Презентация дидактических Монтессори- материалов по обучению грамоте дошкольников.
методическая разработка по развитию речи по теме

Бабичева Надежда Васильевна

   Каждый ребенок - это неповторимый мир, и задача взрослого - создашь условия спонтанного, интуитивного на дошкольной стадии развития языка письменного и устного, воссоздать в голове ребенка его строгую логику и оригинальную красоту. Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности - развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук.Мария Монтессори разработала уникальные дидактические материалы, которые помогают ребенку освоить процессы чтения письма и чтения... Здесь представлены ПРЕЗЕНТАЦИИ Монтессори-материалов, способствующих развитие сенсомоторных и речевых способностей у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация дидактических Монтессори- материалов по обучению грамоте дошкольников.

Мы, взрослые,  призваны помочь малышу в освоении материнского языка, в постепенном упорядочивании хаотичной картины слов-знаков, символизирующих всевозможные понятия и смыслы окружающей его среды. Разумеется, это необычные, принятые в школе или в детском саду уроки - занятия по развитию речи, соответствующие стандартной программе возраста. Каждый ребенок - это неповторимый мир, и задача взрослого - создашь условия спонтанного, интуитивного на этой стадии развития языка письменного и устного, воссоздать в голове ребенка его строгую логику и оригинальную красоту.

М.Монтессори пишет о том, что в раннем возрасте далеко не все дети выражают спонтанное желание учиться письму и чтению. А так как их не только не принуждают к этому, но даже не просят делать того, что им нежелательно, никоим образом не насилуя их волю, то некоторые дети к 6 годам так и не умеют читать и писать. Но, по наблюдениям Ю.И.Фаусек, почти все нормальные дети, получив возможность пользоваться специальным дидактическим материалом Монтессори, "с легкостью и приятностью" к пяти годам пишут и читают и делают это хорошо.

Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности - развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. Ученые показывают, что к рождению ребенка строение обоих полушарий головного мозга совершенно идентично и преимущественного развития речевых областей в правом и левом полушарии еще не имеется. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.

Важно не упустить фазу языкового развития, на которой ребенок уже готов к восприятию письменного языка и чтения.

РАМКИ И ВКЛАДЫШИ

Возраст   2,5 – 5 лет

Цель упражнения

Тренировка руки в обведении плоских фигур, штриховке, соблюдении границ и размеров при работе с карандашом. Утончение мелкой моторики. Подготовка к письму.

Материал

Две подставки и 10 розовых рамок. В каждую рамку вложены различные геометрические фигуры с маленькими рукоятками, позволяющими вкладыши вынимать из рамок. Вкладыши пред ставляют собой следующие фигуры: эллипс, квадрат, пятиугольник, круг, равносторонний треугольник, трапе ция, прямоугольник, четырехлистник, треугольная фигура с дугообразными сторонами, овал. Также понадобятся не большой поднос, на котором стоит под ставка для цветных карандашей, дере вянная квадратная дощечка и такие же по размеру листки белой бумаги.

Описание материала.

Металлическая рамка кладется на лист бумаги и обводится цветным карандашом изнутри. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма. Порядок предъявления фигур:

1.  Квадрат

2.  Правильный треугольник

3.  Трапеция

4.  Треугольник с дугообразными сторонами.

5.  Эллипс

6.  Круг

7.  Овал

8.   Прямоугольник

9.   Четырехлистник

10.  Пятиугольник

Комментарий

Это классический Монтессори-материал для подготовки ребенка к письму. Штриховка как действие, выполняемое пишущей рукой, — лучшая тренировка для малыша. Он начинает чувствовать границу, работать карандашом, не отрывая его от бумаги. Можно заметить, что штрихующий ребенок однажды обозначит среди штрихов какую-нибудь букву. Это происходит спонтанно. Если перед глазами ребенка часто появляются слова или тексты, написанные письменным шрифтом, то это явление произойдет с большей степенью вероятности.

ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ

Возраст  3 – 4 года

Цель упражнения

Утончение тактильного чувства. Изучение алфавита через тактильные ощущения. Подготовка к письму, соотнесение звука и его символа-буквы

Материал

На табличках из толстого картона или на дощечках наклеены шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги. Шрифт письменный. Фон табличек голубой или розовый, в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответ ствует буква. В отдельных коробках сложены заглавные буквы и пропис ные.

Описание работы

Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой «а». Учитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.

Комментарий

Это упражнение с классическим Монтессори-материалом при подготовке к механическому письму. Материал имеет свою строгую презентацию ребенку и логически встроен во всю систему подготовки к письму. Утончение тактильного чувства ко времени работы с этим материалом уже наблюдалось у малыша в упражнениях со специальным сенсомоторным материалом (шершавыми дощечками, парными табличками, лоскутками и т.д.). Теперь же тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого можно сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой. Предлагаемое описание работы с материалом не является его презентацией ребенку, но лишь одним из упражнений.

ШЕРШАВЫЕ СЛОВА

Возраст  4 – 6 лет

Цель упражнения

Утончение тактильного восприятия письменного языка. Подготовка к письму. Развитие образного восприятия языковой символики. Концентрация внимания.

Материал

Коробка с картонными табличками, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова. К этому дается платок для завязывания глаз.

Описание работы

Ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово. Контроль осуществляет старший ребенок или учитель.

Комментарий

Упражнение хорошо известно педагогам, которые работают с плохо видящими детьми. Изолируя тактильное чувство, мы обостряем и утончаем чувствитель ность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует постановке мышления. Одновременно с этим совершенствуется и механический процесс мысленного соединения букв в слова. Словесный отчет ребенка о «прочувствованном» пальчиком слове не всегда может быть осмысленным, переведенным в область понятия. Так что нельзя сказать, что ребенок прочел обведенное слово. Он выполнил лишь механическое действие и интуитивно угадал склад рядом стоящих букв. То есть он не прочел, а только сложил нечто из букв и произнес вслух это нечто. Дети очень любят угадывать слова, написанные шершавыми буквами. Это упражнение готовит их к плавному, незаметному переходу к осознанному письму и чтению.

ПЕРЕПИСЫВАНИЕ

Возраст  4 – 6 лет

Цель упражнения

Концентрация внимания при письме, утончение моторики руки, развитие внимания и зрительной памяти, координация зрения и руки, воспитание аккуратности.

Материал

Поднос, на котором лежат чистые листы бумаги. Некоторые из них в линейку или в клетку. В другой стопке карты с текстами для переписывания. На этих картах есть отдельные слоги, слова, короткие предло жения. Здесь же лежит подставка с ручкой и карандашом.

Описание работы

Ребенок выбирает необходимую для него карту для переписывания, кладет ее с чистым листом бумаги перед собой на стол, берет карандаш и аккуратно переписывает знаки с карты.

Комментарий

Работа представляет собой процесс чисто механический. Ребенок с удовольствием работает с этим материалом лишь в самом начале своей подготовки к письму, когда утончение моторики руки приближается к идеалу. То, что появляется на бумаге, нельзя назвать пока письменной речью. Это скорее высшая ступень штриховки, признак того, что рука малыша уже готова к воспроизведению сложных знаков. Этот период тонких механических действий рукой может достичь апогея уже к шести годам. Причем произойдет это в любом случае природно, без всякого внешнего насилия. По наблюдениям ученых, даже если специально не обучать детей этого возраста азбуке, они спонтанно начинают воспроизводить на бумаге слова, написанные кем-то ранее в их присутствии письменным шрифтом. Это свидетельствует о начале перехода ребенка к общению с помощью письменного языка. Механическое же переписывание сделает этот переход более естественным, плавным, легким для ребенка. Упражнения детей в переписывании описаны во многих работах Ю.Фаусек и самой М.Монтессори.

Автор карт для переписывания слов — Л.Н.Толстой (из «Азбуки»).

СКЛАДЫ

Возраст  4 – 5 лет

Цель упражнения

Буквенный анализ слов. Подготовка к письму и чтению. Соотнесение звука и буквы. Складывание букв на слух.

Материал

Коробки с подвижным алфавитом, в которых каждая буква лежит в своей ячейке, при этом согласные вырезаны из голубого картона, а – гласные – из красного.

