Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

       В статье  раскрыты  психологические аспекты  процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый этап - глобальное чтение речевых единиц ; второй этап - формирование и совершенствование аналитического чтения. Подробно рассматриваются методы, приёмы и вспомогательные средства, направленные на усиление работы в этом направлении. Отмечены особенности работы на разных этапах, обусловленных сложной структурой дефекта у детей с нарушениями слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchnost_podgotovitelnogo_perioda_obucheniya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность подготовительного периода обучения

чтению дошкольников с нарушением слуха.

Сковородкина С. А. учитель – дефектолог

   дошкольного отделения школы – интерната

                                                                                                        I – II вида № 4  города Великий Новгород.

      С точки зрения психологии чтение представляет собой рецептивную (воспринимаемую) форму речевого общения, (по мнению Леонтьева А. А.) и складывается из двух взаимосвязанных и неразложимых процессов: техники чтения и понимания читаемого текста.( Егоров Т. Г. )   При этом следует подчеркнуть, что техника чтения сама по себе не есть ещё собственно чтение. Лицо, читающее текст или чтец должен понимать то, что он читает. Поэтому чтение представляет собой  ,,своеобразную мыслительную операцию” (Рубинштейн С. Л.)

     В последнее время чтение трактуется рядом исследователей как информационная активность, при которой путём набора условных символов передаётся информация от одного лица к другому. Приём и правильное понимание этих сообщений требует от чтеца также большой психической активности.

    Одной из главных задач воспитания и обучения глухого и слабослышащего ребёнка дошкольного возраста является – формирование такого сложного вида речевой деятельности как чтение. И нарушение слуха у ребёнка не может служить основанием для  лишения его такого важнейшего средства познания как чтение.

        Об этом свидетельствуют многочисленные наблюдения и эксперименты   Б. Д. Корсунской, Н. Д. Шматко, Л. Н. Носковой,  Л. А. Головчиц  и других авторов, которые подтверждают, что раннее приобщение глухих и слабослышащих детей к чтению, пусть в меньшем объёме, в обеднённом качестве, с использованием специальных методических средств и приёмов, играет огромную роль в общем развитии, воспитании чувств, становлении личности. Чтение требует высокого уровня произвольности психических процессов и оказывает мощное влияние на эстетическое, нравственное и умственное развитие ребёнка.

          Обучение процессу чтения, как особому виду речевой деятельности начинается на первом году обучения и проходит два этапа. До трёх с половиной - четырёх лет дошкольников с нарушением слуха  обучают в основном глобальному (слитному, целостному) чтению речевых единиц (слов или коротких фраз), написанных печатным шрифтом на табличках. Второй этап – это этап формирования  и совершенствование навыка аналитического чтения. (6-7 лет)

          Какие же приёмы и  вспомогательные средства используют учителя - дефектологи дошкольного отделения  для усиления работы в этом направлении.

                                                           Первый этап.

       Глобальное чтение предполагает не побуквенное или послоговое восприятие письменного слова, а восприятие слова  как своеобразного рисунка. Слово воспринимается детьми целиком, по табличке и пропечатанная речевая единица используется на данном этапе как вспомогательное средство в обучении языку.

         Иначе говоря, табличкой помечается каждый обозначенный устным словом объект, каждое действие, каждая ситуация, любое поручение. От детей ещё не требуется узнавание  букв или буквосочетаний в написанном слове, оно должно выглядеть для него как целостная цепочка графических знаков. Запоминая эти цепочки целиком, по длине, по чередованию каких-то кружочков, уголков, крючков, палочек, перекладинок и т.п., дети при сопровождении ими говорения усваивают слова. Вначале устное обозначение чего-либо и показ соответствующей таблички выполняются взрослым и ребёнком совместно, почти синхронно, а затем постепенно от ребёнка требуется выбор и подкладывание к предмету или картинке нужной таблички самостоятельно.

