Художественно-эстетическое развитие в игре: подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры
план-конспект занятия (старшая группа)
Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты. Ценность художественно-эстетического развития заключается в том, что позволяет раскрыть перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее вглядываться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Основная цель системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития детей – это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей. Участвуя в художественно-творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм.
Основные задачи организации системы работы ДОУ в рамках художественно- эстетического развития это :
1. сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и интересными делами, радостью сотворчества взрослых и детей;
2. вызвать интерес к музыкально-театрализованной, литературной и художественно-изобразительной деятельности;
3. побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности;
4. учить согласовывать свои действия с действиями партнеров;
5. создавать условия для развития грамматически правильной речи.
Ценность художественно-эстетического развития заключается в том, что позволяет раскрыть перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее вглядываться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Художественно-эстетическое развитие в процессе игровой деятельности детей - одно из приоритетных направлений работы ДОУ. Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов детей легче всего через игру. Игра — это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, в ней интенсивно формируются все психические процессы, с помощью которых обеспечивается ориентировка в объективном мире. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. При этом ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в процессе художественно-эстетического развития важное место отводится театрализованной деятельности, как разновидности творческой игровой деятельности, представляющей из себя интеграцию различных видов искусства, т. к. она включает в себя игры с куклами и инсценировки, кукольные спектакли и сюжетно-ролевые игры. Театрализованная деятельность дает возможность в игровой и занимательной форме организовать совместную и самостоятельную деятельность детей. Немаловажное значение в художественно-эстетическом развитии детей играет и музыка, которая обогащает внутренний мир ребенка, способствует развитию чувств и эмоциональных переживаний. Главное научить малыша не просто слушать, а вслушиваться (в звуки живой природы, замечать характер музыкальных произведений и т. д.). Но педагогам важно помнить, что основной закон детского творчества следует видеть не в результате, не в конечном продукте, а в процессе, когда дети упражняются в творческом воображении, умении вступать в контакт с партнерами, совместно разрабатывают костюмы и декорации к постановкам. Каждому должно находиться занятие по его силам, способностям и желанию.
Система работы ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию определяет необходимость использования педагогом в соответствии с возрастом различных форм и видов занятий и развлечений.
Основные формы работы:
• совместная деятельность педагога с детьми (специально организованная);
• самостоятельная деятельность детей (нерегламентированный вид деятельности).
Таким образом, система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей включает в себя:
• совместную деятельность взрослых и детей (музыкальной, художественной, литературной и театрализованной);
• самостоятельную деятельность детей в специально созданных условиях (центры театрально-музыкальной и художественно-изобразительной деятельности);
• организацию предметно-развивающего пространства учреждения (экстерьер территории учреждения и микросреда внутренних помещений);
• взаимодействие с родителями (создание родительских клубов и семейных театров).
При этом становится возможным создание доброжелательной атмосферы, мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, художественно-развивающих дидактических игр, что является важным стимулом в художественно-эстетическом творческом развитии дошкольников, в воспитании трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца, как условий возникновения творчества.Обобщая отметим, что, безусловно, в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его художественно-творческой деятельности. Главное же, чего удается достичь, организую работу по художественно-эстетическому воспитанию на основе интеграции в процессе игровой деятельности, это развитие у дошкольников воображения, что в дальнейшем способствует их переходу к более гармоничной психической деятельности, их художественно-творческому, эстетическому развитию.
Театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Проект по театрализованной деятельности в средней группе «В гостях у сказки. Заюшкина избушка». Тема проекта "Играем в сказку «Заюшкина избушка». Участники проекта: дети, педагоги, музыкальный руководитель.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Но как самих детей привлечь к участию? Некоторые дети в силу своих психологических особенностей бояться групповой деятельности. Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научиться общаться со сверстниками и взрослыми?
Эту проблему можно решить с помощью игр - драматизаций. Главное создать между детьми и взрослыми доверительные отношения.
Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра важный элемент художественно-эстетического развития дошкольников. В таких играх дети пытаются по-своему воспроизвести действия и отношения взрослых, создавая специальные игровые ситуации.
Например, игра «Детский сад».
Цель: Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Предметно-развивающая среда (оборудование): Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители.
Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет врача. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей — стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад».
Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, помощник воспитателя (няня), повар.
Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритмики, кабинет заведующей и беседуют с медицинской сестрой и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.
После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает знания, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры. Также с детьми можно прочитать рассказы и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д. Далее воспитатель может предложить детям, поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло должного интереса к игре, педагог может выступить в игре, как равноправный партнер, выполняя, главную или второстепенную роль, косвенно, влияя на изменение, игровой среды, он может вести коррекцию игровых отношений. К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «заведующая», «музыкальный работник», «помощник воспитателя», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с куклами, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак». «После завтрака надо идти на осмотр к врачу». После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривают «детей», каждому дают рекомендации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада». После медицинского осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное занятие» и т. д. По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.
Подвижные игры.
Подвижные игры- это часть физического воспитания, которая способствует физическому, умственному и творческому развитию детей.
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д.
Рассматривая подвижные игры по признаку организации играющих, можно выделить следующие:
а) без разделения коллектива на команды (игры, основанные на простейших взаимоотношениях между участниками);
б) с разделением коллектива на команды (игры направленные на воспитание коллективных действий).
Музыкальные игры могут протекать в различных сочетаниях:
а) игры, где имеет место активное единоборство;
б) игры, без соприкосновение с соперником;
в) игры-эстафеты, в которых действия каждого участника одинаково направлены, связаны с выполнением отдельных заданий.
Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др., подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.
Рассмотрим классификацию подвижных игр по следующим признакам:
-по возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста или в соответствии с возрастной группой детского сада);
-по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);
-по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);
-по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);
-по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности);
-по признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);
-по сюжету (сюжетные и бессюжетные);
-по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);
-по подвижности (малой, средней и большой подвижности - интенсивности);
-по сезону (летние и зимние);
-по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений);
-по способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты; условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды; игры без разделения команды - каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр).
Подвижная игра - первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях.
Можно сделать вывод, о том, что игра имеет очень важную роль в развитие ребенка. При творческом подходе воспитателя к художественно-эстетическому развитию детей можно добиться удивительных результатов. Дети с удовольствием и интересом экспериментируют над художественными материалами, участвуют в самодеятельности, слушают музыку и занимаются спортом Настоящие творцы!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 11.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое развитие в игре: подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры
Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты. Ценность художественно-эстетического развития заключается в том, что позволяет раскрыть перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее вглядываться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Основная цель системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития детей – это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей. Участвуя в художественно-творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм.
Основные задачи организации системы работы ДОУ в рамках художественно- эстетического развития это :
1. сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и интересными делами, радостью сотворчества взрослых и детей;
2. вызвать интерес к музыкально-театрализованной, литературной и художественно-изобразительной деятельности;
3. побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности;
4. учить согласовывать свои действия с действиями партнеров;
5. создавать условия для развития грамматически правильной речи.
Ценность художественно-эстетического развития заключается в том, что позволяет раскрыть перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее вглядываться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Художественно-эстетическое развитие в процессе игровой деятельности детей - одно из приоритетных направлений работы ДОУ. Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов детей легче всего через игру. Игра — это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, в ней интенсивно формируются все психические процессы, с помощью которых обеспечивается ориентировка в объективном мире. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. При этом ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в процессе художественно-эстетического развития важное место отводится театрализованной деятельности, как разновидности творческой игровой деятельности, представляющей из себя интеграцию различных видов искусства, т. к. она включает в себя игры с куклами и инсценировки, кукольные спектакли и сюжетно-ролевые игры. Театрализованная деятельность дает возможность в игровой и занимательной форме организовать совместную и самостоятельную деятельность детей. Немаловажное значение в художественно-эстетическом развитии детей играет и музыка, которая обогащает внутренний мир ребенка, способствует развитию чувств и эмоциональных переживаний. Главное научить малыша не просто слушать, а вслушиваться (в звуки живой природы, замечать характер музыкальных произведений и т. д.). Но педагогам важно помнить, что основной закон детского творчества следует видеть не в результате, не в конечном продукте, а в процессе, когда дети упражняются в творческом воображении, умении вступать в контакт с партнерами, совместно разрабатывают костюмы и декорации к постановкам. Каждому должно находиться занятие по его силам, способностям и желанию.
Система работы ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию определяет необходимость использования педагогом в соответствии с возрастом различных форм и видов занятий и развлечений.
Основные формы работы:
• совместная деятельность педагога с детьми (специально организованная);
• самостоятельная деятельность детей (нерегламентированный вид деятельности).
Таким образом, система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей включает в себя:
• совместную деятельность взрослых и детей (музыкальной, художественной, литературной и театрализованной);
• самостоятельную деятельность детей в специально созданных условиях (центры театрально-музыкальной и художественно-изобразительной деятельности);
• организацию предметно-развивающего пространства учреждения (экстерьер территории учреждения и микросреда внутренних помещений);
• взаимодействие с родителями (создание родительских клубов и семейных театров).
