Беседы с детьми подготовительной группы на тему: "Труженики тыла"
материал (подготовительная группа)
Цель бесед: познакомить детей с историей и подвигами тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, воспитать уважение к труду и подвигу людей в трудное для страны время.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа № 1: «Кто такие труженики тыла и как они помогали солдатам?»
Цель: Сформировать первоначальное представление о том, что такое тыл, и познакомить с главными профессиями тружеников тыла.
Ход беседы:
Вводная часть.
Воспитатель: «Ребята, мы с вами много говорили о солдатах, которые сражались на войне. Но победу ковали не только они. Давайте посмотрим на эту карту. Вот линия фронта, где шли бои (показывает). А вот – наш тыл. Тыл – это весь наш огромный народ, который остался в городах и деревнях и работал не покладая рук. Сегодня мы поговорим о тех, кого называют тружениками тыла».
Основная часть. «Помощь фронту».
Воспитатель: «Как вы думаете, что нужно было солдату на фронте, чтобы воевать?» (Выслушивает ответы: оружие, еда, одежда, обувь).
Показ картинки: «Посмотрите, кто работает на этом заводе? (Мужчины, женщины, подростки). Что они делают? (Танки, самолеты, патроны). Девиз у них был такой: «Всё для фронта, всё для победы!». Они работали по 12-14 часов в сутки, не уходя домой, потому что знали: от их труда зависит жизнь солдат».
Показ картинки: «А это кто? (Колхозники в поле). Чем они занимались? (Сеяли хлеб, выращивали овощи). Кто работал в деревне? (В основном старики, женщины и дети). Они понимали: без хлеба нет силы у солдата. Они отправляли на фронт хлеб, картошку, овощи».
Воспитатель: «Раненых солдат привозили с фронта в больницы, которые назывались госпитали. Кто их лечил? (Врачи, медсестры). Они сутками стояли у операционных столов, спасая жизни бойцов, чтобы те снова могли вернуться в строй».
Закрепление.
Воспитатель: «Давайте вспомним:
Кто делал танки и самолеты? (Рабочие).
Кто выращивал хлеб? (Колхозники).
Кто лечил раненых? (Врачи).
Вывод: «Все эти люди – труженики тыла. Их труд был настоящим подвигом».
Беседа № 2: «Дети-труженики тыла»
Цель: Показать детям, что их сверстники в годы войны наравне со взрослыми приближали Победу. Воспитывать сочувствие и уважение.
Ход беседы:
Вводная часть.
Воспитатель: «Ребята, представьте, что ваши папы, старшие братья ушли на фронт. А вы остались дома с мамами и бабушками. Вам бы очень хотелось им помочь, правда? Вот так же и дети военных лет. Они были настоящими помощниками».
Основная часть. «Как дети помогали победе?»
Воспитатель: «Мальчики и девочки постарше вставали к станкам на заводах. Они были такими же, как вы, но чтобы дотянуться до станка, подставляли под ноги специальные ящики. Они собирали танки, точили патроны. Другие дети работали в поле: пололи, копали, собирали урожай».
Воспитатель: «А некоторые дети приходили в госпитали к раненым бойцам. Как вы думаете, чем они могли там помочь? (Читали письма, писали письма под диктовку, выступали с концертами, дарили рисунки). Своей заботой они поднимали настроение солдатам».
Воспитатель: «Девочки, которым было 10-12 лет, вязали для солдат теплые варежки, носки, свитера. Представьте, как их пальчик и уставали, но они не сдавались, потому что знали: солдату в окопе очень холодно без теплых вещей».
Воспитатель: «Все вместе – и взрослые, и дети – собирали для солдат посылки на фронт. Что туда можно было положить? (Варежки, носки, табак, мыло, плитка шоколада, сухари). И обязательно – письмо-треугольник с добрыми словами поддержки».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии детей военных лет. «Посмотрите на их серьезные лица. У них не было игрушек и сладостей, как у вас. Их детство было украдено войной. Но они были мужественными и стойкими».
Заключение.
Воспитатель: «Мы должны всегда помнить не только о солдатах, но и о этих мальчиках и девочках, которые своим трудом приближали День Победы».
Беседа № 3: «Память о тружениках тыла»
Цель: Обобщить знания детей о тружениках тыла. Сформировать понимание, что их подвиг чтят и помнят. Воспитывать чувство благодарности.
Ход беседы:
Вводная часть. «Вспомним всё вместе».
Воспитатель использует метод наводящих вопросов: «Давайте вспомним, о ком мы с вами говорили? Кто ковал победу в тылу? (Рабочие, колхозники, врачи, дети). Почему их труд называли подвигом? (Они работали очень много, голодали, но не сдавались)».
Основная часть. «Как мы помним и чтим?»
Воспитатель: «После войны тем, кто особенно отличился в тылу, давали медали и ордена. Не только солдаты, но и труженики тыла были героями».
«Во многих городах есть памятники труженикам тыла. Например, памятник женщине с ребенком у станка или детям войны».
«9 Мая мы поздравляем не только ветеранов-солдат, но и всех, кто работал в тылу. Их с каждым годом остается все меньше, и наша задача – успеть сказать им «спасибо»».
Творческое задание «Письмо-треугольник».
Воспитатель: «Давайте и мы с вами сделаем такое же письмо-треугольник, какие отправляли на фронт. Мы не будем писать слова, а нарисуем в нем самое доброе и светлое, что пожелаем тем людям: солнце, цветы, мирное небо». (Дети выполняют работу).
Итог беседы.
Воспитатель: «Теперь вы знаете, что Победа – это результат огромного труда всего нашего народа. И каждый, кто в тылу стоял у станка, пахал поле или вязал варежки, – тоже герой. Мы будем хранить память о них всегда».
Беседа № 4: «Заводы-солдаты: как фабрики и заводы помогали победить»
Цель: Познакомить детей с понятием «эвакуация заводов», дать представление о масштабах и трудностях работы на промышленных предприятиях в тылу.
Ход беседы:
Вводная часть. «Фронту нужно оружие».
Воспитатель: «Ребята, мы с вами говорили, что солдатам для боя нужно оружие: танки, самолеты, пушки, винтовки. А где их делали? (На заводах). Но беда была в том, что многие заводы, где делали оружие, находились рядом с линией фронта, и их могли захватить фашисты. Что же делать?»
Основная часть. «Большое путешествие заводов».
Воспитатель: «И наше правительство приняло удивительное решение: заводы погрузили в поезда и отправили в глубокий тыл — на Урал, в Сибирь, в Казахстан. Представьте себе: не станок один везут, а целый огромный завод! Это было грандиозное переселение, которое называлось эвакуация.
Приехал поезд на пустое поле, а там уже ждут люди: рабочие, инженеры. И они начинают строить стены вокруг станков, ставят крышу. Часто работали под открытым небом, в лютый мороз. Но остановиться было нельзя! Фронт ждал оружия».
«Всё для фронта!»: Работа на заводе.
Воспитатель: «Как только завод запускали, начиналась работа. Люди трудились по 12, а то и 16 часов в сутки, без выходных. Не хватало еды, в цехах было холодно. Но все понимали: «Каждый сделанный мной патрон — это выстрел по врагу. Каждый собранный танк — это удар по фашистам».
Вопрос детям: «Как вы думаете, кто работал на заводах, если почти все мужчины ушли на фронт?» (Подводим к ответу: женщины, подростки, старики).
Показываем фото: «Посмотрите, вот мальчик лет 14-15 стоит у огромного станка. Чтобы дотянуться до него, он подставлял под ноги деревянный ящик. Его называли «подставной рабочий». А вот женщины собирают мотор для самолета. Их руки делали такую сложную работу!»
Закрепление.
Воспитатель: «На заводах был конвейер — это когда изделие движется от одного рабочего к другому, и каждый делает свою небольшую, но очень важную часть работы.
Беседа № 5: «Легендарный Танкоград»
Цель: На конкретном, ярком примере показать мощь тыла и героизм рабочих. Дать почувствовать детям гордость за трудовой подвиг народа.
Ход беседы:
Вводная часть. «Город, которого не было на карте».
Воспитатель: «Ребята, был во время войны один удивительный город. Его даже так называли — Танкоград. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, потому что там делали очень много танков. А на самом деле это был наш город Челябинск. А почему «град»? Это устаревшее красивое слово для «города». Получился Танкоград — город танков».
Основная часть. «Сердце Танкограда».
Воспитатель: «В Танкограде был огромный завод, который объединил силы нескольких заводов, приехавших из других городов. Здесь делали знаменитые танки «Т-34». Это были лучшие танки той войны! Быстрые, маневренные, с мощной пушкой. Фашисты их очень боялись.
Рабочие в Танкограде совершали чудеса. Они собирали танки за рекордно короткое время. Иногда от начала сборки до готового танка проходило всего несколько часов! Люди не уходили от станков, спали прямо в цеху, чтобы сэкономить время.
История для детей: «А знаете, была одна интересная история. Рабочие одного цеха узнали, что их танки, которые они сделали, пошли в свою первую атаку. Они так переживали, что собрали деньги и купили еще несколько танков, но уже на свои сбережения.
Они написали на башне танка название своего цеха и отправили на фронт. Это называлось «танковая колонна». Так они поддерживали наших солдат».
Рассматривание иллюстраций.
Показываем детям фотографии: сборочный цех Танкограда, конвейер с танками, женщины-рабочие у станка, готовые танки, выстроенные в колонны перед отправкой на фронт.
Воспитатель: «Танкоград — это символ несгибаемой воли нашего народа. Благодаря труду рабочих, инженеров, женщин и подростков, наша армия получила могучие танки, которые помогли разгромить врага. Это была настоящая трудовая победа».
Беседа № 6: «Не только танки: другие герои тыла»
Цель: Расширить представления детей о том, что трудились не только на заводах, но и в полях, на шахтах, на транспорте. Показать взаимосвязь всех отраслей.
Ход беседы:
Вводная часть. «Единая цепь».
Воспитатель: «Ребята, давайте подумаем, сможет ли танк воевать, если у него нет горючего? А солдат — если он голоден? Конечно, нет! Поэтому победу ковали все, без кого эта большая цепь могла бы разорваться».
Основная часть. «Кто еще помогал победе?»
Шахтеры: «Далеко под землей, в темноте и опасности, работали шахтеры. Они добывали уголь. А уголь — это тепло для домов, это энергия для заводов, это топливо для паровозов, которые везли на фронт танки и снаряды».
Железнодорожники: «Машинисты, проводники, путейцы — все, кто работал на железной дороге. Они обеспечивали бесперебойное движение поездов. Днем и ночью, под бомбежками, они везли на запад вооружение, а на восток — раненых и детей. Их поезда были настоящей целью для фашистов, но они смело вели свои составы».
Сельские труженики: «Мы уже говорили о них, но это так важно! Трактористки (часто это были девушки) пахали поле на тракторах, у которых вместо кабин была просто тряпичная крыша. Они отдавали фронту последнее, сами часто голодая. «Собрать урожай — это как выиграть бой», — так они думали».
Ученые и конструкторы: «В тихих лабораториях и конструкторских бюро работали умнейшие люди. Они придумывали новые, более совершенные виды оружия, новые лекарства для госпиталей, новые способы лечения ран. Их мозг был таким же грозным оружием, как и танк».
Дидактическое упражнение «Кому скажем спасибо?»
Воспитатель называет предмет, а дети говорят, кто его сделал или добыл для фронта.
Воспитатель: «Танк». Дети: «Рабочие Танкограда!»
Воспитатель: «Хлеб». Дети: «Колхозники!»
Воспитатель: «Уголь для паровоза». Дети: «Шахтеры!»
Воспитатель: «Поезд с оружием». Дети: «Железнодорожники!»
Воспитатель: «Новое лекарство». Дети: «Ученые!»
Заключение.
Воспитатель: «Вот видите, как все были связаны? От шахтера, добывающего уголь, до рабочего, собирающего танк, — все были одним целым, одной большой и сильной командой. И именно это помогло нам победить».
Беседа № 7: «Женщины – героини тыла»
Цель: Показать решающую роль женщин на производстве, в сельском хозяйстве и в госпиталях. Сформировать представление о женском героизме, стойкости и милосердии.
Ход беседы:
Вводная часть. «Сильные руки матери».
Воспитатель: «Ребята, мы с вами говорили, что мужчины ушли на фронт. А кто же остался? Остались старики, дети и... женщины. Женщины-матери, женщины-дочери, женщины-сестры. Именно на их хрупкие плечи легла вся тяжелая работа в тылу».
Основная часть. «Где трудились женщины?»
«Станочницы»: «Представьте себе огромный, грохочущий станок. Раньше у него работали сильные мужчины. Но теперь к нему встали женщины. Они были такими же, как ваши мамы и бабушки. Они надевали рабочую спецовку и косынку, и их нежные, но сильные руки собирали танки, точили снаряды. Они говорили: «Каждая деталь – это удар по врагу».
