Занятие в старшей группе по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Ивановой Нины Николаевны
воспитателя МДОУ "Детский сад №214 Г.Саратова"

по развитию речи

в старшей логопедической группе

на тему : «Ранняя весна».

Программное содержание: Расширять представления детей о характерных признаках ранней весны, учить находить эти признаки самостоятельно; расширять представление детей об образе жизни диких животных и птиц в зависимости от времени года; развивать точность  употребления имён существительных в роде, числе, падеже, навыки согласования существительных с прилагательными и существительных с глаголами; расширять предметный словарь детей, формировать диалогическую форму речи, развивать навыки синтаксического конструирования; продолжать учить устанавливать связи между явлениями природы и условиями окружающей среды; закреплять умение устанавливать причинно- следственные связи, воспитывать бережное отношение к природе.

Коррекционная работа: Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; развивать зрительное и слуховое внимание, память, совершенствовать  словесно- логическое мышление, развивать мимику, общую и мелкую моторику; осуществлять контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи, формировать «языковое чутьё»; продолжать учить употреблять обобщающие понятия; развивать элементы саморасслабления и умение выражать различные эмоциональные состояния.

Словарная работа: Закреплять в словаре детей названия перелётных птиц: жаворонок, скворец, кукушка,ласточка; названия диких животных: медведь, ёж, барсук, лиса, белка; признаки ранней весны: небо голубое, высокое, чистое; облака белые лёгкие; солнце яркое, пригревает; деревья «оживают», почки набухают; снег темнеет, тает; появляются сосульки. Ввести в словарь детей новые сложные слова: ледоход, проталины, капель.

Оборудование: Иллюстрация «Ранняя весна», наборы картинок для игры «Четвёртый лишний», ёлочки, деревья, игрушка  Лесовичок, мостик, река, маска «Солнышко», печенье «Жаворонок».

Предшествующая работа: Беседа о признаках весны, разучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций; разучивание пальчиковой гимнастики.

Методика проведения занятия:

Организационный момент.

 Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети заходят в группу, встают полукругом. Воспитатель читает стихотворение о весне С. Маршака:

Снег  теперь уже не тот,

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете,о каком времени года это стихотворение? Сегодня мы с вами поговорим о ранней весне. Чтобы увидеть пробуждение природы, отправимся в лес в гости к Лесовичку.

Словарная работа. Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Но, кажется, перед нами препятствие: река просыпается ото сна, лёд трескается, и по реке плывут большие льдины. Это явление называется «ледоход». Кто может повторить , как называется это явление? (активизация)

Чтобы переправиться через реку, давайте построим волшебный мостик, а для этого нам нужны крепкие сильные руки и ловкие пальчики. Вспомним пальчиковую гимнастику «Мостик».

Над бурливою рекой (пальцы разведены в стороны)

Мост построим мы такой (мост)

Дети по нему пойдут (человечки идут)

И в весенний лес придут (деревья).

Вот мы и построили мостик (воспитатель кладёт на «реку» «мостик», дети переходят по «мостику».

Задание детям. Активизация имеющихся знаний. Составление простых предложений по картине. Формирование языкового чутья.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес Посмотрите, как здесь красиво! А вот и Лесовичок нас встречает.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Лесовичок: Я хочу познакомить вас с весенним лесом. Есть у меня волшебное окошко, заглянув в которое, вы увидите все признаки ранней весны.

Воспитатель открывает иллюстрацию «Ранняя весна» и задаёт детям вопросы:

-Ребята, посмотрите, какое небо ранней весной? (голубое, высокое, чистое; облака белые, лёгкие).

-Что происходит с солнцем? (ярко светит, греет, припекает).

-Какой стал день? (день длиннее , ночь короче).

-Посмотрите, что происходит со снегом? (рассказывает воспитатель, активизирует детей: темнеет, тает, открывается земля- это проталины; появляются сосульки, днём с них капает вода- в природе это явление называется « капель»).

-Обратите внимание на деревья. Что вы заметили? (деревья «оживают», набухают почки).

-Что можно сказать о птицах? (возвращаются перелётные птицы: жаворонки,ласточки, скворцы, кукушки).

-Как ведут себя дикие животные? (медведи, ежи, барсуки просыпаются от зимней спячки; у медведицы появляются медвежата; зайцы , лисы, белки линяют).

Все эти явления происходят ранней весной. В народе есть пословица: Зима снегом богата, а весна- водой. Как можно объяснить эту пословицу? (зимой много снега, а весной снег тает и превращается в воду).

Физминутка с элементами психогимнастики «Таяние сугроба».

Лесовичок: Ребята, у меня в лесу остался последний снежный сугроб. Помогите мне растопить его.

Воспитатель: Лесовичок, у наших ребят доброе, горячее сердце, они могут не только растопить сугробы, но и превратить обычные слова в ласковые. Посмотри, как это у нас получается.

Дидактическая игра : «Ласковое слово на ладошке»: 

Солнце- солнышко, облако- облачко, дерево- деревце, день- денёк, птица- птичка, заяц- зайчик.

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».

Воспитатель:  Ребята, Лесовичок предлагает нам поиграть в игру «Четвёртый лишний». Дети садятся полукругом на стульчики. Предлагаются наборы картинок:

·         Ласточка, ворона, кукушка,скворец;

·         Медведь, ёж, заяц, барсук;

·         Сосульки, проталины, ледоход, сугроб.

(Дети находят лишнюю картинку, обосновывают свой ответ).

Активизация знаний об охране  природы.

Лесовичок: Ну что ж , ребята, вижу, что вы много сегодня узнали нового, всё правильно отвечали. А умеете ли вы беречь природу? Как надо вести себя в лесу ранней весной? (не ломать ветки деревьев, не ломать кустарники, не кричать в лесу, не разводить костры).

Воспитатель: Пора нам прощаться с тобой, Лесовичок. Спасибо тебе. До свидания!

Дети проходят по «мостику».

Итог занятия.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. О чём мы с вами сегодня говорили? (о ранней весне). Через несколько дней , 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день равен ночи, по старому русскому обычаю отмечали день прилёта жаворонков, пекли фигурки жаворонков, пели  « заклички», угощали фигурками гостей. Вот и мы позовём весну:

Жаворонки прилетите,

Весну принесите,

Зима надоела

Весь хлеб поела.

Воспитатель подводит итог занятия и приглашает детей на чаепитие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...