Консультация для педагогов и родителей: Развитие познавательной деятельности у детей с ЗПР через игровые приемы
консультация (старшая, подготовительная группа)
Понимание особенностей: почему игра — это не просто развлечение, а необходимость?
У детей с задержкой психического развития познавательная деятельность имеет специфические особенности:
· Неустойчивость внимания (быстрая истощаемость)
· Преобладание наглядно-действенного мышления над словесно-логическим
· Затруднения в установлении причинно-следственных связей
· Сниженная познавательная активность и инициативность
· Трудности переноса усвоенного способа действия в новые условия
Игра становится оптимальной формой коррекционно-развивающей работы, потому что она:
1. Мотивирует там, где другие формы обучения вызывают сопротивление
2. Снижает тревожность и создает ситуацию успеха
3. Позволяет незаметно для ребенка решать серьезные развивающие задачи
4. Соответствует ведущей деятельности дошкольного и младшего школьного возраста
Универсальные принципы организации игровой познавательной деятельности
Для педагогов и родителей:
1. Принцип "от простого к сложному" через успех
· Начинайте с задач, которые ребенок точно выполнит
· Усложняйте микрошагами (измените один параметр)
· Фиксируйте успех: "Вчера ты собрал пазл из 4 частей, а сегодня из 6!"
2. Принцип полисенсорности (задействуем все каналы)
· Не просто показываем картинку "яблоко" — даем потрогать настоящее яблоко, понюхать, попробовать, слепить из пластилина, найти среди других фруктов
3. Принцип эмоционального вовлечения
· Ваша увлеченность игрой заразительна
· Включайте элементы сюрприза, новизны, но в предсказуемых рамках
4. Принцип речевого сопровождения
· Комментируйте свои и детские действия простыми, четкими фразами
· Задавайте вопросы, но давайте время на ответ (10-15 секунд)
Структурированный банк игровых приемов по познавательным процессам
1. Развитие ВНИМАНИЯ и произвольности
Цель Игровой прием Варианты усложнения
Концентрация "Найди пару" с тактильными мешочками (одинаковые на ощупь крупы в разных мешочках) Увеличить количество пар; сократить время поиска
Устойчивость "Строитель по образцу" — повторяем постройку из кубиков Увеличить количество деталей; убрать образец на время
Переключение "Двойное задание" — "Возьми красный кубик и положи в синюю коробку" Увеличить количество параметров; добавить временной фактор
Распределение "Слушай и хлопай" — хлопаем, когда услышим слово "фрукт" в рассказе Увеличить темп; добавить второе действие (топнуть)
Педагогический лайфхак: Используйте таймер-песочница для зрительного контроля времени задания. "Пока сыпется песок, мы ищем все круглые предметы в комнате!"
2. Развитие ПАМЯТИ (зрительной, слуховой, тактильной)
Для родителей (дома):
· "Волшебный мешочек" с 3-5 знакомыми предметами: угадываем на ощупь, потом проверяем
· "Что изменилось?" на кухне: убрать один предмет с обеденного стола
· "Помощник в магазине" — запомнить 2-3 пункта из списка покупок (по картинкам)
Для педагогов (в группе/классе):
· "Фотограф" — запомнить расположение игрушек на столе, воспроизвести
· "Цепочка действий" — повторить последовательность из 3 движений (поднять руки, присесть, хлопнуть)
· "Тактильный лото" — найти на ощупь пару к текстурированной карточке
Важно! Сначала даем запомнить реальные предметы, затем — картинки, и только потом — слова.
3. Развитие МЫШЛЕНИЯ
Наглядно-действенное (руками):
· Сортировки-малышки: фасоль/горох, большие/маленькие пуговицы, животные/транспорт
· "Угадай, что внутри" — в закрытых коробочках разные по звуку материалы (крупа, вата, монетки)
· Простые лабиринты для пальчика или машинки
Наглядно-образное (образ в голове):
· "Что сначала, что потом?" — последовательности из 3 картинок (семечко — росток — цветок)
· "Найди лишнее" из 3-4 предметов с очевидным признаком
· "Угадай по части" — закрытая картинка постепенно открывается
Формирование логических операций:
· Классификация: "Разложи карточки: что относится к посуде, что к одежде?"
· Сериация: "Построй матрешек от самой маленькой к самой большой"
· Пространственные представления: "Положи мишку под стол, в коробку, за куклу"
4. Развитие ВООБРАЖЕНИЯ и КРЕАТИВНОСТИ
· "Волшебные кляксы" — что увидели в пятне краски?
· "Необычное использование" — как можно использовать бумажную тарелку кроме еды? (руль, шапка, солнышко)
· Дорисовывание незаконченных фигур
Интегративные игровые комплексы (для продолжительной деятельности)
Тематическая неделя "ВОДА"
День Познавательные задачи Игровые приемы
Понедельник Свойства воды "Лаборатория": переливание разными емкостями, тонет/не тонет
Вторник Цвет и вода "Художники-волшебники": смешивание красок в воде
Среда Температура "Тепло-холодно" с емкостями разной температуры (безопасной!)
Четверг Агрегатные состояния Наблюдение за таянием льда, рисование на льду солью
Пятница Закрепление "День нептуна": игры с водой, песком, губками, ситечками
Преимущество тематических недель: Системность, многократное повторение в разных контекстах, межпредметные связи.
Особенности организации для педагогов (групповые формы)
Структура игрового занятия (20-25 минут):
1. Ритуал начала (2 мин) — предсказуемость, настрой
· Приветственная песенка, передача "волшебного" предмета по кругу
2. Сенсорная разминка (3-5 мин) — активация
· Пальчиковая гимнастика, массаж с массажными мячиками
3. Основная игра (10-12 мин) — решение главной задачи
· Четкая инструкция, показ, совместное выполнение, самостоятельное
4. Подвижная игра с познавательным компонентом (5 мин) — смена деятельности
· "Найди свой домик" по цвету/форме
5. Ритуал завершения (2-3 мин) — рефлексия и завершенность
· "Что нам сегодня помогло?" (показать карточку: уши, глаза, руки)
· Прощание
Создание развивающей среды:
1. Зоны с четкой функцией:
· Зона сенсорных игр (крупы, вода, песок)
· Зона конструирования
· Зона настольных дидактических игр
· Зона сюжетно-ролевых игр
2. Визуальная поддержка везде:
· Алгоритмы действий в картинках ("Как мы моем руки")
· Выбор "Что я хочу делать" через карточки-пиктограммы
· Расписание дня в картинках
Особенности для родителей (домашняя среда)
Правило "10 минут качественной игры" лучше, чем час принуждения
Ежедневные ритуалы с познавательным компонентом:
· Уборка игрушек = сортировка (машинки к машинкам, куклы к куклам)
· Приготовление еды = математика (2 ложки муки), классификация (овощи/фрукты)
· Одевание = пространственные понятия (правый/левый ботинок), цвет и форма
Создание "Коробки познавательных сокровищ":
· Коллекция природных материалов (шишки, камушки, ракушки)
· Коллекция тканей разной фактуры
· Коллекция крышек, пуговиц, катушек для сортировки
· Простые карточки для классификации (домашние/дикие животные и т.д.)
Координация действий "Педагог-Родитель":
1. Еженедельный мини-отчет (в тетради, мессенджере):
· Что удалось на занятии
· 2-3 игры для закрепления дома
2. Видеозаписи коротких фрагментов (как правильно давать инструкцию в игре)
3. Общие цели на месяц:
· Сентябрь: сортировка по 1 признаку (цвет)
· Октябрь: сортировка по 2 признакам (цвет + форма)
Оценка эффективности: на что смотреть?
Показатели прогресса (что значит "работает"):
1. Увеличение времени самостоятельной игры с познавательной игрушкой
2. Перенос способа действия в новую ситуацию (научились сортировать пуговицы — начинают сортировать носки)
3. Появление вопросов познавательного характера ("А почему?")
4. Эмоциональный отклик — радость при решении задачи
5. Снижение сопротивления при предъявлении новой познавательной задачи
Типичные ошибки и как их избежать:
Ошибка Последствие Решение
Слишком быстрый темп Тревожность, отказ Давать время на "обдумывание" руками
Словесные инструкции без наглядности Непонимание задачи "Говорим и показываем" одновременно
Акцент на ошибках Страх неудачи Хвалить попытку, а не только результат
Несистематичность Отсутствие закрепления Повторение в разных контекстах
Развитие познавательной деятельности у детей с ЗПР через игру — это не прохождение программы, а выращивание интереса к миру.
Наша общая цель: не просто научить ребенка различать цвета или считать до 10, а помочь ему испытать радость открытия, почувствовать себя компетентным исследователем, у которого получается понимать и осваивать окружающую действительность.
Итоговый совет: Начните с наблюдения. Что вызывает у ребенка искру интереса? Машины? Камушки? Вода? Это и будет вашей отправной точкой для построения индивидуального игрового маршрута развития познавательной деятельности.
Удачи в этом важном и творческом процессе! Помните: в игре с ребенком с ЗПР вы не только развиваете его, но и учитесь сами — видеть мир через призму маленьких открытий и ценить каждый шаг вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар для воспитателей "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через игровую деятельность"
Для развития познавательных способностей детей выступает важнейший вид деятельности- игра.В своей работе я использую разнообразные игры.Здесь можно узнать какие....

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Детство – пора поисков и ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства познавательная деятельность играет огромное значение в развитии реб...

«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Статья...

Папка-передвижка «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Папка-передвижка «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Консультация «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Консультация для педагогов и родителей Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем бол...

Формирование и развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Формирование и развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна «Игра — это искорка, зажи...
