Интеллектуально - патриотическая игра «Юный патриот», посвященная Сталинградской битве
методическая разработка (старшая группа)

Арчекова Олеся Эдуардовна

Интеллектуально-патриотическая игра «Юный патриот», посвящённая Сталинградской битве, направлена на формирование у детей интереса к истории Родины, уважения к подвигу защитников Сталинграда и гордости за свой край. В ходе игры участники выполняют познавательные задания, отвечают на вопросы викторины, работают с картой, учатся сотрудничать в команде. Материалы игры, размещённые на сайте, помогут педагогам и родителям провести мероприятие в доступной, эмоционально значимой форме, укрепляя гражданскую идентичность и патриотические чувства детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Интеллектуально - патриотическая игра «Юный патриот»,

посвященная Сталинградской битве

Введение

Интеллектуально-патриотическая игра «Юный патриот», посвященная Сталинградской битве, направлена на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории нашей малой Родины.

В основе игры - комплекс игровых моментов всем известной игры «Зарница»: создание отрядов, командиры отрядов в роли воспитателей, «военные действия» на местности, добавлена развивающая игра, использование интерактивной доски. Ведь именно современные информационные технологии позволяют существенно повысить мотивацию детей, воссоздавать реальные предметы, явления в цвете, движении и звуке, что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей и активизации умственной деятельности.

Идея создания проекта интеллектуально-патриотической игры, возникла благодаря горящим глазам и заинтересованным рассказам детей. Озвучив проблему: Кто такие земляки? А что делали ветераны? Были ли люди, которые участвовали в Сталинградской битве? Что знают о Сталинградской битве, о войне, о Победе? Было принято решение организовать и провести игру, продумывая все ее детали. Родители проявили себя, как активные участники, создали макет «Ветераны Сталинградской битвы», приняли активное участие в оформлении физкультурного зала и кабинета.

Аннотация 

Представленный материал может вызвать интерес педагогов ДОУ. Интеллектуально-патриотическая игра «Юный патриот», посвященная Сталинградской битве, ориентирована на старший дошкольный возраст. Обязательные условия для всех участников игры: соблюдать и выполнять все условия игры; помогать друг другу в случае необходимости.

Проведение игры «Юный патриот» — это возвращение лучших традиций, благодаря которым у детей формируются такие чувства, как патриотизм, единение, желание вести здоровый образ жизни и защищать Родину.

Возрастной адресат игровой программы 

Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет и старше) – 13 человек (количество детей по факту на момент проведения игры).

Цель игровой программы

Формирование уважения и патриотических чувств к истории своего края и Отечества через игровую деятельность,

Задачи игровой программы

1.Воспитывать у детей качества необходимые будущему защитнику Родины, чувство взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче.

2.Формировать у детей чувства патриотизма и любви к своему родному краю, своей малой родине.

3.Формировать высокие нравственные качества: инициатива и самостоятельность, сознательная дисциплина, товарищества и дружбы, коллективизма, воли, решительность в достижении цели.

4.Воспитывать нравственно-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

5.Развитие физической подготовки дошкольников; толерантности, коллективизма и взаимовыручки на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Применяемые педагогические технологии:

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Технология проектирования

Личностно-ориентированная технология

Информационно-коммуникационные технологии

Игровая технология (технология имитационного моделирования)

Оборудование и материалы:

Оформление кабинета: вертикальный механизм для поднятия флага, флаг РФ, имитация костра, кочки на болоте, фишки - направление партизанской тропы, оформление стенда с символикой «Сталинградская битва», награды, рисунки детские, макет «Ветераны Сталинградской битвы», военный чемодан, секретное письмо, телеграмма, карта – маршрут прохождения этапов, карта из частей - макет «Ветераны Сталинградской битвы», подарки – ручки, блокноты.

Оформление зала: композиционный центр «Родина – мать зовёт!», «Сталинградская битва», плакат – карта (наступление Советской Армии), рисунки, спортивный инвентарь.

Выделение игровых зон, для проведения каждого этапа, месторасположение чемодана с «секретным письмом».

Военная форма для детей, для взрослых.

Музыкальное сопровождение:

Музыка 1 «Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной плюс и минус.

Музыка 2, 3 «Военное наступление».

Музыка 4  Звуки болота.

Музыка 5 Наступление военной техники.

Музыка 6 Веселая игровая.

Музыка 7 Гимн Российской Федерации.

Музыка 8 «Служить России» — официальный Гимн Российской «Юнармии».

Организационный и подготовительный этап

Беседа с детьми о героях и подвигах сталинградцев, знакомство с военными песнями, историческими местами и памятниками в Волгограде. Всю неделю ребята готовились к выполнению ответственного военного задания. Интеграция различных видов деятельности, помогла познакомить детей с военными профессиями и техникой, они пели песни, читали стихи, вели беседы о мире и дружбе, выполняли различные физические упражнения, участвовали в подвижных играх на военную тематику. Используя различные виды изобразительной деятельности, дети изображали военные символы и технику.

Оценивание: за каждый пройденный этап команда, которая справилась первая с заданием, получает 1 часть от целой карты и передает командиру.

Ход игровой программы

Музыка 1

Дети – 2 команды, входят в кабинет под музыку «Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной и садятся полукругом перед интерактивной доской.

В зале их приветствуют командиры (воспитатели, переодетые в военную форму).

- Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте.

Музыка 2

Командир. Ребята, сегодня мы с вами играем в игру «Юный патриот», которая посвящена Сталинградской битве, великое сражение у берегов нашей реки Волги. Наша Советская Армия разгромила врага. Победа была Великой.

Командир. Наш детский сад превращается в военный гарнизон, вы становитесь юными бойцами, а ваши воспитатели командирами отрядов.

Командир. Утром мы получили телеграмму. Прочитаем, что в ней написано: «Военные приглашаются на мероприятие, посвященное Сталинградской битве. На военном полигоне в вашем детском саду, сегодня будет проходить курс молодого бойца. Предлагаю вам поучаствовать в мероприятие, показать свою смекалку, ловкость, умение, смелость и взаимовыручку.

Командир.  Вы согласны? (ответы детей). На территории детского сада было оставлено секретное письмо в условленном месте. Ваша задача найти это письмо. Но сначала надо пройти испытания и получить все части карты, собрать карту из частей и по ней узнать, где находится письмо. Надеемся, вы справитесь! Желаем вам удачи!»

Командир. Готовы к поиску секретного письма?

Дети - Готовы!

Командир. Вам потребуется быстрота, ловкость, смелость, решительность для достижения цели. К выполнению задания приступить!

Командир.  (Показывает детям карту - маршрут с этапами). Это маршрут, который мы будем выполнять поочерѐдно, одно задание за другим и получать за каждый пройденный этап часть карты, которую мы в конце соберем и узнаем, где находится секретное письмо.

Музыка 3

Командир.

1 этап: «Контрольно-пропускной пункт»

«Боевые отгадки» (работа на интерактивной доске).

На интерактивной доске открывается 1 слайд:

На слайде изображены военный и военная техника, детям загадываются загадки. Дети проверяют свои ответы, нажимая на соответствующую картинку. При правильном ответе появляется зеленая галочка, при не правильном – красный крест.

  • Назовите главный мемориал нашего города (Мамаев курган)
  • Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что же это…(Самолет)
  • Днем и ночью под водой охраняет твой покой. (Подводная лодка)
  • Он готов в огонь и бой, защищая нас с тобой. Он в дозор идёт и в град, не покинет пост…(Солдат)

        Игра «Назови спрятанную военную технику».

Задача игры: Продолжать учить детей узнавать по части целое, называть военную боевую технику.

Ход игры: Открывается 2 слайд. На слайде изображены фрагменты военной техники. Основная часть прикрыта шторкой. Ребенок по части определяет и называет технику, затем проверяет себя, нажимая на шторку – появляется изображение целой картинки.

        Игра «Помоги солдату собрать рюкзак в поход».

Задача: закрепить и уточнить названия и назначение предметов, необходимых военному в походе.

Ход игры: Открывается 3 слайд. Перед детьми ставится проблемная ситуация: что необходимо взять с собой солдату, отправляющемуся в поход? На слайде изображен армейский рюкзак и различные предметы. Ребенок нажимает называя предмет, который надо взять, нажимает на него. При правильном ответе появляется зелёная галочка, при не правильном ответе – картинка перечеркивается красным крестом.

Командир. Мы подошли к шлагбауму. Он закрыт.  Чтобы пройти дальше и узнать дальнейший маршрут надо отгадать загадку.

Все обходят это место

Здесь земля как будто тесто

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

Командир. Шлагбаум поднят, а впереди вас ожидает новое испытание – Болото.

(За выполненное задание участники получают часть карты, которую передают командир)у. 

Музыка 4

Командир.  

3 этап «Пройди через болото».

Бойцы Вы находитесь на рубеже. Вам необходимо пройти по кочкам через болото, и вы окажетесь в месте прохождения испытаний. Двигаться строго по кочкам соблюдая дистанцию.