При этом становится возможным создание доброжелательной атмосферы, мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, художественно-развивающих дидактических игр, что является важным стимулом в художественно-эстетическом творческом развитии дошкольников, в воспитании трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца, как условий возникновения творчества.Обобщая отметим, что, безусловно, в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его художественно-творческой деятельности. Главное же, чего удается достичь, организую работу по художественно-эстетическому воспитанию на основе интеграции в процессе игровой деятельности, это развитие у дошкольников воображения, что в дальнейшем способствует их переходу к более гармоничной психической деятельности, их художественно-творческому, эстетическому развитию.
Театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Проект по театрализованной деятельности в средней группе «В гостях у сказки. Заюшкина избушка». Тема проекта "Играем в сказку «Заюшкина избушка». Участники проекта: дети, педагоги, музыкальный руководитель.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Но как самих детей привлечь к участию? Некоторые дети в силу своих психологических особенностей бояться групповой деятельности. Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научиться общаться со сверстниками и взрослыми?
Эту проблему можно решить с помощью игр - драматизаций. Главное создать между детьми и взрослыми доверительные отношения.
Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра важный элемент художественно-эстетического развития дошкольников. В таких играх дети пытаются по-своему воспроизвести действия и отношения взрослых, создавая специальные игровые ситуации.
Например, игра «Детский сад».
Цель: Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Предметно-развивающая среда (оборудование): Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители.
Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет врача. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей — стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад».
Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, помощник воспитателя (няня), повар.
Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритмики, кабинет заведующей и беседуют с медицинской сестрой и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.
После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает знания, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры. Также с детьми можно прочитать рассказы и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д. Далее воспитатель может предложить детям, поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло должного интереса к игре, педагог может выступить в игре, как равноправный партнер, выполняя, главную или второстепенную роль, косвенно, влияя на изменение, игровой среды, он может вести коррекцию игровых отношений. К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «заведующая», «музыкальный работник», «помощник воспитателя», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с куклами, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак». «После завтрака надо идти на осмотр к врачу». После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривают «детей», каждому дают рекомендации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада». После медицинского осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное занятие» и т. д. По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.
Подвижные игры.
Подвижные игры- это часть физического воспитания, которая способствует физическому, умственному и творческому развитию детей.
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д.
Рассматривая подвижные игры по признаку организации играющих, можно выделить следующие:
а) без разделения коллектива на команды (игры, основанные на простейших взаимоотношениях между участниками);
б) с разделением коллектива на команды (игры направленные на воспитание коллективных действий).
Музыкальные игры могут протекать в различных сочетаниях:
а) игры, где имеет место активное единоборство;
б) игры, без соприкосновение с соперником;
в) игры-эстафеты, в которых действия каждого участника одинаково направлены, связаны с выполнением отдельных заданий.
Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др., подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.
Рассмотрим классификацию подвижных игр по следующим признакам:
-по возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста или в соответствии с возрастной группой детского сада);
-по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);
-по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);
-по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);
-по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности);
-по признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);
-по сюжету (сюжетные и бессюжетные);
-по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);
-по подвижности (малой, средней и большой подвижности - интенсивности);
-по сезону (летние и зимние);
-по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений);
-по способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты; условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды; игры без разделения команды - каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр).
Подвижная игра - первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях.
Можно сделать вывод, о том, что игра имеет очень важную роль в развитие ребенка. При творческом подходе воспитателя к художественно-эстетическому развитию детей можно добиться удивительных результатов. Дети с удовольствием и интересом экспериментируют над художественными материалами, участвуют в самодеятельности, слушают музыку и занимаются спортом Настоящие творцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур
Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, сюжетно -ролевые игры.
Транспорт....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»
Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....
Игротренинг по обмену опытом развития игровой дея-тельности дошкольников «Сюжетно-ролевая игра как фактор воспитания и развития дошкольников»
Протокол игротренинга по обмену опытом развития игровой деятельности дошкольников...
Творческие игры (сюжетно – ролевая игра, театрализованная игра)
Игра – основная деятельность детей. Развитая мысль о необходимости широко использовать игру как средство воспитания. А.С. Макаренко обращал внимание на то, что «воспитание б...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию« Наша любимая подвижная игра: «Кошки-мышки».
Конспект ООД с детьми подготовительной группы по рисованию "Наша любимая игра: "Кошки-мышки"....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Элементы сюжетно-ролевой игры в развитии монолога» (С.Р.И. «Театр»)
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Элементы сюжетно-ролевой игры в развитии монолога» (С.Р.И. «Театр»)...
