Тематическое планирование "Мама, так тебя люблю, что не знаю прямо...!"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Чауш Екатерина Александровна

Представлен материал по планированию образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Мама, так тебя люблю, что не знаю прямо...!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_5422471111134691555_2.docx71.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Мама, так тебя люблю, что не знаю прямо…»

Занятия

Совместная деятельность

педагога и детей вне занятий

Ребёнок и социальный мир

Тема: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» (образовательная область «Познавательное развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»).

Цели:

Обучающие: объяснить детям, что в наши дни мамы не только воспитывают детей и занимаются домашними делами, они работают наравне с нашими папами на заводах и фабриках, шьют нам одежду, делают машины и станки, работают в школе и в детском саду, готовят вкусную еду не только для своих домашних, но и для других людей, делают людям красивые прически и занимаются многими другими полезными делами.

Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия; организовать работу по словообразованию: шьет одежду - портниха, готовит еду - повариха, делает красивые ткани - ткачиха, учит детей в школе - учительница, воспитывает детей в детском саду - воспитательница, работает на станке в заводском цеху - станочница, работает на телефонном узле - телефонистка.

Воспитательные: воспитывать у детей уважение к труду мам – как на производстве, так и дома. Домашняя работа – очень трудная, нелегкая, поэтому все дети должны помогать своим мамам.

Предварительная работа: попросить детей принести фотографии своих мам на рабочем месте или дома. Будет замечательно, если 2-3 мамы согласятся прийти на занятие и рассказать о своей работе. Можно оформить групповой альбом (детско-родительский проект), в котором рядом с фотографиями мам будут их короткие рассказы о своей профессии, работе.

Примерная организация образовательной деятельности.

1-я часть. Мотивационная. Воспитатель рассказывает детям о приближающемся празднике и предлагает рассказать о своих мамах, их профессиях. При рассказе дети используют фотографии из семейных фотоальбомов. Воспитатель может предложить план рассказа: как зовут твою маму, где и кем она работает, чем она любит заниматься в свободное от работы время, чем они любят заниматься вместе с мамой. По аналогии дети могут составить рассказ о своих бабушках.

2-я часть. Если удастся пригласить на занятие мам, заслушиваются их рассказы.

3-я часть. Актуализация полученных знаний. Игра «Волшебная палочка». Для игры воспитатель предлагает вопросы о профессиях мам, их любимых занятиях, об их внешности (какого цвета глаза, волосы), их имени (как их ласково называют в семье – папа или бабушка с дедушкой – мамины родители).

4-я часть. Выход из занятия. Воспитатель предлагает нарисовать мамин портрет (выполнить рисунок можно не только на занятии, но и в организационной форме мастерской).

Игра

Сюжетно-ролевые игры

Развитие известных детям сюжетов

“Моя семья” - “Семейный обед”

Цель:  Закреплять у детей закрепление домашних обязанностей, воспитывать желание помогать родителям. Закреплять праздничную сервировку стола.

“Парикмахерская” - “Моя мама - парикмахер”

Цель: закреплять у детей профессиональные действия парикмахера, воспитывать в них вежливость.

“Больница” - “Моя мама - врач”

Цель:  закреплять у детей профессиональные действия врача, обучать правилам оказания первой помощи, правилам безопасного поведения, безопасной игры.

“Ателье” - “Моя мама - портниха”

Цель: закреплять у детей профессиональные действия портного, воспитывать уважение к труду

Дидактические игры

«Четвертый лишний»  игра для развития логического мышления (анализ и синтез), формирования логической операции классификации, развития умения объединять предметы по какому-либо существенному, основному признаку; развития памяти. В ходе игры детям предлагаются наборы из 4 картинок (4 слов), среди которых дети должны найти лишнюю, не укладывающуюся в общую схему.

«Что можно делать» – игра для развития мышления, сообразительности, воспитание умения подбирать нужные по смыслу слова. Воспитатель задает вопрос о том, с чем можно совершать какое-то действие (шить, строить, завязывать, надевать, рисовать, клеить, исследовать, лечить), задача детей – подобрать как можно больше слов, отвечающих на этот вопрос.

«Повторяй движения» – игра для развития произвольного внимания. В ходе игры, встав в шеренгу (в затылок другу другу), дети поочередно повторяют движения первого в шеренге. Наблюдатель проверяет правильность и очередность выполнения движений. Можно организовать как командную игру.

«Путаница» – игра для развития внимания, тренировки умения сконцентрировать внимание. В ходе игры воспитатель озвучивает три движения и просит детей запомнить движения и их номера. Затем воспитатель просит детей повторить за ним движения, но при этом называет другой номер. Дети должны показывать только те движения, которые соответствуют названному номеру. Победителем будет тот, кто совершил меньше ошибок.