         Работа по формированию навыков глобального чтения проводится как на индивидуальных и фронтальных занятиях, так и в процессе организации режимных моментов. Обучение глобальному чтению – одна из сложных задач в формировании речи дошкольников с нарушением слуха, так как этот вид речевой деятельности предполагает организацию произвольной деятельности, анализ и последующий синтез элементов графического образа слова.

         Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы – это разнообразные игры и упражнения на развитие:

- зрительного восприятия;

  1. внимания;
  2. зрительной памяти;
  3. понимания содержания читаемого.

        Целесообразно использовать дидактические игры, целью которых является прослеживание дорожек, выкладывание узоров из мозаики по образцу, декоративное рисование. Важно также обеспечить мотивацию использования табличек с напечатанными словами и фразами, что можно достичь в процессе проведения игр с куклами и игрушками – животными. Это такие игры как:

  - ,,Лабиринты,” ,,Кто, где живёт?”

  - ,,Лото,” ,,Найди по контуру,”

  - ,,Что пропало?,” ,,Найди по силуэту,”

  - ,,Найди место куклам,” ,,Парные картинки , ”  и многие другие.

По нашему мнению, именно игра, как ни один другой вид деятельности, стимулирует усвоение ребёнком названий тех игрушек и предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт.

      Для  расширения знаний и представлений по теме чтения,  для углубления наглядно – чувственного опыта детей, для сообщения новых сведений о явлениях и событиях окружающего мира в подготовительную работу  включаем  преднамеренные  наблюдения  и экскурсии. Например, для понимания  табличек о весне надо иметь реальное представление о признаках наступления этого времени года: снег тает, почки надулись, скворечник, бегут ручьи и другие.  Используем   предметно – практическую деятельность, а затем организовываем  демонстрацию рисунков, построек,  поделок. Широко используем  макетирование  улиц, перекрёстков,  города,  зоопарка.

       С четырёх лет при обучении глухих детей чтению в качестве вспомогательной используется дактильная форма речи. Дактилология необходима для анализа письменного слова и запоминания его структуры и позволяет сформировать технику чтения в более короткие сроки.

         Особое внимание педагоги уделяют  развитию пальцевой моторики как с целью создания моторно – двигательной основы речи, так и для овладения в дальнейшем дактильной формой речи. У малыша не сразу всё получается, пальцы ,,не слушаются”, и тут педагоги своей рукой помогают сложить пальцы в нужное положение.

        В речевом развитии слабослышащих дошкольников дактилология используется в меньшем объёме, главным образом для уточнения структуры слова, исправления неправильностей в чтении и письме. Но, как правило, дактильная форма речи используется в работе с глухими и слабослышащими детьми со сложными недостатками развития или с теми, кто длительное время не овладевает аналитическим чтением, у кого низкий уровень познавательного развития.

Усвоение дактильных знаков пойдёт легче и естественнее, если  вместо механического запоминания их по таблице – азбуке, обратиться к запоминанию коротких слов. Нужно выбрать наиболее обиходные слова, такие, которые пригодятся на первых этапах общения с ребёнком. (на, иди ,дай, мама, папа, тётя, имена детей, баба, дом, шар, юла,  ешь, пей, там, тут, вот) . Упражняясь в дактилировании первых слов, мы не только проговариваем их с ударением, которое является важнейшим условием для формирования у ребёнка правильного произношения, но и придаём своему лицу выражение, соответствующее характеру высказывания. Выражение лица заменяет неслышащему ребёнку отсутствующую интонацию, облегчает понимание слова и помогает в работе над ритмической и интонационной стороной речи.

          Для эффективного  обучения глобальному чтению, педагоги  также используют разнообразные условия применения табличек, варьируют сопоставление слов на табличках, начиная от резко различающихся слов до близких и сходных по буквенному составу. Например, вначале:   мяч и кукла, юла и машина, а потом машина и мишка, покажи и положи и другие .

           Темпы овладения глобальным чтением у дошкольников с нарушениями слуха различны. Так же отмечаются большие индивидуальные различия в количестве глобально воспринимаемых слов и фраз. Большинство детей к концу года могут различать слова при выборе из 2-4 и несколько коротких фраз по основным темам.     Чтобы ускорить темп овладения глобальным чтением учителя в своей работе используют книжки – самоделки. 

Сначала книжки – самоделки составляются без учёта определённой темы, а включается тот материал, который чаще всего встречается ребёнку в жизненной ситуации. Из своего опыта мы знаем, что первые книжки – самоделки – это игрушки и близкие ребёнку люди, его семья.  Дети радуются, когда видят себя и своих близких,  гладят фотографии, читают  соответствующие подписи (мама, папа, Илья, Назар, бабуля, дедуля)  с особой  нежной интонацией. По мере накопления словаря, к картинкам даются двух – трёхсловные подписи. (Вот мама Ира, это папа Юра и т.д.)

При работе с книжками – самоделками мы используем несколько вариантов работы:

- Поручения: дай, покажи, нарисуй…

- Ребёнок демонстрирует действие;

- Можно закрепить речевой материал дома;

- Можно разделить книжки – самоделки на листы и применять их для развития слухо –зрительного восприятия, затем и по развитию слухового восприятия.

             С первого дня педагоги приучают ребёнка к правильному обращению с книгой: чтобы ребёнок аккуратно открывал и закрывал книгу, бережно переворачивал страницы, не загибал углы и, кончив читать, клал книгу на место.

            Таким образом, с помощью педагогов ребёнок  сопряжено проговаривает и накапливает пассивный словарь в форме глобального чтения, который позже перейдёт в активный.

                                                            Второй этап.

         В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию навыков аналитического чтения. Проводится на фронтальных и индивидуальных занятиях. Переход к обучению технике аналитического чтения оказывается возможным только после накопления детьми запаса слов, воспринимаемых глобально, целостно, значения которых дети хорошо понимают. Поэтому важным в отношении начинающего читать ребёнка - дошкольника  с нарушением слуха считаем:

  1. актуальность сведений, которые он может почерпнуть из текста;
  2. доступность излагаемого содержания;

- объём информации и самого текста;

    Информируя, текст обучает, ориентирует, формирует представления и образы, вырабатывает

    ценности и установки, программирует стратегию деятельности, закрепляет навыки

    поведения. С точки зрения психологии, информативность текста измеряется не общим

    количеством информации,  содержащейся в сообщении, а  лишь тем её количеством, которое

    стало достоянием   ребёнка   дошкольного  возраста,  школьника  или  подростка.

-  материал  должен соотноситься с возрастными возможностями детей;

  1. материал должен быть интересным и привлекательным по самому оформлению;
  2. посильным с точки зрения звукопроизношения, навыков зрительного восприятия и

   техники чтения;

- материал должен нести воспитательную нагрузку.

      При подготовке к занятиям анализируем речевой материал по степени его доступности и постепенного усложнения отрабатываемого словаря и фразеологии, продумываем игровые моменты и занимательные упражнения, индивидуальную помощь ребёнку в случае затруднений, учитываем эмоциональный настрой и адекватную реакцию на любые отношения  детей к прочитанному.

      При переходе на аналитическое (дактильное) чтение на табличках с печатным шрифтом устанавливаем надстрочные знаки, помогающие формировать навык плавного чтения, соблюдения ударения, пауз и правил орфоэпии.            

       Обязательным элементом обучения аналитическому чтению является проверка понимания прочитанного. С этой целью  мы используем такие методы как:

репродуктивные - ответы на вопросы, подбор картинок, предварительное

                                  рассказывание,  демонстрация действий, повторное чтение с

                                  драматизацией, зарисовки и т.п.;

проблемные        - вставить недостающие буквы, вставить пропущенные слова, заменить

                                 картинки словами, выяснить «Почему?» или   «Зачем?»;

творческие          - зарисовки, драматизации, составление нового текста с другими

                                 действующими именами или лицами, пересказ по серии картинок на

                                 тему, пересказ по вопросам,  пересказ по аналогии.

