Главные вкладки

    "Культура речи ребенка рождается в семье"
    материал (развитие речи) по теме

    Павлова Ольга Александровна

    Папка-передвижка  в уголок  для родителей 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kultura__rechevogo__obshcheniya.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                         

                 Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

                  Детский  сад  №5 «Светлячок»  общеразвивающего  вида

                 с  приоритетным  осуществлением  эстетического  развития

             

                                                                                                               Подготовила

             воспитатель  

                                                                                                              Павлова  Ольга   Александровна

            Тяжинский

                 

                 

                                                                                             

    Ребенок  усваивает  речь  «материнско-отцовским»  способом, подражая  близким, поэтому  очень  важно,  чтобы  он  слышал  не  только  правильную, но  и  вежливую  речь.  Нередко  родители  называют  сына  «Вовка»,  дочь – «Катька».  Ребенок,  конечно,  не  обижается,  так  как  уверен  в  вашей  любви.  Речь  некоторых  детей  изобилует  разного  рода  оскорбительными  кличками,  конечно  же,  не  ими  придуманными. Если  ребенок  в  семье  слышит  «растяпа»,  «негодник»  и  прочие – эти  слова  прочно  входят  в  его  лексикон  и  никак  не  украшают  его  речь,  и  отношения  с  теми,  кому  они  адресованы.  Если  вы  ребенку  хотите  сделать  замечание,  постарайтесь  выбрать  тактичные  выражения  и  не  выговаривайте  ему  на  людях. Лучше  это  сделать,  оставшись  наедине  с  ним.

    Культура  речевого  общения  вносит  красоту  в  отношения  людей,  способствует  их  взаимопониманию.  Необходимо  обращаться  к  своему  ребенку  со  словом  «пожалуйста»,  благодарить  его, высказывать  одобрение  по  поводу  проявленной  вежливости. Выражения  «доброе  утро», «спокойной  ночи»  являются  неотъемлимой  частью  речевого  этикета  ребенка,  как  и  слова  «здравствуйте»,  «до  свидания». Слова  приветствия – норма вежливости, показатель  внимания  к  людям,  способствует  установлению  контакта. Приучите  ребенка,  когда  ему  понадобится  вещь, принадлежащая  другому  человеку, спрашивать  разрешения, например: «Мама, разреши  взять  твою  косынку?», «Таня,  можно  взять  твой  карандаш?»  и  т.п.

    Если  двухлетний  малыш  говорит  взрослому  «ты»,  в  его  устах  это  звучит  даже  мило.  Но  с  четырех  лет  дети  уже  должны  говорить  взрослому  «Вы».

    Мы  все  стремимся  к  тому,  чтобы  ребенок  чувствовал  себя  комфортно  в  любой  обстановке,  в  любой  речевой  ситуации,  чтобы  наши  дети  легко  вступали  в  диалог,  могли  с  достоинством  и  уважением  к  другому  аргументировать  свою  точку  зрения,  были  внимательными  слушателями, доброжелательными  собеседниками,  одним  словом, добрыми,  умными, интеллигентными,  коммуникабельными  людьми.    

    Родители  должны  помочь  освоить  правила,  регулирующие  поведение  говорящего  и  слушающего,  так  как  основные  проводники  в  мир  речевой  культуры – речевого  общения  только  взрослые,  от  которых  зависит  организация  содержательного  детского  общения. В  культурной  семье  никто  ни  на  кого  не  кричит, даже  не  повышает  голос,  ибо  каждый  видит  в  другом  личность. Культура  ребенка  рождается  в  семье,  её  не  могут  привить  ни  в  детском  саду,  ни  в  школе,  если  дома  царит  грубость. Пример  родителей  имеет  огромное  значение  в  овладении  ребенком  правилами  речевого  общения. А  развитие  правильной  речи – важное  условие  умственного  развития   детей.

    Проблема   готовности  ребенка  к  школьному  обучению  остается  актуальной.  Во – первых, повысились  требования  к  детям, поступающим  в  школу.  Во – вторых,  существует  возможность  выбора  обучения  ребенка  по  той  или  иной  программе  в  зависимости  от  уровня  подготовки  к  школе. В – третьих,  в  связи   с  изменением  социальных  условий   многие  дети  имеют  разный  уровень  готовности  к  обучению  в  школе  в  зависимости  от  того,  посещали  они  детский  сад  или  воспитывались  дома.

    Родителям  нужно  знать  уровень  готовности  ребенка  к школе  для  того,  чтобы  избежать  возможных  проблем,  связанных  с  адаптацией   ребенка  к  школе.

