Обучение старших дошкольников пересказу
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Кудрявцева Лариса Александровна

Материал для педагогического совета.

В  материале рассказывается о методах и приёмах, которые необходимо использовать на занятиях по обучению старших дошкольников пересказу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhdyy_pedagog_znaet.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый педагог знает, как не просто обстоит дело с пересказами литературных текстов. Попробуем разобраться в этой проблеме. Итак, что же такое пересказ?

Пересказ – это связанное изложение прослушанного ребёнком, какого либо художественного произведения. Как отмечают исследователи пересказ – это творческий мыслительный процесс, связанный с переработкой литературного текста:

- осознание связей и отношений смыслового содержания

- формирование наглядных образов, на основе словесного содержания

- анализ и переработка фактов

Виды пересказа:

         1.  Подробный, близкий к тексту.

          2.  Выборочный:

- по заданию педагога

- по иллюстрации

        3. Сжатый ( сокращение рассказа в той части, которая не имеет прямого отношения к цели занятия).

          4. Пересказ от лица героя.

Ставит ребёнка на позицию героя, помогают войти ему вовнутрь событий, уловить истинные взаимоотношения между героями. Одной из характерных особенностей данного пересказа является ярко выраженная личная сопричастность к событиям.

Для развития творческого начала исследователи предлагают использовать приёмы скрытого анализа произведения:

- словесно-режиссёрская игра

- словесное рисование

Словесно-режиссёрская игра помогает ребёнку раскрыть позицию внешних поступков героев, мотивировать их поведение. Игру проводят тогда, когда ребёнок знаком с произведением.

Словесное рисование – приём предполагающий детям описать словом, мысленно представить эпизоды произведения и героев в этих эпизодах.

Структура занятия по пересказу:

Первичное чтение художественного произведения без установок.

     Беседы по произведению.

    Повторное чтение произведения, с установкой на пересказ.

Пересказы детей (3-4 человека, с остальными индивидуальная работа)

Чтобы дети смогли вспомнить произведение и воспроизвести текст воспитателю необходимо задать детям вопросы для понимания:

-  содержание

- смысла

- языка

Вопросы могут быть следующими:

О чем   произведение?

Какие  герои встречаются в произведении?

Как они выглядят?

Как о них говорит автор?

Чем они занимаются?

Что произошло  с ними?

Какой герой понравился? Почему?

    Какой эпизод вам запомнился?    

    Чем все закончилось?

    Какая главная мысль произведения?

Большое значение необходимо придавать выбору произведений для пересказа.

Пересказ  - средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

  • полноценное и доступное содержание;
  • разнообразие жанров;
  • четкая композиция;
  • простой, но богатый язык;
  • небольшой размер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»...

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»...

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»...

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»...

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»...

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»...

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»...