Использование современных технологий для содержания реализации ФОП ДО
статья
XXI век является веком глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования. Введение стандартизации в деятельность дошкольных образовательных организаций позволило переосмыслить их основные цели и задачи, появилась необходимость поиска новых образовательных технологий, средств, методов, которые способствовали бы развитию личности ребенка - дошкольника. На протяжении последнего десятилетия в системе образования с целью повышения качества дошкольного образования и его результатов происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных технологий обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных технологий для содержания реализации ФОП ДО
Автор: Чеботарёва Людмила Михайловна,
воспитатель
МБОУ «Малоенисейская СОШ»-
структурное подразделение
XXI век является веком глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования.
Введение стандартизации в деятельность дошкольных образовательных организаций позволило переосмыслить их основные цели и задачи, появилась необходимость поиска новых образовательных технологий, средств, методов, которые способствовали бы развитию личности ребенка - дошкольника.
На протяжении последнего десятилетия в системе образования с целью повышения качества дошкольного образования и его результатов происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных технологий обучения.
Тренды в образовании – это тенденции в его изменении:
1. Smart-обучение
2. Образовательная робототехника
3. Обучение вне занятий
4. Социальные медиа
5. Новая образовательная технология
6. Введение в обучение образовательных игр
- Педагогические инновации: Обучение вне занятий
Это формат обучения через деятельность, которая может включать исследование, применение знаний на практике. Такое обучение может проходить в виде игры, квеста, геокешинга, фотоохоты, похода. При этом происходит «погружение» детей и их родителей в историю, культуру, природу, поскольку перед ними поставлены и появляются определённые задачи.
Занятие: Опытно- экспериментальный геокешинг «Таинственный друг»
(путешествие по «маминой кухне).
Игра- приветствие «С добрым утром…». Зачитываем письмо и загадку про воздух- невидимку. Отправляемся в гости к таинственному другу. Выбираем самую длинную дорожку- зеленого цвета.
1 задание. Играем в прятки с воздухом. стол №1. Опыт «Есть ли воздух в мандарине». Для сравнения очищаем мандарин от кожуры и опускаем в воду с мандарином в кожуре.
2 задание: я дружу с огнем. Стол №2. Зажигаем свечу и накрываем сверху банкой. Свеча гаснет. Пытаемся поймать воздух (так как воздух поддерживает горение пламени), накрывая свечу банкой. Поднимаем банку и пытаемся найти в ней воздух (воздух невидим для нас).
3 задание: Фиолетовый лес. «Почувствуй, увидь и поймай меня!»
Отправляемся в лес за кислородом. Игровое упражнение- опыт «Почувствуй воздух». Используем бумажный веер. Дыхательная гимнастика «Сдуй вату». Смогли увидеть ветерок, который может двигать предметы (комочек ваты). Ветер- это поток воздуха.
Музыкально- ритмическая подвижная игра «Ветерок» (с султанчиками).
Занятие: Экологическая спортивно- оздоровительная
квест- игра «В лес за здоровьем».
Облачко в гостях у ребят. Камень указатель: Налево- поле чудес; Прямо- Кудыкина гора; Направо- Фиолетовый лес.
Квест- задание 1 «Пройди через болото». Задание от Лягушки: чтобы болото пройти, выполните артикуляционную гимнастику «Лягушка». Переходим болото по кочкам.
Квест- задание 2. Пройдите через густые заросли. Кинезиологическое упражнение «Цепочка». Идем змейкой, по цепочке, через густые колючие заросли.
Квест- задание 3. «Пройди пещеру освещая путь». Кинезиологическое упражнение «Фонарик»: зажигаем и гасим свет.
Фиолетовый лес: Дыхательная гимнастика «Дикие животные». Релаксационное упражнение «Ветерок». Дыхательная гимнастика на расслабление, снятие напряжения. Закрываем глаза, вдыхаем через нос- выдыхаем через рот. Повторяем 3-5 раз.
Результат реализации опыта работы
«Обучение вне занятий»:
Ребенок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно познакомиться с объектами неживой природы. Вот на этом основано активное внедрение детского опытно- экспериментального геокешинга, как путешествие по заданному маршруту в поисках неизведанного; нахождение местоположения заданных объектов, предметов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы; развитие любознательности и познавательно-исследовательской деятельности, умение общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему. Что способствует поддержке инициативы и самостоятельности детей, развитие их познавательной активности в процессе проведения научных фокусов, опытов с экспериментированием, усиливает интерес детей к проведению исследования.
Квест - игра одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС и ФОП ДО. Квест- игра, протекающая с использованием заданий- загадок. Закрепляются физические навыки, умение свободно и ритмично выполнять кинезиологические упражнения, следовать командам воспитателя, воспитывать стремление участвовать в спортивных испытаниях. Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
- Педагогические инновации в патриотическом воспитании дошкольников на основе знакомства с бытом, культурой, традициями русского народа.
Национальная цель: «Возможности для самореализации и развития талантов»
Целевые показатели: создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально- культурных традиций (Пункт 14.1 ФОП ДО).
«Дыхательные тренажеры как нетрадиционные формы оздоровления и развития речи дошкольников»: Знакомство с традициями празднования
Масленицы на Руси. Раскрашивание чучела на масленицу. Знакомство с традицией сжигания чучела- проводы зимы. Дыхательный тренажер «Масленица».
Результат реализации опыта работы «нравственно- патриотическое воспитание» с использованием нетрадиционной формы оздоровления и развития речи дошкольников:
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Выбор темы связан с целью, чтобы глубже узнать через какие методы, приёмы и формы работы можно воспитать у детей патриотические чувства к самому дорогому.
Данный педагогический опыт базируется на обеспечении условий для нравственного воспитания детей, таких как - создание игровых ситуаций с использованием дыхательных тренажеров, способствующих формированию доброты, сочувствию, скромности и справедливости на основе культурных традиций, народных праздников.
Главной особенностью методики является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. Наблюдая за детьми своей группы, выявила, что у многих детей проблемы с правильным звукопроизношением, так как недостаточно развит речевой аппарат. Некоторые дети часто болеют, имеют слабый иммунитет. К сожалению, многие родители уповают только на помощь специалистов, не предполагая, что сами могут оказать детям достаточную помощь в повышении физического здоровья детей и укреплению иммунитета в домашних условиях, благодаря тренажёрам для дыхательной гимнастики, сделанные своими руками.
В итоге можно прийти к такому выводу: у детей значительно повысился интерес и осознанная потребность в систематических занятиях дыхательной гимнастикой посредством тренажёров для развития дыхания при использовании для нравственно- патриотического воспитания через культурные традиции и народные праздники. И формируются знания, умения «правильного» дыхания.
- Педагогические инновации: Новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.
Но, прежде чем внедрять какую-либо новую технологию в систему дошкольного образования, нужно осмыслить её сущность, подумать над тем, что может дать применение этой новой технологии для развития ребенка, прогнозировать её результат.
- «Экологический ай- стоппер- инновационная форма работы по эковоспитанию дошкольников»
Проблема: Современные дети отличаются «клиповым мышлением», воспитанные экранной культурой телевизоров, компьютеров и айфонов. Их внимание очень сложно привлечь к проблеме экологии. Необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо.
Актуальность:
Для привлечения внимания детей используют различные методы, основанные на применении креативных, ярких решений, интересные визуальные эффекты, рекламный элемент.
«Экологический ай-стоппер»- инновационный метод работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Ай-стоппер (от англ. Eye stopper - ловушка для глаза) - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание.
Задача стоппера остановить случайно брошенный взгляд, вызвать любопытство, приковать внимание, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость.
Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего.
Формы работы с родителями: оформление уголка
- Ай- стоппер «Добрые и полезные крышечки».
- Здоровье- сберегающие ай- стопперы с тезисами и короткими высказываниями (гимнастика для глаз, гигиена ротовой полости и зубов).
- Ай- стоппер по здоровье- сбережению: День стоматологи и зубной феи.
Современные формы познавательно- исследовательской деятельности обучающихся:
- Экологический геокешинг «По следам Серой Шапочки». Предварительная работа: Просмотр экологической сказки «Серая Шапочка и Красный волк», с участием воспитанников подготовительной группы «Незабудка». Знакомство с красной книгой и эко- знаками «Правила поведения в природе».
Занятие по экологическому геокешингу начинается с чтения карты и начало отправления в путешествие. 1 точка отправления в путешествие «Не шуми» (эко ай-стоппер по правилам поведения в природе). Беседа с ребятами о важности бесшумного поведения в природе.
Эко ай-стоппер «Не ломай веток и деревьев»: 2 точка «густая изгородь из кустов и деревьев». Эко-знак «НЕ ломайте ветки, деревья». Обнаружение «первых следов» деятельности Серой Шапочки. Беседа, рассуждения почему нельзя ломать ветки и деревья.
Эко ай-стоппер «Не мусори»: По карте отправляемся к 3-й точке «поляна с мусором». Знакомство с эко-знаком «НЕ мусорить». Еще одни «следы» Серой Шапочки. Помогли кроту избавиться от полиэтиленового пакета. Беседа- рассуждение «к чему приводит проблема мусора в природе», «что произойдет с природой, если не убирать за собой мусор?».
Эко ай-стопперы «Не рви цветы», «Не лови бабочек»: Ребята подходят к дому бабушки Серой Шапочки, используя подсказки чтения карты. 4 точка «Поляна перед домом с вырванными цветами» и запрещающими эко-знаками. Ребята посадили клумбу с красивыми цветами. Сделали «гимнастику для цветов». Подарили Серой Шапочке и её бабушке книгу «Правила поведения в природе».
Результат реализации опыта работы «новая образовательная технология»:
Педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повысится экологическая культура; появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников и пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе. Основную цель использования новой образовательной технологии я вижу в том, чтобы наполнить повседневную жизнь детского сада интересными делами, идеями, включить каждого ребенка в увлекательную для него деятельность.
Использование ай- стоппера в ДОУ- совершенно новая технология, цель которой - привлечь внимание детей и родителей к какой-то важной информации, которую нам хочется донести. Поэтому в здании детского сада, на детских площадках стоппер ярких цветов привлечет внимание большого количества детей и взрослых и тем самым прекрасно решит все необходимые образовательные и воспитательные задачи которые мы ставим.
- Педагогические инновации: Введение в обучение образовательных игр.
Введение в обучение образовательных игр является шестым трендом современности.
Образовательные игры создаются для самых разных учебных областей. Существует, например, игра, которая имитирует процесс изменения климата, или игра по решению проблемы экологии и т.д. Один из основных трендов в мировом образовании – STEAM (экспериментально-инженерная деятельность, научно-техническое творчество)
Аббревиатура STEAM расшифровывается как:
- S – science, наука
- T – technology, технология
- E – engineering, инженерия
- A – art, искусство
- M – mathematics, математика
Естественные науки, инженерное искусство, творчество, математика – дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из этих дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.
STEAM – позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства. Существует множество примеров удачных проектных работ по данной технологии.
- Игра- моделирование «Лес- наше богатство»: распределение птиц, животных, растений по местам обитания для получения модели экосистемы «лес».
- Моделирование схемы и знакомство с круговоротом воды в природе. Капелька в гостях у ребят, чтобы показать им значение воды в природе, для человека и познакомить с круговоротом воды в природе. В процессе игры ребята моделируют дыхательный тренажер «Круговорот воды в природе», крепят на круг- основу в определенной последовательности детали круговорота воды в природе на липучках: начало путешествия капельки воды из озера (крепят на озеро рыб, осминога, краба, медузы и т.д.). Затем крепят солнце (на липучке) под действием солнечных лучей вода испаряется из озера и попадает на небо в виде облаков (крепят облака на модель). Объясняем процесс образования облаков, выпадение осадков в виде снега, либо дождя и града. И осадки (вода) попадает снова на землю, образуя водопад среди леса (крепят водопад). Из водопада вода попадает в озеро, где круговорот капельки заканчивается. Весь процесс путешествия капельки на моделе- схеме ребята обозначают стрелками, крепят из также на липучки.
Готовую модель- схему «Круговорот воды в природе» (в центре которой капельки на ниточках, чтобы они могли крутиться от дыхания) используем в качестве дыхательного тренажера для оздоровления, укрепления детского организма и развития речи дошкольников.
Заключительный этап: Просмотр пластилинового мультфильма «Круговорот воды в природе»: откуда берется вода и куда исчезает. Игры с водой и воздухом. Использование третьего пространства «Кому нужна вода» в экологической комнате ДОУ. Наблюдение за рыбками в аквариуме живого уголка ДОУ. Полив комнатных растений (трудовая деятельность).
Результат реализации опыта работы «введение в обучение образовательных игр»: Игровое моделирование — наглядно-практический метод обучения, в основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются другим предметом, рисунком, схемой, значком. А мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память. Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию.
данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью. Дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес, моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему. Использование символов аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания, а ведь одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь-записывай, рисуй, черти!». Графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать полученные знания.
Практическая значимость использования современных технологий для содержания реализации ФОП ДО: Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме инновационного экспериментирования и поисковой познавательной деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование, моделирование, поисковую познавательную деятельность в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. А также, современные педагогические инновации будут полезны родителям, которые смогут занять малыша дома, весело и с пользой провести вместе время. И привить ребенку интерес к науке, исследованиям и познанию окружающего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательной области познание с использованием современных технологий во второй ранней тема: « Новый год»
Открытое занятие во второй ранней...

Использование активных форм работы с родителями по формированию самостоятельности и инициативности в физическом развитии дошкольников при использовании современных технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Сообщение из опыта работы воспитателя среднй группы "Ромашка" МБДОУ д/с №65 "Лесная полянка"...

Использование современных технологий для реализации содержания ФОП ДО
Представления опыта работы детского сада в данном направлении...

Использование современных технологий для реализации содержания ФОП ДО
Презентация "Использование современных технологий для реализации содержания ФОП ДО"...

Семинар для педагогов «Использование современных технологий для реализации содержания ФОП ДО»
«Использование современных технологий для реализации содержания ФОП ДО»...

Презентация опыта работы "Использование современных технологий для реализации содержания ФОП"
XXI век является веком глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют не...

Использование современных технологий для реализации содержания ФОП ДО
Использование современных технологий для реализации содержания ФОП ДО...
