Мастер – класс для педагогов «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста.»
методическая разработка
Мастер-класс посвящён использованию сюжетно-ролевой игры как эффективного средства социализации детей дошкольного возраста. Рассматриваются её значение, основные приёмы организации и роль педагога в развитии коммуникативных и социальных навыков дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» с. Становое
Мастер – класс для педагогов
«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Соломатина Е.В.
Октябрь 2025 г
Цель мастер-класса: сформировать у педагогов понимание роли сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.
Целевая аудитория: педагоги ДОУ
Задачи:
- помочь воспитателям понять важность обучения детей сюжетно-ролевой игре;
- дать представление об организации игровой деятельности детей начиная с младшего дошкольного возраста;
- обратить внимание на методы и приемы руководства игрой детей третьего года жизни.
Материал: дерево, на котором наклеены цветы с цифрами, фигурки яблок;
3 задания для экспромт-театра, пальчиковый театр: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок»; 2 листа А4, 2 набора цветных карандашей.
Ход мастер класса.
Приветствие. Каждый участник называет свое имя и по-своему, приветствует собравшихся (вербально, жестами или мимикой).
Психологический настрой:
Упражнение «День рождения»
Я буду рассказывать историю, а вы показывать движения. Главное не останавливаться и выполнять все движения по инструкции:
«На день рождения мама подарила дочке мяч (правой рукой воображаемый мяч подбрасываем вверх). Дедушка подарил расческу (левой рукой расчесываемся, не переставая играть в мяч). Папа подарил лыжи (не переставая выполнять предыдущие движения, имитируете движения ногами). Бабушка подарила куклу, которая хлопала глазами и кивала головой. И девочка стала говорить всем «Спасибо».
Вхождение в тему мастер класса:
Посмотрите, какое дерево выросло у нас. Оно не простое, при помощи его мы с вами рассмотрим вопрос «Сюжетно - ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста
На нашем древе красивые нераспустившиеся цветы. Очень хотелось бы сделать так, чтобы наша яблоня расцвела и принесла плоды. (Открываю цветок под цифрой 1).
- раскрывая 1 цветок мы поговорим об актуальности темы
«Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать такую атмосферу вокруг себя, в которой окружающим нас людям ( детям, родителям, близким и родным) будет приятно находиться рядом.
Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения.
Продолжите определение: «Социализация – это . . .».
Каждый педагог озвучивает свое определение.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя:
1. Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
2. Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.
Формирование социализации происходит по трем различным стадиям:
1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
2. Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3. Стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Позитивная социализация детей дошкольного возраста включает в себя:
– развитие игровой деятельности детей;
–приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
– формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
В дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов: (Д.Б.Эльконина, Д.В.Менджерицкой, А.В.Черкова, П.Г.Саморуковой,
Н.В.Королевой Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.П.Усова и др) показали, что сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.
Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций. Таких как: отражение ребенком окружающей реальности; импровизация; самостоятельная деятельность ребенка; школа воспитания чувств дошкольников; средство интеллектуального развития ребенка; действенное средство коррекции нарушений; способ развития детского воображения и творческих способностей; подготовка ребенка к взрослой жизни; работа ребенка над самим собой.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.
Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.
Проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели:
– несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;
– нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;
– занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка.
Проблемы современной игры дошкольников:
– интеллектуальная загруженность детей. Игры стали превращаться в несвойственную дошкольникам учебную деятельность;
– СМИ. Значительную часть сведений, впечатлений, необходимых для игры, сегодняшние дети получают из СМИ, а не из окружающей жизни (отрицательные, агрессивные герои, которые проигрывают в человеческих качествах героям прошлых лет);
– отсутствие игры дома. Причины – занятость родителей, увлечение компьютерными играми, телевидением, телефонами, отсутствие партнеров.
Давайте вспомним, в какие сюжетно-ролевые игры мы играли в детстве? (Ответы педагогов)
Да, мы играли в парикмахерскую, магазин, самолёт, школу, ателье и т. д
А во что играют современные дети? Я предлагаю вам провести параллель между современными играми и теми, в которые играли мы. Отрываете лепесток, читаете название игры и говорите современную версию.
А теперь наступило время раскрыть второй цветок.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мы вспомнили и обобщили теоретический материал по проблемам социально-личностного развития детей. А сейчас попробуем применить данные знания. Давайте сначала разобьемся на группы. На столе лежат фишки разного цвета (перевернуть, чтобы педагоги не видели цвет фишки). Вам нужно взять фишку и обьедениться с теми, у кого фишка такого же цвета. Это и будет ваша команда.
Я предлагаю вам игру Игра «Калейдоскоп эмоций» (вариант экспромт-театра)
Я предлагаю вам поделится на 2 группы.
Один из актеров импровизированного экспромт-театра зачитывает текст задания, остальные актеры его группы (труппы) создают звуковой фон и произносят финальную реплику. Финальные реплики - экспромт, они вносят элемент неожиданности, непредсказуемости, способствуют эмоциональной разрядке педагогов.
Задание 1
Дети отодвигают банкетки (звук), открывают двери шкафчиков (звук), достают одежду, обувь (звук), застегивают молнии (звук), липучки (звук)...
Раздается реплика уже одетого для осенней прогулки ребенка: «...А я в туалет захотел».
Дети выходит на прогулку.
Задание 2
Помощники воспитателей дружной чередой идут получать обед (звук). Гремят кастрюли и чайники (звук), звенят ложки (звук). Помощники воспитателей возвращаются в группы и ставят тяжелую посуду на стол (звук). Слышно, как аппетитно едят дети (звук). Раздается реплика ребенка: «...А я еще хлеба хочу».
В ДОУ обед.
Задание 3
Дети медленно, без энтузиазма идут в спальню (звук). Слышен грохот падающих стульчиков (звук). Из умывальной комнаты доносится шум льющейся из крана воды (звук). Воспитатели складывают в пакет рабочие папки (звук). Слышны торопливые шаги по коридору (звук) и реплика заведующей «...Уважаемые педагоги! Сегодня в 13.00 планерка».
Заканчивается рабочая смена.
Я благодарю группы за прекрасную импровизацию. Вы настоящие актеры.
А теперь наступило время раскрыть третий цветок.
Упражнение «Сказка на новый лад».
Предлагаю вам с помощью пальчикового театра придумать и разыграть сказку.
Раскрываем четвертый лепесток.
Упражнение «Совместный рисунок»
Лист бумаги, посредине нарисован круг.
Задание: нарисуйте букет цветов, заранее договорившись кто, что будет рисовать, где будет стоять.
Молодцы!
Сейчас я предлагаю открыть пятый цветок (внутри нарисованный сундучок)
- это необычный сундучок – это сундучок мудростей, в котором хранятся «секретики» для воспитателей - это методы и приемы руководства и проведения сюжетно-ролевых игр. И я хочу ими с вами поделиться.
Уважаемые педагоги, обратите внимание наша яблоня расцвела, а после цветения всегда бывают плоды (поднос с яблоками). Я вам предлагаю на выбор 3 яблока: красное, желтое и зеленое.
Красное – мне все понравилось
Желтое – мне понравилось, но что-то осталось недопонятым
Зеленое – мне не понравилось.
Прикрепите выбранные яблоки к яблоне, мы видим, что она принесла плоды, значит мастер-класс прошел не зря.
Мне понравилось с вами работать, вы проявили свои коммуникативные способности, умение общаться, конструктивно взаимодействовать.
Спасибо всем участникам за творческий подход, за смелость и проявленный артистизм!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.Сюжетно-ролевая игра в классифи...

Сюжетно- ролевые игры как средство социализации детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов....

«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
Памятка для педагогов ДОУ...

консультация для педагогов : «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста»
косультация для педагогов...

Консультация для педагогов на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста"
Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию...

МАСТЕР-КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ «Народная игрушка «Хороводница» как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»
Презентация к мастер-классу "Народная игрушка "Хороводница" как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры"...

Сценарий мастер-класса с педагогами «Народная игрушка «Хороводница» как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»
В нашем Учреждении стали традицией фольклорные девичьи педагогические посиделки "Куклы из бабушкиного сундука"!В этот раз с коллегами смастерили тряпичную народную игровую куклу "Хорово...
