Доклад по здоровьесберегающим технологиям в МКДОУ детский сад с.Молька.
методическая разработка (старшая группа)

Никулина Наталья Федоровна

Доклад по здоровьесберегающим технологиям,применяющихся во всех разновозрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад с.Молька

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми.

Подготовила:

Воспитатель: Никулина Н.Ф.

Здоровье дошкольника, его социальная адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 8 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатели следят за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту.

Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:

  • применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
  • неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
  • отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Во всех разновозрастных группах педагоги планируют каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, в своей работе педагоги используют специальные технологии.

Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его.

Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и укрепления здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:

  • осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
  • организация режима двигательной активности,
  • рациональное питание,
  • контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.

Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.

У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологи.

Задачи здоровьесберегающих технологий.

Тип задач

Младшая разновозрастная группа (1,5-3 года)

Средняя разновозрастная группа (3-5 лет)

Старшая разновозрастная группа (5-8 лет)

Образовательные

Сформировать представления о полезной пище.

Рассказать о работе медсестёр и врачей.

Сформировать представления о том, что такое здоровье.

Пополнять словарный запас

Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов).

Пополнять словарный запас.

Научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим.

Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);

Передать знания о болезнях и способах защиты от них.

Развивающие

Развивать координацию движений и двигательные навыки.

Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику.

Развивать внимание и умение повторять показываемые действия.

Формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.

Закрепить культурно-гигиенические навыки;

совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений.

Развивать все виды восприятия.

Сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде.

Повысить двигательную активность.

Осуществлять профилактику умственного перенапряжения.

Развивать аналитические способности и логическое мышление

Воспитательные

Воспитывать аккуратность и опрятность.

Создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам

Воспитывать чувство коллективизма.

Прививать полезные привычки, желание заниматься спортом.

Научить избегать вредных привычек.

Воспитать осознанное отношение к личной гигиене.

Стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Применение здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию.

Здоровьесберегающие технологии делятся на

  • медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
  • физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
  • социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
  • образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии реализуются в детском саду в игровых формах.

Медико-профилактические технологии.

  • Закаливание — организация физиотерапевтических мер, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (холоду, жаре, сырости, ветру). Крепкий иммунитет формируется при систематических занятиях и совершенствовании способов привыкания. Закаливаются дошкольники при помощи воздушного, водного, солевого, солнечного воздействия. Формы закаливания в детском саду:
  • постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для младшей разновозрастной группы (дети от 1,5 до 3 лет) и 18° для дошкольников 3–8 лет,

  • воздушные и солнечные ванны на прогулках,
  • обтирание, реже — контрастное обливание,
  • ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.

В младшей разновозрастной группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания.

Физкультурно-оздоровительные технологии.

  • Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.

Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий.

  • Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация), для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.

Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс.

  • Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом начинаются в школьном возрасте, когда дети проводят много времени в положении сидя (за партой). Однако в ДОУ проводится активная работа по формированию красивой осанки и предотвращения плоскостопия — полезные привычки приобретаются с ранних лет. Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке с использованием бодибара (гимнастической палки), в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья.

Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания

  • Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. Казалось бы, мы дышим бессознательно, нас не учат делать в младенчестве вдох и выдох. Однако исследования показывают, что дышать можно по-разному, а благодаря правильному дыханию укрепляются защитные функции организма и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом. У дошкольников эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации.

Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами

  • Зрительная гимнастика. В детском саду глазки воспитанников усиленно работают: рассматривают картинки и игрушки, следят за воспитателем, наблюдают за явлениями природы, фокусируют взгляд на деталях. Им, конечно, же нужен отдых и грамотно организованные тренировки для укрепления мелких мышц и связок. Гимнастика для глаз является способом профилактики повышенного внутричерепного давления. С младшими дошкольниками зрительная гимнастика проводится с игрушками и специальными тренажёрами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В средней разновозрастной и старшей разновозрастной группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием видеозаписей.

Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение

  • Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов. Самомассажу дети учатся под музыкальное и стихотворное сопровождение.

Самомассаж активизирует работу внутренних органов

Технологии физкультурно-оздоровительного блока активно изучаются и используются воспитателями нашего ДОУ. Важно и в этом направлении соблюдать меру. Эффективными оказываются технологии, которые применяются регулярно.

Социально-психологические технологии.

  • Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
  • Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
  • Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.

Образовательные технологии в здоровьесбережении.

В нашем ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета.

  • Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.

Воспитатели ДОУ стараются обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Они изучают методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:

  • предметную,
  • исследовательскую,
  • игровую,
  • творческую.

Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников.

Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в нашем ДОУ разнообразны.

Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению

Возрастная группа

Формы образовательной деятельности

Формы досуговой деятельности

Младшая разновозрастная

  • Различные виды гимнастики в игровой форме:
  • зарядка,
  • пальчиковые игры,
  • закаливание на гимнастике пробуждения.
  • Познавательные беседы:
  • «Зачем нужны доктора?»,
  • «Личная гигиена»,
  • «Движение и здоровье».
  • Изготовление поделок на тему здоровья:
  • аппликация «Баночка с витаминами/таблетками»,

рисование «Овощи и фрукты».

  • Досуг для детей и родителей по здоровьесберегающим технологиям:
  • «Делаем зарядку»,
  • «Осваиваем фитбол».
  • Мастер-классы:
  • «Готовим витаминный напиток/овощной салат»,
  • «Делаем сенсорную игрушку»,
  • «Изготавливаем дорожку здоровья» (для младших групп проводятся совместно с родителями).

День Здоровья.

Средняя разновозрастная

  • Дидактические игры:
  • «Полезная и вредная еда»,
  • «Найди пару» (по видам спорта),
  • «Что делать, если …» (промочил ноги, на улице жаркое солнце, от просмотра телевизора устали глаза и т. д.).
  • Сюжетно-ролевые игры:
  • «Поликлиника»/«Больница»,
  • «Аптечный пункт».
  • Подвижные игры в различных режимных моментах.
  • Игры-драматизации:
  • «У Доктора Айболита»,
  • «Мойдодыр»,
  • «Бегемот, который боялся прививок».
  • Изготовление поделок:
  • лепка «Лыжник»,

рисование «Олимпийские кольца».

Старшая разновозрастная

  • Эвристические беседы. Дети в разговоре с педагогом ищут ответ на проблемные вопросы:
  • «Почему мы болеем?»,
  • «Что такое иммунитет?» и др.
  • Исследования. Старшие дошкольники узнают о работе внутренних органов, строении тела человека, механизмах действия витаминов и лекарств. Валеологические исследования в ДОУ проводятся через изучение макетов («Скелет», «Тело человека») и просмотр познавательных видеороликов. Вначале формулируется проблемный вопрос, на который дети ищут ответ на занятии.
  • Проекты.
  • Продуктивное творчество:
  • изготовление макетов,
  • рисунки,
  • стенгазеты,
  • плакаты.
  • Ведение дневника здоровья (самостоятельное). Дети 5–7 лет способны оценить своё состояние: настроение, самочувствие, рабочий настрой. Сначала воспитанники заполняют дневники при помощи символов: +/-, стрелочка вверх или вниз и т. д. Иногда педагоги используют оценочные наклейки (смайлики). Выпускникам детского сада можно предложить оценивание критериев здоровья по балльной шкале от 1 до 3, где 1 — плохо, 2 — нейтрально, 3 — хорошо.

Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий.

Игры по здоровьесберегающим технологиям.

Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.

Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению.