        Работаем с разрезной азбукой по образцу или  по памяти . Складывание из букв разрезной азбуки при опоре на табличку способствует запоминанию слов, их анализу.   Одним из средств усвоения звуко-буквенной структуры слов также является письмо слов печатными буквами, которое вначале носит характер списывания. Эти виды работы с детьми помогают сформировать ряд  других умений, которые включены в содержание раздела, относящегося  к обучению чтению: звуковой, слоговой анализ и синтез, овладение структурой слогов и слов разной сложности. Дети должны научиться громкому, чёткому и внятному чтению (с соблюдением акцента на ударном слоге и паузы между предложениями) слов, фраз в текстах букваря, выполнению заданий, написанных печатным шрифтом.

        Для формирования графомоторной функции широко используем материалы лингводидактического комплекса.  Комплекс состоит из трёх комплектов лингводидактических средств обучения, а также  раздаточных предметных и демонстрационных материалов к ним. Предназначен для обучения речи, обучения коммуникативным навыкам детей  с ограниченными возможностями здоровья.

      Дидактические материалы  для развития ритмико–интонационной стороны речи помогают формировать элементарную выразительность при чтении. Дети произносят с различной интонацией (боли, вопроса, осуждения, радости, жалобы) отдельные хорошо знакомые слова и фразы  по подражанию учителю, по ситуации и по картинке. ( Ура! Пришёл Дед Мороз!  Ай-ай, нельзя; упал; болит;  я хочу,  я не хочу    и другие).  

      Дидактический материал для формирования речи и речевого общения (серии картин из повседневной жизни детей,  коммуникативные игрушки) используем в работе  при проверке понимания прочитанного и усвоения словаря.     

           Для систематического чтения  используем произведения Виталия Бианки. На основе его творчества формируем художественный вкус детей, умение видеть и понимать красоту в природе, любовь к животному миру,  умение проявлять заботу о животных и птицах. Эффективному обучению чтения способствуют  книги Б.Д.Корсунской «Читаю сам»; учебное пособие Л. П. Носковой «Учимся наблюдать, говорить, читать, слушать»;  стихи Агнии Барто; русские народные сказки; книжки – самоделки, а также тексты, изготовленные в результате работы в творческой группе. В тексте пропущены опорные слова, на их место вставлены картинки или рисунки.  Большой размер текстов и картины к ним  помогают учить детей читать  строго по линии,  слева направо и полностью каждую фразу .

           В  случаях значительных трудностей в восприятии детьми слов и фраз мы используем пиктограммы как вспомогательное средство. Пиктограммы представляют собой  схематические рисунки, передающие значение слова, предложения.  Их использование способствует развитию символизации, важнейшего компонента языковой способности и развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.  Педагог может придумать и нарисовать  пиктограммы сам, учитывая, что в пиктограмме должны быть отражены особенности действия или свойств, присущих данному слову. Из пиктограмм мы составляем словосочетания, предложения, а также рассказы.

        Необходимо отметить наличие некоторых особенностей , которые выявляются  при обучении чтению детей с нарушением слуха.  Уже в среднем и старшем возрасте глухие и слабослышащие дошкольники  могут  испытывать трудности при формировании навыка чтения, обусловленных сложной структурой дефекта. Это:

1. Затруднения в понимании отдельных слов, сочетаний и коротких фраз. Особую сложность представляет лексика, отражающая переживания человека.  Например: мальчик обрадовался, мне понравился рисунок, Саша удивилась.  Эмоциональность рассказа или стихотворения интуитивно чувствуется детьми с нарушением слуха, но словесно без помощи взрослых (родителей , педагогов) обозначить свои чувства затрудняются.

