Главные вкладки

    "Весна, весна красная, приди весна с радостью, с великою милостью."
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Конспект занятия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc340 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                         

                                                                   

    Конспект мини-деятельности

    для детей подготовительной к школе группы

    Тема:

                Подготовила:

    Воспитатель структурного

    подразделения «Детский сад №18

    комбинированного вида» МДОУ

    «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

    Рузаевского муниципального района

    Москалева Екатерина Олеговна

    Цель: эмоционально-речевое развитие на основе фольклора.

    Задачи:

    1. Уточнение и расширение представления об одной из малых фольклорных форм русского народа - закличках;
    2. Формирование общечеловеческих ценностей у детей  дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа;
    3. Воспитание патриотизма, любви к природе, любви к наследию своих предков;
    4. Расширение кругозора детей;
    5. Закрепление знаний о природных явлениях.

    Материал: обрядовое дерево; ленточки, бумажные цветы, колокольчики для украшения дерева; слайды с изображением природных явлений; книга с закличками.

    Ход занятия

    Дети вместе с воспитателем входят в зал.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось в зале. Давайте со всеми поздороваемся.

    Дети: Здравствуйте!

    Проводится этюд  «Моё настроение» с элементом психогимнастики. С помощью мимики, жестов и позы дети изображают своё настроение, педагог помогает им подарить друг другу хорошее настроение:  

    Здравствуй друг!                                                            Как ты тут?                                                                                                                          Улыбнись ты мне,                                                             А я тебе.                

     Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в русскую старину. Посмотрите, какие мы с вами сегодня красивые. Мы одеты в такие же наряды, какие наш русский народ носил в давние времена.

    Встаньте рядышком, ребятки,                                                                             Вам сегодня расскажу                                                                                              Без утайки, по порядку                                                                                                    Быль, всё вам доложу                                                                                                            В одной дальней стороне,                                                                                                   В старорусской старине                                                                                                 Закликал народ честной                                                                                                       Приход Красавицы – Весны младой!

    Дети, как вы думаете, что обозначает слово «закликал»?

    Дети: Это значит «звал».

    Воспитатель: Верно. А для этого народ использовал специальные заклинательные песни, которые назывались «закличками». У русского народа через все календарные песни проходит закликание богатого урожая, для себя же дети и взрослые желали счастья и здоровья. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы. В стародавние времена существовала традиция обращаться к Весне с просьбами и делали это с помощью закличек. А сам праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами и колокольчиками.

    Посмотрите, у нас тоже есть  такое обрядовое деревце и сейчас мы его украсим.

    (Дети вместе с педагогом украшают деревце)

    Воспитатель: Такое дерево носили по всему селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где Весну кликают.    Предлагаем и нашим гостям завязать ленточки на этом дереве и загадать желание.

    (Дерево подносится к гостям, чтобы каждый смог его украсить лентой).

    Воспитатель: Молодцы! Теперь у нас всё как в стародавние времена. И сейчас, дети, мы повторим традицию русского народа обращаться к Весне и различным явлениям природы с закличками.                                                         Ребята, а какие явления природы вы знаете?

    Дети: Дождик, радуга, гроза, солнышко светит.

    Воспитатель: Правильно, ребята! После долгой зимы люди с нетерпением ждали прихода весны и звали её. Посмотрите на экран. Сейчас я прочитаю закличку, а вы запоминайте.

    Весна – красна!

    Жива – млада!

    Приди же к нам!

    К лесам и полям!

    Воспитатель: А теперь прочитаем все вместе. Молодцы! (Воспитатель обращается с просьбой повторить эту закличку к одному из детей).

    Воспитатель: Скажите, пожалуйте, какие птицы приносят нам весну?

    Дети: Весну приносят грачи!

    Воспитатель: Верно. Чтобы они побыстрее принесли весну, скажем такие слова:

    Грачи – киричи!

    Летите, летите!

    Дружную весну

    Несите, несите!

    (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально).

    Воспитатель: Посмотрите, какое весёлое солнышко светит нам весной!

    Солнышко – вёдрышко!

    Выйди из-за солнышка.

    Сядь на пенёк,

    Погуляй весь денёк!

    (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально).

    Воспитатель: Но не только солнышку радовались люди. Ждали и дождя, чтобы напитал он землю влагой и дал богатый урожай. Поэтому народ обращался к грому с такими закличками:

    Гром гремучий!

    Тресни тучи!

    Дай дождя

    С небесной кручи!

    (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально).

    Воспитатель: Когда начинается дождик, люди радовались ему и закликали:

    Дождик, лей, лей, лей!

    Будет травка зеленей.

    Вырастут цветочки

    На зелёненьком лужочке!

    (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально).

    Воспитатель: А после тёплого дождика на небе появляется чудесная радуга. Вот такую закличку кричали ей люди:

    Радуга – дуга!

    Не давай дождя!

    Давай солнышка

    Колоколнышка!

    (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально).

    Воспитатель: А когда устанавливалась хорошая погода, красные девицы и добрые молодцы выходили на улицу, водили  хороводы и играли в различные игры. В одну из таких игр мы сейчас поиграем. Она называется «Ручеёк». Это старинная русская игра.

    Звучит музыка, дети вместе с воспитателем играют в игру, а воспитатель произносит следующие слова:

    Ручеёк – ручеёк!                                                                                                  Лента голубая!                                                                                                              Ты бежишь, ручеёк,                                                                                                          Устали не зная!

    Ручеёк – ручеёк!                                                                                                        Оставайся с нами!                                                                                                              Мы с тобой, ручеёк                                                                                                         В салки поиграем!

    Ручеёк – ручеёк!                                                                                                      Дай воды напиться!                                                                                                           Не отпустим тебя -                                                                                                              Будем веселиться!    

    Воспитатель: Молодцы! А сейчас наше занятие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Скажите, что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

    Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы украшали дерево, говорили заклички, играли в «Ручеёк». Поэтому я хочу подарить вам на память о нашем занятии вот такую чудесную книгу. В ней собраны заклички русского народа. Посмотрите, какая она красивая. Это вам. А сейчас попрощаемся с гостями.

    До свиданья!                            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД "Приди, Весна, с радостью"

    Конспект непосредственной деятельности...

    Сценарий праздника «Приди, Весна, с радостью» (по следам Православного праздника Пасхи)

    Приобщить детей к русским традициям, православным праздникам. Воспитыфвать умение видеть прекрасное, развивать чувство гармонического восприятия мира....

    Фольклорное занятие для всех возрастных групп «Весна ясная, приди, весна красная!»

    Фольклорное занятие для всех возрастных групп  «Весна ясная, приди, весна красная!»Автор: Селиверстова Е.А. музыкальный руководитель ГБДОУ №32 г. Санкт-Петербург Занятие разработано  для раз...

    Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

    В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

    "Весна - красна, приди весна"

    Развлечение для детей младшего дошкольного возраста...

    Досуг с элементами фольклора с детьми средней и подготовительной группами «Весна, Весна красная, Приди, Весна, с радостью»

    Досуг с элементами фольклора с детьми средней и подготовительной группами«Весна, Весна красная,Приди, Весна, с радостью»...