Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Жанровая живопись»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель - знакомить детей с жанровой живописью на примере картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка» и Н. С. Третьякова «Утро на даче».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 80.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
«Жанровая живопись»
Задачи:
- Вызывать у ребёнка интерес к жанровой живописи, эмоциональный отклик на произведения, желание внимательно рассматривать их, соотносить увиденное с собственными чувствами и опытом.
- Развивать наблюдательность, воображение, образное и логическое мышление, уметь сравнивать два произведения.
- Подводить детей к пониманию особенностей жанровой живописи как сюжетно-тематической картины, где есть определенная тема и конкретный сюжет.
- Формировать умения внимательно рассматривать картину, устанавливать логические связи в содержании и средствах выразительности с целью установления замысла художника.
Материалы и оборудование: Картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка», Н. С. Третьякова «Утро на даче».
Ход занятия:
Ребята, давайте вместе рассмотрим картины, которые сейчас находятся в нашей картинной галерее. И вспомним, с какими жанрами живописи мы уже с вами знакомы.
На стендах представлены разные виды изобразительного искусства: натюрморты - покажи их, пейзажи, портреты. Как называются картины, помещенные на мольбертах?
Этот вид живописи называется жанровой живописью. Если в натюрмортах, пейзажах или портретах предметом изображения является один или несколько объектов (овощи, фрукты, природа, человек), то в жанровой живописи предметом изображения является человек или люди в действии, в событиях, то есть в сюжете, на картине с ними что-то происходит.
Сегодня мы с вами рассмотрим картины, где изображены повседневные занятия людей, обычный быт. Такие картины являются произведениями бытового жанра, иногда их называют полотнами жанровой живописи. Бытовые события, запечатлённые художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времён.
Давайте внимательнее рассмотрим эти картины.
Перед вами картина известного русского художника Федора Павловича Решетникова «Опять двойка».
Перечислите всех героев картины.
Что за момент на ней изображен? (Мальчик только что зашел домой)
Каким образом художник выделил главного героя? (Он изображен на переднем плане. Остальные смотрят на него).
Опишите мальчика: внешний вид, поза, выражение лица. Что он испытывает? (У него поношенное пальто и старый портфель. Он катался на коньках, возможно, и на портфеле. В игре забыл про уроки. Опустил голову, вот-вот заплачет. Ему стыдно).
Опишите маму мальчика. (Мама расстроена).
Как вы это поняли? (Руки печально и устало опущены, глаза печальные).
А старшая сестренка? (Сестра явно отличница, аккуратная, смотрит строго, осуждает).
Почему улыбается младший брат? (То ли просто не знает, почему так опечалены все члены семьи ведь он еще не ходит в школу, то ли не без ехидства потешается над братом, которого опять накажут).
Какой персонаж своим настроением и поведением немного выбивается из картины происходящего? (Собака, она искренне рада хозяину. Мальчик для нее – друг, поэтому она и пытается его развеселить).
Действительно, собака изображена на картине не случайно. Она словно бы говорит: «Нашли из-за чего расстраиваться! Пустяки! Это ведь всего-навсего отметка, которую, приложив усилия, можно исправить. Главное, что мы все вместе и теперь сможем поиграть!».
Почему эту картину относят к бытовому жанру? (На ней изображено событие из повседневной жизни).
А теперь давайте рассмотрим картину Николая Сергеевича Третьякова «Утро на даче».
Кто изображен на картине? (Художник изобразил на полотне свою семью. Слева – его супруга, Александра Густавовна. Позади – маленький сын Серёжа. Справа – дочь Александра с няней и собака).
Что за момент изображён на картине? (Семья сидит в саду, за столом, накрытом кружевной белоснежной скатертью).
Предлагаю рассмотреть стол. Что мы видим? (Золотой самовар, чайный сервиз, пирог).
Посмотрите внимательно, на фарфоровом чайнике сидит птичка. Как вы думаете, почему птичка не боится, не улетает? (Скорее всего, птичке спокойно в этой семье).
Как вы думаете, кто главный герой на этой картине? (Собака).
Почему? (Она изображена на переднем плане. Внимание всех за столом сосредоточено на собаке).
Собака устроилась на стуле как полноценный член семьи. Сидит довольная. Кормление пса на переднем плане вносит шутливую интонацию в картину.
Как смотрит мама? (Нежно, с любовью).
А няня? (Немного напряжена, опасаясь непредвиденного).
А эта картина относится к бытовому жанру? Почему? ( На ней изображено событие из повседневной жизни).
А теперь предлагаю отдохнуть
Динамическая пауза Щенок
Бегал по двору щенок, (Бег на месте)
Видит пирога кусок. (Наклоны вперёд, руки в стороны )
Под крыльцо залез и съел, (Присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (Руки в стороны, голову на бок)
Ребята, подумайте, что общего в этих картинах? (Изображение семьи, собаки, которая вносит шутливую интонацию в картину).
А чем они отличаются? (Грусть, радость).
Да, картина Федора Павловича Решетникова «Опять двойка» вызывает печаль, сочувствие. Это передается и красками, которые использует художник. Посмотрите, фон, выполненный в сдержанных холодных тонах, передают некую тяжесть и серость, что подчеркивает настроение изображенных на ней людей.
А картина Николая Сергеевича Третьякова «Утро на даче» напротив, вызывает радостные чувства. Изображенные люди на этой картине радуются погожему летнему дню и возможности неспешно вместе попить чаю, пообщаться друг с другом. И краски художник выбрал в светлых тонах, видно как солнышко подчеркивает настроение покоя, счастья.
Рефлексия:
Расскажите, что вы вспоминаете, когда смотрите на эти картины?
Какая картина вам понравилась больше? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия. Подготовительная к школе группа. Тема: «Мебель».
Конспект индивидуального занятия.Подготовительная к школе группа.Тема: «Мебель».Программное содержание:Цель: Развитие пространственных представлений в макро и микропространстве и развитие представлени...

Конспект подгруппового занятия. Подготовительная к школе группа. Тема: «Мебель».
Конспект подгруппового занятия.Подготовительная к школе группа.Тема: «Мебель».Программное содержание:Цель: Развитие пространственных представлений.Задачи:1. Продолжать учить ор...

Публикация конспекта комплексного занятия подготовительной к школе группы с помощью развивающих игр Воскобовича
«Космическое путешествие»....
План-конспект сюжетно-познавательного физкультурного занятия подготовительной к школе группы «Пять колец Олимпиады»
План-конспект сюжетно-познавательного физкультурного занятия подготовительной к школе группы «Пять колец Олимпиады» Место проведения: спортивный зал.Одежда и обувь: спортивная.Физкультурный инвентарь:...
План-конспект сюжетно-познавательного физкультурного занятия подготовительной к школе группы «Пять колец Олимпиады»
План-конспект сюжетно-познавательного физкультурного занятия подготовительной к школе группы «Пять колец Олимпиады» Место проведения: спортивный зал.Одежда и обувь: спортивная.Физкультурный инвентарь:...

Конспект занятия подготовительной к школе группы "23 февраля"
Группа делится на две команды: команда мальчиков и команда девочек. Выбираются капитаны команд. Через увлекательные задания на интерактивной доске выполняются задания. связанные с праздником, а гости ...

Конспект занятия (подготовительная к школе группа для детей с ОНР) - «Проделки Зимушки-Зимы»
Занятие (подготовительная к школе группа для детей с ОНР) на тему «Проделки Зимушки-Зимы» подготовлено в целях:Активизации и расширение словаря по темам: «Дикие животные наших л...