  • В младшей разновозрастной группе игры проводятся в подгруппах и индивидуально, так малыши легче осваивают правила.
  • Воспитатель участвует во всех играх с младшими дошкольниками, начиная со средней группы — только в новых играх.
  • Для игр подготавливаются атрибуты в соответствии с возрастом детей:
  • младшая разновозрастная группа: ролевые шапочки и маски, простые безопасные предметы (мячи, кубики, резиновые игрушки, большие куклы), наборы с мелкими деталями используются под постоянным контролем педагога;
  • средняя разновозрастная группа: наборы для сюжетно-ролевых игр, элементы костюмов для игр-драматизаций;
  • старшая разновозрастная группа: наборы настольных игр, конструктор, самодельные атрибуты из бросового материала.
  • Для воспитанников старше 5 лет организуются игры с элементами соревнования.
  • Обязательно проводить игры на свежем воздухе для всех групп в рамках закаливания.

Досуг и развлечения по здоровьесбережению

Досуг — это то, чем дети занимаются в свободное время, вне занятий. Помимо самостоятельной деятельности в центрах активности, досуг организуется воспитателями по различным темам, в том числе валеологическим. В зависимости от того, какие виды деятельности активизируются у дошкольников, досуги делятся на:

  • литературно-музыкальные: дети слушают рассказы о здоровом образе жизни, рассказывают,разучивают стихотворения, исполняют песни, участвуют в музыкальных играх;
  • физкультурные: проведение подвижных игр, спортивных эстафет и соревнований, знакомство с нетрадиционной гимнастикой;
  • творческий: постановка сценок о здоровье и врачах, изготовление интересных поделок.

Досуговые мероприятия с подвижными играми и эстафетами могут проводиться во время прогулки.

Рекомендуется проводить досуги для детей и родителей по здоровьесберегающим технологиям. Так дошкольники получают поддержку и одобрение в стремлении к здоровому образу жизни. И совместная деятельность с родителями всегда способствует гармонизации психического состояния детей.

Примеры досугов с родителями:

  • творческий вечер «Шьём сенсорный коврик для группы»,
  • утренняя зарядка «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!»,
  • мастер-класс «Корригирующие дорожки: как изготовить тренажёр для стоп и как заниматься»,
  • весёлые старты «Со спортом дружим, живём не тужим!».

Праздничное мероприятие, объединяющее всех воспитанников детского сада, — День Здоровья. Его рекомендуется проводить ежеквартально. План Дня Здоровья составляют педагоги и физкультурный руководитель. Воспитатели проводят предварительную работу с детьми: рисуют плакаты, оформляют выставки поделок и фотографий, разучивают стишки или сценки.

Изготовление поделок

Продуктивное творчество занимает значительное место в образовательном процессе ДОУ. Дети развивают мускулатуру кистей рук и пальцев, осваивают различные материалы, совершенствуют восприятие цвета, формы, размера, пространства. Изготовление поделок проводится на занятиях художественно-эстетического цикла, а может быть задано на дом для выполнения с родителями.

Картотека поделок на тему валеологии.

Вид художественной деятельности

Младшая разновозрастная группа

Средняя разновозрастная группа

Старшая разновозрастная группа

Рисунок

«Апельсины на тарелочке»,

«Олимпийские кольца»

«Моё любимое солнышко»

«Дети делают зарядку»

Аппликация

«Зубки»

« Лыжник» (коллективная)

«Овощи на тарелке», «Витаминное варенье»

Лепка

«Звонкий мяч»

«Зимние забавы»(коллективная)

«Спортивные фигуры» (статические)

Проведение занятия по здоровьесбережению.

Занятия по различным темам ЗОЖ в нашем детском саду являются интегрированными, поскольку в них используются формы работы из познавательной, двигательной, художественно-эстетической областей.

Структура занятия по здоровьесбережению.

  1. Организационный момент: приветствие, указания по подготовке к занятию, сообщение темы.
  2. Вводный этап: повышение мотивации воспитанников при помощи наглядного, стихотворного, песенного материалов, сюрпризного момента или создания игровой ситуации.
  3. Основная часть: выполнение различных видов работы, направленных на раскрытие темы.
  4. Рефлексия: подведение итогов, выслушивание воспитанников (впечатления, эмоции), благодарность за работу.

