РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Филичева Марина Геннадьевна
Важным условием успешного обучения ребенка в школе является развитие связной речи. Как помочь детям освоить важное умение в составлении связного высказывания? Существует ряд эффективных приемов, которые помогут в формировании этого умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem__umenie__sostavlyat__rasskaz__po__kartine.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ  УМЕНИЕ  СОСТАВЛЯТЬ  РАССКАЗ  ПО  КАРТИНЕ

Одной из важнейших задач при подготовке к обучению в школе  является развитие связной монологической речи.

Умение связно, последовательно, точно и образно  излагать свои мысли  лежит в основе всестороннего развития ребенка, помогает ребенку быть общительным, развивает уверенность в своих силах. По тому, как ребенок может строить свое высказывание, можно судить о степени его общего развития  и сформированности  речевых навыков. В процессе обучению детей составлению рассказов, у них формируются все компоненты речи, накапливается словарь,  формируется грамматический строй речи.

Монологическая речь психологически сложнее,  чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи, в то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательна, чем в процессе разговора, диалога.

Ребенок дошкольного возраста не может самостоятельно, без помощи взрослого овладеть всеми нюансами построения связного монологического высказывания.  Поэтому в период дошкольного обучения перед педагогом ставится ряд общих задач:

1. Учить детей рассматривать картину, правильно понимать ее содержание. Учить понимать тему высказывания, используя различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить.

2. Учить замечать в картине главное – подробно останавливаться на его рассматривании и описании; замечать важные детали.

3. Учить грамматически правильно оформлять предложения.

4. Активизировать и расширять словарный запас

5. Формировать у детей элементарные знания о структуре текстов разных типов. Использовать разные способы связи предложений в рассказе, обеспечивающих целостность и связность текста.

6. Воспитывать интерес к составлению рассказов.

При разработке конспектов занятий по составлению рассказов- повествований  по картине мы используем обобщенную схему,  позволяющую не допустить пропуска важных элементов обучения:

1. Накопление детского опыта для формирования представлений об описываемом событии (рассматривание живых объектов,  природных явлений; чтение художественной литературы по теме рассматриваемой картины; беседы воспитателя с детьми, для накопления, конкретизации знаний и установления причинно-следственных связей). Этот этап может быть вынесен в отдельное занятие или за рамки специально организованных занятий.

2. Подготовка детей к рассказыванию (беседа по содержанию картины;  речевые упражнения  для активизации и накопления словаря; речевой образец взрослого; мотивация рассказывания ребенком; рассматривание схем, таблиц, уточнение условных обозначений, если такие предполагаются в ходе занятия)

3. Речевая практика дошкольника – рассказывание (ей отводится основное время занятия)

4. Оценка детских рассказов (является дополнительным стимулом, и ориентирована на улучшение качества детской речи).

Работа по составлению рассказов по картине позволяет развить у старших дошкольников умение строить развернутое, законченное, композиционно и грамотно оформленное высказывание.

В качестве примера приводим конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа).