Персонализированная программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования «На пути к успеху»
учебно-методический материал
Персонализированная программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования
«На пути к успеху»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №9 «ПЕТУШОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г. БЛАГОВЕЩЕНСК РБ
Персонализированная программа наставничества для работы с молодыми
педагогами дошкольного образования
«На пути к успеху»
срок реализации – 12 месяцев
Наставник: Галямова Людмила Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Наставляемый:
Содержание
- Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Права и обязанности наставника и молодого специалиста.
- Этапы реализации программы
5. Механизм реализации программы
6. Индивидуальный план
7. Анализ достигнутых результатов.
8. Заключение.
9. Приложение.
- Паспорт программы
1 | Наименование программы | Программа по организации наставничества в МАДОУ профессионального становления наставляемого. «На пути к успеху» | |
2 | Основные цели задачи программы | и | Цель: оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении. Задачи: 1.Привить начинающим педагогам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в дошкольном образовательном учреждении. 2.Ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности. 3.Способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, правилам поведения в дошкольном образовательном учреждении. |
3 | Сроки реализации | ||
4 | Структура программы | Паспорт программы Пояснительная записка Этапы реализации Механизм реализации Индивидуальный план работы | |
5 | Составители программы | Галямова Людмила Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории | |
6 | Участники программы | Наставник: Наставляемый: | |
7 | Планируемые результаты | Приобретение наставляемым личностного и профессионального опыта, повышение его профессиональной квалификации. Повысить уверенность в собственных силах, раскрыть педагогический потенциал наставляемого. Развитие умения ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи в современном детском саду. |
- Пояснительная записка
Персонифицированная программа наставничества (далее – Программа) в МАДОУ детский сад№9 «Петушок» комбинированного вида г.Благовещенск Р.Б.(далее – МАДОУ) разработана в соответствии с нормативно-правовой базой в сфере образования и наставничества с учетом методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, направленных письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.12.2021 № АЗ-1128/08, на основании Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Уставом МАДОУ и определяет порядок организации наставничества в МАДОУ.
В России значительно возрастает роль педагога, в условиях модернизации системы образования, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам.
Система наставничества вновь заслуживает внимание, в ней отражена необходимость педагога получить поддержку наставника, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
- Специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность более глубоких знаний в психологии дошкольника;
- Необходимое взаимодействие с семьей требует подготовки педагогов в работе с родителями;
- Одновременное освоение педагогом многих старых и новых установок тормозит и осложняет его профессиональное становление.
Программа наставничества МАДОУ № 9 разработана с целью становления педагога, его активной позиции, формирование его как личности, индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области. Основные термины
Наставничество – это передача опыта, знаний, формирование навыков через не формальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставник – это один из педагогов, основная цель которого передать знания и практические навыки наставляемым, оказать помощь и поддержку в рабочих вопросах.
Наставляемый – участник системы наставничества, педагог не имеющий опыта педагогической деятельности, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержки приобретает новый опыт.
обобщению опыта.
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Педагог - наставник:
- содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
- обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
- координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;
- оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами основной образовательной программы дошкольного воспитания ДОУ;
- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
- знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
- консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.
- Обязанности наставника:
- Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных актов, определяющих права педагогического работника ДОУ по занимаемой должности.
- Изучать: деловые и нравственные качества начинающего специалиста; отношение начинающего специалиста к проведению занятий, коллективу ДОУ, воспитанникам и их родителям; его увлечения, наклонности, круг досугового общения.
- Вводить в должность.
- Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым или начинающим специалистом занятий, других мероприятий.
- Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
- Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки.
- Развивать положительные качества начинающего специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в дошкольном образовательном учреждении, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.
- Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью начинающего специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
- Подводить итоги профессиональной адаптации молодого или начинающего специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Права наставника
- Подключать с согласия заведующего ДОУ заместителя заведующего по ВМР или других сотрудников для дополнительного обучения начинающего специалиста.
- Требовать рабочие отчеты у начинающего специалиста как в устной, так и в письменной форме.
II. Обязанности молодого специалиста
- Изучать законы РФ, нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности.
- Выполнять план профессионального становления в определенные сроки.
- Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
- Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
- Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.
- Периодически отчитываться по своей работе перед наставником.
Права молодого специалиста
- Вносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
- Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
- Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
- Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.
- Повышать квалификацию удобным для себя способом.
- Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в т. ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.
- Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Руководство работой наставника
Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя заведующего по ВМР.
Заместитель заведующего по ВМР (старший воспитатель) обязан:
- представить назначенного молодого специалиста педагогическим работникам детского сада, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для наставничества;
- оказывать организационную, методическую помощь в развитии системы дошкольного наставничества;
- изучать, обобщать и распространять положительный опыт дошкольного наставничества;
- определять меры поощрения наставников.
Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет заместитель заведующего по ВМР.
Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- Положение «О наставничестве»;
- приказ заведующего ДОУ об организации наставничества;
- планы работы по наставничеству;
- протоколы заседаний Совета педагогов, на которых рассматривались вопросы наставничества;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.
По окончании срока наставничества наставник в течение 10 дней должен сдать заместителю заведующего по воспитательной и методической работе следующие документы:
- отчет о проделанной работе;
- план работы по наставничеству профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого или начинающего специалиста.
4. Этапы реализации программы.
Подготовительный этап реализации программы.
- Закрепление наставника за наставляемым.
- Подбор методической литературы для изучения наставляемому педагогу.
- Составление плана работы с учётом индивидуальных затруднений.
Кандидатура наставника утверждается приказом заведующего с указанием срока наставничества (не менее одного года).
Реализационный этап включает в себя:
- Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы.
- Совместное изучение новейших технологий и применение их в работе с детьми.
- Ознакомление наставляемого педагога с организацией предметно-развивающей среды.
- Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов в группе.
- Консультации для наставляемого педагога по работе с родителями.
- Самообразование наставляемого.
- Обсуждение образовательной деятельности, использование приемов и методов в различных ситуациях.
Заключительный этап реализации программы.
- Показ открытых мероприятий.
- Подведение итогов работы.
- Обобщение опыта работы.
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение наставляемым педагогом целей и задач в период наставничества.
5. Механизм реализации программы
Оценка процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а так же какова динамика развития наставляемого и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Оценка программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- Оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов Реализация программы «Наставничество» рассчитана на 12 месяцев, осуществляется наставником. Методическая служба и руководитель образовательного учреждения осуществляет контроль за реализацией программы и за работой наставника.
В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т.е. результаты реализации программы «Наставничество» представляется наставником на итоговом педагогическом совете.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1-й этап – адаптационный (диагностический) «Добро пожаловать! Мы все тебе рады!» Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Попробуй себя! Я тебе помогу.» Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. «У тебя все получилось! Я горжусь тобой!» Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Работа с молодыми педагогами строим с учетом основных аспектов:
Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег.
5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
работы на ставника с наставляемым на учебный год
Содержание работы | Форма проведения | Сроки | Отметка о выполнении |
Диагностика профессиональных затруднений наставляемого. | Анкетирование наставляемого. Составление плана работы с учётом индивидуальных затруднений наставляемого. | Ноябрь | |
Планирование образовательного процесса в детском саду; оформление и ведение документации в группе; изучение документации по организации образовательной деятельности. | Изучение видов планирования (перспективного, ежедневного и т.д.) Помощь и контроль в заполнении текущей документации | Ноябрь | |
Составление «чек-листа» при подготовке к празднику, музыкальные подборки в удобном для использования виде, технические средства. | Обсуждение возможных способов мотивации дошкольников во время подготовки к празднику, вовлечение педагогов в подготовке. | Декабрь | |
Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». | Оформление РППС группы, создание игрового пособия в соответствии с темами месяца. | Декабрь | |
Разработка сценариев для утренников. Обсуждение роли участие родителей в этом мероприятии. Подбор музыкального и игрового материала | Подготовка планомерной педагогической муз. подготовки в рамках установленного режима. | Январь | |
Вовлечение в подготовку театрализованного представления сотрудников детского сада и родителей воспитанников | Разработка сценария, режиссерская и репетиционная работа с воспитателем | Февраль | |
Подготовка к физкультурно- музыкальному празднику «День Космонавтики» | Самоанализ мероприятия, взаимодействие с родителями, совместный подбор материалов. | Март | |
Совместная работа с воспитателями групп, составление чек-листа. Обсуждение «Выпускного» для подготовительной группы | Анализ чеклиста, создание тематической фото или видео презентации. | Апрель |
Обобщение опыта работы. Результаты работы по программе. Самоанализ мероприятий | Анализ проведенных праздников, выступление наставника на педагогическом совете. | Май | |
Просмотр наставляемым занятия наставника. | Открытое занятие, конспект занятия | Май | |
Проведение совместной проектной деятельности наставника и наставляемого в летний оздоровительный период. | Готовый проект, консультативная помощь по мере необходимости | Июнь-июль, август | |
Диагностика профессиональных затруднений наставляемого. | Составление плана работы с учётом индивидуальных затруднений наставляемого. | Сентябрь | |
Планирование образовательного процесса в детском саду; оформление и ведение документации в группе; изучение документации по организации образовательной деятельности. | Изучение видов планирования (перспективного, ежедневного и т.д.) Помощь и контроль в заполнении текущей документации | Октябрь | |
Анализ проведенного занятия. Разбор основных этапов, приемов вовлечения детей, подбор методических и дидактических материалов. | Фиксация рекомендаций в дневнике наставника | Ноябрь |
7. АНАЛИЗ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Достигнутые результаты работы представляются в анализе достижений молодых специалистов (портфолио, результативность участие в конкурсах молодых специалистов, результативность участия детей в конкурсных мероприятиях, отчеты молодых специалистов о результатах деятельности, отчеты наставников и др.), наставниками на Совете педагогов ДОУ. Здесь же представляется динамика результатов, отражѐнных в справках контроля за деятельностью конкретных молодых воспитателей по следующим критериям: планирование работы, уровень ведения документации, уровень практических умений при проведении непосредственно образовательной деятельности; образовательной деятельности, осуществляемой в образовательном процессе, организация предметно - развивающей среды в группах, уровень освоения программного материала воспитанниками, уровень здоровья детей - индекс здоровья, уровень простудной заболеваемости, выраженный в количестве пропущенных дней детьми по болезни.
Далее молодые воспитатели представляют свои достижения в части участия в конкурсных мероприятиях различного уровня, участию в педагогических советах, семинарах, наличие публикаций, наличие результативного участия воспитанников в конкурсных мероприятиях. Далее на итоговом педагогическом совете представляются итоги реализации данного проекта.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания. В ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Методическая разработка «Перспективы роста» направлена на становление молодого педагога и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности. Она должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство,
- профессиональное самоопределение,
- творческая самореализация,
- проектирование профессиональной карьеры,
- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Приложение 1
ПАМЯТКА НАСТАВНИКА:
- Вместе с начинающим специалистом проанализировать программу воспитания его группы.
- Помочь составить календарный план, обратив внимание на подбор дидактического и иллюстративного материалов.
- Оказывать помощь в подготовке к занятиям.
- Посещать занятия молодого воспитателя с последующим анализом, приглашать его на свои занятия, совместно их обсуждать.
- Помогать в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
- Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
- Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Отмечать положительное в работе.
- Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
Приложение 2
ПАМЯТКА МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ
Уважаемый молодой коллега! Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как воспитателю - наставнику поделиться опытом, накопленным за многие годы работы в детском саду воспитателем.
Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план работы:
- сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в детском саду не первый год);
- написать характеристику группы;
- определить цель, поставить воспитательные задачи.
Постарайтесь спланировать экскурсии, развлечения, темы родительских собраний.
Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования.
Вы можете включить в план работы следующие разделы:
- занятия;
- участие в общедошкольных мероприятиях;
- дела группы;
- работа с родителями;
- индивидуальная работа с воспитанниками
Приготовьтесь к тому, что воспитатель ведет следующую документацию:
-рабочие тетради;
- журнал посещаемости;
- план воспитательной работы;
- личные дела воспитанников;
-психолого-педагогические карты изучения личности воспитанников (по необходимости);
- папки с разработками воспитательных мероприятий.
Составьте себе памятку:
- группа, закрепленная за вами;
- прикрепленный дошкольный участок;
- день выпуска общедошкольной или групповой газеты;
- - список многодетных и социально не защищенных семей;
- сведения об воспитанниках группы и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;
- педсоветы в квартал 1 раз;
- расписание занятий группы;
- расписание по личной учебной нагрузке;
- состав родительского комитета (если е есть Попечительский совет, то указать представителя от группы);
- дни рождения воспитанников по месяцам;
- дела, которые требуют предварительной подготовки;
- акции, в которых могут принять участие родители.
Приложение 3
АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
Да
Нет
Частично
2.Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?______________________________________________________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
- в календарно-тематическом планировании
- проведении занятий
- проведении внегрупповых мероприятий
- общении с коллегами, администрацией
- общении с воспитанниками, их родителями
- другое (допишите) _____________________________________________
4. Что представляет для вас наибольшую трудность?
- формулировать цели занятия
- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
- мотивировать деятельность воспитанников
- формулировать вопросы проблемного характера
- создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
- подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности
- активизировать деятельность воспитанников на занятии
- организовывать сотрудничество между воспитанниками
- организовывать само и взаимоконтроль воспитанников
- организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН воспитанников
- развивать творческие способности воспитанников
другое (допишите)______________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- cамообразованию
- практико-ориентированному семинару
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
- школе молодого педагога
-другое (допишите)__________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- типы занятий, методика их подготовки и проведения
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
- приемы активизации учебно-познавательной деятельности воспитанников
- учет и оценка знаний воспитанников
- психолого-педагогические особенности воспитанников разных возрастов
- урегулирование конфликтных ситуаций
- формы работы с родителями
- формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками
- другое (допишите) ________________________________________
Приложение 4
АНКЕТА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:
- Новизна деятельности
- Условия работы
- Возможность саморазвиваться
- Пример и влияние коллег и руководителя
- Возможность профессионального роста
Приложение 5
ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГА
1. В каких видах деятельности педагога Вы испытываете трудности?
- Планирование работы с детьми и их родителями
- Проведение занятий и режимных моментов
- Другое _____________________________________________________________
2. При проведении каких видов занятий Вы испытываете трудности?
- Познавательное развитие
- Изобразительная деятельность
- Развитие элементарных математических представлений
- Другое _____________________________________________________________
3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с воспитанниками?
- Да. Какие? ___________________________________________________________
- Нет
- Не знаю
4. Испытываете ли Вы затруднения в общении с родителями воспитанников?
- Да. Какие? ____________________________________________________________
- Нет
- Не знаю
5. Оцените, пожалуйста, по 10 – бальной системе, в какой степени у вас
сформированы умения:
- Умения развивать способности своих воспитанников ______________________
- Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение ________
- Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка ______________________
6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 6
ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА НА ГОД (ОБРАЗЕЦ)
Тема | Рассматриваемые вопросы | Сроки |
Знакомство с молодым воспитателем. Анкетирование начинающего педагога. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Анкетирование начинающего педагога с целью диагностики имеющихся проблем и затруднений молодого специалиста. Изучение ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", документов Министерства образования, локальных актов ДОУ, Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого специалиста. | Сентябрь |
Имидж педагога. Портфолио достижений педагога Первичная диагностика воспитанников Выбор методической темы для самообразования. | Материалы по вопросам педагогической этики, риторики, культуры и т.д. С целью активизации молодого педагога в профессиональном становлении фиксировать имеющиеся достижения в портфолио. Изучение методики диагностирования развития детей. Консультация наставника по выбору темы для самообразования, Подбор методической литературы | Октябрь |
Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии | Дискуссия на тему: "Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё". Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. | Ноябрь |
Разработка индивидуального плана профессионального становления | Педагогическое самообразование, участие в праздниках ДОУ и в родительском собрании, занятия молодого педагога. | Декабрь |
Промежуточное анкетирование начинающего педагога. Промежуточная диагностика воспитанников | Повторное анкетирование с целью выявления положительных результатов и имеющихся затруднений. Проведение диагностики развития детей с помощью наставника. | Январь |
Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства | Педагог – наставник делится опытом, речь идет об общих вопросах методики проведения НОД, наставник совместно с молодым педагогом готовят планы занятий, проговаривают каждый этап и элемент занятий, затем педагог проводит его в присутствии педагога - наставника, после занятий идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее | Февраль |
Педагогическая ситуация | Совет "бывалого". | Март |
Копилка интересных занятий | Разработка или описание интересных занятий силами самих молодых специалистов | Апрель |
Самообразование воспитателя | Выбор курсов переподготовки | В течение года |
Заключительная диагностика воспитанников Методическая выставка достижений молодого воспитателя, эссе Анкетирование молодого специалиста | Самостоятельное проведение диагностики развития детей. Методическая выставка достижений молодого воспитателя. Заключительное анкетирование с целью выявления положительных результатов и построения возможного дальнейшего индивидуального маршрута развития педагога и оказания помощи. | Май |
ФИО наставника Подпись наставника «__» ________ 20__ г.
Приложение 7
КАРТА КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ _________________________
Ф.И.О. педагога, N группы
Дата | Вопрос на контроле | Анализ | Вывод | Рекомендации | Подпись | |
Наставник | Молодой педагог | |||||
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 8
ОТЧЕТ ПЕДАГОГА О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
ЗА _______ УЧЕБНЫЙ ГОД
- Какие мероприятия были организованы в учебном году?
–вечера, досуги (с указанием названия)___________________________
- Какие дидактические игры и пособия были подготовлены (с указанием названия)?
______________________________________________________________
- Какие дидактические игры и пособия были подготовлены ?
______________________________________________________________
- Какие были проведены Вами открытые занятия, и с какой целью?
______________________________________________________________
- Какое мероприятие, проведенное Вами, считаете наиболее интересным?
______________________________________________________________
- Повышали ли Вы свою квалификацию в этой учебном году
- (курсы, семинары)
______________________________________________________________
- Какие методические мероприятия, проведенные в этом учебном
году, Вам запомнились больше всего?_____________________________________________________________________________________________________________________
- Какие инновационные технологии освоены Вами за последний период?
______________________________________________________________
- Как Вы оцениваете сами свою работу в этом учебном году (по 10
- бальной системе)?
_____
Дата заполнения «______»_______ г. Подпись
Приложение 9
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА ЗА 20__ ГОД
Наименование ДОУ | ||||||||||||||
Ф.И.О. наставника, должность, № приказа и дата назначения наставника | ||||||||||||||
Педагогический стаж работы наставника | ||||||||||||||
Ф.И.О. педагога, в отношении которого осуществляется наставничество | ||||||||||||||
Даты начала и окончания работы наставника с молодым педагогом | ||||||||||||||
Шкала оценок | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||
не соответствует требованиям (знания и владение навыками отсутствует) | частично соответствует (знания и навыки недостаточные, отрывочные и несистематизированные, неуверенно применяются на практике) | соответствует требованиям (знания достаточно полные, но имеются вопросы, требующие дополнительной консультации, владение навыками достаточно уверенное) | превосходит требования (знания исчерпывающие, умения уверенно применяются на практике) | |||||||||||
Профессиональные знания и умения | ||||||||||||||
№ | Наименование выполненных мероприятий по осуществлению наставничества | Дата начала | Дата окончания | Оценка наставника | Оценка руководителя | Комментарии | ||||||||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
Предварительная оценка (на основании выставленных наставником оценок) | ||||||||||||||
Итоговая оценка (с учетом корректировок руководителя) | ||||||||||||||
Руководитель _____________ ________________________________________ «______»_____________________20__________г. подпись Ф.И.О. Наставник _____________ ________________________________________ «______»_____________________20__________г. подпись Ф.И.О. Педагог с результатами наставничества ознакомлен____________________ «______»_____________________20__________г.
| ||||||||||||||
ОТЧЕТ О РАБОТЕ НАСТАВНИКА
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Начало работы: «__»___________20__г. Окончание работы: «__»________20__г.
ФИО наставника_____________________________________________________________
ФИО наставляемого: _________________________________________________________
Дата встречи | Время и длительность встречи | Виды наставничества | Запрос наставляемого | Мероприятия | Результат встречи (для наставляем ого) | Результат встречи (для наставника) | Отзыв наставляе мого / наставника |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отзыв наставляемого (реализован ли запрос, понравилось/ не понравилось участвовать в программе и т.д.) по итогам «выходной» диагностики
Отзыв наставника (в случае, если наставнические отношения длились от 4-х и более встреч: реализован ли запрос, понравилось/не понравилось участвовать в программе, есть ли предложения по развитию программы и т.д.) по итогам «выходной» диагностики
Подтверждаю успешное завершение наставнических отношений в рамках Персонализированной программы наставничества.
Наставляемый: __________/___________
подпись расшифровка
Наставник: __________/___________
подпись расшифровка
Куратор реализации программ наставничества: __________/___________
подпись расшифровка
Заведующий МДОУ «ДС № 9»: __________/___________
подпись расшифровка
ГЛОССАРИЙ
Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с молодыми педагогами, не имеющими опыта профессиональной педагогической деятельности.
Наставник – педагогический работник, имеющий опыт работы в образовательной организации, достигший значительных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Молодой специалист – начинающий профессиональную деятельность педагог, как правило, получивший базовое педагогическое образование, приобретающий практический опыт под непосредственным руководством наставника по согласованному индивидуальному плану профессионального становления.
Дошкольное наставничество – систематическая индивидуальная работа опытного педагога детского сада (наставника) с молодым специалистом, направленная на развитие его профессиональных компетенций в области теории и методики проводимых занятий по воспитанию и развитию воспитанников, реализации программ внеурочной деятельности и др.
Правовая основа наставничества – настоящее Положение, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты Минобрнауки РФ, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки педагогических работников, должностные обязанности педагогических работников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Профессиональная педагогика/ Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. –с. 31-50,133-152.
2. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.
3. Коменский Я.А. «Великая дидактика». – Избранные педагогические сочинения/ Я.А. Коменский. М.: Уч. пед. издат., 1955.
4. Лапина О.А., Магальник Л.А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьн. технологии. 2001. - № 6.-С.39-60.
Информационные ресурсы для сопровождения наставничества:
1) Наставничество педагогических работников https://nastavnik.apkpro.ru/
2) «Объединение наставников России» http://nastavniki.com
3) Мое будущее http://моебудущее.рф
4) Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Наставничество как процесс целенаправленного формирования личности. Методические материалы. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2017/05/10/nastavnichestvo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода наставничества в работе с молодыми педагогами".
Данный материал является методическим пособием, разработанным на уровне образовательной организации....

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования "Ступеньки мастерства"
Эта программа появилась в результате осознания необходимости адаптации и профессионального сопровождения молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуально...

НАСТАВНИЧЕСТВО. ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕТСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА ТЕМУ «ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профе...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Персонализированная программа наставничества «Повышение ИКТ -компетентности современного педагога в условиях реализации ФГОС ДО» (далее по тексту – Программа) разработана в соответст...

Персонализированная программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования на 2022-23 учебный год. «Вместе мы сила»
Материал будет интересен педагогам - наставникам и молодым специалистам ДОУ...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА для работы педагога – наставника, воспитателя с наставляемым, молодым специалистом
- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;- продолжать изучение нормативно-правовой документации;- оказать помощь в в...
Программа наставничества для работы с молодыми педагогами
Программа наставничества для работы с молодыми педагогами...
