Развитие речи дошкольников в условиях интеграции
статья по развитию речи на тему

 

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевых способностей дошкольников средствами интеграции разнообразных образовательных областей

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Образовательные области, выделенные в ФГТ, наряду с традиционными представлены и нетрадиционными областями, хотя их «нетрадиционность» весьма условна.

Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.

Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно:

- поведение и деятельность дошкольников представляют собой недостаточное дифференцированное целое;

- «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Образовательная деятельность осуществляется:

  1. В процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной
  2. В ходе режимных моментов;
  3. В самостоятельной деятельности детей;
  4. В процессе взаимодействия с семьями детей.

Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. 

На каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи развития и роль его должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой, показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность в собственных силах.

Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию грамматического строя речи, усвоению лексических форм происходит в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование. Наиболее эффективно усвоение речевых образцов идет если образовательный процесс выстроен по принципу проблемного обучения.

Проблемное обучение – это такая организация воспитательно-образовательного процесса, когда ребенок систематически включается педагогом в поиск решения новых для него проблемных вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение. Происходит активизация мыслительной деятельности, ребенок получает удовольствие от интеллектуальных усилий, у него проявляется уверенность в собственной компетенции. Повышенный познавательный интерес стимулирует речевую инициативу, что в сою очередь подкрепляется умением задавать вопросы. А потому надо развивать у детей навык построении разных моделей вопросительного высказывания. Для этого в жизнь группы целесообразно вводить игры, стимулирующие вопросительную активность ребенка («Спроси – мы ответим», «У кого больше вопросов?», «Почемучки», «Данетка»), викторины. Речевая работа во время экспериментальной, опытнической деятельности помогает обогащению, активизации и актуализации словаря. Происходит формирование  и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов. Эти грамматические конструкции ребенок усваивает на практике, в момент манипулирования предметами, что позволяет в дальнейшем быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими.

Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и с природой наблюдаемые детьми предметы и явления, их действия, признаки, отношения составляют объекты «изучения», а речь воспитателя, родителей, называющего то, что дети видят, является единственным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их речи, диалогической и монологической. Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст. Непосредственно образовательная  деятельность имеет целью помочь детям «заметить» их собственную речь, отнестись к ней как к объективно существующему явлению и постепенно научиться оценивать качество речи. Во время непосредственно образовательной деятельности, носящей название «Введение в грамоту», даются начатки грамоты.

Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создаётся предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием речевой активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Существуют фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы вне занятий. К обязательным фронтальным формам, отраженным в перспективных планах педагогов, можно отнести следующие:

- артикуляционная, в подготовительной группе - речевая гимнастика,

- речевые игры, упражнения и задания,

- игротека,

- речевые минутки,

- разучивание стихов.

При отборе материала педагогу необходимо помнить главное требование: игры, упражнения, задания  должны охватывать всех детей группы (активизировать максимальное количество детей).

Подгрупповая и индивидуальная работа планируются в зависимости от проблем в развитии речи одного или нескольких детей, выявленным в результате обследования и наблюдений.

Правила для смелых и упорных педагогов.

  1. Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда и не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
  2. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом,  или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  3. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла!
  4. После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их одним, более точным.
  5. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Совместная работа образовательного учреждения и семьи по формированию у детей грамматического строя речи.

(обсуждение)

  1. Каковы основные цели взаимодействия ОУ и семьи в вопросах речевого развития?

- объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка группы

- формировать у родителей желание помогать своему ребенку, содержательно общаться с ним

- уметь правильно реагировать на проблемы, помогать преодолевать их, а также радоваться достижениям и успехам своего ребенка

2.  Перечислите формы работы с родителями, приемлемые в ДОУ.

- индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящие в течение года;

- участие родителей в речевых традициях группы («Копилка слов», «Я дарю тебе словечко» и др.), обучающих семинарах, практикумах специалистов;

- работа воспитателей с подгруппой родителей, у детей которых обнаружены схожие (одинаковые) проблемы в речевом развитии;

- создание газеты, журнала для родителей, в котором освещаются вопросы речевого развития;

- игротека в детском саду при участии родителей;

- работа по созданию специального фонда материалов, обеспечивающих развивающее взаимодействие родителей с ребенком в домашних условиях;

- тематические родительские собрания.

3. Игровая минутка. Педагоги делятся на подгруппы по 3-4 человека. 1 представитель группы выбирает шарик, внутри которого задание. Лопание шариков происходит под музыку, без помощи рук.

«Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 7 слов-признаков к следующим словам: ветер, дождь, червяк, жук, ворона, метель, солнце, луна, кошка, лягушка. (Солнце – золотистое, лучистое, веселое, яркое, дорогое, теплое, великолепное, весеннее и т.д.).

Эта игра показала, что даже у взрослых могут возникнуть затруднения в поиске слов-признаков, определений, а что же тогда говорить о детях?! С ними эта работа должна проводиться ежедневно и планироваться как необходимый компонент прогулки, НОД, бесед с детьми.

3. Назовите основные направления работы, используемые в  играх и упражнениях по формированию у детей грамматического строя речи.

- Один-много – изменение окончаний существительных, образование существительных множественного числа родительного падежа, согласование числительных с существительными

- Разноцветный мир – согласование прилагательных с существительными

- Скажи ласково – изменение слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

 - Скажи где – употребление предлогов с пространственным значением.

- Игры со словами - изменение слов по частям речи и др.

В работе с родителями необходимо:

- поощрять стремление родителей к участию в жизни группы

- обращать внимание на роль речевого развития в полноценном формировании личности дошкольника и готовности его к школе

- провести родительские собрания по теме речевого развития с привлечением специалистов

- провести разъяснительную беседу о роли разговора, диалога в речевом и коммуникативном развитии ребенка

- подготовить цикл речевых игр по различным направлениям (фонетика, ГСР, связная речь, лексика), игр на развитие мелкой моторики для своего возраста, чтобы родители могли поиграть с детьми дома, составить листовки для родительских уголков

Вывод: только систематическая и планомерная работа педагогов, их заинтересованность в участии родителей помогут решить многие проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, а тем самым в хорошем усвоении ООП и так называемого стандарта, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников в условиях билингвизма

Развитие речи детей в условиях двуязычия....

"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ" (презентация)

Презентация доклада:"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ"....

Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Образовательная область "Развитие речи" в содержании ФГОС ДООсновная цель - Обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средств общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разны...

Тема: «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема: «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»...

Развитие речи дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Развитие речи дошкольника как необходимое условие успешного личностного развития....

Современные образовательные технологии по развитию речи дошкольников в условиях ФГОС ДО

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе...