Консультация для родителей
консультация (старшая группа)
1. Эмоциональный контакт прежде всего. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку и интерес. Успех начинается с ситуации «мы вместе».
2. От простого к сложному. Начинайте с задач, которые ребенок точно сможет выполнить, чтобы дать ему почувствовать успех. Затем понемногу усложняйте.
3. Повторение и закрепление. Дети с ЗПР нуждаются в многократном повторении в разных игровых ситуациях, чтобы усвоить навык или знание.
4. Опора на несколько органов чувств (полисенсорность). Чем больше каналов восприятия задействовано (вижу, слышу, трогаю, нюхаю, двигаюсь), тем прочнее усвоение.
5. Короткие сеансы. Познавательная активность у таких детей часто неустойчива. 10-15 минут продуктивной игры лучше, чем час с капризами и усталостью.
6. Конкретика и наглядность. Абстрактные понятия (доброта, число) нужно объяснять через конкретные предметы, картинки, действия.
Игровые приемы по направлениям развития познавательного интереса
1. Развитие внимания и произвольности (умения управлять собой)
· «Найди пару»: Используйте парные картинки, носки, варежки. Начинайте с 3-4 пар, постепенно увеличивая количество.
· «Что исчезло?» / «Что появилось?»: Разложите на столе 4-5 знакомых предметов. Пусть ребенок закроет глаза, а вы уберите один или добавьте новый.
· «Следопыты»: Дайте задание найти в комнате все предметы определенного цвета (красного) или формы (круглые). Усложните: «Найди что-то мягкое и синее».
· Графические диктанты («Рисуем по клеточкам»): Начинайте с простых линий, потом — домики, машинки. Это тренирует внимание и готовит руку к письму.
2. Развитие мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного)
· Сортировки — лучшие друзья!
· Разложить фасоль и горох по разным мисочкам.
· Разделить игрушки на «животных» и «машины».
· Разложить пуговицы по цвету/размеру.
· Простые пазлы и разрезные картинки. Начинайте с картинки, разрезанной на 2-4 части.
· Игры со строительным материалом (кубики, Lego Duplo):
· «Построй такую же башню, как у меня».
· «Спрячь мишку в домике».
· «Сделай дорожку для машинки».
· «Что лишнее?»: Покажите 3 картинки с яблоком, грушей и мячиком. Обсудите, почему мячик — лишний.
· Причина-следствие: Игры с водой, песком, кинетическим песком. «Что будет, если налить воду в эту высокую бутылку? А в эту широкую?»
3. Развитие памяти
· «Волшебный мешочек»: Положите в непрозрачный мешок знакомые игрушки (ложку, шарик, машинку). Ребенок на ощупь должен узнать и назвать предмет, а потом достать и проверить.
· «Запомни и повтори»: Выкладываете простую последовательность из 3-4 кубиков разного цвета. Ребенок смотрит 10 секунд, затем закрывает глаза, а вы меняете два кубика местами или убираете один. «Что изменилось?»
· Стихи и потешки с движениями. Запоминание идет через действие («Ладушки-ладушки»).
4. Развитие речи и познания окружающего мира
· Сюжетно-ролевые игры по упрощенным сценариям: «Кормление куклы», «Магазин» (продаем только фрукты), «Врач» (только слушаем сердце и делаем укол). Вы комментируете свои действия и действия ребенка простыми фразами.
· Рассматривание и обсуждение книг с реалистичными иллюстрациями (животные, транспорт, предметы быта). Не просто читать, а задавать вопросы: «Покажи, где у кошки хвост?», «Как говорит собака?», «Какого цвета мячик?».
· Игры на звукоподражание: «Кто как говорит?», «Что звучит?» (погремушка, колокольчик, барабан).
· Тематические «недельки» или «деньки»: Сегодня «День желтого цвета». Ищем все желтое дома, едим банан, рисуем желтым карандашом, лепим солнышко из пластилина.
5. Развитие мелкой моторики (очень связано с мышлением и речью!)
· Пальчиковые игры («Сорока-ворона»).
· Лепка из теста, мягкого пластилина.
· Нанизывание крупных бусин на шнурок.
· Пересыпание крупы ложкой, игры с пинцетом (перенести фасолинки).
· Откручивание и закручивание крышек.
· Рисование пальцами, толстыми кистями, мелками.
Что важно для родителей: практические советы
1. Создайте «игровую среду». Не нужно много игрушек. Достаточно нескольких наборов: конструктор, материал для сортировки, пальчиковые краски, набор фигурок животных и машинок, кукольная посуда. Многие материалы — это бытовые предметы (крупы, прищепки, лоскутки).
2. Используйте режимные моменты. Познавательный интерес можно развивать, одеваясь («Найди свои синие штаны»), убираясь («Отнеси все кубики в красную коробку»), помогая на кухне («Дай мне два яблока»).
3. Комментируйте свои действия. Говорите просто и четко: «Сейчас я беру красный кубик. Ставлю его на синий кубик. Получилась башня!»
4. Задавайте альтернативные вопросы. Вместо сложного «Что ты хочешь?» спрашивайте: «Ты будешь играть с кубиками или с пластилином?»
5. Хвалите за процесс, а не только за результат. «Как ты старался строить эту башню!», «Мне нравится, как ты подбираешь цвета».
6. Не сравнивайте с другими детьми. Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными вчерашними достижениями. «Вчера ты запомнил 2 картинки, а сегодня уже 3! Молодец!»
7. Сотрудничайте со специалистами. Обсудите любимые игровые приемы с дефектологом, логопедом, психологом. Они подскажут, как адаптировать игры именно под потребности вашего ребенка.
Чего следует избегать:
· Длительных, утомительных занятий за столом.
· Сухой подачи информации («Это буква А, запомни»).
· Резкой критики и акцента на неудачах («Опять не так!», «Все дети уже умеют, а ты...»).
· Игр, которые явно превышают возможности ребенка и приводят к фрустрации.
Главный секрет: Познавательный интерес просыпается там, где есть удивление, радость открытия и уверенность в своей компетентности. Ваша задача как родителя — создать эту атмосферу безопасного и радостного исследования мира через игру. Начинайте с малого, будьте последовательны и терпеливы, и вы обязательно увидите прогресс.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник", консультация для родителей " Ошибки родителей , которые приводят к детским истерикам"
Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок - будущий первоклассник».Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И каждый из...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»
Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...