«Паровозик» игра для тренировки зрительно-пространственной памяти. В ходе игры несколько детей выстраиваются друг за другом, образуя «паровозик». Водящий смотри на них несколько секунд, затем отворачивается. «Вагончики» в «паровозике» меняются местами, задача водящего – назвать эти перемены.

«Разные сигналы» – игра на развитие активного внимания, памяти, умения ориентироваться в окружающем пространстве, контролировать тело в статике и в движении. В ходе игры воспитатель договаривается с детьми о том, какие движения они будут выполнять при определенном сигнале (один или два хлопка, свисток, слово, удар в бубен – не более четырех условных сигналов и видов движений.

Развитие элементарных математических представлений.

Тема: «Печем печенье для мамы» (образовательная область «Познавательное развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»).

Цели: Обучающие:

  • развивать умение детей измерять объем жидких и сыпучих продуктов с помощью мерной чашки,
  • развивать умение действовать по инструкции, предложенной в виде схемы, рисунка,
  • развивать логическое мышление.

Развивающие: развивать логическое мышление, умение рассуждать, анализировать вариативность мышления, память и внимание детей; формировать навыки умственных действий.

Воспитательные: воспитывать культуру индивидуальной и коллективной работы; формировать навыки трудовых действий, уважение к труду других людей.

Примерная организация образовательной деятельности.

1-я часть. Введение в занятие. Воспитатель предлагает сделать сюрприз для мам и бабушек – испечь печенье. Для этого нужно распределиться по подгруппам (по 3-4 человека, не более). Проводится игра «Разрезные картинки». Для разрезных картинок используются иллюстрации с изображением различной кухонной посуды или продуктов питания – молока, яиц, муки, орехов, масла. «Рубашка» (оборотная сторона) разрезной картинки на этот раз не маркируется. Дети ориентируются только на содержание своих фрагментов. Сложив картинку, дети обнаруживают на оборотной стороне схематический рецепт теста для печенья. Один из элементов в рецепте отсутствует – дети должны будут «вычислить» его, решая логическую таблицу.

2-я часть Решение логической таблицы (таблица 3×3 клетки с одним недостающим элементом).

3-я часть. Определение последовательности приготовления печенья. Детям предлагается логическая игра «Что сначала, что потом?» для определения порядка действий.

4-я часть. Дети подходят к столам, расставленным ленточно или по кругу. Столы застелены клеёнками, на них лежат раскаточные доски, скалки, фартучки и косынки для детей, миски для смешивания теста. Продукты сложены на отдельном столе. Подойдя к столу, дети отмеряют необходимое количество муки, молока или сметаны, разбивают в миску необходимое количество яиц и т.п. Затем, вернувшись к своему рабочему месту, каждая подгруппа вымешивает тесто – сначала ложкой в миске, затем руками, разделив его на части. Если тесто бисквитное, можно применить миксер - сначала воспитатель показывает, как это сделать.

Тесто раскатывается, из него формочками вырезается печенье, бисквитное тесто – разливается по формочкам. Печенье украшается корицей, изюмом, орешками, цукатами, раскладывается на противни (на этом этапе можно применить счёт – прямой и обратный, двойками и тройками), которые относятся воспитателем и помощниками-детьми на кухню. Пока перечень печется, можно изготовить красивые коробочки или пакетики для его упаковки. Вечером дети вручают печенье мамам.

Мастерская

Конструирование из бросового или природного материала

Тема: «Необычные цветы»

Цели: 

  • учить детей использовать бросовый и природный материал для создания красивой цветочной композиции;
  • учить составлять композицию на заданной основе - подставке, срезе ствола дерева, куске коры, в вазе и т.п.;
  • учить сочетать засушенные растения, сухие ветки, разноцветные ленты, лоскуты ткани, бумагу, сетку для создания выразительной и гармоничной композиции.

Материалы: засушенные растения, сухие ветки, коряжки, декоративные плоды (миниатюрные тыквы, патиссоны и т.п.), мох; кусочки ткани, разноцветные капроновые или атласные ленты; различные сосуды, вазы и подставки для основы композиции; оберточная и гофрированная бумага; клей, пластилин, проволока в качестве соединительного материала.

Примерная организация образовательной деятельности.

Как обычно в этой организационной форме работа проводится за одним общим столом, воспитатель показывает приемы работы ненавязчиво, помогает детям только в том случае, если они сами попросят о помощи, не мешает им проявлять инициативу, подсказывает те приемы работы, которыми дети уже овладели. 

