ООД
план-конспект занятия

Дзюбан Анастасия Сергеевна

Школа Снежной королевы

Поможем мальчику из севера

Поход в Лего лес

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

образовательная область «Познавательное развитие»

раздел «Детское экспериментирование»

Тема: «Школа Снежной королевы»

для детей подготовительной к школе группы (возраст детей 6-7 лет)

Тема: «Школа Снежной королевы».

Направление ООД – познавательное развитие детей с применением экспериментирования и нетрадиционной техникирисования –рисование солью.

Цель: ознакомление со свойствами соли.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Закрепить исследовательские умения по проведению экспериментов с солью.

2. Обучать производить действия экспериментирования по схеме

3. Обучить детей рисовать  при помощи соли.

4. Обогатить активный словарь.

Развивающие задачи:

1.Развивать внимание и наблюдательность.

2.Развивать умения сравнивать вещества по их внешнему виду и свойствам.

3. Развивать  память, мышление, связную речь.

3. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, сотрудничать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать познавательный интерес, инициативность и активность.

2.Воспитывать грамотную речь.

3.Воспитывать любовь к природе, эстетическое чувство прекрасного.

Методы работы с детьми:

Игровые – сюрпризный момент.

Словесные – беседа (вопросно-ответный метод).

Наглядные – рассматривание образцов соли.

Практические – проблемная ситуация, экспериментирование; изготовление цветов с помощью соли;  подведение итогов, рефлексия.

Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о соли.

Оборудование:

• ИКТ.

• 4 стола с материалами и оборудованием.

•4 подноса с материалами и оборудованием для проведения экспериментов.

• Ватман  для прикрепления цветов.

Демонстрационный материал:

•Ватман с надписью «Волшебная школа Снежной Королевы» и на ней портрет Снежной королевы.

• Карточки-схемы с последовательностью выполнения опытов.

Раздаточный материал:

•Соль,  лупа, черная бумага (чтобы соль было лучше рассматривать),

вода, масло, краситель пищевой, краски, ложка (для накладывания соли в воду и размешивания).

Формы организации детей: фронтальная,подгрупповая, индивидуальная.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня я приглашаю вас в школу Снежной королевы, вам предстоит стать ученикамии исследовать кристаллы, а какие вы узнаете, отгадав загадку.

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца,

Не заправишь холодца,

Я не только лишь в еде-

Я живу в морской воде.

Что это? (ответ детей)

Воспитатель: правильно, это соль.

Сегодня я предлагаю вам стать учениками в школе Снежной Королевы,и мы будем исследовать свойства и значение соли.

Воспитатель: расскажу я вам, ребята, сказку про Ивана-купца. Как ходил он со своим товаром по морю-океану. Вот поднялась в море сильная буря, выбросило корабль на невиданный остров.  Отправился Иван земли осматривать и набрел на великую гору. Смотрит, а на той горе не песок, не камень, а чистая соль. Вернулся к берегу и приказал своим работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли приплыл корабль к далекому городу. Отправился Иван к царю, чтобы тот позволил ему торговать солью, но царь никогда не слышал о соли и поэтому  не разрешил ему ее продавать. Загрустил Иван, но тут ему захотелось посмотреть, как повара готовят кушать царю. Стоит на кухне-приглядывает, дождался момента, когда все повара отвернулись, Иван взял и добавил соли. Наступило время обеда: царь попробовал, да так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал царь наградить поваров, но они сказали, что это Иван, что это он что-то добавил в еду. Привили Ивана к царю, похвалил царь Ивана и позволил торговать солью. Вот так ребята и появилась соль на наших прилавках.

Воспитатель: скажите, а где в этой сказке используется соль?

Дети: используется в пище.

Воспитатель: да, правильно. Соль придает блюдам особый вкус.

Воспитатель: а где еще встречается соль?

Дети: встречается в природе.

Воспитатель: соль один из важнейших минералов на земле. Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль встречается и в природе – это каменная соль. Есть морская соль, она содержится в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов.Соль используется в пище, встречается в природе, а как вы думаете можно ли использовать соль в творчестве? (ответы детей)

Воспитатель: я предлагаю вам в школе Снежной королевы доказать, что соль можно использовать не только в пище и в природе, но и использовать в творчестве тоже.

Воспитатель: но сначала нам нужно вспомнить свойства соли (ответы детей).

Для этого я приглашаю вас в научную лабораторию. Вы готовы мои юные исследователи?

Перед началом работы давайте повторим правила поведения в лаборатории (ответы детей).

Воспитатель: надеваем фартуки.

Опыт № 1:

Воспитатель:ребята, посмотрите на схему и скажите, что мы должны сначала узнать? (ответы детей) какая она по цвету? (ответы детей)

-Сейчас наберите на кончик ложки немного соли и попробуйте. Какая соль на вкус? (ответы детей).

-Посмотрите, в тарелочке у вас лежит чеснок и соль. Понюхайте чеснок, соль, имеет ли чеснокзапах?А соль? (ответы детей).

-Возьмите щепотку соли и потихоньку высыпайте обратно в тарелку. Что вы наблюдаете? (ответы детей).

Воспитатель:какой вывод можно сделать о соли, какая она? (белая, соленая, сыпучая, не имеет запаха).

Опыт №2«Из чего состоит соль».

Воспитатель: возьмите лупу и рассмотрите через нее соль. На что она похожа?(ответы детей).

Воспитатель: какой можно сделать вывод? Из чего состоит соль? (ответы детей).

Воспитатель: а теперь продолжим вспоминать свойства соли.

Воспитатель: Про соль говорят:«В воде родится,а воды боится».А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт № 3«Соль растворяется в воде».

Воспитатель: у вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите по ложки соли, добавьте в стакан с водой, размешайте, что произошло с солью?(ответы детей). Доказали мы с вами, что соль растворяется в воде?

Воспитатель:Молодцы.

Опыт № 4 «Плавающее яйцо».

Воспитатель: ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (ответы детей).Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (ответы детей).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

Дети: яйцо не тонет.

Воспитатель: а теперь возьмите яйцо и опустите в стакан с обычной водой не солёной, что произошло с яйцом?

Дети: оно утонуло.

-Почему? Какой вывод мы сделаем? (ответы детей).

Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать, потому что соль увеличивает плотность воды. Она выталкивает все на поверхность.

Опыт №5«Лавовая лампа».

Понадобится: соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт: стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение: масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.

Вывод: соль тяжелее масла и растворяется в воде.

Вывод: мы с вами в научной лаборатории в школе Снежной королевы вспомнили свойства соли, давайте повторим:

- соль белого цвета, без запаха, имеет вкус, состоит из кристалликов, растворяется в воде, соль увеличивает плотность воды и что соль тяжелее масла.

Воспитатель: ну, а теперь нам с вами надо доказать, что все-таки  соль можно применять и в творчестве.

Для этого нам надо перейти с вами в творческую лабораторию, здесь при помощи соли  мы изготовим красивый букетцветов.

Воспитатель: а вы знаете, что солью можно еще и рисовать? (ответы детей). Вот сейчас мы и проверим,возможно, ли это?

Воспитатель: ребята послушайте внимательно, порядок действий:

1) берем кисточку и окунаем ее в клей ирисуем задуманный цветок;

2) засыпаем, рисунок солью, даем пропитаться, лишнюю соль стряхиваем;

3) чистую кисточку окунаем в краски и начинаем рисовать.

Самостоятельная работа детей под музыку.

Воспитатель: посмотрите и скажите, каким сделала ваш цветок соль? (ответы детей).

- Ребята, можно ли сказать про соль, что она - волшебная? (ответы детей)

Вывод: доказали мы с вами, что действительно,соль можно применить и в творчестве? (ответы детей).

Воспитатель: благодаря исследовательской деятельности, в нашей научной и творческой лаборатории, мы сегодня узнали и доказали,  что соль действительно не только необходимый продукт в жизни человека и что она обладает волшебными свойствами, но ито, что соль интересный материал для опытов и творчества.

Рефлексия. Снежная Королева передает вам огромное спасибо за столь красивый, яркий букет, вы были хорошими учениками, и она для вас тоже приготовила сюрприз (на подносе под тканью стаканчики с разноцветной солью для приготовления вазочки).

Для изготовления сказочной вазочки нужно добавить разноцветную соль и ваше хорошее настроение.

Воспитатель: молодцы, ребята! 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф. Атякшева» дошкольные группы

Технологическая карта

интегрированное занятие

в старшей группе №3 «Теремок»

Тема:  «Поможем мальчику
из севера»

Составила:  Дзюбан АнастасияСергеевна

                                                                                                                                             Воспитатель

г. Югорск, 2021

Образовательные области: «Познавательное развитие»(ФЭМП), «Трудовая деятельность».

Интеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»;

Вид занятия: комплексное (интегрированное).

Формы образовательной деятельности: Совместная, индивидуальная.

Цель:  Развитие средств успешной социализации детей в коллективе 

Задачи:

- Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры.

- Закреплять знания о функционировании центра;

- Формирование навыков культурного поведения в общественных местах, положительных взаимоотношений между детьми.

Оборудование: Игрушки, муляжи продуктов, касса, зеркало, предметы-заместители, деньги, кошельки, вывески названий отделов магазина, одежда и головные уборы для продавцов, сумки, весы, природный материал (шишки, камешки и др.), чеки, елочные украшения, домик, ёлка, ветошь для протирания витрин, пакеты для упаковывания.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Время

Ход занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

1,5 мин.

Игра-приветствие: одновременно поздороваться каким-нибудь жестом (в кругу)

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснемся ладошками к их ладошкам…

У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые, и они поделились своим теплом с нами.

Приветствие, участие в диалоге.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

1,5 мин.

Дети, посмотрите, к нам пришло письмо по электронной почте Интересно, от кого оно?

«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Никус. Я живу на севере. У нас много снега, но нет песка. Я никогда не видел песок и ничего о нем не знаю. Расскажите, пожалуйста, мне о нем.»

Ребята, вы хотите помочь Никусу?

А как мы сможем ему помочь?

Ведь на дворе уже поздняя осень, земля и песок уже замерзли?   

Я раскрою вам секрет. Помогут нам рассказать о песке в научной лаборатории, где изучают многие явления неживой природы, в том числе и свойства песка. У меня есть один  знакомый учёный, и он сегодня разрешил нам посетить его лабораторию, Но пройти в нее непросто, нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети рассаживаются на места.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

3 мин

Дидактическая игра «Какую геометрическую форму имеют эти предметы?» 

Дидактическая игра «Какой геометрической фигуры не хватает»

Индивидуальная работа (за столами).

Задание на  листке для каждого: дорисовать недостающую геометрическую фигуру.

Дидактическая игра «Поставь объемную геометрическую фигуру, куда попрошу»

Физминутка: Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг. Стой на месте, делай вместе так. 

 Физминутка - Снеговик

Осознают и принимают поставленную задачу. Ребятам нужно помочь мальчику узнать больше о песке.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

2 мин

Ребята ученый разрешил нам поработать в его лаборатории, ну для этого мы должны вспомнить правила, которые необходимо соблюдать.

Дети называют правила.

Чтобы исследовать песок, вам нужно разделиться на группы. Для этого каждый возьмите рисунок с геометрическим телом и сядьте за тот стол, на котором стоит карточка с таким же рисунком.

Поделиться на 2 группы. Одна подгруппа работает с сухим песком, другая с мокрым песком.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

8 мин.

Дети садятся за столы в соответствии с заданием.

Посмотрите на сухой песок. Каким он цветом? (Серым).

Какой рисунок возьмем для обозначения цвета песка?

Вызванный ребенок выбирает из предложенных разноцветных квадратов тот, который имеет серым цвет и прикрепляет его на мольберт.

Посмотрите на мокрый песок. Какой у него цвет? (Темно-серый).

Выберите соответствующий знак.

Наберите в горсть сухой песок и сыпьте его в одну точку.

Какое геометрическое тело напоминает вам получившаяся горка? (Конус).

Вы сыпали сухой песок, значит он какой? (Сыпучий).

Выберите подходящий знак и прикрепите его на мольберт.

Давайте попробуем насыпать так же мокрый песок. Получается?

Теперь посмотрим, на каком песке лучше рисовать, на сухом или мокром. Возьмите палочку и нарисуйте сначала на сухом, а потом на мокром песке овал.

На каком песке рисунок получился лучше? (На мокром).

 Каким знаком это свойство песка обозначим?

Дети выбирают и прикрепляют на мольберт.

 А можно ли сухим песком рисовать? Чтобы это узнать, наберите снова в горсть сухой песок и насыпьте его на линии контура, изображенной на листке бумаге геометрической фигуры.

Дети пробуют сыпать.

Прикрепите на мольберт соответствующий знак.

А что можно делать из мокрого песка? (Лепить).

Вылепите геометрические тела, которые нарисованы на ваших карточках.

Дети лепят шары, конусы, пирамиды. Ученый и лаборант помогают выполнять задание.

Какую фигуру вы слепили?

Значит мокрый песок пластичный, и из него можно лепить разные фигуры.

Прикрепить еще одну картинку.

Закрепляют название геомитрических фигур. Дети проводят эксперименты с песком. Применяем элементы ТРИЗ.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия. Систематизация знаний.

3 мин.

Глядя на картинки, что вы можете рассказать о песке?

Сухой песок имеет серый цвет, он сыпучий, им можно рисовать. Мокрый песок имеет темно-серый цвет, он пластичный, на нем легко рисовать и лепить из него разные фигуры

Ребята, а теперь я вас приглашаю в другое помещение лаборатории. Там вы посмотрите, какие фигуры художники лепят из мокрого песка. 

Как вы думаете, можно ли песок красить и приклеивать к бумаге? 

Дети высказывают свои предположения.

???

  Итог занятия 

1,5 мин

Посмотрите у нас получился семафор он светит нам зелёным цветом значит, нам с вами пора возвращаться в детский сад наш поезд ждёт нас, занимайте свои места. Ну,  вот мы приехали в детсад, мне было с вами интересно путешествовать, мы много узнали, повторили то, что уже знали.

Мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Один из детей по желанию повторяет весь рассказ.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированной организованной образовательной деятельности

в средней группе

Тема: «Поход в Лего-лес».

Цель: пополнить знания детей о походе, узнать виды похода.

Задачи:

Образовательная: формировать у детей представление о походе

Развивающая: развивать умение строить по образцу

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе

Интеграция видов деятельности:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Конструктивно-модельная деятельность» «Художественно-эстетическое развитие»

 «Физическое развитие».

Оборудование: рюкзак, термос, аптечку, верёвку, компас, ведро, топор, еду, спички, кубики с символами правил поведения в лесу, Лего-конструктор, музыка звуков леса.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

(Сидя на ковре)

-Здравствуйте ребята!

Ребята сегодня утром почтальон принесла мне письмо. Давайте посмотрим, что в нём написано

( открывают письмо).

«Здравствуйте Анастасия Сергеевна и ребята группы «Почемучки»! Пишет вам, Лего-человечек.

 Ребята вы в нашей Лего-стране вы ещё ни разу не были, и я решил позвать Вас в наш Лего-лес на очень красивую полянку с деревьями чтобы поиграть с вами. Я предлагаю вам отправиться в поход до нашей Лего-страны и встретиться нас с Вами на поляне с разноцветными деревьями . До скорой встречи, ваш Лего-человечек!»

-Ну что ребята мы с вами примем приглашение от Лего-человечка?

- Ну тогда будем собираться в в поход!  

Здравствуйте!

-Слушают содержание письма

-Да

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

-Ребята, а что же нам нужно с вами в походе?

Дидактическая игра «Что нужно для похода?»

-Правильно. Ребята, а что будем мы с вами брать в наш рюкзак.

( Высыпает содержимое корзины, что бы дети сами сложили рюкзак)

- Молодцы! Вы все правильно сделали.

-Ваши ручки наверное устали давайте разомнем их.

(Пальчиковая игра«Опята – ребята»)

 - Ребята мы же с вами идём в лес, давайте повторим как нужно себя вести в лесу.

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

(предлагаю собрать башенки с правилами и проговорить их и забрать их с собой)

-Ну что ребята рюкзак мы собрали, правила повторили, можно отправляться в поход ?

-Ребята, а в какой поход мы с вами отправимся?

- Кто знает какие виды похода бывают?

-Не знаете! Ну давайте я вам подскажу.

Слушаем и запоминаем:

- Если люди идут в поход пешком  - это пеший поход;

- Если люди отправляются в поход на велосипедах - это велосипедный

- А если люди едут в поход  на автомобиле – это какой поход? (автомобильный)

- Если люди на лыжах отправляются в зимний поход? (лыжный поход).

-Ребята мы с вами сегодня отправимся пешком.  Как будет называться наш поход?

- Пеший, правильно!  Ну что тогда строимся друг за другом и отправляемся в Лего-страну,  на полянку  Лего-леса, где растут разноцветные деревья.

-Ребята вот мы с вами и дошли до Лего-страны, скоро мы пойдём до Лего-леса и встретимся с нашим Лего-человечком.

 -А вот и Лего-человечек. Значит мы пришли!

-Здравствуй, Лего-человечек!

-Что-то ты печальный какой-то и где ваши все красивые разноцветные деревья что-то их не видно?

-Ребята тише, что-то говорит нам Лего-человечек! Что ты говоришь Лего человечек? –

-Ребята, этой ночью у них в лего-стране был ураган и их Лего-лес весь разрушился осталось только пару деревьев и Лего-человечек просит нас о помощи, помочь ему восстановить эту полянку. И дружно восстановить лес из деталей Лего. Вы согласны помочь?

-Нам нужно с вами построить деревья по образцу, который  перед вами.

(Обращает внимание на  целое дерево.)

Детали,  детали

Вы спать не устали?

Сегодня с утра нам строить пора!

-Начинаем строительство. Из деталей какого цвета вы будете строить деревья?

-Какие детали Лего-конструктора вам понадобятся?

- Ребята молодцы! хорошо у вас получается! Ну что у всех получились деревья?

 -Молодцы ребята! Ребята, Лего-человечек нам что-то хочет сказать! «Спасибо большое ребята, за вашу помощь! Ребята вы устали?

-Давайте с вами поиграем в П\игру: «День, ночь, огонь, вода».

-Рюкзак.

- Термос, аптечку, верёвку, компас, ведро, топор, еду, спички

-Играют в пальчиковую игру

Собирают башню Правил из кубиков

-Да

-Ответы детей

-Ответы детей

-Ответы детей

-Делают круг под музыку леса.

-Встречаются и здороваются с Лего человеком.

-Прислушиваются

-Да

Рассматривают дерево

-Ответы детей

-Начинают строительство

нет(да)

-Играют в п\и

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- Ну что, ребята, присаживайтесь рядом со мной.  Мы с вами потрудились сегодня,  поиграли.

-Давайте с вами вспомним, что мы сегодня с вами делали?

-Кто мне может назвать их?

-Молодцы ребята!  

-А ещё мы с вами,  что делали сегодня?

-Много дел сегодня мы с вами сделали, но нам уже пора возвращаться обратно к нам в группу, вам понравился наш поход? -А тебе Лего- человечек?

(Понравилось, вы такие весёлые, умные и сильные)

-Ну что ребята нам пора отправляться  обратно к нам в группу, а Лего- человечек пойдёт к своим друзьям.  Давайте, помашем нашему Лего-человечку  и скажем до свидания!

-Присаживаются рядом с воспитателем

- Собирали рюкзак, вспомнили правила безопасного поведения в лесу, какие виды похода бывают

- Пеший, лыжный, велосипедный, автомобильный.

- Помогли Лего-человечку, восстановили Лего-лес !

-Прощаются с Лего человечком