Опыты — частая форма работы на занятиях по здоровьесбережению.

Методические указания по проведению занятия.

  • Учитывать потребность воспитанников в частой смене деятельности. Если занятие проходит в малоподвижной форме, в середине проводится обязательная физкультминутка.
  • Индивидуализировать по возможности задания:
  • дидактические задания разного уровня сложности,
  • различные виды заданий (одни лепят, другие рисуют, например),
  • учитывать интересы девочек и мальчиков.
  • Осуществлять постоянный контроль деятельности воспитанников, направлять, поощрять, подбадривать.

Игровые формы используются на занятиях как средство развития и сохранения психического здоровья детей.

Картотека тем для занятий по здоровьесбережению.

Возрастная группа

Темы и цели занятий

Младшая разновозрастная группа

  • «Что такое здоровье»: расширить представления детей о здоровье и способах его укрепления.
  • «Дорожка здоровья»: рассказать о здоровье стоп.
  • «Здоровая улыбка»: сформировать привычку заботиться о чистоте зубов.
  • «К здоровой семье — через детский сад»: научить укреплять организм через игровую деятельность.

«Страна Неболейка»: научить способам профилактики простудных заболеваний (зарядка, спорт, фитотерапия, здоровый сон, сбалансированное питание, закаливание).

Средняя разновозрастная

  • «Личная гигиена»: закрепить культурно-гигиенические навыки.
  • «Территория здоровья»: расширить представления о профессии «врач», помочь преодолеть страх поликлиники/прививок/анализов.
  • «Закаляйся, если хочешь быть здоров»: сформировать привычку закаляться.

«Охрана здоровья»: сформировать представления о защитных функциях организма.

Старшая разновозрастная

  • «Оздоровление, когда оно нужно?»: закрепить привычку к ЗОЖ.
  • «Здоровый школьник»: обучить техникам снятия умственного и мышечного напряжения (пальчиковые игры, динамические паузы, самомассаж).
  • «Оздоровительный бег»: рассказать просто о кардионагрузках, пробежках и их эффективности в укреплении здоровья.

«Витамины всем нужны, для здоровья важны»: дать представления о натуральных источниках витаминов и синтетических препаратах.

Формирование привычки придерживаться режима дня — одна из задач здоровьесберегающих занятий!

Таким образом можно сделать вывод, что постоянная систематическая работа способствует формированию у дошкольников основ здорового образа жизни, эффективному укреплению и сохранению здоровья дошкольников, дает позитивную динамику оздоровления детского организма, позволяет достичь положительных результатов: повышает уровень физического состояния детей нашего ДОУ.

Формирование здоровой личности дошкольника в нашем ДОУ обеспечивается при помощи позитивного взаимодействия педагогов и медицинской сестры ДОУ с воспитанниками и родителями. Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду позволяет сделать образовательный процесс насыщенным и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре КМО "Здоровьесберегающие технологии в коррекционных детских учреждениях."Доклад "Музыкальное оформление спортивного интегрированного праздника"Свое сердце сберегу-сам себе помогу"

Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитетаНижнекамского Муниципального района Республики Татарстан...

Внедрение современных технологий в МКДОУ детский сад "Буратино"

Для повышения качества дошкольного образования и  профессионального мастерства педагогов необходимо систематизировать методические материалы по использованию инновационных технологий в ДОУ,...

Доклад на педагогическом совете на тему "Современные здоровьесберегающие технологии используемые в детском саду"

  Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении пос...

Здоровьесберегающие технологии в МКДОУ

Цель: формирование у ребенка осмысленного отношения к здоровому образу жизни человекаЗадачи: способствовать развитию познавательного интереса к своему организму и его возможностям. Развивать у р...

Доклад на педагогическом совете «Современные здоровьесберегающие технологии используемые в детском саду»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...