Мастер класс для воспитателей «Развиваем речь — играя: дидактические игры в работе с дошкольниками»
материал (младшая группа)

Мастер-класс «Развиваем речь — играя: дидактические игры в работе с дошкольниками» представляет собой методическое пособие для педагогов дошкольного образования, направленное на повышение эффективности работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Актуальность данного материала обусловлена современной тенденцией снижения уровня речевого развития дошкольников в условиях возрастающей цифровизации детского досуга.

Основная цель мастер-класса — знакомство педагогов с эффективными методами использования дидактических игр как инструмента речевого развития детей.

В ходе мастер-класса рассматриваются следующие ключевые аспекты:

Теоретическое обоснование роли дидактических игр в речевом развитии дошкольников

Классификация дидактических игр по видам и целям применения

Практические приёмы организации игровой деятельности

Методы активизации речевой активности через игровые технологии

Роль развития мелкой моторики в формировании речи

Практическая значимость материала заключается в представлении конкретных игровых упражнений и методик, которые могут быть использованы педагогами в ежедневной работе. Особое внимание уделяется интеграции различных видов игр: с предметами, настольными, словесными, а также элементам су-джок терапии.

Ожидаемые результаты внедрения представленных методик включают активизацию творческого воображения, памяти, внимания и речевой активности дошкольников, обогащение словарного запаса детей.

Мастер-класс будет полезен практикующим педагогам дошкольных учреждений, методистам и специалистам в области дошкольного образования, заинтересованным в повышении эффективности работы по развитию речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_vospitateley.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей «Развиваем речь — играя: дидактические игры в работе с дошкольниками»

Цель: познакомить коллег с эффективным опытом использования дидактических игр как инструмента речевого развития детей в образовательном процессе.

Задачи:

  • повысить компетентность педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • в интерактивной форме систематизировать знания о роли дидактических игр в формировании речи;
  • отработать приёмы внедрения современных педагогических технологий и игровых методов для развития речи у детей.

Ожидаемые результаты:
У дошкольников активизируются:

  • творческое воображение и фантазия;
  • память и внимание;
  • речевая активность;
  • словарный запас.

Необходимое оборудование:

  • мяч;
  • коврики;
  • палочка;
  • 2 пирамидки;
  • мячи с шипами.

Вступительное слово

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы поговорим о том, как сделать развитие речи у дошкольников увлекательным процессом — через игру.

Позвольте начать с прекрасных строк Е. Щукиной:

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»

Обоснование актуальности

В эпоху цифровых технологий живое общение всё чаще подменяется экраном гаджета. Эта тенденция ведёт к росту числа детей с недостаточно развитой речью. Поэтому вопрос речевого развития становится одним из ключевых в современной педагогике.

Виды дидактических игр для развития речи

  1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы, бытовые вещи).
  • Цель: научить ребёнка соотносить слово с объектом, понимать его функции.
  • Примеры: куклы, предметы домашнего обихода, листья, камешки.
  • Действия: определение объекта, сортировка по размеру, форме, цвету.
  1. Настольные игры (карточки, картинки, схемы).
  • Цель: развитие памяти, счёта, понимания абстрактных понятий.
  • Примеры: лото, детское домино.
  • Действия: подбор парных изображений, запоминание скрытых картинок.
  1. Словесные игры (без дополнительного инвентаря).
  • Цель: совершенствование диалогической речи.
  • Особенность: акцент на слушании и говорении в процессе общения взрослого и ребёнка.

Как заинтересовать ребёнка речевой деятельностью?

Главный инструмент — игра. Дидактическая игра превращает обучение в удовольствие, позволяя усваивать знания в занимательной форме. Она особенно эффективна для дошкольников (до 7 лет), так как стимулирует:

  • образное восприятие;
  • внимательность;
  • память;
  • критическое мышление.

Сегодня мы не просто обсудим теории, но и опробуем на практике игры, способствующие речевому развитию.

Практическая часть

Для настройки на работу предлагаю разминочные игры — ведь педагог является образцом речи для воспитанников.

  1. «Опиши свой день»
  • Разделитесь на 3 команды.
  • Задача: описать свой рабочий день, используя только:
  • 1-я команда — существительные;
  • 2-я команда — прилагательные;
  • 3-я команда — глаголы.
  • Примеры:
  • Существительные: утро, приём, зарядка, завтрак.
  • Прилагательные: раннее, весёлое, интересное.
  • Глаголы: проснулась, приготовила, провела, поиграла.
  1. «Пирамидка» (словесная игра)
  • Участники делятся на 2 команды.
  • По очереди надевают кольца на пирамиду, называя слово с соответствующим количеством слогов:
  • 1 слог: дом, кот, нож;
  • 2 слога: ка-ша, ры-ба, шу-ба;
  • 3 слога: ко-ро-ва, ма-ши-на;
  • 4 слога: о-ста-но-вка, пу-го-ви-ца;
  • 5 слогов: ма-те-ма-ти-ка, биб-ли-о-те-ка.
  1. «Эстафета с палочкой»
  • Ведущий передаёт палочку, называя предмет.
  • Участник называет признак этого предмета.
  • Примеры: кошка (пушистая), мяч (резиновый), книга (интересная).
  • Цель: обогащение речи прилагательными.
  1. «Скажи наоборот»
  • Используйте мяч: бросайте его, называя слово, а участник возвращает его с антонимом.
  • Примеры:
  • тёмный — светлый;
  • громкий — тихий;
  • горячий — холодный;
  • высокий — низкий.
  1. «Шаги» («Кто быстрее доберётся до…»)
  • Игроки стоят на старте, финиш — в 3–4 шагах.
  • Тема: «Вежливые слова». Каждый шаг — новое вежливое слово.
  • Другие темы: «Всё круглое», «Ласковые слова для мамы», «Что кладут в суп».

Роль мелкой моторики в развитии речи

Научные исследования подтверждают: уровень речи напрямую связан с развитием тонких движений пальцев. Чем точнее движения, тем быстрее ребёнок начинает говорить.

Су-джок терапия (в переводе с корейского «су» — кисть, «джок» — стопа) использует:

  • шарики с шипами;
  • кольца;
  • специальные упражнения.

Разминка для кистей и пальцев

  1. С шариком

Я мячом круги катаю,
Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

  1. С карандашом (лучше шестигранным)

Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Значение таких игр:

  • активизируют мозговую деятельность через нервные окончания рук;
  • готовят руку к письму;
  • развивают сенсорные впечатления;
  • воспитывают усидчивость;
  • укрепляют взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Итоги

Дорогие коллеги, мы продемонстрировали, как сочетать различные методы и приёмы для развития речи детей. Эти техники доказали свою эффективность на практике и заметно улучшают речевые навыки дошкольников.

Как говорил Джанни Родари:

«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребёнку».

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...

Мастер-класс для воспитателей «Развиваем речь, играя»

Игровые приемы из опыта работы с детьми дошкольного возраста  по развитию речи....

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы – Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффект...

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы – Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффект...

Мастер-класс для воспитателей: «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»

Полноценная речь – условие успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков....