Мастер класс для воспитателей «Развиваем речь — играя: дидактические игры в работе с дошкольниками»
материал (младшая группа)
Мастер-класс «Развиваем речь — играя: дидактические игры в работе с дошкольниками» представляет собой методическое пособие для педагогов дошкольного образования, направленное на повышение эффективности работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Актуальность данного материала обусловлена современной тенденцией снижения уровня речевого развития дошкольников в условиях возрастающей цифровизации детского досуга.
Основная цель мастер-класса — знакомство педагогов с эффективными методами использования дидактических игр как инструмента речевого развития детей.
В ходе мастер-класса рассматриваются следующие ключевые аспекты:
Теоретическое обоснование роли дидактических игр в речевом развитии дошкольников
Классификация дидактических игр по видам и целям применения
Практические приёмы организации игровой деятельности
Методы активизации речевой активности через игровые технологии
Роль развития мелкой моторики в формировании речи
Практическая значимость материала заключается в представлении конкретных игровых упражнений и методик, которые могут быть использованы педагогами в ежедневной работе. Особое внимание уделяется интеграции различных видов игр: с предметами, настольными, словесными, а также элементам су-джок терапии.
Ожидаемые результаты внедрения представленных методик включают активизацию творческого воображения, памяти, внимания и речевой активности дошкольников, обогащение словарного запаса детей.
Мастер-класс будет полезен практикующим педагогам дошкольных учреждений, методистам и специалистам в области дошкольного образования, заинтересованным в повышении эффективности работы по развитию речи детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей «Развиваем речь — играя: дидактические игры в работе с дошкольниками»
Цель: познакомить коллег с эффективным опытом использования дидактических игр как инструмента речевого развития детей в образовательном процессе.
Задачи:
- повысить компетентность педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
- в интерактивной форме систематизировать знания о роли дидактических игр в формировании речи;
- отработать приёмы внедрения современных педагогических технологий и игровых методов для развития речи у детей.
Ожидаемые результаты:
У дошкольников активизируются:
- творческое воображение и фантазия;
- память и внимание;
- речевая активность;
- словарный запас.
Необходимое оборудование:
- мяч;
- коврики;
- палочка;
- 2 пирамидки;
- мячи с шипами.
Вступительное слово
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы поговорим о том, как сделать развитие речи у дошкольников увлекательным процессом — через игру.
Позвольте начать с прекрасных строк Е. Щукиной:
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Обоснование актуальности
В эпоху цифровых технологий живое общение всё чаще подменяется экраном гаджета. Эта тенденция ведёт к росту числа детей с недостаточно развитой речью. Поэтому вопрос речевого развития становится одним из ключевых в современной педагогике.
Виды дидактических игр для развития речи
- Игры с предметами (игрушки, природные материалы, бытовые вещи).
- Цель: научить ребёнка соотносить слово с объектом, понимать его функции.
- Примеры: куклы, предметы домашнего обихода, листья, камешки.
- Действия: определение объекта, сортировка по размеру, форме, цвету.
- Настольные игры (карточки, картинки, схемы).
- Цель: развитие памяти, счёта, понимания абстрактных понятий.
- Примеры: лото, детское домино.
- Действия: подбор парных изображений, запоминание скрытых картинок.
- Словесные игры (без дополнительного инвентаря).
- Цель: совершенствование диалогической речи.
- Особенность: акцент на слушании и говорении в процессе общения взрослого и ребёнка.
Как заинтересовать ребёнка речевой деятельностью?
Главный инструмент — игра. Дидактическая игра превращает обучение в удовольствие, позволяя усваивать знания в занимательной форме. Она особенно эффективна для дошкольников (до 7 лет), так как стимулирует:
- образное восприятие;
- внимательность;
- память;
- критическое мышление.
Сегодня мы не просто обсудим теории, но и опробуем на практике игры, способствующие речевому развитию.
Практическая часть
Для настройки на работу предлагаю разминочные игры — ведь педагог является образцом речи для воспитанников.
- «Опиши свой день»
- Разделитесь на 3 команды.
- Задача: описать свой рабочий день, используя только:
- 1-я команда — существительные;
- 2-я команда — прилагательные;
- 3-я команда — глаголы.
- Примеры:
- Существительные: утро, приём, зарядка, завтрак.
- Прилагательные: раннее, весёлое, интересное.
- Глаголы: проснулась, приготовила, провела, поиграла.
- «Пирамидка» (словесная игра)
- Участники делятся на 2 команды.
- По очереди надевают кольца на пирамиду, называя слово с соответствующим количеством слогов:
- 1 слог: дом, кот, нож;
- 2 слога: ка-ша, ры-ба, шу-ба;
- 3 слога: ко-ро-ва, ма-ши-на;
- 4 слога: о-ста-но-вка, пу-го-ви-ца;
- 5 слогов: ма-те-ма-ти-ка, биб-ли-о-те-ка.
- «Эстафета с палочкой»
- Ведущий передаёт палочку, называя предмет.
- Участник называет признак этого предмета.
- Примеры: кошка (пушистая), мяч (резиновый), книга (интересная).
- Цель: обогащение речи прилагательными.
- «Скажи наоборот»
- Используйте мяч: бросайте его, называя слово, а участник возвращает его с антонимом.
- Примеры:
- тёмный — светлый;
- громкий — тихий;
- горячий — холодный;
- высокий — низкий.
- «Шаги» («Кто быстрее доберётся до…»)
- Игроки стоят на старте, финиш — в 3–4 шагах.
- Тема: «Вежливые слова». Каждый шаг — новое вежливое слово.
- Другие темы: «Всё круглое», «Ласковые слова для мамы», «Что кладут в суп».
Роль мелкой моторики в развитии речи
Научные исследования подтверждают: уровень речи напрямую связан с развитием тонких движений пальцев. Чем точнее движения, тем быстрее ребёнок начинает говорить.
Су-джок терапия (в переводе с корейского «су» — кисть, «джок» — стопа) использует:
- шарики с шипами;
- кольца;
- специальные упражнения.
Разминка для кистей и пальцев
- С шариком
Я мячом круги катаю,
Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
- С карандашом (лучше шестигранным)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Значение таких игр:
- активизируют мозговую деятельность через нервные окончания рук;
- готовят руку к письму;
- развивают сенсорные впечатления;
- воспитывают усидчивость;
- укрепляют взаимоотношения между детьми и взрослыми.
Итоги
Дорогие коллеги, мы продемонстрировали, как сочетать различные методы и приёмы для развития речи детей. Эти техники доказали свою эффективность на практике и заметно улучшают речевые навыки дошкольников.
Как говорил Джанни Родари:
«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребёнку».
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»
В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...
Мастер-класс для воспитателей «Развиваем речь, играя»
Игровые приемы из опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи....

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»
В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...
Мастер – класс для воспитателей «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»
Мастер-класс предназначен для педагогов ДОО...

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»
Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы – Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффект...

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»
Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы – Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффект...

Мастер-класс для воспитателей: «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
Полноценная речь – условие успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков....