Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Поэтому основной проблемой сохранения семейных ценностей является возрождение семейных традиций, которые играют роль в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Дошкольная организация и семья – два социальных института, от которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Безусловно, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние детского сада или школы. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности. Поэтому необходимо сотрудничество семьи и детского сада. Ни детский сад, школа без семьи, ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая система взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, школы. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание»
Одной из ведущей педагогической идеей нашей работы является внедрение комплексного подхода и создание условий работы по формированию представлений о семейных ценностях в воспитании детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, что представляет собой единую систему деятельности педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Нами был разработан и апробирован банк интерактивных форм взаимодействия педагогов с детьми и родителями по формированию традиционных семейных ценностей. Созданы условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций. Данные материалы могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях, при организации проектной деятельности, при организации занятий и работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
Банк интерактивных форм взаимодействия с детьми и родителями по формированию традиционных семейных ценностей через взаимодействие педагогов с семьями воспитанников
Форма работы Тема
1. Диагностические задания «Ценности и традиции моей семьи»,
автор С.П. Акутина
«Я и моя семья», автор Р.В. Овчаров
«Завершение предложения», автор В. Михала
«Педагогическая ситуация «Что важнее»»
«Сюжетные картинки», автор Р.М. Калинина
2. Картотека бесед о семейных ценностях
«Семья и семейные ценности»
«Дружная семья»
«Сердце семьи»
«Беседа о семье на основе обсуждения рассказа Л. Толстого «Косточка»»
«Наша дружная семья»
«Беседа по пословицам
«Семья глазами ребенка»
«Беседа о маме»
«Семьи большие и маленькие»
3. Занятие Занятие для старших дошкольников на тему «Откуда появились имена и фамилии»
Занятие для старших дошкольников на тему «Моя родословная»
Занятие для старших дошкольников на тему «В гостях у бабушки и дедушки»
Занятие для старших дошкольников на тему «Моя крепкая и дружная семья»
Занятие для старших дошкольников на тему «День семьи»
4. Проекты «Куклы наших бабушек»
«Моя семья- моя малая Родина»
«Генеалогическое древо семьи»
«Маленькие открытия в моей большой семье»
5. Игры - инсценировки для развития семейных ценностей у дошкольников «Наша дружная семья»
«Помогаем малышу»
«Семья»
6. Дидактические игры для развития семейных ценностей у дошкольников
Игра «Моя семья»
Игра «Кто что делает?»
Игра «Кто главный?»
Игра «Моя семья самая…»
Игра «Клубочек волшебных слов»
Игра «Помоги бабушке навести порядок»
Игра «Скажи, о ком говорю»
Игра «Маленькие помощники»
Игра «Рисуем портрет»
Игра «Семейное путешествие»
Игра «Семья»
7. ТСО Просмотр мультфильмов:
«Кукушка и скворец»
«Чуня»
«Гоша и его семья»
«Дикие лебеди»
«Мама для мамонтенка»
«Лягушонок ищет папу»
«Аленький цветочек»
Презентации:
«Моя семья»
«Семейные ценности»
«Семья-маленькая вселенная»
«Семья. Семейные традиции»
Банк интерактивных форм взаимодействия с родителями по формированию традиционных семейных ценностей через преемственность детского сада и семьи
1. Родительские собрания «Семейные традиции»
Психологический тренинг
«Семейные ценности»
Круглый стол «Семейные традиции»
«В каждом доме свои традиции
«Счастлив тот, кто счастлив дома»
«Любимые книжки вашей семьи»
2. Фоточеллендж
«Семейные традиции»
«Маршрут выходного дня»
«Лучшая мама на свете»
«Золотые руки мамы»
3. Конкурсное движение Конкурс поделок «Мы с папой лучшие друзья»
«Зеленый огонек» конкурс-проект «Нулевой километр безопасности»
Всероссийский конкурс «Это у нас семейное»
4. Развлечения «Аты – баты, мы солдаты».
Спортивный досуг для
старших дошкольников
«Мама, папа, я дружная
семья» спортивный праздник
Развлечение ко Дню семьи,
любви и верности
«Ромашковое настроение»
5. Акции, выставки «День Земли. Весенняя неделя добра»
«День добрых дел»
Выставка рисунков ко Дню семьи «Это моя большая семья»
«Чудеса для детей из ненужных вещей»
6. Видеоконсультации
Видеоролики «Интересное рядом. Музеи города Белгорода»
«Куда отправиться на выходных Семейный отдых»
«Бессмертный полк»
«1 июня- День защиты детей»
Таким образом, проведенная работа способствовала обеспечению положительной динамики сформированности представлений о семейных ценностях как основы воспитания детей дошкольного возраста.