревце без ветвей. Теперь ему нужно было дать ветви. Это проще всего. Каждый хлыст или ствол будущего тополя мальчик обрезал. Оборвал с хлыста лишние листочки и оставил их по пять-шесть, чтобы из них выросли ветки, а верхушку укоротил. Весной на месте каждого оставленного листочка или, вернее, почки появились веточки. Начала образовываться крона. Точно, как было написано в журнале. И это, верите или нет, было интереснее самой интересной сказки... И мальчик стал думать: а что, если посадить черенки тополя от станции до Малиновки? Вот тут. По обе стороны дороги. У мальчика была очень горячая голова. Но все же он никогда не задумывал ничего такого, что было ему не под силу. И он стал считать. От станции до Малиновки тысяча сто метров. Тысяча сто... И если через каждые два метра посадить по черенку, то потребуется всего лишь пятьсот пятьдесят черенков. Это по одну сторону. И столько же по другую. Тысяча сто. А если через три метра, то и того меньше.
А что такое тысяча сто черенков? Тысячу сто черенков вдвоем можно заготовить не спеша за два-три дня. А что такое посадить тысячу сто черенков? Много? Очень много. Но так ли уж много, если принять во внимание капустную рассаду... А черенки сажаются еще проще. Да, да... Они сажаются совсем просто. Прошу минуту внимания. У вас в руках небольшой лом. Можно и кол. Вы протыкаете в земле отверстие. Затем суете черенок. Затем ногой уплотняете влажную землю. И все. Понимаете, все. Это раз и два. И еще раз-два-три... Когда Николаша все это спланировал, и его товарищ, которого звали Гришкой, а теперь Григорием Матвеевичем, я вам его покажу, для точности... так вот, когда его товарищ, которого звали Гришкой, тоже поверил в реальность этого предприятия на тысячу сто тополей, они поклялись тайно обсадить дорогу в Малиновку. Тайно – не потому, что это были чересчур скромные мальчики. Я этого не скажу. Они были вполне обыкновенные ребята. И тому и другому было боязно, что вдруг да ничего не получится. Вытопчут черенки. Или посохнут. Хотя этого ожидать было нельзя. Короче говоря, принялись за дело. И опять же по плану. На станции ежегодно ранней весной обрезают тополя. Ветки кладут в кучи и потом сжигают. Сгорают тысячи будущих деревьев. Этими-то ветками и воспользовались ребята. Сначала наготовили черенков. Не по карандашу, а подлиннее. Чтобы с гарантией. И не тысячу сто штук, а больше. Почти две тысячи. И в погреб. Для профилактики от высыхания. А потом до школы и до солнышка бежали на дорогу. Со шнуром. С рулеткой. Чтобы не как попало, а по черте. И так дней пять. Утром часа три и, как темнеть начнет, тоже часа два. Чтобы меньше глаз видело. А потом для перестраховки еще штук триста понатыкали. Мало ли? Выпад? Неудачный черенок? Или даже корова копытом наступила, и конец черенку... Извините, очень долго рассказываю... Но теперь уже не больше двух минут попрошу вашего внимания... Высадили, так сказать, попотели, а усталости никакой. Потому что, когда горит человек в труде, какое же может быть уставание! Надеждой жили. И надежда не обманула. Вот она как сказалась. Можете верить, можете нет. Пятьсот пятьдесят по эту сторону, и пятьсот пятьдесят по ту. Подсаживали, конечно. Берегли. А потом, когда тополя вошли в полную силу, без надзора, без нянек стали расти... * * * Закончив рассказ, Николай Иванович вздохнул, затем оглянулся на две ровные линии тополей и задумался, улыбаясь деревьям. И я остановился в конце дороги, тоже любуясь уходящими к станции тополями, думал, как много заключено в детских настойчивых руках.
Рефлексия: Как выглядит тополь? (ответы детей) Какие у этого дерева листья? (ответы детей) Что собой представляют плоды тополя? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе "Листья и веточки. Роспись бочонка" (Полхов-Майдан)
Программное содержание: Учить рисовать элементы полхов-майданского узора. Знакомство с росписью и особенностью палитры. Закреплять знания детей о понятиях «ритм» и «узор». Развивать мелкую...

Технологическая карта ИЗО старшая группа:«Листья на деревьях»
Технологическая карта по ИЗО старшая группа: «Листья на деревьях»...

План конспект для старшей группы занятия по рисованию с элементами узоров «Осенние листья».
Цель: формирование навыков рисования.Задачи:Образовательная – познакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования осенних листьев, научить детей раскрашивать карандашами. Закрепит...

Проект в старшей группе "Красна осень плодами"
Актуальность: Недостаточный уровень знаний о ранней осени, об осенних изменениях в природе, об овощах, фруктах, ягодах, грибах, о том, где они растут и их роли в сохранении и укреплении здоровья, о ли...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе на тему: «Плоды и семена»
Дети растут, видя, как разрушается окружающая среда, а ситуация становится непоправимой. Поэтому вместе сажайте клубнику, готовьте лекарства из трав, нарисуйте восход солнца. Покажите детям доказатель...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Листая памяти страницы…» в соответствии с ФГОС
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо исп...

Конспект в старшей группе листья и плоды: «Клён»
Программное содержание: - расширить знания детей о клёне, его, разновидностях.- обобщить представления о росте растений. - развивать речь детей.- учить видеть красоту природы.- воспитывать интер...