По сигналу две команды начинают движение – переход в физкультурный зал. Закончив переправу, быстро строятся на старт для выполнения следующего этапа. В физкультурном зале - построение

Музыка 5

Командир.  В период Сталинградской битвы местом самых ожесточенных боев стал МАМАЕВ КУРГАН. Шли очень тяжелые бои. Здесь наши бойцы дали клятву: «Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!»  Вершина Кургана осталась в руках нашей Армии.

За пройденное задание участники получают часть карты, которую передают командиру.

Музыка 6

Командир.  Бойцы, мы подошли к следующему этапу.

4 этап «Подготовь снаряды к бою».

Команды в колонне по одному стоят у линии старта. Рядом с командами в корзинке находятся мешочки (снаряды) по количеству игроков. По команде командира первый игрок берет мешочек из корзинки, добегает до обруча, оставляет в нем мешочек и возвращается к команде. Этап считается пройденным после того как каждый участник отнес мешочек в обруч.

За пройденное задание участники получают часть карты, которую передают командиру.

Командир.  Какой девиз у танкистов? Танк везде проедет, вперед к победе!

5 этап «Сбей вражеский танк».

Перед командами устанавливают отметку. По сигналу командира игроки по очереди подбегают к отметке, берут мешочек (снаряд) из обруча и с расстояния 2 метров стараются попасть в танк (картонный силуэт танка на высоте 1, 5 м.).

Командир.  Пушки грохочут, пули свистят, Ранен осколком снаряда солдат. Шепчет сестричка: «Давай подержу. Рану твою я перевяжу!». Все позабыла: слабость и страх, Вынесла с боя его на руках. Сколько в ней было любви и тепла, Многих сестричка от смерти спасла.

За пройденное задание участники получают часть карты, которую передают командиру.

6 этап «Помоги раненому бойцу».

Игроки в командах стоят на линии старта. На противоположной стороне зала находится медсанчасть. По сигналу командира первые два игрока на носилках переносят раненного бойца (куклу) на носилках и возвращаются к команде. Далее поочередно дети приносят медикаменты. Последний игрок в команде помогает медсестре перенести раненного бойца (куклу) к своей команде.

За пройденное задание участники получают часть карты, которую передают командиру.

Командир.  

Ребята, когда вы подрастете, вы пойдете служить в армию. Каким должен быть защитник нашей Родины?

Дети: смелый, отважный, сильный.

Командир.  

7 этап «Доставь донесение в штаб».

Каждой команде выдается гимнастическая палка, к которой привязана веревка, длиной 8м. Через каждый метр на веревке закреплено донесение (конверт). На другой стороне площадки (на расстоянии 10м. от старта) находится командир. По сигналу первый участник команды начинает быстро накручивать веревку на палку. Как только конверт коснется палки, игрок срывает его с веревки, отдает палку следующему участнику и бежит с донесением к командиру. В момент передачи донесения следующий игрок начинает накручивать веревку. Этап считается пройденным после того, когда все донесения будут доставлены командиру.

За пройденное задание участники получают часть карты, которую передают командиру.

Командир.  

А знаете ли вы, что, когда воевали ваши прадедушки, для них в полевой кухне привозили солдатскую еду. На обед щи или суп, и обязательно кашу. Как вы думайте, какая каша считается самой солдатской?

Дети: гречневая.

Командир.  

9 этап «Обед».

А вот и новая военная задача: приготовить на обед для настоящих солдат борщ.  В каждой команде выбирается «кок», который встает последним в колонне. Каждый участник команды по очереди подбегает к столу, берет один из лежащих на подносе предложенные продукты (пластмассовые овощи и фрукты) для борща и кладет в кастрюлю. Последний игрок – «кок» бежит последним, берет кастрюлю в руки, проверяет ингредиенты для борща и кричит «обед».

За пройденное задание участники получают часть карты, которую передают командиру.

Командир. Бойцы, давайте посмотрим на карту, какие этапы мы прошли?

Дети: перечисляют шлагбаум, пройти через болото, подготовь снаряды к бою, сбей вражеский танк, помоги раненому бойцу, Доставь донесение в штаб, обед.

Командир. Правильно, подскажите, куда мы должны пойти дальше?

Дети: пройти через болото.

Командир. Правильно пройти через болото. Двигаться строго по кочкам соблюдая дистанцию.

Музыка 4

По сигналу две команды начинают движение – переход из физкультурного зала в кабинет. Закончив переправу, слушают указания для выполнения следующего этапа.

Командир. Ребята, а вы знали, что в военное время песня поддерживала дух народа и поднимала чувство патриотизм в их сердцах. Солдаты старались не унывать и в свободные минуты пели свои любимые песни. Давайте и мы с вами исполним нашу любимую песню.

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне. 

Командир.  10 этап

Бойцы ваша задача, собрать костер из поленьев разместиться вокруг костра и исполнить песню «Бравые солдаты».

Музыка 1 минус

За пройденное задание участники получают часть карты, которую передают командиру.

Командир. Молодцы ребята, сейчас мы с вами соберем карту и найдем секретное письмо. Командиры помогают детям, в случае необходимости. Собирают 2 команды вместе.

Командир. Что на карте изображено?

Дети: (макет)

Командир. Но на макете никакого нет секретного письма? Может рядом, посмотрите, что это? Военный чемодан? Может в нём и находится секретное письмо?

Ребята, но он не открывается. Нужен пароль. Это должно быть слово военной тематики: Назовите военное оружие?

Дети: пистолет, автомат.

Командир. Назовите военную технику?

Дети:  Танк, военный самолёт.

Командир. Не получается!  Я знаю, что многие из вас знают стихотворения на военную тематику, давайте их послушаем, там много военных слов, может быть оно нам поможет?

Ребёнок: «Морякам, артиллеристам, пограничникам, связистам - Всем, кто мир наш бережѐт И границы стережѐт, За великие дела Слава, Слава и хвала!»

Командир. Смотрите, чемодан открылся, вот и секретное письмо, читаем. «Поздравляем вас с отличным прохождением курса молодого бойца. Молодцы, справились со всеми заданиями, прошли испытания курса молодого бойца. Можно отправлять телеграмму военным, о вашей готовности стать настоящими солдатами Российской Армии. Вам предоставляется право поднятия Государственного флага России - нашей страны, нашей Родины».

Музыка 7

Командир вместе с ребёном. поднимают флаг РФ.

Командир. Молодцы, ребята! Вы без потерь прошли все испытания, справились со всеми заданиями.

А вам понравилась игра «Юный патриот»? Что больше всего? (ответы детей).

Вы – настоящие патриоты. Мы выражаем вам благодарность и передаем вам подарки  за быстроту, ловкость и дружбу, проявленную в игре.

Музыка 8

Под маршевую музыку дети строем уходят в группу.

Ожидаемый результат

1.Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города Волгограда, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

2.Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

3.Наличие у детей знаний об истории Сталинградской битвы.

4.Воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России.

5.Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей. 6.Формирование желания быть активным участником в жизни детского сада, группы.

Обобщая сказанное, хочется отметить, что если мы, взрослые, знаем и любим историю своей страны, своего города, то достигнем успеха в патриотическом воспитании наших детей. Стараемся отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у них чувства восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если мы сами не будем восторгаться своей страной, своим народом, своим городом героем Волгоградом!

Список используемой литературы и Интернет-источников

1.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Издательство «Учитель». – 2007.

2.Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4.

3.Кашина Н. И. Игры нравственно-патриотического содержания для дошкольников // Детский сад. Все для воспитателя!. — 2015. -№ 10. — С. 23-25: ил. — (Один, два – начинается игра); То же [Электронный ресурс]. – URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.e-osnova.ru%2FPDF%2Fosnova_18_46_12884.pdf&name=osnova_18_46_128... (13.01.21).

4.Маркова В.А., Данилина Л.М. Прасолова З.Г. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине. – Издательство «Традиция». – 2007.

5.МахоневаМ.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – ТЦ «Сфера», – 2009.

6.Уроки служения Отечеству: Сталинградская битва. Методическое пособие с электронным приложением / под общ. Ред. А. Н. Вырщикова. – М.: Глобус, 2008.

7.Шевелёва Г.В. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей                    «Открытый урок»: [сайт].– М.,2003-2014.–URL:

http://festival.1september.ru/articles/624969/ (18.01.2021).

8.Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия посвященное Сталинградской битве.

Тема мероприятия:  «Сталинградская битва»Цель мероприятия:  Познакомить детей с историческими событиями ВОВ по освобождению Сталинграда от фашистских захватчиков.Задачи: Дать ...

Патриотический уголок "Юный патриот" в младшей группе

Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы  к своей семье, формируют представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» (СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.В современном мире  ребёнок живет и развиваетс...

Интеллектуальная игра "Юный патриот"

вопросы подобраны для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Юные патриоты"

Проект направлен на формирование и систематизацию представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах и столице, о символах России, духовно-нравственного отношения и чувства ...

Мероприятие, посвященное Сталинградской битве

Цель: знакомство с важной исторической датой.Задачи: 1. Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.2. Развивать интерес к истории Отече...