Мастер – класс для педагогов «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста.»
методическая разработка

Соломатина Елена Викторовна

Мастер-класс посвящён использованию сюжетно-ролевой игры как эффективного средства социализации детей дошкольного возраста. Рассматриваются её значение, основные приёмы организации и роль педагога в развитии коммуникативных и социальных навыков дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_novyy_1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» с. Становое

Мастер – класс для педагогов

«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста»

                                                                Воспитатель: Соломатина Е.В.

                                                                                       

Октябрь  2025 г

  Цель мастер-класса: сформировать у педагогов понимание  роли сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

 Целевая аудитория: педагоги ДОУ

 Задачи:

  • помочь воспитателям понять важность обучения детей сюжетно-ролевой игре;
  • дать представление об организации игровой деятельности детей начиная с младшего дошкольного возраста;
  •  обратить внимание на методы и приемы руководства игрой детей третьего года жизни.

  Материал: дерево, на котором наклеены цветы с цифрами, фигурки яблок;

3 задания для экспромт-театра, пальчиковый театр: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок»; 2 листа А4, 2 набора цветных карандашей.

Ход мастер класса.

Приветствие. Каждый участник называет свое имя и по-своему, приветствует собравшихся  (вербально, жестами или мимикой).

Психологический настрой:

Упражнение «День рождения»

Я буду рассказывать историю, а вы показывать движения. Главное не останавливаться и выполнять все движения по инструкции:

«На день рождения мама подарила дочке мяч (правой рукой воображаемый мяч подбрасываем вверх). Дедушка подарил расческу (левой рукой расчесываемся, не переставая играть в мяч). Папа подарил лыжи (не переставая выполнять предыдущие движения, имитируете движения ногами). Бабушка подарила куклу, которая хлопала глазами и кивала головой. И девочка стала говорить всем  «Спасибо».

Вхождение в тему мастер класса:

   Посмотрите, какое дерево выросло у нас. Оно не простое, при помощи его мы с вами рассмотрим вопрос «Сюжетно - ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста

   На нашем древе красивые нераспустившиеся цветы. Очень хотелось бы сделать так, чтобы наша яблоня расцвела и принесла плоды. (Открываю цветок под цифрой 1).

- раскрывая 1 цветок мы поговорим об актуальности темы

 «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать такую атмосферу вокруг себя, в которой  окружающим нас людям ( детям, родителям, близким и родным) будет приятно   находиться рядом.

Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения.

Продолжите определение: «Социализация – это . . .».

Каждый педагог озвучивает свое определение.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя:

1.     Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

2.     Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.

Формирование социализации  происходит по трем различным стадиям:

1.     Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2.     Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3.     Стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

  Позитивная социализация детей дошкольного возраста включает в себя:

– развитие игровой деятельности детей;

–приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

– формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

В дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов: (Д.Б.Эльконина, Д.В.Менджерицкой, А.В.Черкова, П.Г.Саморуковой,

Н.В.Королевой Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.П.Усова и др) показали, что сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.

 Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций. Таких как: отражение ребенком окружающей реальности;  импровизация; самостоятельная деятельность ребенка; школа воспитания чувств дошкольников; средство интеллектуального развития ребенка; действенное средство коррекции нарушений; способ развития детского воображения и творческих способностей; подготовка ребенка к взрослой жизни; работа ребенка над самим собой.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.

Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.

Проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели:

– несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;

– нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;

– занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка.

 Проблемы современной игры дошкольников:

– интеллектуальная загруженность детей. Игры стали превращаться в несвойственную дошкольникам учебную деятельность;

– СМИ. Значительную часть сведений, впечатлений, необходимых для игры, сегодняшние дети получают из СМИ, а не из окружающей жизни (отрицательные, агрессивные герои, которые проигрывают в человеческих качествах героям прошлых лет);

– отсутствие игры дома. Причины – занятость родителей, увлечение компьютерными играми, телевидением, телефонами, отсутствие партнеров.

  Давайте вспомним, в какие сюжетно-ролевые игры мы играли в детстве? (Ответы педагогов)                

 Да, мы играли в парикмахерскую, магазин, самолёт, школу, ателье и т. д

 А во что играют современные дети? Я предлагаю вам провести параллель между современными играми и теми, в которые играли мы. Отрываете лепесток, читаете название игры и говорите современную версию.

     А теперь наступило время раскрыть второй цветок.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Мы вспомнили и обобщили теоретический материал по проблемам социально-личностного развития детей. А сейчас попробуем применить данные знания. Давайте сначала разобьемся на группы. На столе лежат фишки разного цвета (перевернуть, чтобы педагоги не видели цвет фишки). Вам нужно взять фишку и обьедениться с теми,  у кого фишка такого же цвета. Это и будет ваша команда.

Я предлагаю вам игру Игра «Калейдоскоп эмоций» (вариант экспромт-театра)

Я предлагаю вам поделится на 2 группы. 

Один из актеров импровизированного экспромт-театра зачитывает текст задания, остальные актеры его группы (труппы) создают звуковой фон и произносят финальную реплику. Финальные реплики - экспромт, они вносят элемент неожиданности, непредсказуемости, способствуют эмоциональной разрядке педагогов.

Задание 1

Дети отодвигают банкетки (звук), открывают двери шкафчиков (звук), достают одежду, обувь (звук), застегивают молнии (звук), липучки (звук)...

Раздается реплика уже одетого для осенней прогулки ребенка: «...А я в туалет захотел».

Дети выходит на прогулку.

Задание 2

Помощники воспитателей дружной чередой идут получать обед (звук). Гремят кастрюли и чайники  (звук), звенят ложки (звук). Помощники воспитателей возвращаются в группы и ставят тяжелую посуду на стол (звук). Слышно, как аппетитно едят дети (звук). Раздается реплика ребенка: «...А я еще хлеба хочу». 

В ДОУ обед.

Задание 3

Дети медленно, без энтузиазма идут в спальню (звук). Слышен грохот падающих стульчиков (звук). Из умывальной комнаты доносится шум льющейся из крана воды (звук). Воспитатели складывают в пакет рабочие папки (звук). Слышны торопливые шаги по коридору (звук) и реплика  заведующей «...Уважаемые педагоги! Сегодня в 13.00 планерка».

Заканчивается рабочая смена.

Я благодарю группы за прекрасную импровизацию. Вы настоящие актеры.

   А теперь наступило время раскрыть третий цветок.

Упражнение «Сказка на новый лад».

Предлагаю вам с помощью пальчикового театра придумать и  разыграть сказку.

Раскрываем четвертый лепесток.

Упражнение «Совместный рисунок»

Лист бумаги, посредине нарисован круг.

Задание: нарисуйте букет цветов, заранее договорившись кто, что будет рисовать, где будет стоять.

Молодцы!

Сейчас я предлагаю открыть пятый цветок (внутри нарисованный сундучок)

- это необычный сундучок – это сундучок мудростей, в котором хранятся «секретики» для воспитателей - это методы и приемы руководства и проведения сюжетно-ролевых игр. И я хочу ими с вами поделиться. 

  Уважаемые педагоги, обратите внимание наша яблоня расцвела, а после цветения всегда бывают плоды (поднос с яблоками). Я вам предлагаю на выбор 3 яблока: красное, желтое и зеленое.

Красное – мне все понравилось

Желтое – мне понравилось, но что-то осталось недопонятым

Зеленое – мне не понравилось.

Прикрепите выбранные яблоки к яблоне, мы видим, что она принесла плоды, значит мастер-класс прошел не зря.

Мне понравилось с вами работать, вы проявили свои коммуникативные способности, умение общаться, конструктивно взаимодействовать.

Спасибо всем участникам за творческий подход, за смелость и проявленный артистизм!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.Сюжетно-ролевая игра в классифи...

Консультация для педагогов на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста"

Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию...

МАСТЕР-КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ «Народная игрушка «Хороводница» как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»

Презентация к мастер-классу "Народная игрушка "Хороводница" как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры"...

Сценарий мастер-класса с педагогами «Народная игрушка «Хороводница» как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»

В нашем Учреждении стали традицией фольклорные девичьи педагогические посиделки "Куклы из бабушкиного сундука"!В этот раз с коллегами смастерили тряпичную народную игровую куклу "Хорово...