Методические рекомендации для педагогов ДОУ по интеллектуальному развитию дошкольников в разновозрастных группах с использованием игр В. В. Воскобовича.
консультация (старшая группа)

Халилова Надежда Павловна

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и  творческого развития детей широко используется популярная методика В.В. Воскобовича. В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, развивающих игр и пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekom._po_intelekt_razvitiyu_doshk.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №14

607042, Нижегородская область, город Выкса,

с. Верхняя Верея , улица Школьная, здание 44.

Тел. 8 (83177) 77-4-2477-4-25 Е-mail: detskiysadv14@mail.ru

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

 по интеллектуальному развитию дошкольников в разновозрастных группах с использованием игр В. В. Воскобовича.

В последние годы значительно возросли требования к развитию детей дошкольного возраста.

Учитывая эти изменения, образовательные учреждения создают условия для всестороннего развития дошкольника. Известно, что это можно осуществить на основе игровой деятельности.

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и  творческого развития детей широко используется популярная методика В.В. Воскобовича. В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, развивающих игр и пособий. Все это соответствует требованиям, которые предъявляет современное образование и направлено на организацию развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются такие процессы, как внимание, память, мышление, речь, воображение и все виды умственной деятельности ребенка. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне трудности. Это не просто игры- это сказки, приключения, забавные персонажи, которые побуждают ребенка к мышлению и творчеству.

Практическая значимость игр В. В. Воскобовича заключается в том, что использование игровой развивающей технологии  приводит к успешному развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Использование игровой технологии привлекает своей сказочностью. Любое пособие имеет несколько уровней сложности, что дает возможность использования как ребенку раннего возраста, так и старшему дошкольнику. И дает возможность применения в разновозрастной группе.

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок младшего возраста запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук. Тогда в той же игре ребенок старшего возраста с небольшим усложнением задачи совершенствует речь, мышление, используя преобразование форм в другие виды, развивает воображение, память. Игры несут в себе способы развития математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей.

Рассматривая, например, на практике игровое пособие «Фиолетовый лес», можно усложнить задание на занятии и использовать его с разными возрастами. Для усложнения можно менять героев и применяемые задачи для героев. Герой для более младшего возраста может просто узнавать цифру, а для ребенка более старшего возраста - можно задать задачу, чтобы расположить эту цифру на часах, используя стрелки.  Дети младшего возраста развивают с помощью этого пособия пространственные представления, располагая героев относительно какого-либо предмета, дети более старшего возраста, могут переносить эти образы (предметы) симметрично (зеркально).

Создавая свои игры, Воскобович в первую очередь руководствовался интересами самого ребенка. Дети из игры переходят в обучение, добрые герои сказок помогают ребенку освоить азы математики и учат общению и взаимопониманию.

Игра «Геоконд» вводит детей в мир геометрии. Развивает мелкую моторику рук, помогает изучить цвета, величины, формы, ребенку учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия на картинках, учится не стандартно мыслить.

Детям младшего возраста «Геоконт» поможет с разными геометрическими фигурами, выучить основные цвета, формы, величины. Можно обучаться работать по образцу, по схеме, придумывать свои схемы. Дети более старшего возраста помимо совершенствования, перечисленного познают азы моделирования, развивают навыки работы с системой координат, ориентирования на ней, знакомятся с понятием – симметрия, учатся устанавливать закономерности.

Конструктор «Геоконт» окажет неоценимую помощь в интеллектуальном развитии для детей всех возрастов.

Игры шнуровки «Ромашка», «Снеговичок», «Яблонька» для детей младшего возраста используются для развития мелкой моторики рук.

Детям старшего возраста игры шнуровки «Ромашка», «Снеговичок», «Яблонька» помогут составлять слова.

Игры шнуровки «Шнур затейник» для детей младшего возраста используются для развития мелкой моторики рук, помогут запомнить цвет, формы, геометрические фигуры, в среднем возрасте можно изучать цифры, превратить в другую цифру, совершенствовать знания построения фигур. В старшем возрасте с помощью этой игры можно решать примеры, отрабатывать точные движения рук, для дальнейшей постановки руки к письму.

Игра «Кораблик «Плюх- плюх»» Данная игра, выполненная в виде кораблика с разноцветными флажками – парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим у детей развиваются тактильные ощущения. Во время игры с этим пособием совершенствуется пространственно- логическое мышление, память, внимание, мелкая моторика рук.

На матче корабля дети младшего возраста прикрепляют флажки определенного цвета.

В среднем возрасте, можно усложнить задание с количеством флажков и порядком прикрепления по образцу, на память.

 В старшем возрасте берется за основу задание на слуховое восприятие с пространственным определением нахождения флажков.

Во всех возрастах мачты можно сравнивать по высоте.

Уникальный учебно- игровой методический комплекс «Коврограф ларчик» совмещает в себе преимущества рабочей доски и фланелеграфа.  В его состав входит большое количество необходимого материала.

Для детей младшего возраста можно использовать это пособие для развития моторики рук с помощью работы с разноцветными веревочками, закрепления знаний с разноцветными геометрическими фигурами. Знакомство с понятиями много- один, со сравниванием групп предметов.

Средний возраст расширяется ознакомлением с цифрятами- зверятами, пространственными карточками (павлин, лань, пони, лев). Закрепление определения признаков предмета, размера, повторение понятий много- один. Совершенствование знаний по сравнению групп предметов. Тренировка в определении места объекта по обисанию.

Старший возраст знакомится с понятием –клетка, оси координат, пространственное положение. Тренируется в  самостоятельной работе по построению рисунка, совершенствуя координацию движений руки, в решении логических задач с помощью знаков отрицания.

Рассматривая графический тренажер «Игровизор» можно сказать, что он тоже является важным и эффективным средством интеллектуального развития ребенка. Тренажер можно применять во всех возрастах развития.

В младшем возрасте можно использовать для отработки прорисовывания, например, геометрических фигур, закрепление названий цвета, если использовать цветные маркеры.

Преимущество тренажера в том, что он дает возможность исправления ошибки. Тем самым дает возможность отработать правильное начертание линии.

Средний возраст расширяет возможности задач по использованию тренажера. Можно с помощью «Игровизора» закреплять  понятия самый короткий- самый длинный, понятия определения положения предмета (лево- право- верх-  низ). Возможно прохождение лабиринта с легким исправлением ошибки, составление рисунка по точкам.

В старшем возрасте можно усложнять работу с «Игровизором» графическими диктантами, перенесением задачи с коврографа на тренажер (по образцу). Использование зеркального отображения предмета развивает внимание, координацию движений.

 «Игровизор» имеет несомненные достоинства, которыми являются экономичность (задания можно использовать многократно), вариативность ( с помощью одного листа решается несколько задач), самоконтроль (ребенок может найти ошибку и исправить ее).

Игровая методика побуждает интерес к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Поэтому их можно использовать в разновозрастных группах.

Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие дошкольников в игровой деятельности с использованием пособий М. Монтессори

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми тем...

Методические рекомендации для педагогов по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

В методических рекомендациях освещены вопросы организации в ДОУ профилактики детского тдорожно -транспортного травматизма, организация и содержания воспитания и дидактические занятия по формированию у...

«Речевое развитие дошкольников в разновозрастной группе посредством использования текстильных кукол».

Особенностью контингента моей группы является то, что в ней воспитываются дети с 3 до 5 лет.У воспитанников разные игровые интересы, уровень развития речи, различный активный словарный запас, общения ...

Методическая рекомендация для педагогов на тему: «Развитие творчества у дошкольников средствами изобразительного искусства «Натюрморт»

Данный материал поможет вопитателям пополнить свои знания о таком понятии, как "натюрморт" и, в дальнейшем полноценно проработать эту тему с детьми....

Методические рекомендации для педагогов по речевому развитию дошкольников в условиях ФГОС

Равитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения-это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Свободное речевое ...