Описание работы

Ребенок расстилает коврик и приносит на него коробку с подвижным алфавитом. Учитель выкладывает на ковер насколько известных малышу букв и предлагает сложить из них слово «МАМА». При этом он ясно произносит это слово, выделяя сначала первый звук «М», потом звук «А» и т.д. По слуху ребенок кладет на коврик буквы, изображающие эти звуки, складывая слово «МАМА».

Комментарий

Было бы неверно думать, что действия малыша можно назвать сознательным письмом. В этом упражнении он только складывает знакомые ему буквы, но никак не «пишет» слово. Складывание — процесс механический. Ребенок не обращает внимания на смысл слов, которые строит. Вот почему в это время он абсолютно не готов к чтению, которое невозможно без понимания того, что читаешь. Л.Н.Толстой начинал свою «Азбуку» со знакомства детей именно со складами или слогами, не имеющими смысла при прочтении. В работе с подвижным алфавитом можно предложить детям выстраивать на ковре именно склады Л.Н.Толстого. Механическое складывание по своему значению можно назвать ключом, основой для будущего тотального чтения и письма. Заметим, что работу с подвижным алфавитом ребенок проделывает самосто ятельно, без помощи взрослого, который может выступить лишь в роли дающего задание и контролирующего его выполнение. Складывать буквы ребенок может и на слух, и с предложенной ему карточки. При этом на карточке изображена либо картинка, либо слово — склад. Предлагая настоящие упражнения с подвижным алфавитом, помним, что все они реальны только после строго определенной презентации ребенку этого классического языкового материала М.Монтессори.

Упражнения со складами Л.Н.Толстого

ЗВУКИ В КРУГУ

(групповые занятия)

Возраст  3,5 – 5 лет

Цель упражнения

Утончение слуха. Распознавание звуков родного языка. Умение выделить отдельный звук в контексте слова и определить его место в названии предмета.

Материал

Коробка с маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков. Предметов должно быть по коли честву детей в группе. Поднос разделен части.

Описание  работы

Дети сидят в кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и поднос, разделенный на 3 части. Дети по очереди выходят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек. Затем по просьбе учителя каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки-предмета и определяет тут же, где он слышит звук, который назвал учитель: в начале, середине или конце слова. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант. Можно попросить детей, чтобы они каждый раз поясняли качество звука: мягкий он или твердый. Малыш кладет свой предмет в соответствующую лунку подноса и определяет их место в контексте слова.

Комментарий

В этом упражнении игрушку-предмет можно заменить картинками. Их легче подобрать в любом количестве. Упражнение проводить неоднократно, предлагая детям коробки с различными предметами или картинками. При этом детям пока не даются понятия гласных и согласных и не обращается специальное внимание на принципиальную разницу звуков языка. Сравнение происходит пока подсознательно, интуитивно.

НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ

Возраст  3 – 5 лет

Цель упражнения

Утончение слуха. Распознавание звуков русского языка, его мелодичного звучания. Умение выделить отдельный звук и определить его место в названии предмета.

Материал

Коробка с различными маленькими пред метами, в названии которых слышится один из звуков. Например, «М». Тогда в коробке лежат машина, медведь, марка, монета, замок, гном. К этому прилагается поднос, разделенный на три части.

Описание работы

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «М»: в начале, середине или в конце слова, кладет этот предмет в соответствующее отделение подноса.

Комментарий

Как известно, согласные звуки русского языка имеют разные качества, могут звучать твердо и мягко, Дети быстро замечают эту особенность, даже если специально не говорить с ними об этом. Упражнения со звуками очень хорошо развивают в них языковую интуицию, которая впоследствии станет основой грамотной речи. Можно попытаться подобрать в коробочке предметы, в названиях которых будет звук именно одного какого-то качества. Делая следующий шаг по пути абстрагирования, в коробку вместе с предметами можно положить также картинки, выполняющие ту же функцию. Ребенок будет называть предметы, изображенные на картинках, и раскладывать их по отделениям подноса. Как видим, упражнение относится к чисто фонетическим, никак не связанным с письмом, и тем более с письменной речью. Ребенок может работать с этим материалом, вовсе не зная букв, символизирующих звуки. Момент перехода от звука к букве произойдет гораздо позже, когда у ребенка появится естественная потребность как-то обозначить, зафиксировать отдельный звук. Наблюдающий учитель обязательно отмечает этот момент в жизни ребенка и помогает ему сделать следующий шаг.

КАРТИНКА – СЛОВО

(розовая серия)

Возраст  4 года

Цель упражнения

Интуитивное чтение, упорядочивание слов языка, сравнение слова и изображения предмета.

Материал

В конверте лежат карты с картинками таблички со словами к ним, контрольные карты, где слово и картинки объединены Материал может представлять несколько конвертов, подобранных по темам: цветы одежда, животные. Важно, чтобы слов? на табличках были просты для прочтения не содержали трудностей.

Описание работы

 Ребенок кладет перед собой конверт с картами. Он выкладывает на стол  картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карты помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Комментарий

Материал предъявляется ребенку после того, как пройдет этап работы с предметом и словом. Перед ним стоит теперь более абстрактная задача, Но пока малыш читает слова все еще интуитивно, пи очертанию отдельного слова. В этом смысле большое значение имеет объем карточного материала, Ребенок продолжает расширять свой словарный запас и все больше интересуется предметами, изображенными на картинках.

КНИЖКА С КАРТИНКОЙ И СЛОВОМ

(розовая серия)

Возраст  4 года

Цель упражнения

Ребенок сопоставляет картинку и слово. Интуитивное чтение с попыткой осмысления прочитанного в книге.

Материал

Книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой словом написано его название. Книжечка может быть не одна, но все они розового цвета. Слова в них простые, как и во всей серии, и лучше, если собраны в группы: «фрук ты», «овощи», «цветы» и т. д.

Описание работы

Ребенок берет книжку, прочитывает слово на каждой странице и сопоставляет его с картинкой. Он впервые осознает, что читает настоящую книжку, и ему дается это легко.

Комментарий

Безусловно, первая книжка малыша очень примитивна. Картинка — слово. Он уже не раз «читал» так, работая с другим материалом. Но здесь случай особый — здесь он держит в руках настоящую книжку, листает настоящие страницы и делает это с завидной легкостью. Чтение как бы само входит в жизнь ребенка, без насилия и увещеваний со стороны взрослого.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

(розовая серия)

Возраст  4 года

Цель упражнения

Ребенок сопоставляет предмет со словом, его обозначающим. У него появляется представление о том, что слова, которые мы произносим, могут быть записаны на бумаге. Первое интуитивное словное чтение.

Материал

Коробочка с предметами, названия кото рых пишутся так, как читаются. Полоски чистой бумаги, карандаш или ручка. На дне коробочки лежит конверт с заранее заготовленными табличками, на которых написаны названия предметов. Эти таблич ки розового цвета, как и конверт. Примеры предметов и слов к ним: слон, конь, гном, тигр. Можно в отдельную коробку подо брать слова и предметы, начинающиеся с одной буквы: бант, бусы, банан.

Описание работы

Учитель предлагает ребенку расставить предметы на столе, раскрыть розовый конверт и разложить таблички из него рядом с соответствующими предметами. Ребенок делает это. И продолжает работу с другими идентичными коробоч ками. В ходе работы можно мешать то предметы, то таблички, а затем упоря дочивать их. 

 

Комментарий

Это одно из первых упражнений интуитивного словного чтения, которое выполняет ребенок, возможно, не знающий еще названий букв. Разумеется, прежде чем это упражнение станет для ребенка простым и желанным, учитель презентует ему сам материал. Есть особый способ его презентации, который мы не описываем здесь. Скажем только, что именно для презентации материала необходимы полоска бумаги и карандаш. Следует отметить, что этим упражнением открывается розовая серия Монтессори -материалов для детского чтения. Ребенок работает пока с очень простыми словами языка, сравнивая их с конкретными маленькими предметами. Интуитивное чтение нельзя назвать настоящим, реальным. Это лишь начало, первый шаг к тотальному чтению.

ГЛУХОЙ – ЗВОНКИЙ

Возраст  5 – 6 лет

Цель упражнения

Утончение фонетического слуха. Развитие интуиции. Упорядочивание фонетической системы языка. Фонетический анализ.

Материал

Поднос, разделенный на 3 части. Набор карточек с изображением согласных букв. На обратной стороне — символы глухости или звонкости.

Описание работы

 Ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он берет одну за другой смешанные карточки с буквами, озвучивает их, то есть произносит вслух звук, изображение которого видит, и раскладывает карточки в соответ ствующие ячейки подноса.

Комментарий

Работа с этим материалом углубляет ребенка в анализ русской речи. Он упражняется со звуками, произнося их вслух и интуитивно чувствуя разницу в звучании. Символы звуков — буквы играют в этом упражнении второ степенную роль. На этом этапе они уже хорошо знакомы ребенку по работе с подвижным алфавитом и шершавыми буквами. В построении материала можно усложнить его, предложив ребенку парные карточки и для мягких согласных. Изображение звуков на карточках лучше давать в квадратных скобках, как транскрипции, объясняя тем самым, что мы упражняемся именно в фонетике, а не в грамматике. К этому материалу ребенок может взять соответствующие печатные листы с тестами и упражнениями.

ТВЕРДЫЙ – МЯГКИЙ

Возраст  5 – 6 лет

Цель упражнения

Утончение фонетического слуха. Распознавание качества согласных звуков по твердости. Упорядочивание фонетической системы языка. Фонетический анализ.

Материал

Поднос, разделенный на 3 части. Набор табличек со словами, в которых крас ным выделена одна из букв, обозна чающих мягкий или твердый согласный.

                белка          кабан

На обратной стороне табличке стоит знак этой согласной для самопроверки.

твердый        мягкий

Описание работы

Ребенок ставит перед собой поднос и берет из большого отделения по одной табличке со словами. Он определяет мягкость или твердость согласного звука, обозначенного красной буквой и кладет в соответствующую ячейку подноса. Когда таблички будут полностью рассортированы, ребенок может самостоятельно проконтролировать себя, перевернув их.

Комментарий

Выполняя это упражнение, ребенок делает для себя открытие — он реально видит, что твердо и мягкозвучащие согласные на письме обозначаются одной и той же буквой. И в этом смысле согласных звуков в языке гораздо больше, чем букв. Это открытие малыш делает теперь уже достаточно осмысленно, потому что, кроме чувственного восприятия звука, он пользуется анализом, т. е. способом мыслительной деятельности. Именно на основе анализа он классифицирует согласные. Этот материал следует предлагать ребенку раньше, чем он перейдет к анализу гласных, потому что именно на основе отношений к мягким или твердым согласным строится система гласных русского языка.

ГЛАСНЫЙ ПОД УДАРЕНИЕМ

Возраст  5 лет

Цель упражнения

Утончение фонетического слуха. Распознавание отдельных звуков родного языка. Улавливание мелодии языка через ударение в словах. Интуитивное ударение. Соотнесение гласного звука и его символа.

Материал

Касса букв на гласные, сшитая из голубой материи. Кармашки обозначены соответ ствующими буквами. К этому есть коробка с картинками, изображающими разные предметы.

Описание работы

Ребенок кладет перед собой кассу гласных и ставит коробку с картинками. Он вынимает из коробки одну за другой карточки и четко произносит название изображенного на ней предмета. Он старается распознать на слух ударный гласный и вкладывает карточку в соответствующий кармашек кассы.

Комментарий

Упражнение предлагается ребенку в тот период, когда он свободно работает с подвижным алфавитом и сравнение звука и буквы на механическом уровне у него уже произошло. Теперь малыш как бы углубляет, совершенствует свои представления о свойствах отдельных звуков языка, обращает внимание на то, что ударными могут быть только гласные звуки, и, если гласных в слове несколько, то один из них обязательно звучит ярче, сильнее остальных.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТРУДНЫХ СЛОВ

(голубая серия)

Возраст  4 – 5 лет

Цель упражнения

Первое прочтение с трудностями. Сопоставление слова и предмета.