    Кто  может  определить  уровень  готовности  ребенка  к  школе? Профессионально  это  сделают  педагоги. Приблизительно  и  вы  можете  определить  это  сами,  если  воспользуетесь  нашими  рекомендациями:

      1. Игра  «Школа»

    Предложите  ребенку  поиграть  в   «школу». Обратите  внимание,  какую  роль  он  выберет.  Дети, готовые  к  школе,  как  правило,  выбирают  роль  ученика.  Им  интересно  заниматься  учебой,  писать,  считать.  Дети  с  несформирован-

    ной  учебной  мотивацией,  скорее  всего, выберут  роль  учителя,  будут  играть  в  поход  в  столовую,  в  «переменку»,  рисование  мелом  на  доске.

    Возьмите  новую  игрушку  и  дайте  ребенку  поиграть  в  неё  недолго  (около  минуты), а  затем  предложите  прочесть  сказку,  но  на  самом  интересном  остановитесь.  Спросите  ребенка,  чего  сейчас  больше  хочется:  поиграть  или  дослушать  сказку.  Ребенок  со  сформировавшейся  личностной  готовностью  к  школе  захочет  узнать,  что  же  произошло  с  героями  сказки  дальше;  малыш,  который  ещё  не  готов  учиться,  предпочтет  продолжить  игру.

    2. «Пересказываем  рассказ  или  сказку»

    Развитие  речи – важный  критерий  готовности  к  школьному  обучению. Ребенок  должен  уметь  пересказывать  небольшие  сюжетные  рассказы  (не  больше  6-7  предложений).  Попросите  его  пересказать  рассказ  либо  составить  его  по  картинкам  на  один  сюжет. Картинок  должно  быть  не  очень  много – 6-7. По  тому,  как  ребенок  рассказывает,  можно  оценить  его  умение  согласовывать  слова,  правильно  строить  предложения,  а  также  логику  рассказа – наличие  сюжетной  линии.

    3. «Играем  со  звуками»   

    Ребенок  с  хорошо  развитым  фонематическим  слухом  способен  слышать  и  различать  звуки,  соотносить  их  с  буквами,  правильно  их  произносить. Взрослый  просит  ребенка  назвать  первый  и  последний  звуки  в  словах:  «свет»  (оба  звуки  согласные),  «корма»,  «индюк», «езда».  Если  ребенок  часто  ошибается  и  не  замечает  своих  ошибок,  очевидно,  его  фонематический  слух  пока не  развит. Чтобы  узнать,  умеет  ли  ребенок  делить  слова  на  части  (слоги),  можно  воспользоваться  другой  игрой – «Раздели  слово».  Взрослый  говорит  слово,  а  ребенок  делит  его  на  части,  хлопая  в  ладоши.  

    4. «Четвертый  лишний»

    Ребенку  предлагают  ряды  из  четырех  картинок.  В  каждом  случае  он  должен  убрать  одну,  на  его  взгляд,  «лишнюю». Например, на  картинках:  стол,  стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.  Обязательно  попросите  ребенка  прокомментировать  выбор  «лишней»  картинки.

    5. «Аналогии»

    Игра  поможет  определить,  насколько  у  ребенка  сформированы  основы  словесно – логического  мышления. Ребенку  называют  три  слова.  Два  первых  из  них – пара. От  ребенка  требуется  подобрать  пару  к  третьему  слову  по  аналогии  с  первой  парой. Например: «день – ночь, лето - ? (зима)»;  «часы – время, градусник - ? (температура)» и  т.д.

    Если  ребенок  справляется  со  всеми  заданиями, допускает  не  больше  одной – двух  ошибок,  значит,  словесно – логическое  мышление  у  него  уже  сформировалось.

    6. «Закончи  предложение»

    Попросите  ребенка  закончить  предложения: «Если  выйдешь  на  улицу  зимой  без  одежды, то…»;  «Прошел  дождь,  поэтому…»  и  т.д.

                                

                                               

           

     

                                                               

                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Речевая культура ребенка рождается в семье»

    Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию. Необходимо обращаться к своему ребенку со словом «пожалуйста», благодарить его, высказывать родительское од...

    Консультация для родителей "Речевая культура ребенка рождается в семье".

    Педагог обращает внимание родителей на культуру общения в семье....

    Речевая культура ребенка рождается в семье

    Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его, приказываете ему. Вы воспитываете ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет д...

    Памятки для родителей «Как правильно читать с ребенком сказки», «Речевая культура ребенка рождается в семье»

    Культура общения ребенка рождается в семье, ее не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если в доме царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами речев...

    Культура ребенка рождается в семье

    Культура ребенка рождается в семье...

    Культура ребенка рождается в семье

    консультация для родителей...

    Консультация для родителей: "Речевая культура ребенка рождается в семье".

    1.Культура речевого общения.2.Слова приветствия.3.Волшебные слова....