Дидактические игры
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры. Дидактическая игра всегда имеет 2 аспекта - познавательный и воспитательный.

В обоих случаях цельигры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, а как развитие определённых способностей ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry1.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение детский сад  компенсирующего вида №190

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

           

                                           

                                                     

                                                       Воспитатель

                                                   Селитухина Антонина Петровна

Москва 2012 .

Дидактические игры. Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых способностей.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игре, имеет для ребёнка явные преимущества. В ситуации игры дошкольнику понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия. 
        Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо усваиваются детьми и не имеют отношения к умственному развитию. В игре же ребёнок сам стремится научиться тому, что он ещё не умеет. 
        Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. 
        Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: 
       1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами ему нужно в данной игре передать 
       2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям. 
        В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка. 

Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой замысел, т.е. ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметами и действиями с ними. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. 

 Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определенные движения, в третьих – обменяться предметами и т. п. 
        Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов и пр. 

Игровой материал также побуждает ребенка к игре. Он имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно, для осуществления игрового замысла. 

 И, наконец, важнейшей особенностью дидактической игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. 

 Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их правильные действия и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная отличительная особенность развивающей игры. 
        Благодаря тому, что дидактическая развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение, детей, развивает их творческие возможности и способности. 

 Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые взрослыми, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей. 

Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. 

        Приведём несколько конкретных дидактических игр, направленных на развитие мышления и речи детей 3-5 лет.

День рождения куклы Аленушки

Обучающая задача этой игры – развитие у детей связной речи. Дети учатся передавать свои представления о назначении предметов, с которыми они постоянно встречаются в повседневной жизни. Этому способствует сюжетный характер игровой ситуации. 

Гости, приглашенные куклой Аленушкой на день ее рождения, приносят ей подарки, рассказывают и показывают в движении, как действовать с данными предметами. При этом ребенок не только производит условные игровые действия, но и учится подбирать нужные слова. С помощью взрослого дети приучаются передавать в развернутой и связной речевой форме свои впечатления и представления об окружающих предметах, их назначении и действиях с ними. Все это очень важно для развития активного воображения и для подготовки более сложных форм мыслительной деятельности, а также для более ясного осознания каждым ребенком своего личного и практического опыта. 
        Для игры нужны образные игрушки, изображающие гостей (зайчики, мишки, собачки и пр.) и хорошо знакомые детям предметы бытового окружения, которые будут подарками. Их можно в случае необходимости заменить предметными картинками. Желательно, чтобы это были предметы, которыми учатся действовать сами дети или которыми действуют окружающие взрослые, например:

  1. Предметы домашней утвари и посуды: чашка, блюдце, тарелка, ложка, кастрюля, сковородка, ведерко, веник, лейка.

  1. Предметы личной гигиены: зубная щетка, сапожная щетка, мыло с мыльницей, тазик, веник, ванночка, стакан для полоскания рта, расческа.

  1. Предметы одежды: передник, кофта, косынка, пальто, панамка, варежки, тапочки, шарфик, шапка.

  1. Игрушки для куклы: коляска, маленький голыш, мячик, гармошка.

В качестве подарков для куклы можно использовать также самодельные лепные фрукты, торты, конфеты и разные сладости и пр. Предметов-подарков должно быть много. Непременным условием подбора предметов является знакомство детей с каждым из них. 

Описание игры и приемы ее проведения. Взрослый достает куклу Аленушку и обращает внимание детей на то, какая нарядная сегодня Аленушка. «Это потому, - объясняет он, -что сегодня у Аленушки день рождения. Ей сегодня исполнилось ровно четыре года, и она приглашает детей к себе в гости отпраздновать день рождения. Что надо сказать, когда вас приглашают на день рождения? – Спасибо, Аленушка, непременно придем к тебе в гости и принесем много-много подарков». Усадив куклу на стол (на нем гости будут складывать свои подарки), взрослый «по секрету от куклы» говорит: «Давайте решим, как мы будем праздновать день рождения. Вот там, на больших столах, лежат игрушки. Пусть это будет магазин. Гостям нужно сначала купить для Аленушки подарок (можно выбрать что-нибудь одно), а потом подойдет к Аленушке и скажет: «Поздравляю тебя с днем рождения! Вот тебе мой подарок» и назовет то, что принес. Если Аленушка попросит рассказать ей и показать, что делают с этим подарком, нужно объяснить ей и показать. Когда все гости принесут Аленушке свои подарки и поздравят ее с днем рождения, мы поиграем с ними, а как поиграем, узнаете потом». 

Взрослый придвигает стол с Аленушкой и начинает рассказ: «Сидит наша Аленушка и ждет гостей. Первым к ней в гости отправился Миша. По дороге Миша зашел в магазин, выбрал для Аленушки подарок, который ему больше всего понравился. Приходит Миша к Аленушке в гости и говорит: «Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Я принес тебе в подарок вот что (например зубную щётку или ложку)». Под эти слова ребенок производит соответствующие игровые действия. 

«Спасибо тебе, Миша! – говорит от лица куклы взрослый. – Скажи, пожалуйста, а что с этим делают?» Ребенок, от имени гостя, объясняет назначение подаренного предмета. Например, если он подарил зубную щетку, то показывает, как чистят зубы, если ложку – как едят, если веник – как подметают пол и пр. Попутно он называет действие с этим предметом. Если ребенок затрудняется в составлении фразы и в связном объяснении, взрослый помогает ему. Аленушка благодарит за объяснения, принимает подарок, предлагает гостю сесть, а взрослый продолжает вызывать новых гостей.

Когда гости соберутся и подарят свои подарки, взрослый предлагает всем вместе поиграть в каравай. Кукла сажается в центр круга, а гости располагаются кругом вокруг нее, и начинается традиционная игра в каравай (её можно проводить и с игрушками). 

Игра кончается тем, что именинница благодарит своих гостей за поздравления и подарки и приглашает всех пойти на прогулку.

Где мы побывали, что мы повидали? (народная игра)

          Предлагаемая игра является вариантом народной игры в загадки, которую любят все дети. В ней содержится обучающая задача, при решении которой дети учатся передавать связной речью и выразительными движениями свои впечатления о различных жизненных ситуациях. Игра носит подвижный характер. Выполнение разнообразных игровых действий и движений в воображаемой ситуации, не только доставляет им радость и удовольствие, но и позволяет лучше осознать и осмыслить их. Это обеспечивает успешность решения обучающей задачи и способствует развитию у детей активности воображения, связной речи, выразительных движений, что очень важно также для умственного и познавательного развития ребенка. 

        Не менее важно и то, что эта игра развивает творческое начало, инициативу, сообразительность, которые являются ценными качествами личности и должны развиваться с первых лет жизни. 

        Описание игры и приемы ее проведения. Играть можно как с одним ребёнком (меняясь с ним ролями), так и с целой группой детей. Взрослый предлагает поиграть в загадки: дедушка будет отгадывать загадки, а его внучата загадывать их. Выбрав дедушку и его внучат, «дедушку» просят отвернуться, чтобы он не видел, как сговариваются дети. (Если вы играете вдвоём с ребёнком, в роли дедушки в первый раз может выступить какая-либо образная игрушка, а взрослый выступает в качестве партнёра ребёнка). Взрослый отходит подальше и шепотом договаривается с малышом о том, что и как они будут загадывать. Например: «Давайте мы как будто возьмем корзиночки, пойдем в лес и будем показывать, как мы в лесу собираем грибы и ягоды. Согласны? Как мы будем это делать? Давайте попробуем!»  

       Проделав соответствующие выразительные движения, дети идут к дедушке: 
        – Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой! 
        –     Здравствуйте, ребята, – отвечает дедушка. – Где вы побывали? И что вы повидали? 
        –     Что мы делали – не скажем, но зато мы вам покажем! – дружно отвечают дети. 
        Взрослый и дети с помощью подражательных движений показывают свою загадку. Закончив показ и дав возможность дедушке подумать, дети спрашивают: «Отгадал?» Дедушка (или его «заместитель») в развернутой связной речи формулируют свой ответ: «Вы были в лесу и собирали грибы и ягоды в корзиночки». Если ответ правильный, те, кто загадывал загадку, повторяют ответ и, если нужно, дополняют его. Если же разгадка неправильная или дедушка затрудняется, дети сами говорят правильную отгадку. 
        После этого взрослый вместе с детьми сговариваются о следующей загадке: 
        – А теперь давайте покажем, что мы собираемся на прогулку. Как мы это будем делать? Что мы раньше надеваем? Рейтузы, потом сапожки, шапочку, а потом надеваем курточку и застегиваем её. (Все эти слова сопровождаются показом выразительных движений, которые дети воспроизводят вслед за взрослым.) 
        Приготовив загадку, дети снова направляются к дедушке, и повторяется тот же традиционный диалог. После показа двух загадок выбирается новый дедушка, и игра начинается сначала. 

        При составлении загадок учитывайте условия жизни детей и загадывайте только то, что хорошо знакомо малышам и поддается изображению посредством выразительных движений. Не торопитесь предлагать детям свои варианты действий. Лучше почаще спрашивайте малышей, что предлагают они сами. Но все же затягивать процедуру сговора не рекомендуется: это утомляет детей, дает поводы для отвлечения.

Что на картинке?

Цель этой игры – учить детей самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи ребенка. Интерес детей к этой задаче обеспечивается красочным игровым материалом (предметные картинки). Нравится детям и возможность самостоятельно распорядиться предметами, которые находятся у них в руках. 

 В качестве игрового материала можно использовать предметное лото, которое состоит из больших карт и предметных картинок. На картинках изображены знакомые детям предметы бытового окружения. Это могут быть:

  1. предметы одежды (пальто, платье, рубашка, штанишки и пр.)

  1. посуда (чашка с блюдцем, стакан, глубокая тарелка, ложка, ножик, чайник и т.д.)

  1. мебель (стол, стул, кровать, скамейка, шкаф).

Предметы должны быть изображены реалистично, красочно. Те же изображения должны быть на больших картах (по три-четыре на каждой карте лото). 
        Описание игры и приемы ее проведения. В игре могут участвовать от 2 до 8 человек. Одни из играющих получают по большой карте (лишние оставляет в коробке). Другие - по одной предметной картинке. Дети, получившие по картинке, будут предлагать их тому, у кого на большой карте есть такая же картинка. Тот, кто отдаст свою картинку, сразу получит другую (картинок много, хватит всем). Рисунок на картинке нельзя никому показывать, это секрет. Пусть дети сами догадываются. Но для этого им нужно загадать загадку. Взрослый дает пример загадывания загадок: «На моей картинке нарисовано то, что надевают на голову, когда идут гулять, если холодно. Догадались? Правильно, это шапка». Он показывает картинку, чтобы дети убедились, что отгадали правильно. «А на этой картинке нарисовано то, из чего мы пьем чай, какао или молоко. Правильно, это чашка. Вот видите, я не называла и не показывала вам картинки, а только говорила про нее, а вы сами догадались. Так же будут загадывать загадки те, у кого в руках картинки». 

Основное правило игры: нельзя называть то, что нарисовано на картинке, нужно загадать про него загадку, рассказать, что с ним делают, а после этого спросить, кому нужна эта картинка. Дети, получившие большие карты лото, должны внимательно смотреть, что нарисовано на их картах, и стараться отгадать все загадки, чтобы не пропустить свои картинки. 
        На примере одной карты взрослый показывает, как следует играть: тот, кто вовремя отгадает загадки про предметы на своей карте, получит нужные картинки, а тот, кто пропустит и не отгадает, – не получит. Взрослый предлагает всем детям с картинками внимательно посмотреть на них и подумать, для чего этот предмет нужен, и какую загадку про него можно загадать. На этом объяснение заканчивается, и начинается игра. 

        Дети с большими картами все вместе отгадывают загадку, а тот ребенок, у которого нарисован этот предмет, просит картинку и закрывает ею соответствующее изображение на карте. (При этом нужно перевернуть картинку изображением вниз.). Отдавший свою картинку получает новую. 
        После того как все карты закроются, можно повторить игру сначала.

Отгадай-ка!

Игра направлена на развитие целостных представлений детей об окружающих предметах. Активность ребенка, его настроенность на решение предложенной задачи обеспечиваются двумя важными условиями. Во-первых, обучающая задача носит характер загадки, в которой есть элемент неожиданности, сюрпризности, что всегда привлекает детей. Во-вторых, умственные усилия, которыми сопровождается разгадывание загадки, в случае успеха приносят ребенку признание остальных участников игры. Это доставляет ему удовлетворение. 

Кроме того, сам игровой материал (красочные предметные картинки) привлекает детей, вызывает желание играть с ним. В случае правильного решения задачи картинка дается ребенку в качестве приза и служит доказательством его личных достижений. 

Для игры нужны предметные картинки, изображающие знакомые детям объекты – и живые и неживые. Это могут быть овощи, фрукты, игрушки, животные, посуда, мебель и пр. Картинки подбираются в соответствии с условиями жизни детей и зависят от того, с какими предметами малыши встречаются повседневно. Для игры следует отобрать десять – двенадцать картинок. 
        Описание игры и приемы ее проведения. Взрослый показывает детям коробочку и сообщает, что в коробке собраны как знакомые для них картинки, так и незнакомые. Он раскладывает картинки на столе рядами, изображением вниз. Потом подзывает кого-нибудь из детей и предлагает загадывать загадки. 
        Ребёнок берет любую картинку, показывает ее только взрослому и вместе с ним рассказывает о ней, перечисляя характерные признаки изображенного предмета (цвет, форма, величина) и раскрывая его назначение (возможные действия с предметом). Название самого предмета при этом не дается. Например: этот предмет желтый, круглый, кислый, его режут и кладут в чай этот предмет круглый, красный, маленький, в него играют дети. Загадка адресуется всем участникам игры, а они должны назвать описанный предмет. После того как существенные признаки предмета будут названы, взрослый и ребёнок произносят следующий текст: «Кто загадку отгадает и картинку назовет, тот ее себе возьмет». Тот, кто первым (после текста) отгадал загадку, получает картинку если два малыша отгадали одновременно, оба получают по картинке. 
        Каждый раз для загадывания загадок взрослый вызывает нового ребёнка, и, если нужно, подсказывает ему на ушко разные признаки предмета. Малыш загадывает загадку, а остальные дети отгадывают ее. Победитель получает картинку с изображением разгаданного предмета. 
        Важно внимательно выслушать загадку до конца и не торопиться выкрикивать разгадку. Ответ дается только после стихотворного текста. Кто нарушит это правило, картинку не получит, даже если он сумел разгадать загадку. 
        Вначале игры нужно, чтобы ребёнок точно повторял за взрослым слова, обозначающие признаки предмета. Повторяя эти слова, ребенок и сам начинает осознавать их смысл. Загадывайте загадку не спеша, каждый раз сообщая помощнику один из признаков предмета, делая небольшие паузы. Начинайте с внешних отличительных признаков – форма, величина, цвет. В последнюю очередь называется назначение (т. е. для чего этот предмет нужен людям). По мере того как дети будут осваиваться с игрой, привлекайте их к более активному составлению загадки, т. е. к самостоятельному выделению признаков предмета и их словесному обозначению. 

Особое внимание следует уделить соблюдению правил игры, требующих волевых усилий, чтобы удержаться от преждевременного ответа. Многие малыши пытаются отгадать загадку, не дослушав ее до конца, услышав лишь первые признаки предмета. Для них непривычно новое правило – говорить разгадку только по окончании текста, даже если уже успел отгадать загадку раньше всех. Соблюдение правил требует сознательных волевых усилий и развивает способность к таким усилиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...