Отзыв о системе работы по использованию технологии сюжетно-ролевой игры
материал
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети развивают свои познавательные и социальные навыки, учатся взаимодействовать с другими. Согласно позиции, Л. С. Выготского в игре ребенок проживает настоящие эмоции в рамках воображаемой ситуации. Ученый также акцентирует внимание на том, что игра является мощным средством развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Игровая деятельность оказывает влияние на все стороны личности ребенка, а также имеет обучающую функцию. Известно, что игровые методы широко используются в процессе организации учебной деятельности, при оптимизации психоэмоционального состояния и затрагивает другие сферы развития ребенка.
Актуальность технологии ролевой игры в работе учителей-дефектологов обусловлена её многофункциональностью и эффективностью в коррекционно-развивающем процессе. В современных условиях, когда наблюдается рост числа детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), включая задержки психического развития (ЗПР), нарушения интеллекта, речевые расстройства и ДЦП.
В коррекционной практике цель ролевой игры заключается в формировании коммуникативных и социальных навыков, коррекции познавательных процессов (внимание, память, мышление), развитии речи и эмоционально‑волевой сферы, а также создание условий позитивной саморегуляции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Образования комитета по социальной политике и культуре
администрации г.Иркутска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 100 «Берегиня» г. Иркутска
(МБДОУ г.Иркутска детский сад №100 «Берегиня»)
664080,г.Иркутск, м-н Топкинский,62, тел/факс 33-89-60
E-mail:
Отзыв о системе работы учителя дефектолога Сенаторовой Натальи Андреевны
по использованию технологии сюжетно-ролевой игры
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети развивают свои познавательные и социальные навыки, учатся взаимодействовать с другими. Согласно позиции, Л. С. Выготского в игре ребенок проживает настоящие эмоции в рамках воображаемой ситуации. Ученый также акцентирует внимание на том, что игра является мощным средством развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Игровая деятельность оказывает влияние на все стороны личности ребенка, а также имеет обучающую функцию. Известно, что игровые методы широко используются в процессе организации учебной деятельности, при оптимизации психоэмоционального состояния и затрагивает другие сферы развития ребенка.
Сюжетно-ролевая игра выступает эффективным инструментом профилактики и компенсации эмоциональных трудностей, являясь сложной, многофункциональной и познавательной деятельностью. В ходе таких игр дети учатся новым способам реагирования на различные ситуации, что помогает им лучше адаптироваться к окружающей среде. Однако самое важное – в процессе игры ребёнок выражает своё личное восприятие и отношение к происходящему.
Исследованиями в области применения ролевой игры с детьми занимались многие отечественные учёные и педагоги, среди которых: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин , Л.Б. Соколова , Е.С. , Г.Л. Выгодская, О.П. Гаврилушкина. В методической литературе представлено множество пособий и разработок, посвящённых организации сюжетно-ролевых игр в ДОУ. Среди наиболее известных авторов методических пособий можно выделить: Виноградова Н. А. и Позднякова Н. В., Баряева Л.Б., А.Зарин, Краснощекова Н. В., Деркунская В. А. и Харчевникова А. Н. Их работы помогают педагогам системно подходить к развитию игровой деятельности дошкольников, учитывая возрастные особенности и требования ФГОС.
Актуальность технологии ролевой игры в работе учителей-дефектологов обусловлена её многофункциональностью и эффективностью в коррекционно-развивающем процессе. В современных условиях, когда наблюдается рост числа детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), включая задержки психического развития (ЗПР), нарушения интеллекта, речевые расстройства и ДЦП.
В коррекционной практике цель ролевой игры заключается в формировании коммуникативных и социальных навыков, коррекции познавательных процессов (внимание, память, мышление), развитии речи и эмоционально-волевой сферы, а также создание условий позитивной саморегуляции.
Задачи технологии ролевой игры:
#1055;ознавательные задачи:расширять представления об окружающем мире, профессиях, социальных ролях;формировать причинно-следственные связи и логическое мышление через моделирование жизненных ситуаций;закреплять и применять знания, полученные на занятиях, в условной игровой реальности.
2. Речевые задачи: обогащать активный словарь; развивать диалогическую и монологическую речь; учить формулировать просьбы, вопросы, объяснения в рамках роли; совершенствовать грамматический строй и звуковую культуру речи.
3. Социально-коммуникативные задачи: обучать нормам и правилам взаимодействия (вежливость, очередь, сотрудничество); формировать умение распределять роли, договариваться, решать конфликты; развивать эмпатию и понимание эмоций других; способствовать интеграции ребёнка в группу, формированию дружеских связей.
4. Когнитивные и регуляторные задачи: развивать внимание, память, воображение, творческое мышление; формировать произвольность поведения (следование правилам, контроль импульсов); учить планировать действия, прогнозировать последствия, оценивать результат.
5. Эмоционально-личностные задачи: снижать тревожность и страхи через безопасное «проживание» ситуаций; повышать самооценку и уверенность в себе; развивать эмоциональную выразительность и саморегуляцию; формировать позитивную мотивацию к обучению и общению.
6. Моторно-двигательные задачи (при необходимости): совершенствовать мелкую и крупную моторику в игровых действиях; координировать движения с речью и ролевым поведением.
7. Воспитательные и ценностные задачи: прививать нравственные ориентиры (добро, справедливость, ответственность); воспитывать уважение к труду и профессиям; развивать эстетическое восприятие (антураж, костюмы, декорации).
Таким образом, ролевая игра – многофункциональный инструмент, который одновременно решает образовательные, коррекционные, воспитательные и диагностические задачи, обеспечивая целостное развитие личности ребёнка с учётом его особых потребностей.
