Готовимся к беседе
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Ступаченко Вера Григорьевна

В статье представлены этапы проведения беседы и  подготовки к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_besede.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к беседе

(авторы: учитель – логопед Ступаченко В.Г., воспитатель Турешова А.Т.)

        Беседа- это форма общения двух и более людей. В процессе беседы происходит обмен и получение информации.

Общаясь со взрослыми, ребёнок учится выражать свои мысли, правильно строить высказывания, получает знания о явлениях общественной жизни, расширяет свой кругозор, пополняет и активизирует свой словарный запас, перенимает у взрослых культуру общения, учится быть хорошим собеседником.

Попробуем  построить беседу с детьми по теме «Хлеб – наше богатство».

Готовясь к проведению беседы, воспитатели обычно ставят перед собой три группы задач: образовательные, развивающие и воспитательные. Например:

  1. образовательные: учить детей употреблять существительные с обобщающим значением (хлебобулочные изделия); закреплять в речи прилагательные, обозначающие свойства хлеба; совершенствовать речь; рассказать детям о том, как выпекают хлеб, где его выпекают;
  2. развивающие:  развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу;
  3. воспитательные: показать детям, как важна профессия пекаря; формировать положительное отношение детей к профессии пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Следующий шаг - выбор методов и приемов. Например, таких как:  рассказ воспитателя, вопросы, припоминания, оценка ответов, объяснение, поощрение, показ наглядности, чередование хоровых и индивидуальных ответов, чтение художественных произведений, обращение к личному опыту детей, повторение, художественное слово, дидактическая игра.

Перед  беседой нужно провести словарную работу. В нашем случае, уточнить  значения слов: пекарь, хлебобулочные изделия, стеллажи, конвейер, питательный, хрустящий, ржаной, пшеничный, батоны, сдобные булочки. Можно ещё прочитать детям художественные произведения, и даже коротенькие статьи на тему предстоящей беседы.

А так же необходимо продумать индивидуальную работу с детьми на занятии: вызвать желание отвечать на вопросы, побуждать детей к активной речевой деятельности.

Важным и необходимым условием для проведения хорошего занятия с детьми, является выбор дидактического материала и оборудования. Это могут быть картины, на которых изображены мучные изделия, макеты оборудования пекарни, схема процесса изготовления хлеба и поступления его на прилавки магазинов, готовые хлебобулочные изделия.

Ну вот, мы и подготовились. А теперь приступим к беседе. В структуре беседы выделяют:

1.Организующее начало занятия.

Таким началом может послужить появление гостя, сказочного персонажа или постановка проблемного вопроса, ответ на который дети могут получить в результате беседы. Организационный момент можно провести и рассадив детей на ковре. Таким образом, вы окажитесь на одном с ними уровне, что явно оптимизирует процесс общения.

2.Основная часть беседы. Куда можно включить такие вопросы как:

1) Ребята, а вы когда-нибудь обращали внимание на то, какой в магазине продают разный хлеб?

2) А какой  хлеб вы покупали?

3) А что ещё продаётся  в хлебном отделе?

4) Как же одним словом назвать все эти изделия?

5)Дети, а как вы думаете, сколько надо хлеба, чтобы накормить жителей нашего города?

6) Вы любите пирожки, которые печет ваша мама или бабушка?

7)Кто может мне сказать, какие продукты нужны для теста, чтобы приготовить пирожки?

8)Ребята, а где же пекут хлеб?

9) Кто занимается выпечкой хлеба?

10) Что же ещё пекут в пекарне?

11)Зачем человеку есть хлеб?

12) Какие профессии нужны, чтобы хлеб попал к нам на стол?

        Внимательно слушайте ответы детей, обязательно дайте им выразить свою мысль до конца. И только после этого дополните сказанное или подтвердите правильность ответа.

        Рассказывая о чём либо, старайтесь, чтобы ваша речь была выразительной и эмоциональной. Тогда дети  лучше запомнят её.  Например: «Хлебобулочные изделия не только вкусные и полезные, он они еще и очень питательные. Хлеб никогда нам не надоест. Вот почему мы с вами завтракаем, обедаем, полдничаем и ужинаем обязательно с хлебом. Он придает нам чувство сытости. Ребята, я знаю, что вам будет интересно узнать о роли машин в выпечке хлеба. В пекарне ни на минуту не прекращается работа. Пекари работают и днем и ночью, и даже в праздники. Чтобы к праздничному столу мы смогли подать гостям свежий, душистый, хрустящий хлеб. Но пекарь не один в своем деле у него есть стальные помощники. Специальные машины, с помощью которых хлеб выпекать намного быстрее. Если хотите узнать о них больше, то слушайте меня и  друг друга внимательнее. Вы все знаете, что в пекарне работает пекарь. Смотрите и слушайте, что происходит в пекарне. Огромные чаши наполняются мукой и водой. Они называются дежами. Давайте вспомним, что еще в них добавляют, ведь об этом мы говорили в начале нашей беседы. Дальше чаши с тестом ставят на специальный контейнер, который напоминает карусель. Карусель совершает один оборот за 5 часов, что позволяет тесту подняться. Ему помогают лапы смесительных машин. Готовое, перемешанное тесто подается в делительную машину, а она точно отделяет ровные порции. Поэтому мы и берем хлеб ровный, аккуратный. Как только хлеб испечется, его кладут на деревянные стеллажи. Их загружают в машину с надписью «Хлеб», которую вы можете встретить на улице. Машина развозит хлеб в магазины, а мы его покупаем. Все люди очень любят хлеб. Так как вы думаете, важна ли профессия пекаря? Но не только пекари связаны с получением хлеба. Колхозники занимают не менее важное место. Они сеют, выращивают, убирают пшеницу и рожь. Затем везут на элеватор, где мукомолы превращают зерно в муку. Множество профессий участвуют в получении хлеба. Ведь это не так легко: вырастить пшеницу и выпечь хлеб. Поэтому хлеб необходимо беречь. Ведь хлеб – это наше богатство! Нельзя его бросать, ведь это труд многих людей, который нужно уважать! Давайте скажем им спасибо за их нелегкую, но такую важную работу».

3.Закрепление материала. Этот этап можно провести в форме игры, составления детьми собственного рассказа, чтения стихотворения или отгадывания загадок. Например, воспитатель может пригласить детей в магазин  (в качестве которого выступает игровой уголок и столы- прилавки с выставленными муляжами  хлебобулочных и мучных изделий), прочитать им стихотворение:

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем

 Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И ватрушка и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

Можно предложить выбрать те хлебобулочные изделия, которые больше всего они любят, при этом объяснив свой выбор.

4.Подведение итога занятия (беседы). Этот этап не простая формальность, а смысловой заключительный аккорд всей беседы Он так же должен быть эмоциональным, оптимистичным и справедливым. Например, «Молодцы! Я надеюсь, что вам понравилась наша беседа. Я думаю, что вы расскажите друзьям и родителям о том, что хлеб – это наше богатство и сколько сил и времени нужно для его производства!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

готовимся к беседе

Беседа- это форма общения двух и более людей. В процессе беседы происходит обмен и получение информации.Общаясь со взрослыми, ребёнок учится выражать свои мысли, правильно строить высказывания, получа...

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...

В помощь родителям. Готовимся к школе (беседа первая)

Поступление в школу – важное событие в жизни ребёнка, учёба в школе – нелёгкий труд, к которому ребёнок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его норм...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...

"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную...