Конспекты по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

по программе Детство

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВТОРАЯ  МЛАДШАЯ ГРУППА.

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Описание предметов (мебель)

Программные задачи:

  • составлять описательный рассказ о мебели совместно с воспитателем; активизировать в речи детей прилагательные.
  • называть материалы (деревянная);
  • осваивать структуру простого предложения;
  • закреплять правильное произношение звуков: «ч» «т».

Предварительная работа:

  • рассмотреть кукольный макет дома выяснить, что внутри дома есть комнаты;
  • рассмотреть наглядный материал: мебель для кукол (сделанную из дерева).

Материал: картинки, изображающие мебель; настольная игра «Мой дом»; сюжетно-ролевая игра «Мебельный магазин».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Стук в дверь, входит кукла Катя с ключами.

Катя: 

- Здравствуйте, ребята. Я хочу пригласить Вас к себе на новоселье, посмотреть мою квартиру (идут смотреть квартиру).

Воспитатель: 

- Катя, какая у тебя большая квартира, окна большие светлые, обои красивые. Но ты, почему-то грустная, в чем дело? Ребята, как вы думаете, почему Катя грустная?

Предполагаемые ответы детей:.

-Нет игрушек в её квартире.

-Расстроенная, потому что мы пришли без подарков.

- Нет стола и стульев, не на что посадить гостей.

Воспитатель: 

- Может быть, мы ей подарим стол, стулья, кровать и шкаф, и она развеселится.

Дети: предлагают съездить в мебельный магазин и купить мебель.

Воспитатель: 

- Ребята, а на чём мы поедем в магазин? (даем детям выбор).

Заводим машину: ч-ч чик

Загудел мотор: т-т-т-т.

Поехали (бег по кругу, изображая  движения руля). Приехали в магазин.

Игра: Магазин.

(воспитатель- продавец, дети - покупатели).

1 ряд    Я куплю кровать.

2 ряд     Я куплю шкаф для вещей.

3 ряд     Я куплю стол.

4 ряд     Я куплю стулья, на них можно сидеть.

Воспитатель:   

- Молодцы, ребята.   Вы   купили   самую   необходимую мебель, для Катиной квартиры. (Привозим мебель к Кате в квартиру).

- Катя, мы дарим тебе мебель: это кровать ты на ней будешь спать. Это шкаф для вещей. Это стол - он красивый, за ним ты будешь обедать. Это стулья для тебя и твоих гостей.

Воспитатель:   

- Эта мебель сделана из дерева – она деревянная.

Катя:

- Ребята, а в ваших квартирах есть мебель.

Дети:

- Да, есть мебель.

Воспитатель:   

- Саша, расскажи, какая мебель есть в твоей квартире.

Ребенок рассказывает:

Катя: 

- Спасибо, ребята, за подарки, теперь в моей квартире стоит красивая удобная мебель. На кровати я буду спать. В шкаф положу вещи.

А стол я сейчас накрою, и будем пить чай.

(Включаем музыку и танцуем).

Воспитатель:   

- Ребята, как вы считаете, мы развеселили Катю?

Ответы детей:

Составление описательного рассказа
по картинке «Лошадь с жеребёнком»

Воспитатель Саранская Ольга Николаевна

Программные задачи:

  • использовать элементы монологической речи при составлении описательного рассказа;
  • активно использовать слова, обозначающие действия и объекты природы, свойства и особенности, например: лошадь – жеребёнок, скачет, ржёт; жуёт траву, овёс; возит грузы; у неё хвост, грива, копыта;
  • употреблять в рассказывании сложные предложения с союзами и без;
  • уметь изменять окончания существительных;
  • работать над силой голоса, интонационной выразительностью во время рассказывания;
  • воспитывать умение слушать, не перебивая товарищей.

Предварительная работа:

  • игры: на звукоподражание: «Маленькие и большие», «Кто как голос подаёт», «Угадай кто это?»; подвижные: «Лошадки», «Ребята и зверята»; дидактические: «Кто что ест?», «Кто как ест?», «День рождения», «Помоги детёнышам» (Л.Н.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников); настольные: с домашними животными «Составь картинку», «Домашние животные»;
  • упражнение для развития тактильных ощущений (жёсткая шерстка, мягкая, гладкая и т.п.);
  • Сказки, рассказы, потешки, стихи: «У лошади день рождения», «Спор животных» (Л.Н.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников»);         
    «Жеребёнок» (Саша Чёрный. М., Малыш, 1990);        
    Ну и лошадка
    Шёрстка гладка        
    Чисто умыта        
    С головы до копыта        
    Овса поела        
    И снова за дело.        
    Иго-го, иго-го!        
    Обгоню я всякого!        
    С радостью скачу,        
    Иго-го кричу!
  • рассматривание иллюстраций в книгах по возрасту, подбор картинок про лошадь, жеребят, коней.

ХОД ЗАНЯТИЯ

        Внести картины заранее в познавательный уголок, затем убрать. Слышен лай за дверью.

Воспитатель:   

- Дети, Соня нас зовёт, лает так громко, что-то случилось? Подойдём и посмотрим, спросим: «Что случилось, Соня?»

- Ой, что-то стоит! Оно и беспокоит нашу собачку. Оно закрыто. Соня лает – оно не отзывается, значит, это не собака. Кто подскажет, как узнать, что же здесь?

- Дети, думайте, гадайте, поскорее с ним играйте. На чью песенку откликнется наш гость, тот его и поведёт в группу.

Упражнение «Позовём гостя» 

Звукоподражание: мяу, ме, бе, му, иго-го! Гость отзывается на песенку иго-го.

Воспитатель:   

- Как здорово! Мы теперь знаем нашего таинственного гостя. Пригласим его к нам в группу и достанем из укрытия (дети помогают достать картину из конверта, занести и поставить на занятии).

Воспитатель:   

- Я что-то скажу про нашу гостью, а вы помогите мне.

Ну и лошадка
Шёрстка гладка
Чисто умыта        
С головы до копыта.

А рядом ребёнок – её жеребёнок.

- Ребята, рассмотрим нашу гостью? Кто покажет лошадь и жеребёнка для собачки Сони и скажет, что у них есть?

Дети (предполагаемы ответы):

- Вот лошадь. У неё есть грива, хвост, копыта. такой гривы нет ни у кого. А это – жеребёнок. Лошадь большая, а жеребёнок маленький. У него тоже есть… (грива, хвост, копыта), но всё меньше, чем у лошади.

Воспитатель:   

- Дети, жеребёнок похож на лошадь? Почему?

Дети (предполагаемы ответы):

- Лошадь кричит грубо, громко: «Иго-го!», а жеребёнок тихо, мягко «Иго-го».

Воспитатель:   

- Соня, сможешь теперь сама рассказать про лошадь? Нет? Хочешь, чтобы дети тебе показали, как надо рассказывать? Дети, покажите как. Давайте вместе!

«Закончи предложение»

Это … (лошадь), с … (жеребёнком).

Лошадь … (большая), а жеребёнок … (маленький).

У них есть … (грива), … (хвост), на ногах … (копыта).

Лошадь любит есть … (траву) и … (овёс).

Лошадь умеет … (скакать), … (ржать) и возить грузы.

Воспитатель:   

- Ой, как понравилось лошадке слушать вас! Кто сам теперь расскажет по картинке и покажет?

1-й ребёнок рассказывает совместно с воспитателем.

2-й ребёнок рассказывает, жеребёнок просит покормить его. Чем будешь кормить?

3-й ребёнок рассказывает, просят песенку спеть с лошадкой.

4-й ребёнок рассказывает, Соня хочет вместе с ним рассказать. В конце говорит, что теперь ей всё понятно. Рассказы такие хорошие, что она теперь лошадь и жеребёнка ни с кем не спутает.

Воспитатель:   

- Понравилась картина «Лошадь с жеребёнком»? Рассказы понравилось составлять? О чём особенно понравилось рассказывать? А что Соня запомнила, как вы думаете? Хотите поиграть с лошадкой? будем говорить слова и делать движения:

 Ой, лошадка, И-го-го!

Пружинка: руки в кулачках «держат вожжи»

 Но, лошадка, но! Но!

Скок, лошадка, скок, скок!

Цок, копытца, цок, цок.

Ударяют носком правой ноги о пол

Выше ножки, топ, топ!

Ходят с высоким подниманием колена

Веселее, гоп, гоп!

Колокольчик динь-дон!

Громче, громче звон, звон!

Поднимают руки вверх и встряхивают кистью, опущенной вниз

Гоп, лошадка, гоп, гоп!

Прямой галоп по кругу

Тпру, лошадка, стоп, стоп!

Остановка

Воспитатель:   

- Вот мы и вернулись! Лошадь с жеребёнком погостят у нас ещё немного!

Описание животных: кошка и собака

Воспитатель Губина Е.Н.

Программные задачи:

  • учить детей составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ о животных (кошке и собаке);
  • учить активно использовать в речи прилагательные, обозначающие качества предмета; активизировать глаголы, обозначающие действия животных;
  • упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательные названий животных (кот);
  • упражнять в умении подбирать эпитеты;
  • упражнять в отчетливом произношении звукоподражаний (мяу, мур);
  • выработка четкого движения и правильного положения органов артикуляционного аппарата - упражнение «Лакаем молочко»;
  • воспитывать заботливое отношение к животным, радость от общения с ними.

Предварительная работа:

  • рассматривание   иллюстраций   и   чтение  рассказов  Е.Чарушина   «Кошка», «Собака»;   Л.Н.Толстой - детям; К.Д.Ушинский - детям, рассказ «Васька»;
  • описание игрушек с помощью воспитателя;
  • чтение потешек;
  • рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака с щенятами».

ХОД ЗАНЯТИЯ 

Воспитатель:   

-  Ребята, к нам на занятие пришли Кот Матроскин и Пес Шарик. Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются). Пес и Кот здороваются с ребятами, но с грустью в голосе и сидят, отвернувшись друг от друга в разные стороны.

- Ребята, что-то наши гости не веселые. Что у вас случилось?

Кот Матроскин рассказывает:

- Да вот, мы с Шариком играли с мячом, резвились, веселились и вдруг Шарик схватил мяч зубами и тот лопнул.

Воспитатель:   

- Да, мячик жалко, но Шарик же это сделал не специально.

Кот (с обидой):

- Нет, я с ним играть больше не буду. Он мне не друг.

Воспитатель:   

- Ребята, как же нам помирить наших животных? (Предложения детей). Если дети не предложат, то воспитатель может предложить сам:

-   А давайте,  мы  их похвалим  друг для друга,  чтобы  они  помирились. Посмотрите, какие они забавные, пушистые, красивые. И я думаю, что когда мы их будем хвалить, то у них изменится настроение и они не будут обижаться и дуться друг на друга. Вы же любите, когда вас мама ласкает, говорит хорошие слова.

Рассказы детей совместно с воспитателем (2-3 рассказа про кота).

Это ... кот. Он ... красивый, пушистый, полосатый. Глаза у него ... большие, зеленые, а хвост ... длинный, пушистый. Он умеет ... прыгать, ловить мышей, лакать молочко, мурлыкать.

Игровое упражнение «Скажи ласково». Каждому ребенку предлагается подойти к коту, погладить и ласково назвать его. (Ответы детей: кисонька, котик, котеночек, кисуля и т.д.). Затем воспитатель предлагает рассказать потешку про кота. По желанию дети рассказывают потешку.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы удивительной красы,

Глаза смелые, зубки белые.

Игровое упражнение «Котятки хотят кушать» (дети изображают, имитируют котят, повторяют звукоподражания).

Воспитатель:   

-   Давайте, вы будете котятами. Котята какие?

(Ответы детей: маленькие, глупые, шустрые, быстрые, забавные, непослушные, игривые и т.д.)

- Что котята любят делать?

(Ответы детей: играть, бегать, резвиться.) Воспитатель предлагает детям порезвиться как котята.

-   Затем котята проголодались, захотели кушать. Как они просят кушать?

(Ответы детей: они начинают мяукать.) Ребята выполняют звукоподражание: мяу-мяу.

-  Тут пришла хозяйка (воспитатель) и принесла молока. Дети имитируют лакание: они высовывают широкий язычок и прячут его.

- Котята напились молока, сытые и довольные замурлыкали, запели песенку: мур-мур. Ребята выполняют звукоподражание: мур-мур.

Воспитатель:   

-  Теперь давайте похвалим Шарика. Кто хочет рассказать Шарику, какой он хороший.

Дети совместно с воспитателем по аналогии составляют рассказ про собаку (1-2 рассказа). В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы (Это .... Он .... У него .... Пес умеет ... .).

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:

Кот и Пес благодарят детей, что они так красиво рассказали о них и помирили. И животные обещали больше не ругаться.

В заключение воспитатель предлагает детям подарить своим гостям новый мячик и немножко поиграть с ними.

Описание посуды

Воспитатель Маломанова О.В.

Программные задачи:                                                                                         связная речь

  • учить детей составлять вместе со взрослым короткий описательный рассказ, отвечать на вопросы простым предложением, участвовать в общем разговоре;                                                                                                 словарь и грамматика: 
  • учить правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представление об их функции, знакомить с производными словами (сахар - сахарница, салфетка - салфетница, молоко -молочник), использовать в речи сложносочиненные предложения, с союзом «и», «а»;                                 звуковая культура речи: 
  • закреплять правильное произношение звуков ф, ф', в, в', учить слышать эти звуки в словах, выделять их голосом, регулировать силу голоса (громкость речи).

Предварительная работа: 

  • рассматривание чайной посуды в повседневной жизни, демонстрационный материал для фронтальных занятий «посуда», ситуации: «Будем заваривать чай», «Кукла Таня у нас в гостях», «День рождения Аленушки», «Научим Чебурашку правильно и красиво сервировать стол», «У нас в гостях бабушка», чтение К.И. Чуковского «Федорино горе».

Материал: Мишка (мягкая игрушка) в нарядной одежде, сумка, сахар в мешке, печенье в кульке, на дополнительном столике: три чашки, три блюдца, четыре чайные ложечки, ваза для печенья, скатерть, чайник, две большие куклы;

ХОД ЗАНЯТИЯ

Стучится в дверь Мишка, в лапах держит сумку.

Воспитатель:   

- Ой, ребята кто-то стучится! Давайте посмотрим, кто же это к нам в гости пожаловал?

Дети: Давайте! (воспитатель вносит Мишку с сумкой).

Мишка: 

- Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Мишка!

Воспитатель:   

- Ребята, что-то Мишка у нас нарядный сегодня.   Давайте спросим, куда же он собрался?

Дети: Мишка, куда ты собрался?

Мишка: 

- Никуда я не собрался. Я гостей позвал (важно).  Хочу их чаем

угостить.

Воспитатель:   

- А где ты, Мишка будешь гостей чаем поить?

Мишка: 

- А вот прямо здесь (показывает на ковер), все угощение выложу на

середину ковра, стулья поставлю. Удобно будет!

Воспитатель:   

- Ребята, удобно ли будет гостям?

Дети: Нет, Мишка, неудобно.

Воспитатель:   

- Вот беда! Гости к Мишке придут, они же обидятся! Что же нам делать? Как Мишке помочь?

Дети: Надо на стол накрыть. Надо стол поставить и стульчики;

Воспитатель:   

- Вот молодцы, догадались! Спросите у Мишки, сколько гостей он позвал?

Дети: Мишка, сколько гостей ты позвал?

Мишка: 

- Машу и Катю.

Воспитатель:   

- Поставим стульчики для гостей. Иди Сережа и Лена, поставьте стульчики.

- А что на стол постелем, чтобы красиво было?

Дети: Скатерть.

Воспитатель:   

- Иди, Лерочка постели скатерть.

Миша:

- Ой, как красиво. Теперь, можно звать гостей. Я вот только угощение выложу на скатерть.

Дети: Нет, нельзя!

Миша: 

- А почему?

Дети: Надо чашки поставить.

Воспитатель:   

- А   чашки   на   что   будем   ставить,   чтобы   скатерть   не испачкалась?

Дети: Блюдца надо поставить.

Воспитатель:   

-  Иди, Лера, принеси блюдце. И расскажи нам и Мишке о нем.

Лера: Это блюдце. Оно белое с золотой каемочкой. На блюдце ставят чашку.

Воспитатель:   

- А зачем ставят блюдце под чашку?

Лера: Чтобы не запачкалась скатерть.

Воспитатель:   

- Молодец, Лерочка! Ставь на столик. А кто еще хочет рассказать про блюдца? (заслушивается еще один описательный рассказ).

Воспитатель:   

- Ну вот, блюдца поставили. А что дальше?

Дети: Чашки надо.

Воспитатель:   

- Иди, Илюша, принеси чашечку (ребенок выполняет действие).А теперь расскажи про эту чашку.

Илюша: Это... чашка. Она белая, с красными кружочками. У нее есть ручка, дно и стеночки Из чашки можно пить чай, кофе.                                                       

Воспитатель:   

- Молодец, Илюша!  Ставь чашечку на блюдце. Миша, иди возьми вторую чашку и расскажи про нее.

Миша: Это чашка. Она белая с синими цветочками. У чашки есть ручка, дно и стеночки. Из чашки можно пить чай.

Воспитатель:   

- Молодец, Миша! Ставь свою чашечку на блюдце.

Мишка: Ну, теперь, кажется, все готово. Пойду звать гостей!

Воспитатель:   

- Что ты, Мишка, еще рано! Чем ты будешь гостей угощать?

Мишка: Чаем с сахаром и печеньем (выкладывает на стол пакетик с сахаром и мешочек с печеньем). Вот мое угощение!

Воспитатель:   

- Да, Мишка, наши красивые чашечки, скатерть и... пакеты!

Дети, красиво?

Дети: Нет, некрасиво.

Мишка: 

- Почему некрасиво? Я так старался.

Воспитатель:   

- Мишка, наверное, ни разу не принимал гостей. Он не знает, что угощение на стол не подается в мешочках. Дети, что нам нужно поставить для сахара?

Дети: Сахарницу.

Воспитатель:   

- Да, правильно. Иди, Леночка, принеси сахарницу и расскажи о ней (выполнение действия).

Лена: Это... сахарница. Она желтая, с черными полосками. В нее насыпают

сахар. Сахарница очень красивая.

Воспитатель:   

- Молодец,    Леночка!    Хорошо    рассказала.    Мишка,    тебе понравилось?

Мишка: 

- Да, очень понравилось, я так не умею!

Воспитатель:   

- А чай из чего удобно наливать?

Дети: Из чайника.

Воспитатель:   

- Иди,   Олег,   принеси   чайник.   Расскажи,   пожалуйста,   про чайник.

Олег: Это... чайник. Он большой, красного цвета. У чайника есть носик. Из

чайника удобно наливать чай.

Воспитатель:   

- Молодец, Олег! Ставь чайник на стол.

Мишка: 

- А сахар в чае будем размешивать пальцем.

Дети: Нет, нельзя. Надо ложечкой мешать.

Воспитатель:   

- Идите (трое), принесите ложечки для гостей и Мишки.

Мишка: 

- До чего красиво стало! Наконец-то можно звать гостей.

Воспитатель:   

- Подожди немножко, Мишка. Ты торопишься. Мы еще что-то забыли поставить. Куда же мы положим печенье? (оглядывается и смотрит на вазу, которая осталась на дополнительном столике).

Дети: Вазу надо поставить.

Воспитатель:   

- Иди,   Егор,   принеси   вазочку   (воспитатель   выкладывает печенье в вазу). А чем же гости руки будут вытирать, если запачкаются?

Дети: Салфеткой.

Воспитатель:   

- Значит, что же надо поставить?

Дети: Салфетницу.

Мишка: 

- Какая красота! Ну, теперь-то можно звать гостей?

Дети: Можно, можно.

Воспитатель:   

- А вот и гости пришли к Мишке - Маша и Катя. Ребята, как вы думаете, помогли мы Мишке?

Дети: Да, помогли.

Мишка: 

- Спасибо, дети, без вас у меня бы не получилось так красиво накрыть на стол.

Физкультминутка.

Дети встают в круг.

Воспитатель:   

- Подул ветер. Ветер дует! В-В-В. Как дует ветер? (Произносит звукоподражание с умеренной громкостью). А потом подул сильный ветер (звукоподражание  произносится  громко). Ребятам стало холодно, и они решили попрыгать, чтобы согреться. И Мишка тоже попрыгает с вами, а то засиделся.

Игра по желанию детей может повториться (2 раза).

Воспитатель:   

-А сейчас я узнаю, внимательно ли вы меня слушаете. Вы будете говорить так, как я. Если я произнесу слова быстро, то и вы повторите их быстро, если я скажу слова медленно, то и вы повторите их медленно. Договорились?

Дети: Да!

Воспитатель произносит фразу: 

- Ехали медведи на велосипеде (в разном темпе. (4-5 раз). А теперь скажите, как я: У Ввали новые ввваленки; у Фффеди фффлажок (произносится в умеренном темпе с выделением звуков –ф- и –в-).

Пересказ сказки «Три медведя»

Воспитатель Чашина Р.В., НШДС №342

Программные задачи:                                                                                         связная речь: 

  • учить детей использовать элементы монологической речи при пересказе сказки «Три медведя»;
  • формировать навыки последовательного пересказа с помощью фланелеграфа;                                                                                                         словарь: 
  • учить правильно называть предметы быта животных и их детенышей: использовать в речи слова действия;
  • продолжать учить детей образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами;                                                                                         звуковая культура речи:
  • приучать детей отчетливо произносить звуки:. -щ-, -ж-, -р- в словах и во фразах.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель играет с детьми в игру «Прогулка»

Мы весело шагаем

Девочки и мальчики

По узенькой дорожке

Веселые малышки.

Все прыгали, бежали

Присели - мы устали

Теперь идем обратно

И очень нам приятно!» (проговаривая слова, сопровождая мимикой и движениями)

Стук в дверь. В гости пришел медвежонок (игрушка) с корзинкой шишек.

- Я ходил по лесу, собирал шишки и заблудился. Не знаю, что мне делать?

Воспитатель:   

- Дети, к нам пришел маленький щенок?

Дети: Нет. Это маленький медвежонок!

Воспитатель:   

- Правильно, этот маленький медвежонок очень громко лает: гав-гав.

Дети: Медвежонок не лает, а тихо рычит: р - р - р. (показывают голосом)

Воспитатель:   

- Этого медвежонка зовут... (дети отвечают - Мишутка) Мишутка, проговаривает воспитатель.

Воспитатель:   

-Он сказал, что заблудился и не знает из какой он сказки. Отгадайте: (обращается к детям и показывает на фланелеграфе):

Возле леса на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети: Три медведя.

Воспитатель:   

- А может быть ошиблись? Сейчас я прочту сказку, а вы и Мишутка послушайте. Усаживайтесь поудобнее.

Воспитатель читает сказку «Три медведя».

По содержанию сказки проводится беседа с опорой на фланелеграф.

Воспитатель:   

- Маленькая (девочка) пошла (в лес) и заблудилась. В лесу она увидела (избушку). В ней жили (три медведя) Один медведь – папа-  большой, лохматый, строгий - Михайло Иваныч. Он рычал громко (р,- р,- р). Медведица-мама- поменьше, добрая, ласковая. Она рычала так (р,- р, - р) ласково. А это сынок - маленький (медвежонок Мишутка). Он любопытный, а рычал он тихо (р,- р, - р). Медведей не было дома.

- маленькая (девочка) вошла в столовую. На столе стояли три чашки и лежали три ложки. Большая ложка _ Михайло Иваныча, поменьше – Настьсьи Петровны, и маленькая (чашечка) – Мишуткина.

(Тоже показать и проговорить про ложки и стулья, кровати).

- Девочка села на маленький (стульчик) и сломала его. В спальне она увидела три кровати. На одной из кроваток она уснула. Когда медведи пришли домой, маленькая девочка испугалась и убежала.

Мишутка:

- Да, всё хорошо! Но я люблю когда мне сказки рассказывают. Пойду домой.

        (Мишутка поднимается, берёт корзинку с шишками, но корзинка падает и шишки рассыпаются (Мишутка жалобно рычит р-р-р).

Воспитатель:   

- Мишутка, не огорчайся. Ребята помогут собрать шишки.

Физкульминутка

Игра «Помоги мишке собрать шишки»

        Дети собирают шишки, кладут в корзинку, проговаривают слова: «Мишка, на шишку».

Воспитатель:   

- Мишка, не уходи! Оставайся.

Мишутка:

- Нет. Я люблю когда мне эту сказку рассказывают.

Воспитатель:   

- Что же делать, дети?

Дети: Мы тебе расскажем сказку.

Воспитатель:   

- И покажем! Но, вначале, я еще раз её прочитаю.

Дети садятся удобно, слушают.   Затем дети пересказывают сказку с помощью воспитателя, опираясь на фланелеграф. Воспитатель и Мишутка хватят детей за рассказы

Воспитатель:   

- Ну, Мишутка, ты доволен?

Мишутка «рычит» тихо, благодарит. Уходит домой.

(На усмотрение педагога - можно, чтобы Мишутка подарки по шишке детям. Уходя он говорит, что еще наберет себе шишек по пути домой).

Составление описательного рассказа по предметным картинкам.

Воспитатель Серёдкина Л.В.

Программные задачи:                                                                                         связная речь: 

  • учить составлять совместно с воспитателем короткий описательный рассказ из 3-4 предложений по предметным картинкам;                                         грамматика: 
  • упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе;                                                                                         словарная работа: большая, мягкая, пушистая, умная и т.д.; маленькие, шустрые, глупые, непослушные, забавные, милые;                                        звуковая культура речи:
  • закрепление произношения звука [з] в словах и предложениях.

Предварительная работа: дидактические игры «У кого кто», « Найди по описанию».

Материал: предметные картинки с изображением животных на каждого ребёнка; игрушка – Хрюша; письмо; бантик на ниточке.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети играют. Раздаётся стук в дверь. Входит Хрюша

Хрюша: 

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Людмила Васильевна!

Дети: Здравствуй, Хрюша!

Воспитатель:   

- Здравствуй, Хрюшечка! Проходи, присаживайся. А что это у тебя за конверт?

Хрюша: 

- Это мне Степашка письмо прислал с открытками. Мне так понравились эти зверюшки на открытках. Только я забыл, как они называются. А Степашка

меня просил ответить ему, кто мне больше всех понравился. А как же я ему

отвечу, если я не знаю, как эти красивые и хорошенькие зверюшки называются?! Что же мне делать?

Дети предлагают разные ответы (Мы тебе поможем. Мы расскажем про зверюшек.)

Воспитатель:   

- Давай, Хрюша, раздадим открытки детям!

(Хрюша помогает раздать открытки, а одну отдаёт воспитателю)

Хрюша: 

- А это вам, Людмила Васильевна.

Воспитатель:   

- Спасибо, Хрюша. Давайте поставим эту открытку вот сюда, чтобы всем было хорошо видно. ( Помещает открытку на доску или мольберт)

Совместный рассказ воспитателя с детьми. На картинке нарисован ... (медведь). Он ... (большой). У него ушки ... (маленькие, круглые). Медведь любит ... (мёд). (Дети помогают рассказывать, договаривают предложение. Воспитатель сопровождает рассказ показом)

Воспитатель:   

- А на ваших картинках кто? У кого на картинке тоже нарисован медведь? Расскажи, Серёжа, про свою картинку.

( Ребёнок рассказывает)

- Оля, теперь ты расскажи, кто у тебя нарисован на картинке? Какой он? Что

любит? ( Если ребёнок не может, составить рассказ, воспитатель помогает ) Это ... (лиса). Она ... (рыжая, пушистая). Хвост у неё ... (большой, пушистый). Она любит... (кур, гусей).

Физкультминутка

Воспитатель:   

- Дети, сейчас вы все будете моими медвежатами, а я вашей мамой- медведицей. Тихо встаньте и идите за мною в лес.

(Медвежата топают по лесу, добродушно рычат. Затем возвращаются домой.)

Воспитатель:   

- Дети, кто ещё хочет рассказать Хрюше про свою картинку?

(Заслушивание 2-3 рассказов)

Воспитатель:   

- А теперь отгадайте загадку:

То мурлычет, то играет,

То куда-то удирает

Убегает далеко

А когда придёт обратно,

То мурлыкает и с блюдца

Пьёт сырое молоко.

Кто это?

Дети: Кошка!

Воспитатель:   

- Правильно, кошка. Давайте поиграем. Я буду кошкой. Какая бывает кошка? (Большая, мягкая, пушистая, умная и т.д.) А вы будете мои котята. Какие вы будете? (Маленькие, шустрые, глупые, непослушные, забавные, милые и т.д.)

Игра «Кошка и котята» (Игра с бантиком на ниточке)

Воспитатель:   

 кого на картинке кошка? Кто нам про неё расскажет? (Рассказ ребёнка с помощью воспитателя)

Воспитатель:   

- Дети, а у кого картинка с козой? (Рассказ о козе)

Воспитатель:   

-Давайте, ребята, расскажем Хрюше чистоговорку про козу.  (Дети произносят чистоговорку вместе с воспитателем и Хрюшей)

Козонька рогатая,

Козонька бодатая,

Убежала за плетень,

Проплясала целый день

Ножками топ-топ!

Рожками коза хлоп-хлоп!

Воспитатель:   

- Послушайте слова: Коззза, козззлята, зззаяц. Какой звук есть в этих словах? Скажите эти слова так, чтобы слышался звук [з]: Коззза, козззлята, зззаяц. (Хоровые и индивидуальные ответы)

Воспитатель:   

- Ну что, Хрюша, теперь ты вспомнил, какие звери нарисованы на открытках?

Хрюша: 

- Спасибо вам, ребята и Людмила Васильевна! Теперь я обязательно отвечу Степашке в письме, кто мне понравился больше всех из зверят. Можно я ещё к вам приду? Мне очень у вас понравилось.

Дети: Да, приходи, Хрюша!

Хрюша: До свидания!

Воспитатель:   

- До свидания, Хрюша! Мы будем тебя ждать.

Рассказывание по картине «Свинья с поросятами»

Воспитатель Онищенко Галина Станиславовна

Программные задачи:

  • использовать элементы монологической речи при составлении описательного рассказа;
  • активно использовать слова, обозначающие объекты природы: свинья – поросята;
  • активно употреблять слова, обозначающие действия, качества, свойства и особенности животного: свинья хрюкает, роет землю, нос пятачком, хвостик крючком, есть щетинка;
  • употреблять в рассказывании сложные предложения с союзами и без. Уметь изменять окончания существительных;
  • работать над силой голоса, интонационной выразительностью во время рассказывания;
  • воспитывать умение слушать, не перебивая, собеседника.

Предварительная работа:         

  • игры: на звукоподражание «Большие и маленькие», «Кто как голос подаёт», «Угадай кто это?»; подвижные: «Свинья и поросята»; дидактические: «Кто что ест», «Кто как ест», «День рождения», «Помоги детёнышам»; настольные: « с домашними животными», «Составь картинку», «Домашние животные»;
  • сказки, рассказы, потешки, стихи, загадки. «У свинки день рождения». «Спор животных»

Вот наша свинья

На спине – щетинка

Нос пятачком

Хвостик – крючком

Не мешает никому

- Хрю-хрю! Хрю-хрю!

Хрюкая, не говорю.

Вместо хвостика – крючок

Вместо носа – пятачок

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый

Хвостик крючком

Рыльце – пятачком


  • рассматривание книг;
  • внесение картины заранее или предварительно за неделю в познавательный уголок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

        Дети играют, раздаётся звонок.

Хрюша:

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Хрюша (грустно)!

Воспитатель:   

- Здравствуй, Хрюша! А почему ты такой грустный?

Хрюша:

- Я потерялся. Я так расстроился, что забыл кто моя мама и есть ли у меня братики и сестрёнки.

Воспитатель:   

- Не расстраивайся, Хрюша! Мы что-нибудь придумаем! Давайте пожалеем Хрюшу? Погладим его (дети гладят Хрюшу).

Воспитатель:   

- Ребята, а хотите помочь Хрюше?

Дети: Да.

Воспитатель:   

- А как мы ему сможем помочь?

Дети: Мы найдём его маму.

Воспитатель:   

- У нас есть в группе картины, может быть, там мы найдём его маму?

        Дети подходят к картине «Лошадь с жеребёнком».

Воспитатель:   

- Может быть это Хрюшина мама, ребята?

Дети: Нет, это лошадь.

Воспитатель:   

- Похож Хрюша на неё?

Дети: Нет.

Воспитатель:   

- Почему?

Дети: Она большая. У неё есть грива и длинный хвост.

Хрюша:

- А у меня маленький хвостик, закрученный. Значит это не моя мама.

        Дети проходят дальше к картине «Кошка с котятами».

Воспитатель:   

- Может быть это Хрюшина мама? Кто это?

Дети: Это кошка. Она не Хрюшина мама.

Воспитатель:   

- А почему? Что у неё есть, а у Хрюши нету?

Дети: У неё есть шерсть, усы и т.д.

Хрюша:

- Да, и усов у меня нет. Значит это тоже не моя мама.

        Дети подходят к картине «Свинья с поросятами».

Воспитатель:   

- Ну, а это кто?

Дети: Это свинья. Это Хрюшина мама.

Воспитатель:   

- Кто хочет рассказать о ней?

Дети: Это свинья. Она … У неё есть … Поросята любят …

Воспитатель:   

- А кто ещё хочет рассказать о Хрюше и его семье? (2-3 рассказа детей)

Воспитатель:   

- Молодцы, ребята. Хорошо рассказали Хрюше о его маме.

Хрюша:

- Спасибо, ребята. Мне так понравилось как вы рассказывали. Я теперь всё вспомнил и мне так захотелось с вами поиграть. Вы хотите со мной поиграть?

Дети: Да.

Хрюша:

- Но можно я сначала расскажу о своей маме?

Упражнение «Закончи предложение»

Это свинья

У неё есть … (щетинка)

На мордочке есть … (глазки, пятачок, рот)

Свинья сама … (большая)

А ноги у неё … (короткие)

На ногах есть … (копытца)

У свиньи есть … (поросята)

Поросята любят … (кушать, рыть землю)

Хрюша:

- Понравилось вам, ребята, как я рассказывал и как вы мне помогали?

Дети: Да

Хрюша:

Поиграем ещё?

Дети: Да.

Упражнение «Какой, какая»

Свинья  (какая) большая, толстая.

Поросята (какие) маленькие, шустрые.

Глазки у свиньи (какие) большие, добрые.

У поросят (какие) маленькие, блестящие.

Ноги у свиньи (какие) толстые, короткие.

Ноги у поросят (какие) тоненькие, маленькие.

Хрюша:

- Спасибо, ребята! Как мне было весело с вами. А вам понравилось со мной играть?

Дети: Да.

Хрюша:

- Пойду, найду свою маму и всё ей расскажу. Спасибо за играние. Спасибо за свидание.

Дети: До свидания.

Описание по набору игрушек»

Воспитатель Татымова З.А.

Программные задачи:

  • учить детей составлять, с помощью взрослого, короткий повествовательный рассказ – описание игрушки;
  • слушать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание (фонематический слух);
  • прививать любовь и бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа:

  • рассматривание игрушек: матрёшка, лошадка, уточка и игра с ними;
  • описание игрушек с помощью взрослого;
  • чтение стихов, потешек, пение песен.

ХОД ЗАНЯТИЯ

        Зайка входит в группу.

Зайка:

- Здравствуйте, ребята! Ой, вы все хвастались, что у вас в группе много игрушек. Но я что-то их не вижу. Где они? Я хотел бы с ними поиграть.

Воспитатель:   

- Что же нам делать, ребята? Они вчера стояли на столике, но сейчас их нет. Где же они могут быть?

Дети (предполагаемые ответы): Может быть их убрала Ольга Геннадьевна, а может быть они спрятались, давайте их поищем.

        (Ребята начинают искать и находят мешочек)

Зайка:

- Ой, что это за мешочек?

Воспитатель:   

- Вы хотите узнать, что в нём? Давайте вместе посмотрим.

Я чудесненький мешочек.

Вам, ребята, я дружочек.

очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Зайка:

- Интересно, что же там лежит? Ребята, кто хочет достать игрушку?

        (Ребёнок опускает руку в мешок и достаёт матрёшку).

Воспитатель:   

- Это… матрёшка. Она… красивая, нарядная. Внутри у неё… ещё одна матрёшка. Это матрёшка… большая, а эта… маленькая. Мне они очень… нравятся.

Зайка:

- Ой, как интересно, ты Ваня рассказал о матрёшке, а можно и мне рассказать о какой-либо игрушке. (Зайка рассказывает о пирамидке и всё путает).

Воспитатель:   

- Зайка, ты всё перепутал. Это… пирамидка. Пирамидка… разноцветная, яркая. У неё есть кружочки… красный, синий, зелёный. Её можно собирать и разбирать. Я люблю играть с пирамидкой.

Воспитатель:   

- Ребята, посмотрите, у меня такие красивые картинки. Но зайка не может понять, что это такое.

Дидактическая игра «Половички». На карточках половинки пирамидок, матрёшек. Подберите половинки, подходящие друг к другу.

Воспитатель:   

- Ребята, посмотрите, как обрадовался зайка, но он сказал мне на ушко, что у вас мало игрушек. Но в мешке что-то ещё есть. Кто же хочет посмотреть?

        (Ребёнок достаёт игрушку: лошадку).

- Это лошадка. У неё есть… грива и … длинный хвост. Лошадка кричит и-го-го, и-го-го. Скачет лошадка цок-цок-цок.

Воспитатель:   

- Ребята, а вы хотите поиграть с лошадкой?

Дети: Да.

Воспитатель:   

- 1,2.3 – зайчик, деток в лошадок преврати (дети… скачут как лошадки, цокают языком). 1,2,3 – зайчик, лошадок в деток преврати.

Воспитатель (прячет мешочек):   

- Ой, там кто-то кричит кря-кря-кря. Зайка, ты не знаешь, кто же там остался?

Зайка:

- Нет, помогите мне, ребята!

Дети: Уточка! (достают) Это… утёнок. Он… мягкий, пушистый. У него… красные лапки, … короткий хвост. Он умеет… плавать. А кричит утёнок кря-кря-кря.

Воспитатель:   

- Ребята, покажите, как плавает утёнок? А как он ходит?

        АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:

- Ребята, какие вы молодцы! Сколько у вас красивых игрушек и как интересно вы о них рассказали.

Пересказ сказки «Репка»
(драматизация)

Воспитатель: Агеева Н.Ю., д/с №337

Программные задачи:

                развитие  связной речи:

  • развивать у детей связную монологическую речь в процессе пересказывания сказки «Репка»;
  • отвечать на вопросы, сообщать о своих впечатлениях, принимать участие в рассказывании;                                                                                        словарь и грамматика:
  • учить правильно, по смыслу называть качества и части предметов (репка – круглая, жёлтая, с листочками, у собачки ушки, хвостик и т.д.);                        звуковая культура речи:
  •  продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные звуки  -у-, -а-, -о-;
  • менять высоту голоса (произношение звукоподражаний на высоких и низких тонах);
  • развивать творческую инициативу;
  • воспитывать желание помогать друг другу, гигиеническую культуру;
  • вызывать интерес к занятию.

Предварительная работа: 

  • чтение и рассматривание книжки «Репка»;
  • показ сказки «Репка» на фланелеграфе;
  • игра в «волшебников» (превращение кружочков в героев сказки «Репка);
  • загадывание загадки:                        
    Кто-то за кого-то ухватился крепко.        
    Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.        
    Но ещё помощники скоро прибегут,
    Победит упрямицу дружный, общий труд.        
    Кто засел так крепко… (Репка)
  • перевод персонажей сказки «Репка» через трафареты;
  • «Пальчиковый театр» - показ и рассказывание сказки детьми.

Материалы: картинки – ТРИЗ – (хвостик, как бублик; ниточки; ушки ∆ как

крыша дома и т.д.)

МОТИВАЦИЯ:

        Обращаю внимание детей на красивую корзину, которая стоит на столе. Она не пустая, в ней что-то лежит. Как вы думаете, что в ней лежит? Ответы детей… Достаю по одной модели по сказке «Репка» и дети называют их. Дети – это репка (репка большая, жёлтая, круглая, с листочками). Достаю модель Деда. Ответы детей… (Это дед, дед старый, усатый)

        Оценка.

Достаю из корзины модель бабки. Ответы детей… (бабка старенькая, на голове косыночка)

Ребята, а это кто? (Достаю модель внучки). Дети… это внучка, она маленькая, на голове бантик.

Достаю модель собачки, обращаю внимание на интересный хвостик у собачки Жучки, он как бублик, прошу повторить детей хором и индивидуально, хвостик как бублик.

Достаю модель кошки. Показываю. Вот какая кошка. Дети подхватывают: на голове ушки, как уголочки, усы острые, как иголочки. Дополняю – кошка усатая. Какая кошка? Дети повторяют хором и индивидуально.

Оценка.

Ой, ребята, ещё кто-то остался в корзине. Ответы детей: мышка маленькая, пищит – пи-пи-пи-. У мышки хвостик тоненький, как ниточка.

Молодцы, дети. выставляю всех персонажей на фланелеграфе.

Кто помог деду вытащить репку?

Ответы детей…

Обобщаю – верно, трудились все вместе, дружно.

Ребята, вы ничего не слышите? Мне показалось, что кто-то плачет. Пойдёмте, посмотрим. Подходим к дверям, а там сидят дед и баба (куклы) и плачут.

Дети, как вы думаете, почему дед с бабой плачут?

Ответы детей        …

Дед отвечает, что репка выросла большая, и они с бабкой не могут её вытащить из земли.

Приглашаем деда с бабой в группу и предлагаем свою помощь.

Все сели на ковёр.

ХОД ЗАНЯТИЯ

        А вот была такая сказка.

Воспитатель начинает рассказывать, дети подхватывают (драматизируют).

После совместного пересказа с драматизацией воспитатель обращает внимание детей на то, что трудились дружно, поэтому все вместе вытянули репку из земли.

Какую репку?

Ответы детей – (тихо-громко), хоровые и индивидуально.

Репку большую-пребольшую, круглую, жёлтую, сладкую.

Дед и Баба благодарят за помощь и предлагают угоститься репкой. (Дети выполняют к/г процедуры).

Дед и Баба:

Дети, а у вас зубки крепкие? Улыбнитесь! Молодцы! теперь постучите зубками, вот так (показывают). Молодцы!

Вы сейчас репку будете грызть, откусывать, жевать и всю съедите.

После еды что нужно делать?

Ответы детей… полоскать рот.

Дед и баба хвалят детей. Дети благодарят за угощение, сладкую, сочную репку и идут выполнять культурно-гигиеническую процедуру.

Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами»

Воспитатель Худорожкова О.В., д/с №268

Программные задачи:

  • закреплять умение составлять описательный рассказ по картине, соблюдая структуру;
  • обогащать словарь;
  • ввести новое слово бодают», активизировать его в речи детей;
  • осваивать грамматический строй речи (использовать в речи уменьшительно-ласкательные слова);
  • отрабатывать произношение звуков –м-, -тс-.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:   

- Ребята, я сегодня в детский сад вела с собой козлёнка, но по дороге он куда-то убежал. Вы его не видели?

        Перед детьми картина «Коза с козлятами» (из-за неё раздаётся магнитофонная запись или озвучивает помощник воспитателя):

Я козлёнок Ме-ке-ке,

Я гуляю на лужке,

Острые рожки

Тоненькие ножки.

Дети (показывают на картину) Вот козлёнок.

Воспитатель:   

- И правда, козлёнок мой на картине. Он к маме убежал.

        Появляется бегемотик.

Бегемотик:

- Здравствуйте, ребятки! Какая смешная у вас картина! Я таких зверей не видел у нас в Африке такие не живут. Как же мне с ними познакомиться?

Дети(предлагают варианты): Мы тебе расскажем.

Воспитатель (вызывает одного ребёнка):   

- Давайте поможем бегемотику.

- На картине нарисована… коза. Она с… рогами, у неё длинная… шерсть.

2-й ребёнок: Коза стоит возле… куста и объедает… листья с веточек.

Воспитатель:   

- Ребятки, а коза умеет бодаться рожками. Вот так (пальчиковая игра)

Идёт коза рогатая

Идёт коза бодатая

К ней козлёночек спешит

Колокольчиком звенит.

указательный и безымянный

пальцы вверх, остальные

прижаты к ладони

        (Играют 2 раза)

Бегемотик:

- Ребята, на картине ещё кто-то нарисован.

Дети: Козлята.

Воспитатель:   

- Давайте подойдём поближе, только не вспугните их. Подойдём на носочках и скажем –тс- (Дети договаривают за воспитателем)

Козлята… маленькие, у них нет… рожек.

У козлят тонкие ножки, густая пушистая шерстка, весёлые мордочки.

Козлята бодаются.

Воспитатель:   

- Понятно тебе, бегемотик, кто нарисован на нашей картине?

Бегемотик:

- Спасибо вам, ребятки за интересный рассказ. Я даже про козлят игру придумал. Давайте поиграем.

Козлик скачет по дорожке

резво поднимает ножки

Рожками бодается

Ножками брыкается

дети играют, высоко поднимая ноги

бодаются

топают

Как кричит он? Ме-ме-ме.

Дайте травки мне-мне-мне.

        Бегемотик благодарит детей и прощается.

Пересказ сказки «Теремок» на основе фланелеграфа

Воспитатель: Суворова Ирина Анатольевна

Программные задачи:                                                                                        связная речь:

  • формировать связную речь в процессе пересказа произведения (повествовательный рассказ);                                                                                        словарь:
  • закреплять в активном словаре названия животных, их прозвища (мышка-норушка, лягушка-квакушка и т.д.);
  • учить строить сложные предложения с союзом –а-;                                                звуковая культура речи:
  • учить произносить звукоподражания с разной силой голоса.

Предварительная работа: за 2-3 дня чтение сказки. Рассматривание с детьми иллюстраций к произведению, обратить внимание на повторение ситуации, на теремок.

Материал: фланелеграф, рисунки для фланелеграфа с изображением персонажей сказки «Теремок»

ХОД ЗАНЯТИЯ

        В группу заходит сказочница.

- Здравствуйте, ребята, я бабушка-сказочница. Я шла к вам рассказать сказку, но забыла какую, наверно, совсем старенькая стала. Ребята, а вы знаете какие-нибудь сказки?

Дети: Да.

Сказочница:

- А какие, назовите, может быть я вспомню.

Дети: «Колобок», «Репка», «Цыплёнок» и т.д. «Теремок».

Сказочница:

- Вот, вот, точно! «Теремок»! А вот о чём же она? Ой-ой-ой, всё позабыла. Что же мне делать? Как быть?

Воспитатель:   

- Ой, ребята, что же нам делать? Как помочь бабушке?

Дети: …, …, Мы вам сами расскажем.

Сказочница:

- Вот как хорошо. Вы меня выручите. Послушаю вас внимательно, а потом смогу другим ребятам рассказать.

Воспитатель:   

- Да, мы вам непросто расскажем, но и покажем, чтобы вам понятнее было.

- Стоит в поле…

Дети: теремок

Воспитатель помещает «теремок» на фланелеграф.

- Бежит мимо

Дети: «мышка-норушка»

Воспитатель:   выставляет на фланелеграф «мышку»

- А норушка потому, что в норке живет.

- Постучалась она в теремок и спрашивает

Дети: Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?

Воспитатель (продолжает):   

- Прискакала в теремку

Дети: «лягушка-квакушка.

Воспитатель:   

- Как квакает лягушка? (ква-ква) Поэтому она лягушка-квакушка.

Воспитатель выставляет на фланелеграф «лягушку»:   

- Постучалась в теремок и спрашивает…

Дети: Кто-кто в теремочке живёт…

        Аналогично воспитатель рассказывает с помощью фланелеграфа, а дети договаривают.

Воспитатель:   

- Ну, молодцы, вспомнили, кто в теремочек приходил. А сейчас вы сами поиграете в эту сказку. Ребята! Кто начнёт сказку.

Первый ребёнок берёт картинку-теремок и сопровождает приклеивание к фланелеграфу словами «Стоит в поле теремок…» и продолжает воспитатель.

        Дети сами продолжают ситуации и приклеивают картинки на фланелеграф. В конце сказки воспитатель сам договаривает сюжет.

Воспитатель:   

- Ну, дорогая гостья, помогли тебе ребята?

Сказочница:

- Молодцы! Спасибо! Вспомнила я сказку! теперь смогу рассказать её своим внучатам и другим деткам. А к вам я скоро ещё приду и обязательно со сказкой и сама вам её расскажу.

        Через некоторое время сказочница обязательно приходит. Ребята её узнают и старушка рассказывает детям новую сказку.

Составление описательного рассказа по картине «Лиса»

Воспитатель Морозова Елена Владимировна

Программные задачи:

  • развивать монологическую речь ребёнка при составлении описательного рассказа по картине, побуждая его дополнять рассказ педагога;
  • развивать грамматическую правильность речи - учить детей правильно сочетать окончания прилагательных с существительными: хвост пушистый, лапы чёрные;
  • активизировать в речи детей уменьшительно-ласкательные существительные: лисонька, лисичка;
  • учить детей воспроизводить ритм речи, произносить слова громко и чётко.

Предварительная работа:

  • чтение русских народных сказок «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», рассказа К.Ушинского «Лиса Патрикеевна» и беседа с детьми о прочитанном;
  • загадки о диких животных;
  • дидактическая игра разрезные картинки «Дикие животные»;
  • дидактическая игра «Узнай на ощупь» (сукно и мех).

ХОД ЗАНЯТИЯ

        Воспитатель предлагает детям послушать загадку:

Всех зверей она хитрей

Шубка рыжая на ней,

Пышный хвост – её краса

Этот зверь лесной – (Лиса)

        После ответов воспитатель обращает внимание детей на картину, поворачивает её изображением к детям и предлагает рассмотреть.

Воспитатель:   

- Дети, вы знаете много сказок, в которых лиса хитрая, всех обманывает и обижает и поэтому никто не хочет с ней дружить. Давайте сегодня забудем про всё плохое, что мы слышали про лису. Может быть кто-нибудь расскажет, какая лиса красивая?

Дети проявляют желание и первый рассказ составляется вместе с воспитателем. Это (лиса). Она живёт (в лису, в норе). Шерсть у неё (рыжая, мягкая). Хвост у лисы (длинный, пушистый). Глаза у лисы (умные, чёрные, круглые). Лиса очень (красивая).

        После вторичного рассказа

Воспитатель:   

- Я тоже очень хочу составить рассказ про лису, послушайте меня.

- Это рыжая лиса. Она живёт в лесу, в норе. Шерсть у лисы мягкая, хвост длинный, пушистый. Глаза у лисы чёрные, умные. Лиса очень красивая.

        После собственного рассказа воспитатель предлагает детям превратиться в лисят и сделать звериную зарядку:

Раз присядка,

Два прыжок

Это заячья зарядка

А лисята как проснутся

Любят долго потянуться

Обязательно зевнуть

Ну, и хвостиком вильнуть

(присесть)

(подпрыгнуть)

(ладошки на голову – ушки на макушке)

(кулачком протереть глаза)

(потянуться с отводом рук)

(«зевнуть», прикрыв рот ладонью)

(движение бёдрами из стороны в сторону)

        Дети садятся на свои места, воспитатель продолжает занятие.

Воспитатель:   

- Дети, наша лиса снова загрустила, давайте-ка ещё раз расскажем, какая она красивая, как она нам нравится.

        Следуют рассказы ещё 1-2-х детей Воспитатель участвует в рассказе ребёнка, хвалит его, затем предлагает детям назвать лису ласково.

Дети говорят: лисичка, лисонька.

Воспитатель:   

- Ну, вот, ребята, сегодня мы с вами забыли о том, какая лиса бывает хитрая и увидели и рассказали о том, какая она красивая и как можно назвать её ласково. Все вы старались и составили хорошие рассказы. Молодцы!

Составление рассказа по картине «Зимой на прогулке»

Педагог Сенькова Елена Александровна, д/с №268

Программные задачи:

  • учить детей рассказывать по картине, употребляя слова, обозначающие предмет (снег) и свойства (белый, пушистый);
  • использовать простые предложения, пользуясь системой окончаний для согласования слов;
  • слышать в отдельном слове интонационно выделяемый звук –с- и назвать его.

Предварительная работа:                                                                                        на прогулке:

  • «Слепи из снега что хочешь»;
  • экскурсии в парк, наблюдения (употребление существительных снег, снежинка, снеговик, снежки, зима, иней;  прилагательных: белый, холодный, пушистый);
  • рассматривание снежинки;
  • игры со снегом: «лепим колобки», «делаем фигурки» (даём представление о свойствах снега, использовании, пробуждаем познавательную активность, интерес к экспериментированию);
  • нахождение звука –с- в окружающих предметах и явлениях (зимой);                        режимные моменты:
  • работа с мозаикой, счётными палочками: снежные дорожки, узоры на стекле и др.;
  • логопедическая зарядка «погрей ладошки»
  • дыхательная гимнастика «сдуй снежинку»;
  • загадывание загадок по теме, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы «Ух ты, зимушка-зима»; И.Суриков «Белый снег, пушистый», Л.Толстой «У Миши были сани», А.Веденский «На лыжах»;        
  • ИЗОдеятельность – рисование «снег идёт»;
  • музыкальное занятие – пение о зиме;

ХОД ЗАНЯТИЯ

        Организация: вначале дети свободно стоят возле педагога, затем рассаживаются полукругом возле мольберта с картиной.

Педагог:

- Сейчас на улице зима. Много снега. В какие игры на прогулке мы с вами играли? Что можно делать зимой?

Дети: Мы играем в снежки, катаемся на санках, лепим снеговика, копаем снег и др.

        (Раздаётся стук в дверь, педагог открывает дверь и видит медвежонка, берёт его на руки. медвежонок здоровается с детьми, они тоже, гладят его)

Педагог:

- Ой, к нам гость! медвежонок, а почему ты такой грустный? (медвежонок наклоняется и шепчет на ухо)

- Дети, медвежонок хочет пойти с нами гулять, но не знает, что он будет делать зимой на улице. Как же мы ему поможем?

        (Ответы детей)

- А давайте расскажем медвежонку, что можно делать зимой на прогулке.

        Внесение картины. Совместное рассказывание педагога с детьми.

Зима. Идёт белый, пушистый… (снег). Дети… (гуляют). Старший мальчик… (везёт на санках малыша). Девочки взяли… (медвежонка) на прогулку. Он… (сидит в саночках) и смотрит, как они стоят… (горку). Все рады.

        Самостоятельное рассказывание: 2 ребёнка + я оценка

Педагог:

- Миша тоже хочет рассказать.

        Рассказ мишки-педагога.

        2 ребёнка +я оценка.

Педагог:

- вы помогли медвежонку? Теперь он знает, что можно делать зимой на прогулке.

Физкультминутка

        Подозвать детей к себе, включить фонограмму. Вместе с детьми превратиться в снежинки. В такт музыке падать, кружиться, приседать. Педагог – «ветер» дует и дети – «снежинки» летят на стульчики.

Педагог:

- Молодцы, снежинки, легкие пушинки! Дети, мишка что-то принёс в конверте. Миша покажи, что там у тебя? (достаёт из конверта картинки: снежинки, снеговик, санки, сугробы, называет их, выделяя звук –с-)

- Какой звук я выделила во всех словах?

Дети называют

Педагог:

- А сейчас настало время прощаться с медвежонком. До свидания.

Составление описательного рассказа об игрушке «Медвежонок»

Воспитатель Поморова Т.А., НШДС №214

Программные задачи:                                                                                        связная речь

  • формировать навыки связной монологической речи;
  • составлять описательный рассказ совместно с воспитателем (3-4 предложения);                                                                                                        словарная работа:
  • воспитывать у детей умение при рассматривании игрушки выделять и называть её цвет, размер, особенности внешнего вида;
  • активизировать в речи слова плюшевый и берлога;                                                звуковая культура речи:
  • развивать силу голоса: громко, тихо, шепотом. различение степени громкости произношения слов;
  • упражнять детей в употреблении сложносочинённых предложений с союзом –а-, в словообразовании при наличии уменьшительно-ласкательного суффикса –онок-.

Предварительная работа:

  • обогащение словарного запаса детей словами: берлога, плюшевый;
  • оборудование: плюшевый мишка; иллюстрации: «Медведь в зоопарке», «Медведь в лесу».
  • беседа о медведях: какие медведи бывают (маленькие, большие, настоящие, игрушечные); где живут (на воле, в зоопарке); что они любят кушать (мёд, малину).

Оборудование:  маленький медвежонок, большой медведь, ширма.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:   

- Здравствуйте, дети! (Слышится страшный шум)

- Что такое? Что за шум? Кто это так шумит?

Медвежонок:

- Да это я.

Воспитатель:   

- Кто ты, мы не знаем?

Медвежонок:

- А вы угадайте:

Я зверь забавный,

Сшит из плюша.

есть и лапы,

есть и уши.

Мёду зверю дай немного.

И устрой его в берлогу.

Дети: Медведь. (Медвежонок выходит из укрытия).

Медвежонок:

- Не медведь я – я ещё маленький.

Дети: Медвежонок. (Дети рассматривают медвежонка: трогают руками, рассказывают какой он).

Воспитатель:   

- Ребята, это…

Дети: Медвежонок.

Воспитатель:   

- У него есть…

Дети: уши, лапы, голова, глаза…

Воспитатель:   

- Он…

Дети: маленький, плюшевый, коричневый, мягкий…

Воспитатель:   

- Он любит…

Дети: Мёд, малину.

Медвежонок:

- Как вы все громко про меня рассказываете. Что-то ничего мне не понятно, может быть мне кто-нибудь один расскажет?

Рассказы детей: Это медвежонок. У него есть голова, лапы, уши, нос, глаза. Он плюшевый, мягкий. Медвежонок любит есть малину и мёд.

Воспитатель:   

- А кто ещё хочет рассказать?

ъ        (Ответы детей 2-3 человека)

медвежонок:

- Молодцы, ребята! правильно вы про меня всё рассказали, мне очень понравилось.

Воспитатель:   

- А почему же ты, Мишутка, один гуляешь, без мамы?

Медвежонок:

- Мы были вместе с мамой, ноя от неё убежал. наверно она меня ищет.

        (Входит медведица)

Медведица:

- Ну, наконец-то я тебя нашла. Да ты здесь не один. Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй Медведица.

Воспитатель:   

- Ребята, к нам в гости пришла Мишуткина мама. Посмотрите, медведица большая, а медвежонок…?

Дети: маленький

Воспитатель:   

- А сейчас мы все вместе поиграем в игру, послушаем и посмотрим, как ходят медведи. (Воспитатель берёт медведицу, показывает детям и громко произносит топ-топ-топ.ш Показывает медвежонка и говорит и топает тихо топ-топ-топ)

- Давайте, ребята, вместе покажем как ходит медведица (воспитатель и дети показывают и проговаривают)

- А теперь как ходит медвежонок (дети показывают и проговаривают).

        Воспитатель устанавливает ширму

Воспитатель:   

- А теперь, ребята, давайте с вами определим на слух кто ходит за ширмой: большая медведица или медвежонок.

        (Дети угадывают кто ходит за ширмой. После игры медведица и медвежонок выходят из-за ширмы).

Медведица:

- Молодцы, ребята, вы всё правильно угадали. Нам у вас очень понравилось, но пора идти домой в свою берлогу. До свидания, ребята!

Дети: До свидания.

Воспитатель:   

- До свидания большая медведица и маленький медвежонок, приходите к нам ещё в гости.

Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Воспитатель Бондарева М.А.

Программные задачи:                                                                                        связная речь:

  • учить детей составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине «Собака со щенятами», отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет;                                                                                                словарь и грамматика:
  • обучать изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе (собака большая);
  • учить детей различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопрос «что это?», «кто это?»                                звуковая культура речи:
  • закреплять правильное произношение звука –с-, учить чётко произносить слова и фразы в этим звуком;
  • воспитывать добрые чувства, любовь к животным.

Предварительная работа: 

  • рассматривание картины;
  • беседа; наблюдения;
  • чтение стихотворений, художественных произведений;
  • дидактические игры и упражнения на описание;
  • совместная деятельность – использование приёма совместного рассказывания;
  • загадки о животных, уточняющие внешние признаки (описательные загадки);
  • песенки, потешки о животных.

Материал: картина «Собака со щенятами», шапочка для пса, лента.

ХОД ЗАНЯТИЯ

        В уч.зоне картина «Собака со щенятами»

Воспитатель:   

- Ребята, совсем недавно, Вика рассказала мне, что очень хочет, чтобы у неё появился друг. Но этот друг необычный. Вы узнаете о ком идёт речь после того, как угадаете вот такую загадку: «Кто громко лает, а в дом не пускает?»

Дети: Собака.

Воспитатель:   

Правильно. Почему вы решили, что речь идёт именно о собаке, а не о другом звере?

Дети: Потому что лают собаки. Собака сторожит дом своего хозяина и не пускает чужих людей. Собака друг человека.

Воспитатель:   

- Верно. Вы все правильно говорите. Собака может быть верным доугом человеку. О собаке и мечтает Вика, но знает о ней совсем мало, а ей так хотелось бы знать побольше о четвероногом друге. Ребята, что делать? Как быть? Как помочь Вике?

Дети: рассказать про собаку со щенятами, составить рассказ.

Воспитатель:   

- Посмотрите, перед нами картина, мы сможем составить интересный, увлекательный рассказ и таким образом поможем Вике узнать больше о любимом животном. Начнём. Сейчас послушайте небольшой рассказ по картине.

- Это собака со щенятами. Собака большая, чёрная, лохматая, добрая. У собаки двое щенят. щенки маленькие, пушистые, неуклюжие. Один лежит около мамы. Другой стоит и смотрит на воробьёв. В миске еда. К миске с едой прилетели воробьи. Воробьи не улетают потому, что не боятся собаки и щенков.

- Кто из вас попробует составить рассказ?

        (Заслушиваются рассказы детей.)

Воспитатель:   

- Чей рассказ вам понравился больше всех?

        (Ответы детей(

Физкульминутка

Воспитатель:   

- А теперь я предлагаю поиграть вам в замечательную, всеми известную игру, которая называется «Лохматый пёс».

Лохматый пёс

(В игре участвуют вся группа детей)

Дидактическая задача:

  • учить детей по-разному обозначать предметы в игре.

Материал: шапочка для пса, лента.

Руководство. Воспитатель собирает детей около себя и говорит:

- Сегодня мы поиграем в игру  «Лохматый пёс». Кто-нибудь будет псом. Он ляжет на травку. Травка – это наш коврик. Пёс положит голову на лапы и будет понарошку дремать. Все остальные будут просто детьми. мы подойдём к псу, разбудим его, пёс на нас залет, а мы убежим и спрячемся. тут будет наш домик.

(Воспитатель берёт ленточку и располагает её в противоположном углу групповой комнаты). затем выбирается ребёнок на роль пса. Все смотрят, как пёс ложится на травку и притворяется спящим. Затем на цыпочках, гурьбой ребята подкрадываются к псу.

Воспитатель:   

- Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувший нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

        Воспитатель некоторое время выжидает, не захочет ли кто-либо из детей сам разбудить пса. Если дети этого не делают, он подсказывает.

Воспитатель:   

- Саша, дотронься, разбуди.

        При необходимости подсказывает и псу, что хорошо бы порычать по-собачьи, залаять, а затем бежать за детьми. Все убегают, прячутся.

Молодого злого пса

В нос ужалила оса.

Не шуми, - сказал я псу, -

Прогони скорей осу.

Рассказывание по картине «Зайцы»

Воспитатель Чернова В.Г.

Программные задачи:                                                                                        связная речь:

  • учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой (2-3 предложения) описательный рассказ по картине;                                                                словарь и грамматика:
  • обогащать словарь за счёт употребления частей речи: существительных, прилагательных, глаголов;
  • активизировать словарь: пушистая, мягкая, густая, шерсть, короткий хвост, задние лапки длиннее передних;                                                                звуковая культура речи:
  • звук [з] «Полёт осы» з-з-з; звук [с] «Насос» с-с-с; звук [ш] «Звук лопающегося пузыря», «Гусь шипит» ш-ш-ш.

Предварительная работа: на кануне занятия картина вносится в группу за 2 дня. Дети знакомятся с картиной. Воспитатель организовывает рассмотрение картины. Иллюстрации с изображением зайцев (зимой, летом). Обратить внимание на внешний вид животного. Знают сказки «Теремок», «Колобок» и «Петух и лиса».

Материал: картина, мягкая игрушка зайца, морковь.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

        

Воспитатель:   

- Маша хочет чтобы вы рассказали

Дети: Давайте расскажем про зайцев.

Воспитатель:   

- Дети посмотрите, что изображено здесь на картине?

Дети: Зайцы.

Воспитатель:   

- Вот послушайте меня, сейчас очень внимательно, что буду вам рассказывать. На нашей картине изображён зимний лес, везде кругом бело, а ещё мы здесь видим 2-х зайчат. Это и есть детки нашей мамы-зайчихи. Посмотрите, какие здесь зайчата, они маленькие, шерстка у них белая, густая, тёплая.  У зайцев есть два уха. Также обратите внимание, что передние лапы у них намного короче, чем задние. А ещё у них есть хвостик. Правда, они очень короткие, почти не заметные.

- Дети, мне кажется, что зайчики очень хотят, чтобы их погладили. Давайте подойдём  и погладим наших зайчиков.

        Воспитатель и дети поглаживают, и все вместе проговаривают: шерстка белая, тёплая, пушистая; уши длинные; хвостик коротенький, маленький.

Воспитатель:   

- Дети, а зайчиха-мама просит, чтобы кто-то из детей сейчас попробовал рассказать ей про  её зайчат.

Дети: рассказывают.

Воспитатель:   

- Замечательно, маме-зайчихе очень понравился ваш рассказ. И за это мама-зайчиха попросит вас поиграть с ней.

Игра «Зайцы и лиса»

Воспитатель:   

- Ну и это ещё не всё. Мама-зайчиха приготовила вам морковку, очень полезную для нашего здоровья. Угощайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...