Роль фонематического восприятия в развитии речи дошкольника.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

 

Существует прямая зависимость  между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми,  испытывающими трудности в овладении элементами грамоты, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и развития умственных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazilevich_vv_ffn_i_razvitie_rechi.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль фонематического восприятия в развитии речи дошкольника

Базилевич В.В.

    Поступление ребёнка в школу –  важный  этап  в  жизни,  который  меняет социальную  ситуацию  его  развития, поэтому к обучению  в  1-ом  классе   ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети предшкольного возраста овладели,  прежде всего,  грамотной  фразовой,  развёрнутой  речью.

    Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

    Во многих общеразвивающих детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь учитель-логопед и воспитатели. Помимо коррекции речи с детьми занимаются  развитием  памяти,  внимания, мышления, общей и

мелкой моторики, обучают грамоте, и математике.

    Ряд учёных Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова доказали, что существует прямая зависимость  между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.

    Одной из основных задач педагогической работы с детьми,  испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и развития умственных способностей.

    В современной  методике обучения грамоте общепризнанным является

положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова  –

необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и  письмом.

    Исследования ряда  психологов,  педагогов,  лингвистов  (Д.Б.Эльконина,

А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, Г.А.Тумаковой  и др.  подтверждают, что  элементарное  осознание  фонетических  особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое  развитие  ребёнка  –  на  усвоение

грамматического строя, словаря, артикуляции и  дикции. Навык чтения формируется у  ребёнка  только  после  овладения  слиянием

звуков речи в слоги и слова. По мнению известного  психолога  Д.Б.Эльконина,

чтение  –  есть  воссоздание  звуковой  формы  слова  по  его   графической

(буквенной модели). К.Д.Ушинский отмечал, что сознательно читать и  писать

может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова. То есть, чтобы ребёнок  усвоил  письменную  речь  (чтение и письмо) и избежал многих ошибок,  следует  обучить  его звуковому анализу и синтезу.

    Но звуковой  анализ  и  синтез  должны  базироваться  на устойчивом  фонематическом  восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием, фонематическим слухом принято  называть   способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). По данным исследователей, эта способность формируется у детей   постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки  со  2-4 недели от момента рождения, в7-11 месяцев откликается на интонационную  сторону слова,  а  не  на  предметное  значение, это  так называемый период дофонемного развития речи.

    По данным Н.Х.Швачкина, к началу второго года  жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер  языкового  средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие  в его состав).

    Исследования А.Н.Гвоздева показали, что далее фонематическое  развитие  происходит  бурно,  постоянно  опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой  совершенствования произношения. Уже  к  концу  второго года  жизни ребёнок   пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

    Нам, педагогам-практикам не раз приходилось замечать, что несовершенное фонематическое восприятие,  отрицательно влияет на становление звукопроизношения и тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых  полноценное чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка  к анализу и синтезу речевых звуков,  т.е.  от  определённого  уровня  развития фонематического  слуха,  обеспечивающего  восприятие  фонем  данного  языка. Установлено, что если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

     При овладении элементами обучения грамоте в соответствии с введением ФГТ эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

         Готовность к обучению грамоте  заключается  в  достаточном  уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений  анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

     Так как наше дошкольное учреждение имеет приоритетное направление деятельности познавательно-речевое развитие детей, все педагоги изучили основы речевого развития дошкольников. Под звуковым анализом  нами понимается:

    1) определение порядка слогов и звуков в слове,

    2) установление различительной роли звука,

    3) выделение качественных основных характеристик звука.

Учёные отмечают, что фонематическое восприятие формируется в  период  от  года  до  четырёх  лет, звуковой анализ  –  в  более  позднем  возрасте. В  период  от  одного

года  до  четырёх  лет  развитие   фонематического   восприятия   происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

    В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных–согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких–глухих или мягких–твёрдых согласных). Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением. Одновременно с развитием фонематического восприятия  происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.

    Таким образом, только  при  чётком,  правильном  произношении,  можно  обеспечить

однозначную связь между звуком и соответствующей  буквой.  Заучивание  букв, когда их названия воспроизводятся неправильно,  приведёт  закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им  письменной речи.

    Необходимыми предпосылками для обучения грамоте  дошкольника  являются:

сформированное  фонематическое  восприятие,  правильное  произношение   всех

звуков родного языка,  а  так  же  наличие  элементарных  навыков  звукового

анализа.

                      Список использованной литературы

1. Варенцова  Н.С.,  Колесникова  Е.В.  Развитие  фонематического  слуха  у дошкольников. – М., 2007.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт,2009.

4. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий  воспитателя  в  детском  саду для детей с нарушениями речи. – М., 2002.

5. Жукова  Н.С.,  Мастюкова  Е.М.,   Филичёва   Т.Б.   Преодоление   общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2000.

6. Журова Л.Е., Эльконин  Д.Б.  К  вопросу  о  формировании  фонематического  восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста вла...

Роль фонематического восприятия в формировании речи детей.

Почему одни дети достаточно рано и без особых трудностей усваивают фонемы родного языка, а у других – звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно? В чем причина этих проблем? Разобраться в...

Консультация для воспитателей: "ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ."

ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ....

Роль фонематического восприятия в развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР

В данном материале дается понятие, значение и этапы работы по развитию фонематического восприятия у детей  с ОНР....

Роль фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста

Роль фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста...