Консультация для педагогов "Что такое естественно-научная грамотность"
консультация

Патанина Юлия Михайловна

Консультация для педагогов о естественно-научной грамотности в саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx380.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Что такое естественно – научная грамотность в ДОУ»

Подготовила:

Патанина Ю.М

Воспитатель

Высшая категория

Оренбург, 2025

Естественнонаучная грамотность в ДОУ — это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира. Это элемент функциональной грамотности, предпосылки которой закладываются в дошкольном возрасте.

Цель — помочь детям освоить закономерности окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность. 

Компоненты

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников включает три основных компонента

  1. Способность объяснять естественнонаучные явления на основе научных знаний. Умение называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между явлениями и объектами, прогнозировать изменения предметов в результате воздействия на них человека.
  2. Способность интерпретировать данные и использовать их для выводов. Владение способами работы с данными (со знаками, символами, таблицами, схемами) естественнонаучных явлений, умение использовать данные для объяснения причин и взаимосвязи объектов окружающего мира.
  3. Способность применять методы естественнонаучного исследования. Умение выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов, и определять адекватные методы для их решения, умение следовать простому алгоритму в использовании методов.

Некоторые задачи формирования естественнонаучной грамотности в ДОУ:

  • Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
  • Расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни в разные сезоны года, их потребностях.
  • Учить использовать приёмы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств.
  • Знакомить с сезонными изменениями в природе и деятельностью человека в разные сезоны, воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться

Методы

Для формирования естественнонаучной грамотности у дошкольников используются, например:

  • Наблюдения за природными явлениями, такими как смена времени года, рост растений, поведение животных.
  • Простые эксперименты — дети могут смешивать разные жидкости, чтобы увидеть, что произойдёт, — это способствует развитию навыков научного метода.
  • Вопросы и гипотезы — дети учатся задавать вопросы и формулировать гипотезы, например, почему листья меняют цвет осенью.
  • Обсуждение результатов наблюдений и экспериментов с воспитателями и сверстниками помогает детям осмысливать полученные знания и делиться своими выводами. 
  • Игры природоведческого характера — расширяют представления о живой и неживой природе, развивают умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Театрализованную деятельность — экологические постановки привлекают внимание к проблемам окружающей среды, развивают творческие способности детей, вовлекают в активную природоохранную деятельность.
  • Интеграция с другими образовательными областями: Связывание естественнонаучных знаний с художественной деятельностью (например, рисование растений) или математикой (измерение длины, объема).
  • Проектная деятельность. Проекты могут быть направлены на изучение актуальных научных проблем, исследование свойств веществ или разработку новых технологий. В процессе работы над проектами дети учатся планировать свою деятельность, работать с различными источниками информации, проводить эксперименты и анализировать результаты. 
  • Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Образовательные платформы и виртуальные лаборатории позволяют проводить эксперименты, не покидая ДОУ. 
  • Применение экспериментов и опытов. Это позволяет решить различные исследовательские и коммуникационные задачи, формирует умение анализировать ситуации в динамичном учебном процессе. 
  • Метод игровых технологий. Обучение через игру или викторину является одним из важных аспектов в образовательном процессе. 
  • Поисково-исследовательская деятельность. В рамках неё дети учатся моделировать естественные явления или свойства предметов, проводить всевозможные эксперименты, что является одними из ключевых умений естественнонаучной грамотности. 

Формы

Для формирования естественнонаучной грамотности в ДОУ также используют:

  • Экологические проекты — например, «Маленький исследователь» — проект, направленный на развитие у детей навыков наблюдения, исследования и логического мышления.
  • Участие совместно с родителями в экологических акциях — например, сбор бумаги, сбор овощей в зоопарк.
  • Групповые занятия: Работа в маленьких группах, где дети могут обмениваться знаниями и развивать командные навыки.
  • Экскурсии и выезды на природу: Проведение наблюдений, экскурсий в музей или на заводы для появления живых впечатлений.
  • Мастер-классы: Проведение практических занятий по созданию поделок из природных материалов.
  • Диалоговые формы: Использование диалогов и дискуссий, чтобы позволить детям задавать вопросы и обмениваться мнениями.

Среда

Большое значение для формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста в ДОУ играет развивающая предметно-пространственная среда.

  • Мини-лаборатория или уголок экспериментирования — в них размещены различные материалы для исследований: образцы песка, глины, чернозёма, камни, семена цветов, деревьев, зерновых культур и т.д.
  • Центр природы — где собраны разные виды комнатных растений, посредством которых дети знакомятся с потребностями растений, учатся находить существенные признаки, их приспособления к жизни, а также способы ухода за ними. 
  • Оформленный календарь погоды со схемами изображений погодных явлений — позволяет детям наблюдать за погодой, фиксировать погоду и состояние живой природы. 

 В среде представлены игры и пособия для ознакомления с живой и неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями, различные материалы для исследований. 

Естественнонаучная грамотность положительно влияет на развитие детей, например:

  • Формирует целостную картину мира. Естественнонаучные представления закладывают у детей основу миропонимания. 
  • Развивает мышление. Естественнонаучные представления способствуют развитию детского мышления, творческих способностей и проявления одарённости у детей. 
  • Стимулирует познавательную активность и самостоятельность. Дети учатся обращаться с разными инструментами, экспериментальными методами, а также развивают способность к самоорганизации и саморегуляции
  • Развивает коммуникативные навыки. Дети учатся работать в коллективе, обмениваться информацией, вырабатывать практические и теоретические знания в групповом взаимодействии. 
  • Воспитывает гуманное отношение к природе. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. 
  • Развивает личностные качества, необходимые для научной деятельности: любознательность, креативность, честность, настойчивость, ответственность. 


Некоторые проблемы, которые могут возникнуть при формировании естественнонаучной грамотности:

  • Недостаток мотивации. Дети могут не понимать, зачем им разбирать определённые задания. Чтобы решить эту проблему, задания должны быть интересными и вызывать желание разобрать их от начала до конца и найти правильное решение. 
  • Нехватка времени. Может не хватать времени на развитие необходимых знаний и умений. Для решения проблемы можно включить родителей в познавательную деятельность. 
  • Использование неподходящих материалов. Готовые задания не помогут для развития естественнонаучной грамотности.
  • Разобщённость теоретических сведений и реального мира. Навыки естественнонаучной грамотности могут восприниматься педагогами как изолированные, не сочетающиеся с результатами обучения. 
  • Перегрузка учащихся. Может происходить за счёт сокращения демонстрационных опытов и лабораторных работ. 
  • Отсутствие общего естественнонаучного компонента. Например, искусственный перерыв в два года может привести к утрате интереса к науке.

Условия для формирования естественнонаучной грамотности

  • Создание развивающей среды: Обустройство уголка природы в группе, наличие пособий и материалов для проведения экспериментов.
  • Побуждение к исследовательской деятельности: Поощрение детской инициативы, когда они хотят исследовать, задавать вопросы, проводить эксперименты.
  • Сотрудничество с родителями: Включение родителей в образовательный процесс через предложение совместных проектов или экскурсий.
  • Обучение педагогов: Постоянное повышение квалификации воспитателей в области естественных наук и инновационных методов обучения.

Практические рекомендации

  • Регулярно встраивайте элементы естественных наук в повседневную жизнь детей (например, наблюдение за сменой времени года).
  • Используйте технологии и мультимедиа для объяснения научных концепций (видео, презентации).
  •  Создавайте сетевые партнерства с учреждениями, занимающимися экологией и природоводством.

Формирование естественнонаучной грамотности в ДОУ — это долгосрочный процесс, требующий креативного подхода и активного вовлечения всех участников образовательного процесса. Понимание и интерес к природе, окружающему миру и научным принципам закладывают фундамент для дальнейшего обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) младший возрастной кластер "Из камней он появился: белый, жёлтый, серый, красный! Отгадайте, кто такой!"

Экспериментирование способствуют формированию познавательного интереса детей к окружающему миру, наблюдательности, мыслительной деятельности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, ...

«Что такое естественно-научная грамотность в ДОУ»

Что такое ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ в доу -Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира. Поэтому особенно ...

Использование дидактических игр по формированию предпосылок естественной научной грамотности у детей дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство ч...

Консультация для педагогов "Методы, приемы и технологии формирования предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников"

Актуальность формирования предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свой...

Что такое естественно-научная грамотность в ДОУ

способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерно...

Консультация для воспитателей Технологии формирования естественно-научной грамотности у дошкольников

Естественно-научная грамотность – это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений,...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование инновационных технологий для формирования естественно-научной грамотности дошкольников"

Современный педагог - это тот, кто постояно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой сост...