«Трактористки»: «А в деревнях женщины садились на тракторы. Это была очень тяжелая работа, особенно весной, когда нужно было пахать холодную, сырую землю. Руки замерзали, спина болела, но они знали: «Если не вспашем – не будет хлеба для солдат и для детей».
«Медсестры»: «В госпиталях женщины становились сестрами милосердия. Они ухаживали за ранеными: кормили их, поили, читали им письма, писали письма домой под диктовку. Их доброе слово и забота часто были таким же лекарством, как и таблетки».
Эмоциональная пауза. Рассказ-пример.
Воспитатель: «Жила-была одна девушка, Зоя. Она работала на заводе и делала очень важные детали для танков. Однажды она так устала, что чуть не уснула у станка. Но она посмотрела на фотографию своего брата-солдата и подумала: «А ему на фронте тоже трудно, он не спит, защищает нас». И она снова принялась за работу. Ее детали всегда были самыми лучшими».
Закрепление. «Профессии наших мам и бабушек».
Воспитатель: «Давайте подумаем, кем работали женщины в тылу? (Дети перечисляют: станочница, трактористка, медсестра, швея). А сейчас ваши мамы и бабушки тоже работают, но в мирное время. Они могут быть врачами, учителями, продавцами. Но в годы войны они стали настоящими героинями, которые ковали Победу своим трудом».
Беседа № 8: «Жизнь в тылу: трудности и взаимопомощь»
Цель: Показать бытовые условия жизни в тылу (голод, холод, карточки), но акцентировать внимание на взаимовыручке, дружбе и силе духа людей.
Ход беседы:
Вводная часть. «Не только работа...»
Воспитатель: «Ребята, мы много говорили о работе. Но у людей была и жизнь после работы. Очень тяжелая, голодная, но полная заботы друг о друге».
Основная часть. «Как жили люди?»
«Хлебные карточки»: «Еды на всех не хватало. Чтобы каждый получил свою маленькую порцию, ввели «хлебные карточки». Это была специальная бумажка, по которой выдавали кусочек хлеба. Если потеряешь карточку – останешься голодным. Хлеб был черным, часто с добавлением опилок, но его берегли как самую большую ценность».
«Холод и темнота»: «Зимой в домах и цехах было очень холодно. Дров не хватало. Люди мерзли, но продолжали работать. Часто не было электричества, и работали при свете керосиновых ламп или даже факелов».
«Одна на всех беда»: «Но в этой беде люди не ожесточились. Наоборот, они стали еще более дружными. Соседи делились друг с другом последней картошкой. Женщины, у которых было несколько детей, помогали тем, кто остался совсем один. Все жили по принципу: «Один за всех и все за одного!»».
Обсуждение. «А как бы мы поступили?»
Воспитатель: «Ребята, представьте, что у вас есть одна краюшка хлеба, а ваш друг или сосед совсем ничего не ел. Вы бы поделились? (Выслушиваем ответы). Вот и тогда люди делились, потому что знали: только вместе можно пережить эту войну».
Итог.
Воспитатель: «Люди в тылу победили не только своим трудом, но и своей добротой, дружбой и умением поддержать друг друга в самую трудную минуту. Это тоже был подвиг – подвиг души».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми подготовительной группы на тему:"Пришел Кутузов бить французов"
Автор материала (ФИО) Качалова Татьяна Викторовна Должность (с указанием преподаваемого предмета) Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Образовательное уч...

Беседа с детьми подготовительной группы, посвященная "200 лет отечественной войне 1812г"
Автор материала (ФИО) Качалова Татьяна Викторовна Должность (с указанием преподаваемого предмета) Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Образовательное уч...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему"Море в поэзии"
развитие речи в подготовительной группе...
Конспект беседы с детьми подготовительной группы "Как люди научились считать?"
Беседа с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений...

«Фотография вчера и сегодня».Беседа с детьми подготовительной группы и эксперимент "Изобретаем фотоаппарат".
Интересное, не скучное мероприятие. Может оказаться полезным коллегам как идея темы создания мини-музея, организованного совместно с родителями, темы проекта, а также предоставить возможность детям по...
Изобразительная деятельность Беседа с детьми подготовительной группы «Женский портрет»
Изобразительная деятельностьБеседа с детьми подготовительной группы «Женский портрет»...

Беседа с детьми подготовительной группы "Беседа о хлебе"
Закрепить знания детей о том, что хлеб ценнейший продукт питания, получение которого требует большого труда. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу....