Персонализированная программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования «На пути к успеху»
учебно-методический материал

Людмила Николаевна Галямова

Персонализированная программа наставничества для работы с молодыми  педагогами дошкольного образования

«На пути к успеху»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1personalnaya_programma_nastavnichestva.docx68.7 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №9 «ПЕТУШОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г. БЛАГОВЕЩЕНСК РБ

Персонализированная программа наставничества для работы с молодыми

                             педагогами дошкольного образования

«На пути к успеху»

срок реализации – 12 месяцев

Наставник: Галямова Людмила Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Наставляемый:

Содержание

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Права и обязанности наставника и молодого специалиста.
  4. Этапы реализации программы

5.              Механизм реализации программы

       6.               Индивидуальный план

       7.               Анализ достигнутых результатов.

       8.              Заключение.

       9.               Приложение.


  1. Паспорт программы

1

Наименование программы

Программа по организации наставничества в МАДОУ профессионального становления наставляемого.

«На пути к успеху»

2

Основные цели задачи программы

и

Цель: оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.

Задачи:

1.Привить начинающим педагогам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в дошкольном образовательном учреждении.

2.Ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

3.Способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, правилам поведения в дошкольном образовательном учреждении.

3

Сроки реализации

4

Структура программы

Паспорт программы

Пояснительная записка

Этапы реализации

Механизм реализации

Индивидуальный план работы

5

Составители программы

Галямова  Людмила Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

6

Участники программы

Наставник:

Наставляемый:

7

Планируемые результаты

Приобретение наставляемым личностного и профессионального опыта, повышение его профессиональной квалификации. Повысить уверенность в собственных силах, раскрыть педагогический потенциал наставляемого. Развитие умения ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи в современном детском саду.

  1. Пояснительная записка

Персонифицированная программа наставничества (далее – Программа) в МАДОУ детский сад№9 «Петушок» комбинированного вида г.Благовещенск Р.Б.(далее – МАДОУ) разработана в соответствии с нормативно-правовой базой в сфере образования и наставничества с учетом методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, направленных письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.12.2021 № АЗ-1128/08, на основании Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Уставом МАДОУ и определяет порядок организации наставничества в МАДОУ.

В России значительно возрастает роль педагога, в условиях модернизации системы образования, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам.

Система наставничества вновь заслуживает внимание, в ней отражена необходимость педагога получить поддержку наставника, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

  • Специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность более глубоких знаний в психологии дошкольника;
  • Необходимое взаимодействие с семьей требует подготовки педагогов в работе с родителями;
  • Одновременное освоение педагогом многих старых и новых установок тормозит и осложняет его профессиональное становление.

Программа наставничества МАДОУ № 9 разработана с целью становления педагога, его активной позиции, формирование его как личности, индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области. Основные термины

Наставничество – это передача опыта, знаний, формирование навыков через не формальное общение, основанное на доверии и партнерстве.

Наставник – это один из педагогов, основная цель которого передать знания и практические навыки наставляемым, оказать помощь и поддержку в рабочих вопросах.

Наставляемый – участник системы наставничества, педагог не имеющий опыта педагогической деятельности, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержки приобретает новый опыт.

обобщению опыта.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Педагог - наставник:

  1. содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
  2. обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
  3. координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;
  4. оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами основной образовательной программы дошкольного воспитания ДОУ;
  5. передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
  6. знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
  7. консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.
  1. Обязанности наставника:
  • Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных актов, определяющих права педагогического работника ДОУ по занимаемой должности.
  • Изучать: деловые и нравственные качества начинающего специалиста; отношение начинающего специалиста к проведению занятий, коллективу ДОУ, воспитанникам и их родителям; его увлечения, наклонности, круг досугового общения.
  • Вводить в должность.
  • Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым или начинающим специалистом занятий, других мероприятий.
  • Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
  • Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки.
  • Развивать положительные качества начинающего специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в дошкольном образовательном учреждении, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.
  • Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью начинающего специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
  • Подводить итоги профессиональной адаптации молодого или начинающего специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

 Права наставника 

  • Подключать с согласия заведующего ДОУ заместителя заведующего по ВМР или других сотрудников для дополнительного обучения  начинающего специалиста.
  • Требовать рабочие отчеты у начинающего специалиста как в устной, так и в письменной форме.

            II. Обязанности молодого специалиста 

  • Изучать законы РФ, нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности.
  • Выполнять план профессионального становления в определенные сроки.
  • Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
  • Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
  • Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.
  • Периодически отчитываться по своей работе перед наставником.

         Права молодого специалиста 

  • Вносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
  • Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
  • Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
  • Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.
  • Повышать квалификацию удобным для себя способом.
  • Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в т. ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.
  • Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

                Руководство работой наставника

Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя заведующего по ВМР.

Заместитель заведующего по ВМР (старший воспитатель) обязан:

  • представить назначенного молодого специалиста педагогическим работникам детского сада, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для наставничества;
  • оказывать организационную, методическую помощь в развитии системы дошкольного наставничества;
  • изучать, обобщать и распространять положительный опыт дошкольного наставничества;
  • определять меры поощрения наставников.

Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет заместитель заведующего по ВМР.

Документы, регламентирующие наставничество 

    К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • Положение «О наставничестве»;
  • приказ заведующего ДОУ об организации наставничества;
  •  планы работы по наставничеству;
  • протоколы заседаний Совета педагогов, на которых рассматривались вопросы наставничества;
  • методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.

    По окончании срока наставничества наставник в течение 10 дней должен сдать заместителю заведующего по воспитательной и методической работе следующие документы:

  • отчет о проделанной работе;
  • план работы по наставничеству профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого или начинающего специалиста.

    

        4.        Этапы реализации программы.

Подготовительный этап реализации программы.

  • Закрепление наставника за наставляемым.
  • Подбор методической литературы для изучения наставляемому педагогу.
  • Составление плана работы с учётом индивидуальных затруднений.

Кандидатура наставника утверждается приказом заведующего с указанием срока наставничества (не менее одного года).

Реализационный этап включает в себя:

  • Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы.
  • Совместное изучение новейших технологий и применение их в работе с детьми.
  • Ознакомление наставляемого педагога с организацией предметно-развивающей среды.
  • Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов в группе.
  • Консультации для наставляемого педагога по работе с родителями.
  • Самообразование наставляемого.
  • Обсуждение образовательной деятельности, использование приемов и методов в различных ситуациях.

Заключительный этап реализации программы.

  • Показ открытых мероприятий.
  • Подведение итогов работы.
  • Обобщение опыта работы.

Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение наставляемым педагогом целей и задач в период наставничества.

        5.         Механизм реализации программы

Оценка процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а так же какова динамика развития наставляемого и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Оценка программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  1. Оценка качества процесса реализации программы наставничества;
  2. оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов Реализация программы «Наставничество» рассчитана на 12 месяцев, осуществляется наставником. Методическая служба и руководитель образовательного учреждения осуществляет контроль за реализацией программы и за работой наставника.

В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т.е. результаты реализации программы «Наставничество» представляется наставником на итоговом педагогическом совете.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1-й этап – адаптационный (диагностический) «Добро пожаловать! Мы все тебе рады!» Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Попробуй себя! Я тебе помогу.» Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. «У тебя все получилось! Я горжусь тобой!» Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Работа с молодыми педагогами строим с учетом основных аспектов:

Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег.

5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

 работы на ставника с наставляемым на учебный год

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

Отметка о выполнении

Диагностика профессиональных затруднений наставляемого.

Анкетирование наставляемого. Составление плана работы с учётом индивидуальных затруднений наставляемого.

Ноябрь

Планирование

образовательного процесса в детском саду; оформление и ведение документации в группе; изучение документации по

организации образовательной деятельности.

Изучение видов планирования (перспективного, ежедневного и т.д.) Помощь и контроль в заполнении текущей документации

Ноябрь

Составление «чек-листа» при подготовке к празднику, музыкальные подборки в удобном для использования виде, технические средства.

Обсуждение возможных способов мотивации дошкольников во время подготовки к празднику, вовлечение педагогов в подготовке.

Декабрь

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее».

Оформление РППС группы, создание игрового пособия в соответствии с темами месяца.

Декабрь

Разработка сценариев для утренников. Обсуждение роли участие родителей в этом мероприятии. Подбор музыкального и игрового материала

Подготовка планомерной педагогической муз. подготовки в рамках установленного режима.

Январь

Вовлечение         в         подготовку

театрализованного представления сотрудников детского сада и родителей воспитанников

Разработка сценария, режиссерская и репетиционная работа с воспитателем

Февраль

Подготовка        к

физкультурно-

музыкальному        празднику «День Космонавтики»

Самоанализ мероприятия, взаимодействие с родителями, совместный подбор материалов.

Март

Совместная        работа        с воспитателями        групп, составление чек-листа.

Обсуждение «Выпускного» для подготовительной

группы

Анализ чеклиста, создание тематической фото или видео презентации.

Апрель

Обобщение опыта работы. Результаты работы по программе. Самоанализ мероприятий

Анализ проведенных праздников, выступление наставника на педагогическом совете.

Май

Просмотр наставляемым занятия наставника.

Открытое занятие, конспект занятия

Май

Проведение совместной проектной деятельности наставника и наставляемого в летний оздоровительный период.

Готовый проект, консультативная помощь по мере необходимости

Июнь-июль, август

Диагностика профессиональных затруднений наставляемого.

Составление плана работы с учётом индивидуальных затруднений наставляемого.

Сентябрь

Планирование образовательного процесса в детском саду; оформление и ведение документации в группе; изучение документации по организации образовательной деятельности.

Изучение видов планирования (перспективного, ежедневного и т.д.)

Помощь и контроль в заполнении текущей документации

Октябрь

Анализ проведенного занятия. Разбор основных этапов, приемов вовлечения детей, подбор методических и дидактических материалов.

Фиксация рекомендаций в дневнике наставника

Ноябрь

7. АНАЛИЗ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Достигнутые результаты работы представляются в анализе достижений молодых специалистов (портфолио, результативность участие в конкурсах молодых специалистов, результативность участия детей в конкурсных мероприятиях, отчеты молодых специалистов о результатах деятельности, отчеты наставников и др.), наставниками на Совете педагогов ДОУ. Здесь же представляется динамика результатов, отражѐнных в справках контроля за деятельностью конкретных молодых воспитателей по следующим критериям: планирование работы, уровень ведения документации, уровень практических умений при проведении непосредственно образовательной деятельности; образовательной деятельности, осуществляемой в образовательном процессе, организация предметно - развивающей среды в группах, уровень освоения программного материала воспитанниками, уровень здоровья детей - индекс здоровья, уровень простудной заболеваемости, выраженный в количестве пропущенных дней детьми по болезни.  

Далее молодые воспитатели представляют свои достижения в части участия в конкурсных мероприятиях различного уровня, участию в педагогических советах, семинарах, наличие публикаций, наличие результативного участия воспитанников в конкурсных мероприятиях. Далее на итоговом педагогическом совете представляются итоги реализации данного проекта.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания. В ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Методическая разработка  «Перспективы роста» направлена на становление молодого педагога  и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности. Она  должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
  2. профессиональное самоопределение,
  3. творческая самореализация,
  4. проектирование профессиональной карьеры,
  5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
  6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Приложение 1

ПАМЯТКА НАСТАВНИКА:

  • Вместе с начинающим специалистом проанализировать программу воспитания его группы.
  • Помочь составить календарный план, обратив внимание на подбор дидактического и иллюстративного материалов.
  • Оказывать помощь в подготовке к занятиям.
  • Посещать занятия молодого воспитателя с последующим анализом, приглашать его на свои занятия, совместно их обсуждать.
  • Помогать в подборе методической литературы для самообразования и в его организации. 
  • Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
  • Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Отмечать положительное в работе. 
  • Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

Приложение 2

ПАМЯТКА МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ

Уважаемый молодой коллега! Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как воспитателю - наставнику поделиться опытом, накопленным за многие годы работы в детском саду воспитателем.

Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план работы:

- сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в детском саду  не первый год);

- написать характеристику группы;

- определить цель, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать экскурсии, развлечения, темы родительских собраний.

Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования.

Вы можете включить в план работы следующие разделы:

- занятия;

- участие в общедошкольных мероприятиях;

- дела группы;

- работа с родителями;

- индивидуальная работа с воспитанниками

Приготовьтесь к тому, что воспитатель  ведет следующую документацию:

-рабочие тетради;

-  журнал посещаемости;

- план воспитательной работы;

- личные дела воспитанников;

-психолого-педагогические карты изучения личности воспитанников (по необходимости);

- папки с разработками воспитательных мероприятий.

Составьте себе памятку:

- группа, закрепленная за вами;

- прикрепленный дошкольный участок;

- день выпуска общедошкольной или групповой газеты;

- - список многодетных и социально не защищенных семей;

- сведения об воспитанниках группы и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;

- педсоветы  в квартал 1 раз;

- расписание занятий  группы;

- расписание по личной учебной нагрузке;

- состав родительского комитета (если е есть Попечительский совет, то указать представителя от группы);

- дни рождения воспитанников  по месяцам;

- дела, которые требуют предварительной подготовки;

- акции, в которых могут принять участие  родители.

Приложение 3

АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

Да

Нет

Частично

2.Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?______________________________________________________

3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?

- в календарно-тематическом планировании

- проведении занятий

- проведении внегрупповых мероприятий

- общении с коллегами, администрацией

- общении с воспитанниками, их родителями

- другое (допишите) _____________________________________________

4. Что представляет для вас наибольшую трудность?

- формулировать цели занятия

- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

- мотивировать деятельность воспитанников

- формулировать вопросы проблемного характера

- создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении

- подготавливать для воспитанников  задания различной степени трудности

- активизировать деятельность воспитанников на занятии

- организовывать сотрудничество между воспитанниками

- организовывать само и взаимоконтроль воспитанников

- организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН воспитанников

- развивать творческие способности воспитанников

другое (допишите)______________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

- cамообразованию

- практико-ориентированному семинару

- курсам повышения квалификации

- мастер-классам

- творческим лабораториям

- индивидуальной помощи со стороны наставника

- школе молодого педагога

-другое (допишите)__________________________________________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

- типы  занятий, методика их подготовки и проведения

- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

- приемы активизации учебно-познавательной деятельности воспитанников

- учет и оценка знаний воспитанников

- психолого-педагогические особенности воспитанников  разных возрастов

- урегулирование конфликтных ситуаций

- формы работы с родителями

- формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками

- другое (допишите) ________________________________________

Приложение  4

АНКЕТА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  

       2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        3.С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  4.  Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 7.   Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8.   Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • Новизна деятельности
  • Условия работы
  • Возможность саморазвиваться
  • Пример и влияние коллег и руководителя
  • Возможность профессионального роста

                                                                                       

  Приложение 5

ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГА

1. В каких видах деятельности педагога Вы испытываете трудности?

  • Планирование работы с детьми и их родителями
  • Проведение занятий и режимных моментов
  • Другое _____________________________________________________________


2. При проведении каких видов занятий Вы испытываете трудности?

  • Познавательное развитие
  • Изобразительная деятельность
  • Развитие элементарных математических представлений
  • Другое _____________________________________________________________

3Испытываете ли Вы затруднения в общении с воспитанниками?

  • Да. Какие? ___________________________________________________________
  • Нет
  • Не знаю

4. Испытываете ли Вы затруднения в общении с родителями воспитанников?

  • Да. Какие? ____________________________________________________________
  • Нет
  • Не знаю

5. Оцените, пожалуйста, по 10 – бальной системе, в какой степени у вас

сформированы  умения:

  • Умения  развивать способности своих воспитанников ______________________
  • Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение ________
  • Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка ______________________

6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение  6

ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА НА ГОД (ОБРАЗЕЦ)

Тема

Рассматриваемые  вопросы

Сроки

Знакомство с молодым воспитателем. Анкетирование начинающего педагога. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Анкетирование начинающего педагога с целью диагностики имеющихся проблем и затруднений молодого специалиста.

Изучение ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", документов Министерства образования, локальных актов ДОУ, Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого специалиста.  

Сентябрь  

Имидж педагога.

Портфолио достижений педагога

Первичная диагностика воспитанников

Выбор методической темы для самообразования.

Материалы по вопросам педагогической этики, риторики, культуры и т.д.

С целью активизации молодого педагога в профессиональном становлении фиксировать имеющиеся достижения в портфолио.

Изучение методики диагностирования  развития детей.

Консультация наставника по выбору  темы для самообразования,

Подбор  методической литературы

Октябрь

Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии

Дискуссия на тему: "Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё". Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения.  

Ноябрь

Разработка индивидуального плана профессионального становления

Педагогическое самообразование, участие в праздниках ДОУ и в родительском собрании, занятия молодого педагога.

Декабрь

Промежуточное анкетирование начинающего педагога.

Промежуточная диагностика воспитанников

Повторное анкетирование с целью выявления положительных результатов и имеющихся затруднений.

Проведение диагностики развития детей с помощью наставника.

Январь

Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства

Педагог – наставник делится опытом, речь идет об общих вопросах методики проведения НОД, наставник совместно с молодым педагогом готовят планы занятий, проговаривают каждый этап и элемент занятий, затем педагог проводит его в присутствии педагога - наставника, после занятий идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее

Февраль  

Педагогическая ситуация

Совет "бывалого".

Март  

Копилка интересных занятий

Разработка или описание интересных занятий силами самих молодых специалистов

Апрель

Самообразование воспитателя

Выбор курсов переподготовки

В течение года

Заключительная диагностика воспитанников

 Методическая выставка достижений молодого воспитателя, эссе

Анкетирование  молодого специалиста

Самостоятельное  проведение диагностики развития детей.

Методическая выставка достижений молодого воспитателя.

Заключительное анкетирование с целью выявления положительных результатов и построения возможного дальнейшего индивидуального маршрута развития педагога и оказания помощи.

Май  

ФИО наставника        Подпись наставника                        «__» ________ 20__ г.

                      

Приложение 7

КАРТА КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ _________________________

                              

 Ф.И.О. педагога,  N группы

Дата

Вопрос на контроле

Анализ

Вывод

Рекомендации

Подпись

Наставник

Молодой педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 8

ОТЧЕТ ПЕДАГОГА О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

ЗА  _______ УЧЕБНЫЙ ГОД

  1. Какие мероприятия были организованы в учебном году?

 –вечера, досуги (с указанием названия)___________________________

  1. Какие дидактические игры и пособия   были подготовлены (с указанием названия)?

______________________________________________________________

  1. Какие дидактические игры и пособия были подготовлены ?

______________________________________________________________

  1. Какие были проведены Вами открытые занятия, и с какой целью?

______________________________________________________________

  1. Какое мероприятие, проведенное Вами, считаете наиболее интересным?

______________________________________________________________

  1. Повышали ли Вы свою квалификацию в этой учебном году
  2. (курсы, семинары)

______________________________________________________________

  1. Какие методические мероприятия, проведенные в этом учебном

году, Вам запомнились  больше всего?_____________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие инновационные технологии освоены Вами за последний период?

______________________________________________________________

  1. Как Вы оцениваете сами свою работу в этом учебном году (по 10
  2. бальной системе)?

_____

 Дата заполнения «______»_______  г.                Подпись                            

Приложение  9

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА ЗА  20__ ГОД

Наименование ДОУ

Ф.И.О. наставника, должность, № приказа и дата назначения наставника

Педагогический стаж работы наставника

Ф.И.О. педагога, в отношении которого осуществляется наставничество

Даты начала и окончания работы наставника с молодым педагогом

Шкала оценок

1

2

3

4

не соответствует требованиям (знания и владение навыками отсутствует)

частично соответствует (знания и навыки недостаточные, отрывочные и несистематизированные, неуверенно применяются на практике)

соответствует требованиям (знания достаточно полные, но имеются вопросы, требующие дополнительной консультации, владение навыками достаточно уверенное)

превосходит требования (знания исчерпывающие, умения уверенно применяются на практике)

Профессиональные знания и умения

Наименование выполненных мероприятий по осуществлению наставничества

Дата начала

Дата окончания

Оценка наставника

Оценка руководителя

Комментарии

1

2

Предварительная оценка (на основании выставленных наставником оценок)

Итоговая оценка (с учетом корректировок руководителя)

Руководитель _____________      ________________________________________  «______»_____________________20__________г.

                подпись                 Ф.И.О.

Наставник  _____________      ________________________________________  «______»_____________________20__________г.

                подпись                 Ф.И.О.

Педагог с результатами наставничества ознакомлен____________________  «______»_____________________20__________г.   

 

ОТЧЕТ О РАБОТЕ НАСТАВНИКА

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

Начало работы: «__»___________20__г. Окончание работы: «__»________20__г.

 

ФИО наставника_____________________________________________________________  

ФИО наставляемого: _________________________________________________________

Дата встречи

Время и длительность встречи

Виды наставничества

Запрос наставляемого

Мероприятия

Результат встречи

(для наставляем ого)

Результат  встречи

(для наставника)

Отзыв

наставляе мого /

наставника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв наставляемого (реализован ли запрос, понравилось/ не понравилось участвовать в программе и т.д.) по итогам «выходной» диагностики

Отзыв наставника (в случаеесли наставнические отношения длились от 4-х и более встреч: реализован ли запрос, понравилось/не понравилось участвовать в программе, есть ли предложения по развитию программы и т.д.) по итогам «выходной» диагностики 

 

Подтверждаю успешное завершение наставнических отношений в рамках Персонализированной программы наставничества.

 

Наставляемый: __________/___________

                                                 подпись           расшифровка

 

Наставник: __________/___________

                                           подпись           расшифровка

 

Куратор реализации программ наставничества: __________/___________

                                                                                                                                         подпись           расшифровка

 

Заведующий МДОУ «ДС № 9»: __________/___________

                                                                                                   подпись           расшифровка

ГЛОССАРИЙ

Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с молодыми педагогами, не имеющими опыта профессиональной педагогической деятельности.

Наставник – педагогический работник, имеющий опыт работы в образовательной организации, достигший значительных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Молодой специалист – начинающий профессиональную деятельность педагог, как правило, получивший базовое педагогическое образование, приобретающий практический опыт под непосредственным руководством наставника по согласованному индивидуальному плану профессионального становления.

Дошкольное наставничество – систематическая индивидуальная работа опытного педагога детского сада (наставника) с молодым специалистом, направленная на развитие его профессиональных компетенций в области теории и методики проводимых занятий  по воспитанию и развитию  воспитанников, реализации программ внеурочной деятельности и др.

Правовая основа  наставничества – настоящее Положение, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты Минобрнауки РФ, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки педагогических работников, должностные обязанности педагогических работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Профессиональная педагогика/ Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. –с. 31-50,133-152.

2. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.

3. Коменский Я.А. «Великая дидактика». – Избранные педагогические сочинения/ Я.А. Коменский. М.: Уч. пед. издат., 1955.

4. Лапина О.А., Магальник Л.А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьн. технологии. 2001. - № 6.-С.39-60.

Информационные ресурсы для сопровождения наставничества:

1) Наставничество педагогических работников https://nastavnik.apkpro.ru/ 

2) «Объединение наставников России» http://nastavniki.com

 3) Мое будущее http://моебудущее.рф

 4) Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Наставничество как процесс целенаправленного формирования личности. Методические материалы. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2017/05/10/nastavnichestvo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода наставничества в работе с молодыми педагогами".

Данный материал является методическим пособием, разработанным на уровне образовательной организации....

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования "Ступеньки мастерства"

Эта программа появилась в результате осознания необходимости адаптации и профессионального сопровождения молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуально...

НАСТАВНИЧЕСТВО. ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕТСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА ТЕМУ «ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профе...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Персонализированная программа наставничества «Повышение ИКТ -компетентности современного педагога в условиях реализации ФГОС ДО» (далее по тексту – Программа) разработана в соответст...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА для работы педагога – наставника, воспитателя с наставляемым, молодым специалистом

- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;- продолжать изучение нормативно-правовой документации;- оказать помощь в в...

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами...