Главные вкладки

    Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.
    статья по развитию речи

    СТАРОДОМСКАЯ ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА

    Консультация для воспитателей

    Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.

    Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социальных и духовных направлений современного общественного устройства. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, несущего в себе отражение личностного «Я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человека самого себя.

    Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер,Н.А. Ветлугина, А.И. Волков и многие другие.

    Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

    Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию  нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

    Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствует речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

    Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погрузиться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

    Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка. Игры и игровые упражнения повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_vospitateley.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.

    Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социальных и духовных направлений современного общественного устройства. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, несущего в себе отражение личностного «Я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человека самого себя.

    Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер,Н.А. Ветлугина, А.И. Волков и многие другие.

    Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

    Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию  нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

    Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствует речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

    Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погрузиться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

    Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка. Игры и игровые упражнения повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

    Как показывают практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Тематика театрализованной деятельности разнообразна: наш детский сад, семья, труд людей и др. При выборе игр мы руководствуемся рекомендациями программы («Воспитание и обучение детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, и «Театральная деятельность в детском саду» А.В. Щеткиной) обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка, практической значимостью для группы в целом. Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.

    Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма. Особенно важны нравственные уроки  сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны и решения задач обучения (в том числе и коррекционного)расширение знаний об окружающем мире, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.

    В процессе театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

    * В процессе театрализованной деятельности расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

    * Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции.

    * Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического.

    * Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

    * Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целеноправленность движений

    * Развивается эмоционально-волевая сфера.

    * Происходит коррекция поведения

    * Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.

    * Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

    * Участие в театрализованной деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

                               Основные направления работы с детьми

    Театральная игра

    Задачи:

    -  учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке;

    - развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;

     - строить диалог с партнером на заданную тему, запоминать слова героев спектаклей;

    - развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление;

    - развивать интерес к сценическому искусству;

    - упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;

    - воспитывать нравственно-этические качества.

    Ритмопластика

    Задачи:

    - развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действия одновременно или последовательно;

    - развивать координацию движений;

    - учить запоминать позы и образно передавать их;

    - развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;

    - учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

    Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

    Культура и техника речи

    Задачи:

    - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;

    - связную образную речь, творческую фантазию;

    - учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;

    - произносить скороговорки и стихи;

    - тренировать четкое произношение согласных в конце слова;

    - пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

    - пополнять словарный запас.

    Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

    Основы театральной культуры

    Задачи:

    - познакомить детей с театральной терминологией;

    - с основными видами театрального искусства;

    - воспитывать культуру поведения в театре.

    В этом разделе работы следует знакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства, виды театрального искусства, основы актерского мастерства, культура зрителя).

    Работа над спектаклем

    Задачи:

    - учить сочинять этюды по сказкам, басням;

    - развивать навыки действий с воображаемыми предметами;

    - учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;

    - развивать умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно и т.п.);

    - пополнять словарный запас, образный строй речи.

    Работа над спектаклем базируется на  авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

    Задачи по формированию творческой личности и развитию речи средствами театрализованной деятельности.

    1. Активизировать познавательный интерес детей.
    2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, внимание, воображение, фантазию, образное мышление.
    3. Снимать зажатость и скованность.
    4. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
    5. Учить согласовывать свои действия с другими детьми.
    6. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
    7. Учить импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок.
    8. Развивать чувство ритма и координацию движений.
    9. Развивать пластическую выразительность и музыкальность
    10. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
    11. Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
    12. Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
    13. Пополнять словарный запас.
    14. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
    15. Знакомить с театральной терминологией.
    16. Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
    17. Воспитывать культуру поведения в театре.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности

    Театрализованная деятельность - это наиболее распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. В процессе участия а театрализованных играх происходит ...

    Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности в средней группе №10 ДО «Радуга»

    Современные научные исследования свидетельствуют о том, развитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, под...

    Консультация для воспитателей «Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности»

           Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стих...

    Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности

    Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер,Н.А. Ветлугина, А.И. Волков и многие другие....