Доклад по здоровьесберегающим технологиям в МКДОУ детский сад с.Молька.
методическая разработка (старшая группа)
Доклад по здоровьесберегающим технологиям,применяющихся во всех разновозрастных группах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад с.Молька
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми.
Подготовила:
Воспитатель: Никулина Н.Ф.
Здоровье дошкольника, его социальная адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 8 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.
Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатели следят за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.
Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту.
Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:
- применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
- неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
- отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.
Во всех разновозрастных группах педагоги планируют каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, в своей работе педагоги используют специальные технологии.
Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его.
Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и укрепления здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:
- осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
- организация режима двигательной активности,
- рациональное питание,
- контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.
Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.
У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологи.
Задачи здоровьесберегающих технологий.
Тип задач | Младшая разновозрастная группа (1,5-3 года) | Средняя разновозрастная группа (3-5 лет) | Старшая разновозрастная группа (5-8 лет) |
Образовательные | Сформировать представления о полезной пище. Рассказать о работе медсестёр и врачей. Сформировать представления о том, что такое здоровье. Пополнять словарный запас | Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов). Пополнять словарный запас. Научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим. | Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж); Передать знания о болезнях и способах защиты от них. |
Развивающие | Развивать координацию движений и двигательные навыки. Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику. Развивать внимание и умение повторять показываемые действия. Формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. | Закрепить культурно-гигиенические навыки; совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений. Развивать все виды восприятия. Сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде. | Повысить двигательную активность. Осуществлять профилактику умственного перенапряжения. Развивать аналитические способности и логическое мышление |
Воспитательные | Воспитывать аккуратность и опрятность. Создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам | Воспитывать чувство коллективизма. Прививать полезные привычки, желание заниматься спортом. | Научить избегать вредных привычек. Воспитать осознанное отношение к личной гигиене. Стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок. |
Применение здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию.
Здоровьесберегающие технологии делятся на
- медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
- физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
- социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
- образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.
Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии реализуются в детском саду в игровых формах.
Медико-профилактические технологии.
- Закаливание — организация физиотерапевтических мер, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (холоду, жаре, сырости, ветру). Крепкий иммунитет формируется при систематических занятиях и совершенствовании способов привыкания. Закаливаются дошкольники при помощи воздушного, водного, солевого, солнечного воздействия. Формы закаливания в детском саду:
- постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для младшей разновозрастной группы (дети от 1,5 до 3 лет) и 18° для дошкольников 3–8 лет,
- воздушные и солнечные ванны на прогулках,
- обтирание, реже — контрастное обливание,
- ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.
В младшей разновозрастной группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания.
Физкультурно-оздоровительные технологии.
- Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.
Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий.
- Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация), для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.
Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс.
- Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом начинаются в школьном возрасте, когда дети проводят много времени в положении сидя (за партой). Однако в ДОУ проводится активная работа по формированию красивой осанки и предотвращения плоскостопия — полезные привычки приобретаются с ранних лет. Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке с использованием бодибара (гимнастической палки), в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья.
Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания
- Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. Казалось бы, мы дышим бессознательно, нас не учат делать в младенчестве вдох и выдох. Однако исследования показывают, что дышать можно по-разному, а благодаря правильному дыханию укрепляются защитные функции организма и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом. У дошкольников эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации.
Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами
- Зрительная гимнастика. В детском саду глазки воспитанников усиленно работают: рассматривают картинки и игрушки, следят за воспитателем, наблюдают за явлениями природы, фокусируют взгляд на деталях. Им, конечно, же нужен отдых и грамотно организованные тренировки для укрепления мелких мышц и связок. Гимнастика для глаз является способом профилактики повышенного внутричерепного давления. С младшими дошкольниками зрительная гимнастика проводится с игрушками и специальными тренажёрами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В средней разновозрастной и старшей разновозрастной группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием видеозаписей.
Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение
- Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов. Самомассажу дети учатся под музыкальное и стихотворное сопровождение.
Самомассаж активизирует работу внутренних органов
Технологии физкультурно-оздоровительного блока активно изучаются и используются воспитателями нашего ДОУ. Важно и в этом направлении соблюдать меру. Эффективными оказываются технологии, которые применяются регулярно.
Социально-психологические технологии.
- Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
- Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
- Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
- Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
Образовательные технологии в здоровьесбережении.
В нашем ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета.
- Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
Воспитатели ДОУ стараются обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Они изучают методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.
Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:
- предметную,
- исследовательскую,
- игровую,
- творческую.
Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников.
Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в нашем ДОУ разнообразны.
Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению
Возрастная группа | Формы образовательной деятельности | Формы досуговой деятельности |
Младшая разновозрастная |
рисование «Овощи и фрукты». |
День Здоровья. |
Средняя разновозрастная |
рисование «Олимпийские кольца». | |
Старшая разновозрастная |
|
Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий.
Игры по здоровьесберегающим технологиям.
Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.
Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.
Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению.
- В младшей разновозрастной группе игры проводятся в подгруппах и индивидуально, так малыши легче осваивают правила.
- Воспитатель участвует во всех играх с младшими дошкольниками, начиная со средней группы — только в новых играх.
- Для игр подготавливаются атрибуты в соответствии с возрастом детей:
- младшая разновозрастная группа: ролевые шапочки и маски, простые безопасные предметы (мячи, кубики, резиновые игрушки, большие куклы), наборы с мелкими деталями используются под постоянным контролем педагога;
- средняя разновозрастная группа: наборы для сюжетно-ролевых игр, элементы костюмов для игр-драматизаций;
- старшая разновозрастная группа: наборы настольных игр, конструктор, самодельные атрибуты из бросового материала.
- Для воспитанников старше 5 лет организуются игры с элементами соревнования.
- Обязательно проводить игры на свежем воздухе для всех групп в рамках закаливания.
Досуг и развлечения по здоровьесбережению
Досуг — это то, чем дети занимаются в свободное время, вне занятий. Помимо самостоятельной деятельности в центрах активности, досуг организуется воспитателями по различным темам, в том числе валеологическим. В зависимости от того, какие виды деятельности активизируются у дошкольников, досуги делятся на:
- литературно-музыкальные: дети слушают рассказы о здоровом образе жизни, рассказывают,разучивают стихотворения, исполняют песни, участвуют в музыкальных играх;
- физкультурные: проведение подвижных игр, спортивных эстафет и соревнований, знакомство с нетрадиционной гимнастикой;
- творческий: постановка сценок о здоровье и врачах, изготовление интересных поделок.
Досуговые мероприятия с подвижными играми и эстафетами могут проводиться во время прогулки.
Рекомендуется проводить досуги для детей и родителей по здоровьесберегающим технологиям. Так дошкольники получают поддержку и одобрение в стремлении к здоровому образу жизни. И совместная деятельность с родителями всегда способствует гармонизации психического состояния детей.
Примеры досугов с родителями:
- творческий вечер «Шьём сенсорный коврик для группы»,
- утренняя зарядка «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!»,
- мастер-класс «Корригирующие дорожки: как изготовить тренажёр для стоп и как заниматься»,
- весёлые старты «Со спортом дружим, живём не тужим!».
Праздничное мероприятие, объединяющее всех воспитанников детского сада, — День Здоровья. Его рекомендуется проводить ежеквартально. План Дня Здоровья составляют педагоги и физкультурный руководитель. Воспитатели проводят предварительную работу с детьми: рисуют плакаты, оформляют выставки поделок и фотографий, разучивают стишки или сценки.
Изготовление поделок
Продуктивное творчество занимает значительное место в образовательном процессе ДОУ. Дети развивают мускулатуру кистей рук и пальцев, осваивают различные материалы, совершенствуют восприятие цвета, формы, размера, пространства. Изготовление поделок проводится на занятиях художественно-эстетического цикла, а может быть задано на дом для выполнения с родителями.
Картотека поделок на тему валеологии.
Вид художественной деятельности | Младшая разновозрастная группа | Средняя разновозрастная группа | Старшая разновозрастная группа |
Рисунок | «Апельсины на тарелочке», «Олимпийские кольца» | «Моё любимое солнышко» | «Дети делают зарядку» |
Аппликация | «Зубки» | « Лыжник» (коллективная) | «Овощи на тарелке», «Витаминное варенье» |
Лепка | «Звонкий мяч» | «Зимние забавы»(коллективная) | «Спортивные фигуры» (статические) |
Проведение занятия по здоровьесбережению.
Занятия по различным темам ЗОЖ в нашем детском саду являются интегрированными, поскольку в них используются формы работы из познавательной, двигательной, художественно-эстетической областей.
Структура занятия по здоровьесбережению.
- Организационный момент: приветствие, указания по подготовке к занятию, сообщение темы.
- Вводный этап: повышение мотивации воспитанников при помощи наглядного, стихотворного, песенного материалов, сюрпризного момента или создания игровой ситуации.
- Основная часть: выполнение различных видов работы, направленных на раскрытие темы.
- Рефлексия: подведение итогов, выслушивание воспитанников (впечатления, эмоции), благодарность за работу.
Опыты — частая форма работы на занятиях по здоровьесбережению.
Методические указания по проведению занятия.
- Учитывать потребность воспитанников в частой смене деятельности. Если занятие проходит в малоподвижной форме, в середине проводится обязательная физкультминутка.
- Индивидуализировать по возможности задания:
- дидактические задания разного уровня сложности,
- различные виды заданий (одни лепят, другие рисуют, например),
- учитывать интересы девочек и мальчиков.
- Осуществлять постоянный контроль деятельности воспитанников, направлять, поощрять, подбадривать.
Игровые формы используются на занятиях как средство развития и сохранения психического здоровья детей.
Картотека тем для занятий по здоровьесбережению.
Возрастная группа | Темы и цели занятий |
Младшая разновозрастная группа |
«Страна Неболейка»: научить способам профилактики простудных заболеваний (зарядка, спорт, фитотерапия, здоровый сон, сбалансированное питание, закаливание). |
Средняя разновозрастная |
«Охрана здоровья»: сформировать представления о защитных функциях организма. |
Старшая разновозрастная |
«Витамины всем нужны, для здоровья важны»: дать представления о натуральных источниках витаминов и синтетических препаратах. |
Формирование привычки придерживаться режима дня — одна из задач здоровьесберегающих занятий!
Таким образом можно сделать вывод, что постоянная систематическая работа способствует формированию у дошкольников основ здорового образа жизни, эффективному укреплению и сохранению здоровья дошкольников, дает позитивную динамику оздоровления детского организма, позволяет достичь положительных результатов: повышает уровень физического состояния детей нашего ДОУ.
Формирование здоровой личности дошкольника в нашем ДОУ обеспечивается при помощи позитивного взаимодействия педагогов и медицинской сестры ДОУ с воспитанниками и родителями. Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду позволяет сделать образовательный процесс насыщенным и интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре КМО "Здоровьесберегающие технологии в коррекционных детских учреждениях."Доклад "Музыкальное оформление спортивного интегрированного праздника"Свое сердце сберегу-сам себе помогу"
Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитетаНижнекамского Муниципального района Республики Татарстан...

Внедрение современных технологий в МКДОУ детский сад "Буратино"
Для повышения качества дошкольного образования и профессионального мастерства педагогов необходимо систематизировать методические материалы по использованию инновационных технологий в ДОУ,...
Доклад на педагогическом совете на тему "Современные здоровьесберегающие технологии используемые в детском саду"
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении пос...
Здоровьесберегающие технологии в МКДОУ
Цель: формирование у ребенка осмысленного отношения к здоровому образу жизни человекаЗадачи: способствовать развитию познавательного интереса к своему организму и его возможностям. Развивать у р...

Доклад на педагогическом совете «Современные здоровьесберегающие технологии используемые в детском саду»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Методическая разработка для педагогов по здоровьесберегающим технологиям " Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС"
Методическая разработка для педагогов по здоровьесберегающим технологиям для воспитателей ДОУ...