Материал

Коробочка с мелкими игрушками. На дне коробочки голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность. Другие же составляют про чий идентичный материал. Приводим типы комплектов голубой серии для трудностей русского языка:

о - а

б - п

в - ф

ч - ш

к - х

с - з

и - е

з - с

г - х

г - к

д - т

г - в

и - ы

ый - ой

я - е

т - ш

тся - ться – ца

а - о

ий - ой ий - ей

На все эти трудности при правильном чтении строятся отдельные наборы голубых карт, табличек, книжечек. Здесь мы рассматриваем первый из материалов голубой серии для трудностей при чтении слов с «о - а».

Описание работы

Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Комментарий

Происходит процесс интуитивного чтения слов. Несмотря на разницу в написании и произношении слова, ребенок интуитивно идентифицирует предмет и слово и сопоставляет их чаще всего точно.

ПОСТРОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Возраст  4 – 6 лет

Цель упражнения

Соединение отдельных слов в предложение. Знакомство с понятием предложения. Упражнение в чтении отдельных слов и их осмыслении.

Материал

Группы разноцветных карточек, на кото рых на белом фоне написаны письменным или печатным шрифтом различные слова. Из карточек одного цвета можно соста вить предложение. Цветные карточки мо гут быть заменены белыми с цветным кан том.

Описание работы

 Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одно за другим, чтобы они составили предложение. При этом не столь важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

Комментарий

Это упражнение предлагается ребенку, уже умеющему читать отдельные слова, то есть на следующем этапе после интенсивного чтения. Здесь впервые малыш должен осознать, что слова в языке по смыслу и мелодии объединены в группы. Вводится заглавная буква первого слова в предложении. По этому поводу разговор ведется после того, как ребенок сам, зрительно, уже сделал это открытие. Со временем упражнение можно усложнить, подобрав предложения так, чтобы они составляли короткий и законченный текст.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СЛОВА, БУКВЫ

Возраст  5 – 6 лет

Цель упражнения

Различение единиц речи через работу с символами. Закрепление грамма тических понятий. Развитие языковой интуиции.

Материал

Коробочка с четырьмя отделениями. В пер вом стоят карточки с написанными на них предложениями. В других — разноцветные таблички, символизирующие «предложе ния», «слова», «буквы».

Описание работы

Ребенок вынимает из коробки и кладет перед собой карточку с написанными на ней предложениями. Он считывает сначала, сколько там предложений, и выкладывает на стол именно столько символов. Затем он подсчитывает слова и рядом кладет их символы. То же он проделывает с буквами. Таким образом, перед ним предстанет общая символическая картина написанного на карточке.

Комментарий

Работа с языковыми схемами — важнейший этап в развитии мышления ребенка. Он учится переходить от одной системы языковых единиц к другой и делает это самостоятельно, без помощи взрослого. Упражнение прекрасно тренирует интуицию ребенка. Он может работать устно или письменно, подключая зрение или обходясь лишь слуховым восприятием речи. (Во втором случае требуется участие взрослого или второго ребенка. ) Материал можно использовать и как диагностический для определения уровня ориентировки ребенка в системе языковых единиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей по теме : «Обучение грамоте дошкольников с ОНР 5-7» лет»

Презентация предназначена для родителей детей старшего возраста с ОВЗ...

Мастер-класс "Использование Монтессори - материалов при обучении детей дошкольного возраста математике"

Программное содержание: введение понятий «большой-маленький», «больше чем – меньше чем», «легкий- тяжелый, легче тяжелее», «толстый-тонкий», &laqu...

Презентация "По дороге к азбуке: роль дидактических игр при обучении грамоте дошкольников"

В презентации представлены различные игры с детьми по обучению грамоте....

Использование дидактических игр и упражнений в обучении грамоте дошкольников

статья представляет собой обзор дидактических игр, которые можно использовать для детей дошкольного возраста для звукового анализа слов, а также в обучении грамоте....

Выступление из опыта работы с презентацией авторского дидактического материал «ФЭМП и обучение грамоте дошкольников через использование игровых технологий в образовательном процессе и самостоятельной деятельности детей»

Так как игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.  Игровое обучение...