Ролевая игра органично встраивается во все основные образовательные области ФГОС ДО и может применяться на разных типах занятий — как плановых, так и в режимных моментах, свободной деятельности:
1. Речевое развитие.
Занятия по развитию речи и обогащению словаря: инсценировки коротких сказок и стихов; диалоги в ролях («продавец–покупатель», «врач–пациент»); «интервью» с персонажем: дети задают вопросы и отвечают от имени героя; проигрывание ситуаций общения (приветствие, просьба, извинение).
Подготовка к обучению грамоте: «школа»: дети берут роли учителя и учеников, пишут «буквы» палочкой на песке, выкладывают из фасоли; «почта»: сортировка «писем» по первым звукам слов.
2. Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим миром: «путешествие» по карте (роли капитана, штурмана, туриста); «стройка»: распределение ролей прораба, каменщика, крановщика; «магазин»: выбор товаров, обсуждение их свойств, происхождение;
Формирование элементарных математических представлений: «касса супермаркета»: подсчёт товаров, выдача чеков, сравнение цен; «автосервис»: подсчёт колёс, деталей, распределение по цветам/формам; «экспедиция»: измерение расстояний шагами, деление припасов поровну;
Ознакомление с окружающим миром: «зоопарк»: ролевые игры по профессиям; «лес»: имитация жизни животных, сезонные изменения; «метеостанция»: наблюдение, запись данных, прогноз погоды и пр.
3. Социально-коммуникативное развитие:
Этические и социальные игры: «день рождения»: отработка правил гостеприимства, дарения подарков; «конфликтная ситуация»: поиск мирного решения (например, «кто будет играть с новой игрушкой»); «правила дорожного движения»: роли пешехода, водителя, инспектора ДПС.
Трудовое воспитание: «кухня»: приготовление «блюд» из пластилина/теста, распределение обязанностей; «уборка группы»: роли дежурных, сортировщиков мусора, поливальщиков цветов; «мастерская»: ремонт книг, изготовление поделок.
4. Художественно-эстетическое развитие: музыкальные занятия, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность: постановка небольших спектаклей по сказкам;
5. Физическое развитие. Физкультурные занятия и подвижные игры: «спортсмены и тренеры»: соревнования, разминка; «космонавты»: преодоление «полосы препятствий» (имитация полёта); «спасатели»: перенос «пострадавших», тушение «пожара».
6. Интегрированные и проектные занятия. Тематические недели/проекты: «Город мастеров»: профессии кузнеца, пекаря, портного; «Путешествие во времени»: роли людей из разных эпох; «Экологический патруль»: сбор мусора, посадка «деревьев», защита животных. Праздники и досуги: «Новый год»: Дед Мороз, Снегурочка, помощники, гости; «День Победы»: ветераны, солдаты, корреспонденты;
Применение технологии ролевой игры в дефектологической практике представляет собой эффективный, научно обоснованный метод коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Основные преимущества технологии ролевой игры:
- Мотивационная составляющая. Ролевые игры естественным образом вовлекают ребёнка в образовательный процесс, снижая тревожность и формируя позитивную установку на обучение. Игровая форма снимает страх ошибки, что особенно важно для детей с ОВЗ.
- Комплексное развитие психических функций. В процессе ролевой игры одновременно развиваются: речевая активность (диалогическая и монологическая речь); произвольное внимание и память; наглядно-образное и логическое мышление; эмоционально-волевая сфера; социальные навыки взаимодействия.
- Индивидуализация коррекционного процесса. Технология позволяет: адаптировать сценарии под структуру дефекта и зону ближайшего развития ребёнка; дозировать нагрузку, варьируя сложность ролей и задач; учитывать личностные особенности (темперамент, интересы, коммуникативные возможности).
- Формирование коммуникативной компетенции. Через проигрывание социальных ролей дети осваивают: нормы общения; навыки сотрудничества; способы выражения эмоций; алгоритмы решения конфликтных ситуаций.
Вывод.
Технология ролевой игры остаётся незаменимым инструментом в дефектологической практике благодаря своей универсальности и способности комплексно воздействовать на развитие ребёнка с ОВЗ.
Технология ролевой игры демонстрирует высокую коррекционную эффективность в работе. Её системное применение: активизирует познавательную деятельность, гармонизирует эмоционально-волевую сферу, способствует социальной адаптации детей с ОВЗ. Данную технологию можно широко внедрять в практику дефектологического сопровождения, как обязательный компонент коррекционно-образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей сюжетно-ролевых игр в системе коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.
Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации реб...

Отзыв о системе работы воспитателя Ичеткиной Н.В. по продуктивному использованию новых образовательных технологий
Раскрыта система работы по использованию личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, игровых технологий, технологий проектной деятельности и интегрированного обучения...
Картотека дидактических игр ,как система работы с использованием технологии развивающего обучения: логические блоки Дьенеша.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников математики отво...
Отзыв о системе работы учителя-логопеда Хацкевич Екатерины Александровны по продуктивному использованию нейротехнологии в коррекционно-образовательном процессе
В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важн...

Отзыв о системе работы по продуктивному использованию нейротехнологии в коррекционно-образовательном процессе
В данном отзыве описывется работа учителя-логопеда с 2021 по 2024 уч.год. Результаты работы....
Отзыв о системе работы педагога-психолога Бизимовой Л.В. по продуктивному использованию новых образовательных технологий.
Отзыв руководителя МБДОУ детский сад №156 г. Иркутска о системе работы с использованием новых технологий педагога-психолога Бизимовой Л.В....

Отзыв о системе работы по продуктивному использованию новых образовательных технологий
Итоги профессиональной деятельности педагога-психолога по продуктивному использованию новых образовательных технологий....
