Занятие по развитию речи в старшей группе "Что мы знаем о зиме?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Данное  занятие  разработано  с  внедрением технологии  ТРИЗ. К  детям  приходит  с  вопросом  мультипликационный  персонаж  Лунтик.На  занятии  использовано  большое  количесвто  игровых  приемов, художественного  слова. На  занятии  дети  закрепляют  знания  о  приметах  и  признаках зимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Программное  содержание:

  1. Закрепить  знания детей  о  зимних  признаках в  природе; Продолжать  учить  детей  согласовывать существительные  с  прилагательными, составлять описательные  загадки.
  2. Развивать связную  речь  дошкольников, логическое  мышление, внимание, память.
  3. Воспитывать культуру  поведения  детей  на  занятии.

Ход  занятия:

Дети  с  воспитателем  заходя  в  группу  и  здороваются  с  гостями на 3-ех языках (коми, английский, немецкий)

Описание   гостей:

- очаровательные

-с  модной  прической

- веселый  взгляд

- стильная  одежда

Педагог: ребята, вы  сейчас  нашли  для  гостей  разные  слова, поздоровались  необычно, как  вы  думаете,  какое  у  нас  будет  занятие: математика, лепка  или  речевое?

-Почему  вы  так  решили?

-Да , на  занятии  по  развитию  речи мы  придумываем  новые  слова, учимся  красиво говорить и приобретаем  новые  знания. А  если  знания  о  чем  - то  уже  есть, что  мы  можем  сделать?

Дети: рассказать кому – то, поделиться с  кем – либо.

Педагог: Не  хотите  ли  вы  сегодня  поделиться  с  гостями своими  знаниями?

А  в  гости  к  нам  пришли  не  только  воспитатели, но  и  Лунтик с  друзьями. Они  попали к  нам  зимой, а  о  зиме  ничего  не  знают: Кузя  говорит, что  зимой  очень  хорошо, Миле  зимой  холодно. Ну  а  Лунтик  теперь  в  раздумье: зима  - это  хорошо  или  плохо.

Поможем  им?

Наше  занятие  так  и  называется «Что  мы  знаем  о  зиме?» И  мы  всем  гостям  расскажем, что  знаем.

1 задание: Что  происходит  в  природе  зимой.

  1. Земля  покрывается  снежным одеялом
  2. Водоемы  застыли под  толстым  слоем  льда
  3. Не  поют  птицы, они  улетели
  4. Деревья  не  растут, они  спят
  5. Насекомые  забились  в  щели
  6. Люди  одевают  теплые  шубы

2  задание не  менее  легкое, будьте  внимательны: закончи  предложение  о  зимних  приметах.

  1. Если  на  вечернем  небе  много  звезд – жди  мороза
  2. Кошка  скребет  пол – будет  метель
  3. Сока  в  снегу  валяется – не  за  горами  вьюга
  4. Галки  вьются  в  воздухе- к  снегопаду
  5. Если  много  снега- будет  много  хлеба

Педагог: А  сейчас  я  предлагаю гостей  наших  развлечь стихотворением  «Снегопад», а  расскажем  мы  его  эхом.

Дети  садятся  на  стулья

Педагог: Ребята, мы   с  вами  знаем  много  о  зимних  месяцах, а  Лунтик  с  друзьями  нет. Давайте  расскажем им  об  этом.

- Декабрь – год  кончает, зиму  начинает. Декабрь  называют  студинец, так  как  он  самый студеный, холодный.

- Январь – году  начало, зиме  середина. Январь  крыша  зимы или  верхушка. И  это  самый  снежный  месяц  в  году.

-Февраль – в  феврале  2  друга- метель  да  вьюга. Февраль  лютый  спрашивает «как  обутый?». В  феврале  дуют  ветры  почти  каждый  день.

Ребята, а  как  вы  думаете, зима  - это  хорошо  или  плохо?

Высказывания  детей  о  плюсах  и  минусах  зимы.

Давайте  устроим  минуту  поэзии

Художественное  слово : «Снежинка», «Ах  как  весело  зимой», «Вьюга  нынче  потрудилась»

Педагог: следующее  задание очень  сложное: придумать  словосочетания.

  1. Что  бывает  зимним? ….. вечер, ветер, пейзаж, день, праздник
  2. Зимняя? Одежда, погода, картина, ночь
  3. Зимнее? Дерево, утро, небо, пальто

Физминутка

Педагог: ребята, я  предлагаю вам  игру  «Найди  сравнение»

  1. Лед  прозрачный как
  2. Вьюга  воет как
  3. Снег  белый как
  4. Сугроб  огромный  как

Разминка  для  ума «Четвертый  лишний». Будьте  внимательны.

Варианты:

  1. Медведь, еж, верблюд, конь
  2. Кенгуру, косуля, суслик, кит
  3. Жираф, олень, козлик, лось
  4. Лама, песец, заяц, еж

Переходим  к  составлению  загадок. Я  предлагаю  вам  выбрать любое  зимнее  явление

Снеговик

Белый, но  не сахар

Веселый, но  не  клоун

3-х этажный, но  не  дом.

Добрый, но  не Доктор  айболит

Прием ТРИЗ  «Чудесная  лесенка»

Рассказ  составляется  по  вопросам  педагога.

Предлагаю  отгадать  загадку, которую мы  придумали  с  другой  подгруппой

Рыжая, но  не  лиса

Прыгает  по  веткам, но  не  воробей

Сушит  грибы, но  не  бабушка  (белка)

Рассказ  про  белку  составляет  ребенок с  помощью  чудесной  лесенки.

Итог: Ребята, скажите. Смогли ли  мы  убедить  Лунтика, что  зима  интересное  время  года?

Что  для  вас  было сложным – какое  задание.

Значит  над  словосочетаниями  мы  еще  будем  с  вами  работать.

Спасибо ребята за  сотрудничество.