Конспект дидактической игры "Найди тень"
методическая разработка (старшая группа)

Игры представляет собой классическое упражнение на сопоставление реалистичного цветного  изображения насекомого с его черным силуэтом (тенью). Дети в игровой форме помогают "найти" каждому насекомому его потерявшуюся тень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_didakticheskoy_igry_naydi_ten.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект дидактической игры «Найди тень» для старшей группы

Форма проведения: Индивидуальная или подгрупповая (4-6 детей).

Цель: создание условий для развития зрительного восприятия, внимания и умения устанавливать тождество между изображением объекта и его силуэтом.


Задачи:

Обучающие:
 - Закреплять знания детей о насекомых (их названия, характерные особенности внешнего строения).
 - Учить соотносить цветное контурное изображение насекомого с его силуэтом («тенью»).
 - Упражнять в умении аргументировать свой выбор, используя в речи названия насекомых    и их частей тела (усики, крылья, лапки, жала).
Развивающие:
  - Развивать зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, память.
  - Развивать мелкую моторику рук.
  - Развивать логическое мышление (умение анализировать и сравнивать форму предмета).
Воспитательные:
  - Воспитывать интерес к миру насекомых, бережное отношение к природе.
  - Формировать навыки сотрудничества, умение дожидаться своей очереди.
  - Воспитывать усидчивость и стремление достигать цели.

Предварительная работа:
 

1. Беседы на тему «Насекомые», рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и альбомах.
2. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», загадки о насекомых.
3. Наблюдение за насекомыми на прогулке (бабочки, жуки, муравьи).
4. Рисование и раскрашивание насекомых, аппликация «Божья коровка».
5. Дидактические игры: «Кто лишний?», «Собери картинку» (пазлы), «Четвертый лишний».

Игровой материал и оборудование:

· Демонстрационные карточки: Набор крупных цветных изображений насекомых (бабочка, стрекоза, пчела, божья коровка, муравей, жук-олень, кузнечик).
· Карточки-«тени»: Набор черных силуэтов (теней) тех же насекомых. Силуэты должны быть точными и узнаваемыми.
· Игровое поле (вариант): Большая карта с прорезями или контурами, куда нужно поместить соответствующее насекомое и его тень.
· Раздаточный материал: Наборы парных карточек (цветное изображение + тень) для каждого ребенка в конвертах.
· Дополнительно: Игрушка-бабочка или магнитная доска.


Ход игры: 

Этап 1. Организационный момент (мотивация)

Воспитатель собирает детей вокруг себя. В руках у него игрушка-бабочка. Воспитатель: «Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел! Это бабочка-подружка. Она принесла нам интересную игру, но ей одной не справиться. Она рассказывала, что сегодня солнечным днем все ее друзья-насекомые гуляли на полянке, и каждый отбрасывал свою тень. Но вдруг набежала тучка, и все тени перепутались! Давайте поможем насекомым найти свои тени?»

Этап 2. Основной (объяснение и проведение игры)

Часть 1. Объяснение правил. Воспитатель показывает детям демонстрационные карточки с цветными насекомыми и карточки с их тенями, разложенные вразброс.

Воспитатель: «Посмотрите, вот наши насекомые, а вот их потерявшиеся тени. Чтобы найти для каждого насекомого свою тень, нужно быть очень внимательным. Рассмотрите насекомое: форму его крыльев, количество лапок, длину усиков, размер тела. Затем найдите точно такую же по форме черную тень. Когда найдете, положите цветную картинку и тень рядом».

Часть 2. Дидактическое упражнение «Покажи и назови». Воспитатель по очереди показывает цветные карточки с насекомыми, дети хором или индивидуально называют их.

Воспитатель: «Давайте вспомним, как зовут наших гостей. Кто это? (Показывает на пчелу). Правильно, пчела. А чем она отличается, например, от божьей коровки? (У пчелы есть жало, полосатое брюшко, а у божьей коровки — пятнышки)».

Часть 3. Проведение игры (вариативно).

Вариант 1 (коллективный, на магнитной доске): Дети по очереди выходят к доске, выбирают одно насекомое, называют его и находят для него соответствующую тень, объясняя свой выбор.

· Ребенок: «Я нашел тень для стрекозы. У нее длинное тонкое тело и большие прозрачные крылья. Вот тень с такими же длинными крылышками».

Вариант 2 (индивидуальная работа за столами): Каждому ребенку раздается конверт с набором карточек (6-8 пар). Задача — разложить карточки на столе, подбирая для каждого насекомого его тень.

Вариант 3 (игровое поле): Дети работают с большим полем, где нарисованы контуры («домики») для насекомых и их теней. Нужно правильно расставить все пары.

Воспитатель во время игры наблюдает за детьми, при необходимости задает наводящие вопросы: «Посмотри внимательно на усики у бабочки и у этой тени. Они одинаковые?», «Сосчитай, сколько лапок у жука. А у этой тени столько же?»

Этап 3. Заключительный (подведение итогов и рефлексия) После того как все пары собраны, воспитатель организует проверку. Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы были такие внимательные и помогли всем насекомым. Давайте проверим, все ли тени нашли своих хозяев. Бабочка, твоя тень здесь? (Дети показывают пару). Давайте похлопаем!»

Воспитатель: «Ребята, скажите, какая тень была самой сложной для поиска? Почему? (Например, у муравья и жука лапки мелкие, их трудно было разглядеть). Вам понравилось помогать нашим маленьким друзьям?»

Воспитатель (от имени бабочки): «Большое спасибо, ребята! Теперь мы со своими тенями не расстанемся. В благодарность мы хотим станцевать для вас танец!»
Проводится физкультминутка «Бабочка» или «Превращение в насекомых».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Тень, контур, силуэт"

Цель: формировать умение различать предметы по форме, пользоваться приемами зрительного наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, воображение, внимание, наглядно-образное мышлен...

Конспект занятия "Игры теней"

Конспект занятия "Игры теней"...

Дидактическая игра "Тень динозавра" по разработке Коняхиной

Найти тень динозавра и определить напрвоение...

дидактическая игра "ТЕНИ"

laquo;Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - средство воспитания, игра...

Конспект дидактической игры: "Найди тень"

Дидактическая игра имеет определённую структуру. Прежде всего она содержит задачу.Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается игровыми действиями и правилами....