Главные вкладки

    "Весна, весна красная, приди весна с радостью, с великою милостью."
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Конспект занятия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc340 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                         

                                                                   

    Конспект мини-деятельности

    для детей подготовительной к школе группы

    Тема:

                Подготовила:

    Воспитатель структурного

    подразделения «Детский сад №18

    комбинированного вида» МДОУ

    «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

    Рузаевского муниципального района

    Москалева Екатерина Олеговна

    Цель: эмоционально-речевое развитие на основе фольклора.

    Задачи:

    1. Уточнение и расширение представления об одной из малых фольклорных форм русского народа - закличках;
    2. Формирование общечеловеческих ценностей у детей  дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа;
    3. Воспитание патриотизма, любви к природе, любви к наследию своих предков;
    4. Расширение кругозора детей;
    5. Закрепление знаний о природных явлениях.

    Материал: обрядовое дерево; ленточки, бумажные цветы, колокольчики для украшения дерева; слайды с изображением природных явлений; книга с закличками.

    Ход занятия

    Дети вместе с воспитателем входят в зал.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось в зале. Давайте со всеми поздороваемся.

    Дети: Здравствуйте!

    Проводится этюд  «Моё настроение» с элементом психогимнастики. С помощью мимики, жестов и позы дети изображают своё настроение, педагог помогает им подарить друг другу хорошее настроение:  

    Здравствуй друг!                                                            Как ты тут?                                                                                                                          Улыбнись ты мне,                                                             А я тебе.                

     Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в русскую старину. Посмотрите, какие мы с вами сегодня красивые. Мы одеты в такие же наряды, какие наш русский народ носил в давние времена.

    Встаньте рядышком, ребятки,                                                                             Вам сегодня расскажу                                                                                              Без утайки, по порядку                                                                                                    Быль, всё вам доложу                                                                                                            В одной дальней стороне,                                                                                                   В старорусской старине                                                                                                 Закликал народ честной                                                                                                       Приход Красавицы – Весны младой!

    Дети, как вы думаете, что обозначает слово «закликал»?

    Дети: Это значит «звал».

    Воспитатель: Верно. А для этого народ использовал специальные заклинательные песни, которые назывались «закличками». У русского народа через все календарные песни проходит закликание богатого урожая, для себя же дети и взрослые желали счастья и здоровья. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы. В стародавние времена существовала традиция обращаться к Весне с просьбами и делали это с помощью закличек. А сам праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами и колокольчиками.

    Посмотрите, у нас тоже есть  такое обрядовое деревце и сейчас мы его украсим.

    (Дети вместе с педагогом украшают деревце)

    Воспитатель: Такое дерево носили по всему селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где Весну кликают.    Предлагаем и нашим гостям завязать ленточки на этом дереве и загадать желание.

    (Дерево подносится к гостям, чтобы каждый смог его украсить лентой).

    Воспитатель: Молодцы! Теперь у нас всё как в стародавние времена. И сейчас, дети, мы повторим традицию русского народа обращаться к Весне и различным явлениям природы с закличками.                                                         Ребята, а какие явления природы вы знаете?

    Дети: Дождик, радуга, гроза, солнышко светит.

    Воспитатель: Правильно, ребята! После долгой зимы люди с нетерпением ждали прихода весны и звали её. Посмотрите на экран. Сейчас я прочитаю закличку, а вы запоминайте.

    Весна – красна!

    Жива – млада!

    Приди же к нам!

    К лесам и полям!

    Воспитатель: А теперь прочитаем все вместе. Молодцы! (Воспитатель обращается с просьбой повторить эту закличку к одному из детей).

    Воспитатель: Скажите, пожалуйте, какие птицы приносят нам весну?

    Дети: Весну приносят грачи!

    Воспитатель: Верно. Чтобы они побыстрее принесли весну, скажем такие слова:

    Грачи – киричи!

    Летите, летите!

    Дружную весну

    Несите, несите!

    (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально).

    Воспитатель: Посмотрите, какое весёлое солнышко светит нам весной!

    Солнышко – вёдрышко!

    Выйди из-за солнышка.

    Сядь на пенёк,

    Погуляй весь денёк!

    (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально).

    Воспитатель: Но не только солнышку радовались люди. Ждали и дождя, чтобы напитал он землю влагой и дал богатый урожай. Поэтому народ обращался к грому с такими закличками:

    Гром гремучий!

    Тресни тучи!

    Дай дождя

    С небесной кручи!

    (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально).

    Воспитатель: Когда начинается дождик, люди радовались ему и закликали:

    Дождик, лей, лей, лей!

    Будет травка зеленей.

    Вырастут цветочки

    На зелёненьком лужочке!

    (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально).

    Воспитатель: А после тёплого дождика на небе появляется чудесная радуга. Вот такую закличку кричали ей люди:

    Радуга – дуга!

    Не давай дождя!

    Давай солнышка

    Колоколнышка!

    (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально).

    Воспитатель: А когда устанавливалась хорошая погода, красные девицы и добрые молодцы выходили на улицу, водили  хороводы и играли в различные игры. В одну из таких игр мы сейчас поиграем. Она называется «Ручеёк». Это старинная русская игра.

    Звучит музыка, дети вместе с воспитателем играют в игру, а воспитатель произносит следующие слова:

    Ручеёк – ручеёк!                                                                                                  Лента голубая!                                                                                                              Ты бежишь, ручеёк,                                                                                                          Устали не зная!

    Ручеёк – ручеёк!                                                                                                        Оставайся с нами!                                                                                                              Мы с тобой, ручеёк                                                                                                         В салки поиграем!

    Ручеёк – ручеёк!                                                                                                      Дай воды напиться!                                                                                                           Не отпустим тебя -                                                                                                              Будем веселиться!    

    Воспитатель: Молодцы! А сейчас наше занятие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Скажите, что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

    Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы украшали дерево, говорили заклички, играли в «Ручеёк». Поэтому я хочу подарить вам на память о нашем занятии вот такую чудесную книгу. В ней собраны заклички русского народа. Посмотрите, какая она красивая. Это вам. А сейчас попрощаемся с гостями.

    До свиданья!                            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД "Приди, Весна, с радостью"

    Конспект непосредственной деятельности...

    Сценарий праздника «Приди, Весна, с радостью» (по следам Православного праздника Пасхи)

    Приобщить детей к русским традициям, православным праздникам. Воспитыфвать умение видеть прекрасное, развивать чувство гармонического восприятия мира....

    развлечение в старшей группе "Приди весна с радостью"

    Конспекты развлечений с региональным компонентом (Русские и бурятские традиции)...

    Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

    В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

    Конспект целевой прогулки в первой младшей группе «Приди, весна с радостью ! » (совместное с родителями мероприятие)

    Посеем цветок доброты в душе крохи!Пусть каждый ребенок России поймет:Сегодня он даст каждой птахе по крохе,И мир от его доброты расцветет…...

    Досуг с элементами фольклора с детьми средней и подготовительной группами «Весна, Весна красная, Приди, Весна, с радостью»

    Досуг с элементами фольклора с детьми средней и подготовительной группами«Весна, Весна красная,Приди, Весна, с радостью»...