2. Непонимание употреблённых в тексте местоимений. Местоимения он, она, его не всегда правильно соотносятся с существительными, на которые указывают.

3. Трудности в  понимании элементарной образной речи. И если дети читают описание природы, то не видят за художественным словом картины.

4. Трудность звукослияния: дошкольники со сложной структурой дефекта произносят отдельные звуки, а слоги получить не могут. В результате читают резким, грубым слогом и не могут объяснить, о чём читали. Скорость (темп) чтения остаётся очень низким.

5.Трудности запоминания слоговой структуры и звукового состава. Даже многократно повторяющийся на занятиях и в быту речевой материал не входит в активную речь детей.

6. Механизмы глобального чтения, которые формируются у большинства дошкольников с нарушениями слуха к 3-4 годам и становятся основой для последующего аналитического чтения, у детей со сложной структурой нарушений складываются намного позднее.                                                                                                                          7. Вследствие особенностей зрительного восприятия, недостаточно развитой  словесной памяти дети не запоминают письменные обозначения или смешивают близкие по графическим образам слова.

8.  Низкий уровень познавательной деятельности у детей,  что приводит к слабой  мотивированности обучения чтению. Исследование мотивов детского чтения глухих  дошкольников семи  лет показывает, что основным мотивом является мотив познания мира, затем следует второй по значимости мотив – коррекционный. Под ним исследователи предполагают  овладение новыми словами, развитие речи. Мотивы  узнать о жизни  автора,  эстетического удовлетворения  от чтения отсутствуют.

 

            Таким образом, можно заключить:

  1. Целенаправленная, специальным образом организованная работа по формированию навыков глобального и аналитического чтения позволяет сформировать  у детей с нарушением слуха  предпосылки для дальнейшего обучения чтению.
  2. Дети в период дошкольного обучения овладевают навыками техники чтения, способны к пониманию прочитанного, о чём свидетельствуют результаты педагогического обследования при переходе детей в  школу.
  3. Обучение глухих и слабослышащих дошкольников чтению становится мощным стимулом  в их речевом развитии и является одним из показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

  1. Дети со сложной структурой  дефекта несколько отстают  в формировании навыков чтения. Становление данной категории детей как читателей проходит медленнее и требует более серьёзного коррекционного воздействия со стороны сурдопедагогов, воспитателей, родителей, которые должны разъяснять смысл новых слов, помочь установить связи внутри словосочетаний, предложений и между частями текста.  

Литература:   1. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха./ Под

                            редакцией  Головчиц Л. А.  –М.: Граф Пресс, 2003 г.

                        2. Сурдопедагогика./ Под ред. Речицкой Е. Г. –М.: Владос, 2004.

                        3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. –М.: Академия, 2002.

                        4.  Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. – М.: Владос,  2001 .

                        5. Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих

                            дошкольников к обучению в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

                            заведений. –М.: Владос, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.

Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает  проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

Консультация для воспитателей Тема : «Методы и приёмы обучения чтению детей с нарушениями слуха»

Консультация предназначена для воспитателей групп для детей с нарушением слуха. В консультации раскрыты основные методы и приёмы работы для формирования навыка  чтения у  детей с нарушением ...

«Обучение чтению детей с нарушением слуха»

При значительных снижениях слуха даже в условиях интенсивной ранней коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-зрительной, а тем более на слуховой основе. Для р...

Обучение речи дошкольников с нарушением слуха

Обучение воспроизведения услышанного в различном темпе с соблюдением ритма и интонации. Различение речи на основе её слушания.В материале изложены различные методы и приемы в работе с детьми с нарушен...

Мастер-класс:«Начальные этапы обучения чтению детей с нарушением слуха»

            При значительных снижениях слуха даже в условиях интенсивной ранней коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-...

"Подготовительный период обучения чтению у дошкольников"

Статья адресована родителям, в которой перечислены  умения и навыки, необходимые для результативного обучения ребёнка  чтению, и раскрывается понимание важности "добуквенного" перо...