Учим стихи - развиваем речь.
методическая разработка по развитию речи по теме

В представленном материале содержится информация о значении заучивания стихов для общеречевого развития детей, приемы лучшего запоминаня, приводятся примеры стихотворений для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_stihi__razvivaem_rech.docx65.86 КБ

Предварительный просмотр:

Учим стихи и развиваем речь

Заучивание стихов развивает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями. Мы приводим здесь стихи, которые лишены назидательного тона, а потому особенно нравятся детям. Знакомство с ними развивает чувство юмора, учит понимать шутки.

Не менее важно научиться воспринимать оттенки интонации.

С помощью различных интонаций мы расцвечиваем речь множеством смысловых и эмоциональных оттенков. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут полностью изменить смысл высказывания.

Как лучше запоминать стихи?

Психологами установлено, что у каждого человека свой индивидуальный способ восприятия и запоминания информации. Каждый человек владеет своими индивидуальными стратегиями знакомства с миром, своими индивидуальными предпочтениями. Индивидуальные предпочтения - врожденная характеристика, ее также невозможно изменить, как, скажем, цвет глаз. Это следует учитывать при заучивании стихов.

Одни дети с удовольствием воспринимают ритм стихотворения и запоминают его, не особенно вникая в содержание. Другим, чтобы запомнить, непременно нужно понимать значение слов. Так в одной семье старшая сестра в пять лет запомнила начало сказки Пушкина "О царе Салтане" после того, как ей прочли его, не задавая никаких вопросов взрослым, а младшая - в этом же возрасте - только после того, как выяснила: что такое сени, кто такая ткачиха, кто такая повариха и т. п.

Следует также учитывать индивидуальные предпочтения при выборе способа запоминания: одни дети легче запоминают, если им все стихотворение читают несколько раз, другим нужно заучивать по нескольким рифмующимся строчкам.

Есть дети, которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв картинку.

Надо сказать, что уже давно замечено, что заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание.

Стихотворения:развитие речи у детей

Б. Заходер
Песня черного кота.

Ученье - свет? Ха-ха! Ученье - свет?
Вот то-то в нем и проку нет!
Нет, для приличного кота
Куда приятней темнота,
Куда полезней темнота!

В темноте острее взгляд,
Благодушней мышки...
В темноте идут на лад
Темные делишки!

Кому тут нужен курс наук,
Когда дремучий лес вокруг,
Где даже соловьи - и те
Не смеют пикнуть в темноте,
В моей любимой темноте!

Кто боится темноты?
Лишь одни трусишки!
В темноте творят коты
Темные делишки!

Могу вам твердо обещать:
Я вас не стану просвещать -
Кто может сам ловить мышей,
Не станет мучить малышей!..

Набивайте - все подряд! -
Синяки и шишки,
Лишь бы шли у нас на лад
Темные делишки!


Б. Заходер
Час потехи.

- Ура! Как раз
Потехе час! -
Расхохотался Дикобраз.-
Ха-ха!

- Хи-хи! - сейчас же подхватил
Веселый Нильский Крокодил.-
Ха-ха! Хи-хи!
- Хе-хе! - откликнулся Жираф,
Высоко голову задрав.-
Хи-хи! Хе-хе!

- Хо-хо! - раздался хохот Льва.
- Уху! - отозвалась Сова.-
Хе-хе! Хо-хо! Уху! -
Смеялись все - и млад и стар.
Смеялся Ворон: - Кар-кар-кар! -
Смеялся Песик: - Гав-гав-гав! -
Кто веселится - тот и прав!

На небо поднялась Луна -
Заулыбалась и она.
По всей Земле: у вас, у нас, -
Везде настал потехе час!
Ха-ха! Хи-хи! Хе-хе! Хо-хо!
Уху-уху! Кар-кар! Гав-гав!


Д. Хармс
Веселый старичок.развитие речи у детей

Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:

"Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бух-бух!
Бу-бу-бу
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да трюх-трюх!"

Раз, увидя паука,
Страшно испугался,
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:

"Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гуль-гуль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да буль-буль!"

А увидя стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:

"Гы-гы-гы
Да гу-гу-гу,
Го-го-го
Да бах-бах!
Ой, ребята,
Не могу!
Ой, ребята,
Ах, ах!"


Г. Сапгир
Карманный фонарик.

- Есть у меня
Карманный фонарик.
- Карманный фонарик?
- Карманный фонарик.

- Тогда у меня -
Карманный комарик.
- Карманный комарик?
- Карманный комарик.

Гнездышко свил он
В кармане моем.
Вылетит вечером -
Песни поем:

Он тенором,
Я, разумеется, басом.
Я бас этот прячу,
Храню под матрасом.

В пустыне его
Я нашел как-то раз;
Наверное, лев
Потерял этот бас.

Есть у меня
И другая находка.
- Другая находка?
- Другая находка.

В круглой коробке
Живая Щекотка.
Однажды Щекотке
Удрать удалось.

Что было!.. Братишка
Смеялся до слез,
От хохота кот
По кушетке катался,
А я со щекоткою
Сладить пытался.

Хихикал комарик
В кармане моем...
Теперь я Щекотку
Держу под замком.

- Щекотка, подумаешь,
Вот у меня...
- Что у тебя?
- Что у меня?
В большом чемодане Сидит Болтовня!

- Сидит Болтовня?
- Сидит Болтовня.
Смешная,
Похожая на обезьянку.
Но я выпускать ее
Лучше не стану.
Иначе с тобою
Случится беда
И ты не умолкнешь,
Боюсь, никогда.


М. Яснов
Про мамонтов.развитие речи у детей

Стихи о том, как иногда
сочиняются стихи


Мамонт и папонт
Гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.

А внучонт
Сидел на крылечке
И свертывал хобот
В колечки.

И, взяв на колени
Тетрадь и пенал,
Пыхтел и стихи сочинял:

"Мамонт и папонт
Гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.

А внучонт
Сидел на крылечке
И свертывал хобот
В колечки.

И, взяв на колени
Тетрадь и пенал,
Пыхтел и стихи сочинял!"


Б. Заходер
Про летающую корову.

Очень многие
Считают,
Что Коровы не летают,
Так что я
Беру с вас слово:
Кто увидит, что Корова
Пролетает в вышине,
Тот,
Договорившись с мамой,
Пусть сейчас же телеграммой
(Лучше - срочной телеграммой!)
Сообщит об этом мне!



Б. Заходер
Если мне подарят лодку.развитие речи у детей

Если мне подарят лодку,
Ялик,
Гичку,
Самоходку,
Барку
Или хоть байдарку,
Как я буду рад подарку!

Я согласен и на джонку,
Катер,
Яхту,
Плоскодонку,
На каяк,
Каноэ,
Ботик,
В крайнем случае на плотик...

Буду рад
Катамарану,
Оморочке
И сампану.
Взял бы я охотно шлюпку
Или даже душегубку.

Лишь бы мне
На вольной воле
Плыть и плыть
В своей гондоле,
На вельботе,
На пироге -
Плыть без горя
И тревоги,

Лишь бы плыть и плыть часами:
Все равно - под парусами.
Иль с мотором,
Иль на веслах
В те края,
Где нету взрослых!
Повидаюсь с океаном,
Потягаюсь с ураганом
И вернусь обратно к маме -
Прямо к чаю с пирогами.



Я. Гернет, Д. Хармс
Очень-очень вкусный пирог.

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог.

Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости не идут.

Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек отломил.

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту съел.

Когда же гости подошли,
То даже крошек не нашли.


В. Лунин
Что хочется лошадке.развитие речи у детей

Очень хочется лошадке
Вместо сена и травы
Съесть на завтрак
Шоколадку
Или чуточку халвы.

Очень хочется лошадке
Торт слоеный на обед,
А на ужин
Сладкий-сладкий
Из пирожных Винегрет.

В крайнем случае,
Печенья
Хоть кусочек откусить...
Но не знает,
К сожаленью,
Как об этом попросить!


Б. Заходер
Ну и мышонок.

- Мам! - сказал Мышонок.-
Дай-ка мне вина.
- ЧТО-О? - сказала Мышка.-
Вот тебе и на!
- Ну, - сказал Мышонок, -
Дай хотя бы пива!
- Фу, - сказала Мышка, -
Фу, как некрасиво!
- Пить-то мне охота,
Ма-мо-чка!
- На тебе, Мышонок,
Молочка.



Л. Модзалевский
Приглашение в школу.

Дети! В школу собирайтесь,
- Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь,-
Смотрит солнышко в окно!
Человек, и зверь, и пташка -
Все берутся за дела;
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит.
Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит...
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит!
развитие речи у детей


В. Лунин
Башмаки на дереве.

Однажды чудак,
Выходя за ворота,
Увидел на дереве
Черное что-то.

- Какая удача! -
Воскликнул чудак. -
Какой замечательный
Черный башмак!

Но горько добавил,
Смотря на него:
- Как жалко, что нету
Еще одного.

И тут - вот ведь счастье! -
Увидел чудак
Еще один
Черный-пречерный башмак.

А рядышком третий,
Четвертый
И пятый.
А сбоку качался
Башмак сероватый...

Чудак прошептал:
- Их сейчас я собью
И разом обую
Всю нашу семью.

Вот эти - сынишке,
Вот эти - жене,
А эти - большие -
Достанутся мне.

Из мокрого снега
Слепил он снежки
И начал снежками
Бросать в башмаки.

Но башмаки
Не попадали вниз,
А почему-то Ввысь поднялись.
И превратились
В черных ворон,
И улетели
С карканьем вон!


А. Усагев
В поход!

Иван Петушков собирался в поход,
Взял компас, палатку и бритву "Восход".
Тушенкой и пшенкой набил свой рюкзак,
Взял удочку, крючья, фонарь и гамак,
Бинокль и сеточку для комаров,
И сумку березовых дров.

На поясе - кружка, топор, котелок,
Под мышкой - подушка и спальный мешок.
Ружье с альпенштоком, конечно, в руках.
И Чайник-
Со свистом -
в зубах.

- В дорогу, туристы! -
Воскликнул Иван
И Чайник-Со-Свистом.
Упал под диван.
Он поднял его,
Но упал котелок,
И тут же в розетку
Попал альпеншток...

Иван задрожал,
Как под ветром трава,
Качнулся,
Чихнул -
И рассыпал дрова.
И вдруг зацепился за люстру крюком
И на пол упал с рюкзаком.

Иван Петушков закряхтел, застонал.
Иван заскрипел...
Но себя не поднял.
С тех пор, собираясь с друзьями в поход,
Себя Петушков никогда не берет!


А. Кушнер
Веселая прогулка.

Мы пошли по переулку
С дядей Колей на прогулку,
Покупали пирожки,
А попозже - петушки.

Три фигурных шоколадки,
Два пирожных очень сладких,
Заходили в магазин,
Там купили апельсин.

Пили соки: я - томатный,
Дядя Коля - виноградный,
А потом наоборот.
Чуть не лопнул мой живот!

Два молочных брикета -
Я отлично помню это.
Очень вкусным пряник был.
Остальное забыл.

Говорят, что дядя Коля
После той прогулки болен.
Как поправится, опять
С ним отправлюсь погулять.


А. Кушнер
"Не шумите!"

"Не шумите!"
А разве мы шумели?
Мы? Андрюша стучал еле-еле
Молотком по железной трубе.
Я тихонько играл на губе.
Пальцем книзу ее отгибая,
Таня хлопала дверью сарая.
Саша камнем водил по стеклу,
Коля бил по кастрюле в углу.
Кирпичом, но не громко и редко.
"Не шумите!" - сказала соседка.
А никто и не думал шуметь.
Вася пел, ведь нельзя же не петь!
А что голос у Васи скрипучий,
Так зато мы и сгрудились кучей:
Кто стучал, кто гремел, кто скрипел,
Чтобы он не смущался и пел!

Б. Заходер
Чья корзинка тяжелей.

Ходили два приятеля,
Ходили по грибы.
Ходили да ходили,
Устали от ходьбы.

В одну ходили сторону
И поровну прошли,
Да только вот не поровну,
Не поровну нашли.

В одной корзинке - белые,
И все как на подбор!
В другой - один-единственный
Трухлявый мухомор.

Сказал второй приятель:
- Ну что ж, не повезло.
Зато мою корзинку
Тащить не тяжело! -

Идут они обратно,
Идут они домой,
Бежит вприпрыжку первый,
За ним ползет второй.

Бежит вприпрыжку первый
С добычею в руке,
Второй едва плетется,
Хоть он и налегке.

Сказал второму первый,
Прощаясь у дверей:
- Пустая-то корзинка,
Выходит, тяжелей!


Б. Заходер
Помидор.развитие речи у детей

В огороде
Помидор
Взгромоздился на забор:
Притворяется,
Негодник,
Будто сам он -
Огородник!

Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!

Возмутилась тетя Репа:
- Это глупо и нелепо! -

Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!

Крикнул дядя Огурец:
- Безобразник! Сорванец!

Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!

Огорчился старый Лук:
- Не терплю подобных штук! -

Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!

Покраснел сорванец,
Устыдился наконец -
И скатился
Чин по чину
К огороднику
В корзину!


В. Левин
Грустная история о веселом слоненке.развитие речи у детей

Кого только нет у меня в лесу -
И заяц, и лось, и барсук!
И старый глухарь, услыхавши лису,
Взлетает на толстый сук.

И еж по дорожке бежит, семеня,
К хорошим друзьям на обед.
Но нету слоненка в лесу у меня.
Слоненка веселого нет.

Мне еж вышивает рубашку крестом
И песни мурлычет баском.
Лисица мой дом подметает хвостом.
Пчела угощает медком.

Синица летит надо мною, звеня,
И суслик - мой друг и сосед.
Но нету слоненка в лесу у меня.
Слоненка веселого нет.


Л. Усачев
Планета кошек.

Есть где-то Кошачья планета.
Там кошки, как люди, живут:
Читают в постели газеты
И кофе со сливками пьют.

У них есть квартиры и дачи,
Машины и прочий комфорт.
Они обожают рыбачить
И возят детей на курорт.

Летают в заморские страны.
Находят алмазы с кулак.
Сажают на клумбах тюльпаны
И даже разводят собак.

Роскошная жизнь на планете
У кошек, котов и котят!
Но странные жители эти
Все время о чем-то грустят...

Как много игрушек хороших!
Как много пластинок и книг!..
Вот нет только кошек у кошек.
Ах, как же им грустно без них!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихи - развиваем память

Консультация для родителей по заучиванию стихотворений, развитие памяти...

Методические рекомендации для воспитателей «Учим стихи – развиваем память»

Методические рекомендации для воспитателей«Учим стихи – развиваем память»...

Методические рекомендации для воспитателей «Учим стихи – развиваем память»

Методические рекомендации для воспитателей«Учим стихи – развиваем память»...

Консультация для родителей Учим стихи-развиваем речь и память

В консультации представлены советы для родителей, как можно через заучивание стихотворений развивать рьчь и память ребенка...

«Учим стихи — развиваем речь и память»

laquo;Учим стихи — развиваем речь и память»...