Рисование.

Тема: “Портрет мамы”

Цели:  Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу. Учить передавать в рисунке основные детали костюма мамы, учить рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции строения тела.

Материал: бумага 30х40 см, гуашь, кисти, вода.

Примерная организация образовательной деятельности.

Воспитатель беседует с детьми о том, что такое портрет, еще раз объясняет, что люди на портрете могут быть изображены по-разному: во весь рост, по пояс, только лицо. Пусть дети сами решат, как именно они хотят изобразить свою маму: может быть, это будет ее портрет на работе, когда она стоит у станка, или за прилавком в магазине, или дома она присела в кресло отдохнуть, или же ребенок изобразит только лицо. Пусть дети продумают особенности позы, детали одежды, фон на котором будет изображена мама.

Аппликация. Коллективная работа для украшения группы или музыкального зала к утреннику «Весенний праздник, праздник мам»

Тема: «Корзина с подснежниками».

Цели:

  • закреплять навыки симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое и вчетверо (цветки подснежников, листочки);
  • развивать навыки выполнения аппликации-мозаики, выполненной методом обрывания;
  • учить сочетать обрывание с вырезыванием для получения выразительного образа.

Предварительная работа: воспитатель рисует на большом листе ватмана (обоев) контур плетёной корзинки красивой формы, тонирует бумагу.

Примерная организация образовательной деятельности.

1-я часть. Мотивационная. Воспитатель предлагает сделать коллективный подарок всем мамам, бабушкам, сотрудницам детского сада, которые будут присутствовать на утреннике, посвященном дню 8 Марта. Для этого предлагается сделать общую аппликацию «Корзина с подснежниками.

2-я часть. Краткая беседа с детьми о подснежниках, рассматривание фотоиллюстраций с изображением этих цветов.

3-я часть. Выклеивание корзины посредством аппликации мозаики методом обрывания. Здесь важно участие всех детей.

4-я часть. Показ воспитателя приемов, позволяющих сделать аппликацию объемной: лепесточки подснежника склеиваются в верхней части цветка, кончики остаются свободными. Если аккуратно приложить лепесток к куску мягкого линолеума (мягкой пластиковой салфетки для леки) и провести по нему стекой, лепесток изогнётся – мы получим объемную аппликацию.

5-я часть. Собираем все цветы в общую композицию.

Развитие речи.

Тема: «Дорогая бабушка» (образовательная область «Речевое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»).

Цели: Обучающие:

Обогащение словаря: активизировать в речи детей названия различных предметов.

Формирование грамматического строя речи: учить детей строить сложно-сочиненные и сложно-подчиненные предложения; отрабатывать значения предлогов; учить согласовывать существительные с прилагательными и числительными.

Развитие связной, грамматически правильной речи: учить составлять связный рассказ по картине; развивать умение участвовать в общей беседе, задавать вопросы, высказывать свое мнение культурным способом; обогащать образную речь детей и ее интонационную выразительность посредством заучивания и рассказывания стихотворения.

Развивающие: развивать творческие способности детей, расширять их кругозор, развивать внимание и память.

Воспитательные: воспитывать культуру индивидуальной и коллективной работы; воспитывать уважение к бабушкам.

Примерная организация образовательной деятельности.

1-я часть. Воспитатель читает стихотворение Е. Ранневой «Доброта», беседует с детьми о содержании стихотворения и просит рассказать детей о своих бабушках.

2-я часть. Игра «Волшебная палочка». Для игры воспитатель предлагает конструкты, вынуждающие детей строить сложные предложения. Например, воспитатель начинает: «Я люблю свою бабушку, потому что …». Ребенок, взявший волшебную палочку, повторяет начало предложения и заканчивает его. Одно из условий игры – ответы не должны повторяться. Воспитатель может предложить детям следующие фразы для начала предложения: «Мне с бабушкой всегда интересно, потому что …», «Бабушка любит порядок, поэтому …», «Так как бабушке трудно …, то …».

3-я часть. Игра на развитие памяти и внимания «Бабушка укладывает в чемодан».

4-я часть. Составление рассказов по картине или серии картин, в которых одним их персонажей является бабушка. В этом случае работа может быть организована подгруппами, рассказ составляется коллективно В качестве основы для рассказа можно использовать семейные фотографии «Я и моя бабушка» - в этом случае рассказ будет индивидуальным.

5-я часть. Разучивание стихотворения Н. Красильникова «Бабушкины варежки».

Бабушкины варежки

В окна стучится холодная вьюга,

Бабушка варежки вяжет для внука.

Тёплые, добрые руки у бабушки,

Добрые, тёплые выйдут и варежки.

Выбежит утром на улицу внук

И ощутит теплоту её рук.

 Н. Красильников

Когда большинство детей запомнит стихотворение, воспитатель предлагает его рассказать с разной интонацией и в разном темпе.

Завершая занятие, воспитатель может предложить детям сделать подарок бабушке (занятие по лепке).

Развитие речи и приобщение к словесному искусству.

Тема: «Чтение и пересказ ненецкой сказки «Кукушка» (образовательная область «Речевое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»).

Цели: Обучающие: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; учить понимать переносный смысл пословиц.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие произведений художественной литературы; ценностно-смысловое отношение к ним.

Воспитательные: обратить внимание детей на нравственные качества героев сказки; воспитывать отрицательное отношение к невнимательности, равнодушию, безразличию к чужой боли.

Примерная организация образовательной деятельности.

1-я часть. Выразительное чтение сказки.

2-я часть. Беседа о содержании прочитанного. Сопоставление сказки с пословицами и поговорками:

  • Легка ноша на чужом плече.
  • Мне хоть весь свет гори, только бы я жив был.
  • Мне что до кого? Было б мне хорошо.

3-я часть. Совместный пересказ сказки.

4-я часть. Выводы. Воспитатель предлагает детям сформулировать мораль сказки.

Обобщая высказывания детей, он может процитировать слова великих гуманистов – матери Терезы и Саади:

«Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям» (Мать Тереза).

«Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека» (Саади).

Развитие продуктивной деятельности детей.

Рисование.

Тема: «Букет в подарок маме» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»).

Цели: Обучающие:

  • учить детей создавать гармоничную композицию из цветов на всем полотне листа;
  • развивать навыки выполнения приемов примакивания, рисования концом кисти и всем ворсом;
  • учить подбирать нужные цвета для выполнения композиции. Развивать чувство цветоощущения.

Развивающие: развивать творческие способности детей, воображение.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, терпеливость, настойчивость в работе.

Примерная организация образовательной деятельности.

1-я часть. Мотивационная: воспитатель предлагает нарисовать букет в подарок мамам. Для рисования предлагаются астры, хризантемы – пушистые цветы, стоящие в вазе. Рассматривая вместе с детьми строение цветов, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждый лепесток похож на тонкую полоску, но этих лепестков много – отсюда и возникает эффект пушистости. Как можно получить тонкие полоски? Проще всего это сделать, применяя прием примакивания.

2-я часть. Дети рисуют цветы под негромкую, спокойную музыку. Воспитатель дает совет: чтобы цветок получился пушистым, но не кривобоким, нужно отметить на листе бумаги серединку цветка, и уже от этой точки делать примакивание в разных направлениях.

3-я часть. Рисование вазы. Воспитатель напоминает, что используя полоску более светлого оттенка, можно создать эффект объемности.

4-я часть. Дорисовка листьев на стебельках цветов. Изображение фона с помощью гуаши или известковых мелков.

Беседа

Тема: “Как ты помогаешь по дому маме или бабушке?”

Вопросы к беседе:

  • Расскажи, как распределяются домашние обязанности между членами твоей семьи?
  • Что делает по дому твоя мама? Папа? Бабушка и дедушка?
  • Есть ли у тебя свои обязанности по дому?
  • Какие это обязанности?
  • Помогаешь ли ты маме убирать твою кроватку? Мыть посуду? Делать уборку в квартире?
  • Ты умеешь пылесосить? Мыть пол? Протирать пыль?
  • А помогаешь ли ты маме готовить обед?
  • Жалеешь ли ты свою маму? Готов ли ей помочь?

Во время беседы следить за тем, чтобы дети отвечали точно на поставленные вопросы, правильно согласовывали существительные с прилагательными и числительными. Поощрять употребление эпитетов.  Добиваться, чтобы речь ребенка была выразительной.

Развитие продуктивной деятельности детей.

Лепка.

Тема: «Маргаритки» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в интеграции с образовательными областями «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»)

Цели: Обучающие:

  • развивать навыки работы с пластилином, в частности, навыки выполнения фона из пластилина на пластиковой или картонной основе;
  • развивать навыки выполнения композиции из пластилина на плоской поверхности с применением бросового материала;
  • научить приему неполного примазывания и создания объемной композиции (лепестки цветов примазываются к основе за один край, другой краешек свободен и слегка закручен).

Развивающие: развивать эстетическое восприятие мира природы; развивать чувство композиции, умения гармонично размещать изображение на поверхности основы.

Воспитательные: воспитывать навыки индивидуальной работы в обществе сверстников и коллективной работы в команде.

Примерная организация образовательной деятельности.

1 часть. Введение в тему занятия. Подготовка фона. Воспитатель показывает фотоиллюстрации с изображением ромашек. Детям предлагается изобразить маргаритки с помощью пластилина. Сначала готовится фон: пластилин размазывается по плоской поверхности, в качестве которой могут выступать небольшие листочки картона (не более, чем 10×15 см), круглая, овальная, прямоугольная или квадратная крышка от какого-то контейнера или упаковки.

2 часть. Изготовление цветов. На основе отмечаются серединки цветов – небольшие шарики желтого пластилина прилепляются к основе. Затем из белого пластилина делаются лепестки маргариток. Примазав к фону только внутреннюю часть лепестка, можно изогнуть внешнюю его часть, не примазывая к основе, придав таким образом объём цветку.

3 часть. Стебли и листья цветов выполняются из пластилина обычным способом и примазываются.

Работа в книжном уголке

Рассматриваем открытки к дню 8 Марта, фантазируем, какую открытку мы нарисовали бы для мамы. Рассматриваем фотоиллюстрации, изображающие труд женщин, дети вспоминают названия профессий.

Чтение художественной литературы

Нанайская сказка «Айога»

Ненецкая сказка «Кукушка»

А. Милн. Непослушная мама.

Г. Фаллада. История про день, когда все шло шиворот-навыворот (Из книги «Истории из Бедокурии»)

Е. Благинина. Посидим в тишине.

Д. Габе. Моя семья.

Г. Виеру. Мамин день

Реализация проекта

На этой неделе может быть реализован совместный детско-родительский проект по подготовке к утреннику в честь Дня 8 Марта (логично, если со стороны родителей в этом проекте будут участвовать папы). Участие в проекте заключается в том, что папы вместе с детьми готовят совместные номера, например, вместе читают стихотворение, поют песню, может быть, покажут акробатический этюд. И, конечно же, все мамы будут просто очарованы, приятно удивлены, если дети вместе с папами преподнесут им в конце праздника цветы и пригласят на чаепитие.

Самостоятельная деятельность детей

Для самостоятельной игровой деятельности детей в группе должны присутствовать различные атрибуты для развития сюжетов «Парикмахерская» и «Семья».

Поскольку на этой неделе многие дети готовы будут и в свободное от занятий время сделать поделку в подарок маме или бабушке, сестре, другим родственницам, особенно актуально постоянно обеспечивать в свободном доступе детей различные изобразительные средства.

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной
образовательной программы дошкольного образования

На этой неделе вместо традиционных рекомендаций для родителей мы предлагаем Вам, уважаемые педагоги, сделать красочную стенгазету – поздравление для всех мам и бабушек с праздником весны. Это может быть и красиво оформленный буклет и целая галерея портретов мам и бабушек. Каждый портрет должен сопровождаться рассказом ребенка о своей маме, ее профессии, лучших ее качествах. Уверены, что дети сумеют подобрать самые нежные и ласковые слова для своих мам.

Присоединяясь к поздравлениям детей, и Вы, уважаемые педагоги, можете адресовать мамам своих воспитанников добрые и искренние пожелания. Они найдут добрый отклик в душе женщин, помогут Вам наладить взаимопонимание и хорошие отношения с семьями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа на тему: "Милый город знаю с детства и с тех тебя люблю".

Знакомство детей с родным городом, его достопримечательностями: парком, питомником, музеем, памятниками...

50 способов сказать детям "Я тебя люблю!" 50 способов сказать ребенку «Я тебя люблю!»

1. Молодец!2. Хорошо!3. Удивительно!4. Гораздо лучше, чем я ожидала!5. Лучше, чем все кого я знаю!...

55 способов сказать ребенку "Я тебя люблю!"

Как сказать о своей любви разными словами...

99 возможностей сказать ребенку: « я тебя люблю»

99 возможностей сказать ребенку: « я тебя люблю»...

Мама я тебя люблю

КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ?И ТЕПЛОМ СВОИМ СОГРЕЕТ.ЛЮБИТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СЕБЯ? ЭТО МАМОЧКА МОЯ!...

Конспект тематического занятия в подготовительной группе посвящённого Дню матери «МАМА! Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!» (с использованием кейс-технологии)

Тема: «Мама! Я тебя люблю!»Цель: закрепить знания детей о празднике «День матери»;Программные  задачи:Активизировать  мыслительную и речевую деятельности; закреплять...