Участие родителей в коррекционно-логопедической работе
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

 У частие родителей в коррекционнно-логопедической работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

1. Введение.

Речь - важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления, присущая всем людям, способность к позна нию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей лично сти, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями.

Формирование правильной устной речи детей - одна из глав ных задач детского сада. Освоение языка, его грамматического строя, словарного состава, её звуковой стороны дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Чем бочаге и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи может негативно отразиться на психическом и психологическом развитии ребенка.

В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в ран нем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их пра вильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка ещё не завершено, является основной задачей в ра боте логопеда детского сада.

Организация сотрудничества логопеда с родителями для пре одоления речевых нарушений у детей является особо актуальной проблемой, т.к. количество детей, имеющих те или иные отклонения в речевой сфере, увеличивается, а от участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эффективность воздействия. В результате многих неблагоприятных факторов окружающей среды подавляющее большинство детей нуждается в коррекции нарушения речевого развития, в организации профилактического воздействия.

В нашем детском саду достаточно много де тей с фонетико-фонематической недоразвитием, а участие родите лей в коррекционном воздействии повышает его эффективность.

2. Обзор литературы по данному вопросу.

Авторы предлагают  ряд программ, разработанных в по мощь педагогам и психологам дошкольных учреждений в работе с семьей, а именно: Программа педагогического образования отцов «Вместе с папой», Программа психолого-педагогической помощи матерям при воспитании детей в неполных семьях, Коррекционная программа гиперпротекции в семейном воспитании дошкольников и др. Каждая из этих программ значима и интересна.

Как отмечают Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. (1993 г., 11), ты сячи семей могли бы помочь своим детям в развитии. Грамотная помощь со стороны семьи существенно дополняет комплекс лечеб но-педагогических мероприятий, а в ярде случаев требуется именно комплексное воздействие. Помощь ребенку в его умственном, физи ческом и речевом развитии - это огромный труд. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Роль родителей в этой работе трудно переоценить.

Многие родители не понимают, что устранение речевого де фекта - длительный процесс и положительного результата можно добиться при активном участии логопеда и семьи, об этом говорят

Выгодская И.Г., Пелленгер Е.Л., Успенская Л.П. (1993 г.). Помощь детям тогда будет эффективна, когда к их речи родители и логопед предъявляют единые требования. Это вполне достижимо, если роди тели будут регулярно посещать логопедические занятия, беседовать со специалистами, знать специфику детей и приемы работы с ними, демонстрировать позитивные достижения в состоянии речи детей, грамотно квалифицировать затруднения. При регулярных контактах с родителями логопед сможет продуктивно проводить беседы о ре зультатах пройденного этапа и задачах последующего, давать указа ния для проведения домашних упражнений, обмениваться мнениями о состоянии речи и успехах ребенка, особенностях работы с ним.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность логопеда, воспита теля и родителей. Эту мысль высказывает в своей монографии Филичева Т.Е. (2001 г., 36). Большую роль автор отводит родитель ским собраниям, предлагает темы для включения родителей в коррекционный процесс.

Связь с семьей во многом облегчает работу логопеда и ускоря ет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают недочетов в ней, а потому и не помогают детям усваивать правильную речь. Нужно указать родителям на зна чение правильной речи окружающих для формирования речи детей, разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность её и необходимость разумных требований к ребенку. Каждому из родителей показать, как надо обучать детей тому или иному звуку, привлекать их к работе над речью ребенка дома, главным образом закреплять достигнутое в детском саду. Ро дители должны знать, что делается в детском саду, и поддерживать единство требований к своему ребенку в отношении речи.

Благодаря связи с семьей достигается правильный речевой ре жим ребенка и должная речь окружающих. Надо внимательно изу чать отношение членов семьи к ребенку и не допускать высмеивания его речи, угроз при требовании правильно говорить, потому что это тормозит речевые успехи в детском саду. Эту мысль освещает Хватцев М.Е. (1996г., 39).

Работа логопеда с родителями осуществляется в меньшей сте пени, чем с воспитателем, так как логопед видится с родителями эпизодически, а именно на собраниях, при сборе анамнестических данных, показе индивидуального занятия. Это отмечает Ткаченко Т.А. (1998г., 30) и др.

Не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи Фомичева М.Ф. (1989 г., 38). Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту ра боту. В его задачи входит показать родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка и наметить общий перспектив ный план, подобрать приемы работы.

Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др. (1988 г., 22) отводят ведущую роль в развитии речи взрослым, воспитателю - в детском саду, родителям - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют рече вому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в ус воении языка. Только в тесном сотрудничестве семьи и дошкольного учреждения осуществляется эффективное обучение и воспитание.

В работах характеризуются основные разделы работы логопе да с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения.

Раннее начало логопедической и коррекционно-воспитательной работы дает возможность наиболее эффективным образом исправить отклонения в речевом и общем развитии ребенка, предупредить трудности обучения в школе и в социальной адапта ции подчеркивала Гаркуша Ю.Ф. (2000 г., 4).

Необходимость раннего начала логопедической работы с детьми доказывают Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. (1990 г., 12) и многие другие исследователи.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особо развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка; для

них характерны самостоятельные наблюдения над языковыми фак тами, отмечает Каше Г.А. (1985 г., 15).

Исследования Генинг М.Г. (1970 г.,5) показали, что логопеди ческие занятия, проведенные с детьми 3-4 лет, стимулируют естест венное развитие правильного произношения. Логопедическая работа должна проводиться в двух направлениях - воспитание правильного произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте выделяет Урунтаева Г.А. (1997 г., 35):

  1. речь отрывается от конкретной ситуации, превращаясь в
    универсальное средство общения;
  2. появляются связные формы речи, вырастает её выразитель ность;
  3. ребенок постигает законы родного языка в процессе дейст вий со словом;
  4. складывается планирующая функция речи, когда она начина ет предварять решение практических и интеллектуальных задач;
  5. возникает звуковая функция речи, выделение слова как абст рактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом
    познания и освоить письменную речь;
  6. речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

-        завершается процесс  фонематического  развития:  ребенок правильно слышит и произносит звуки;

-        возникают предпосылки для освоения грамоты.
Ефименкова Л.Н. (1991 г.,9) указывает, что несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи лежат в основе дисграфий, которая является серьезным препят ствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обу чения, а на более поздних - в усвоении грамматики родного языка.

По мнению Левиной Р.Е. (1968 г., 26), дети, поступающие в школу с неправильным произношением, нередко плохо пишут и чи тают. С трудом овладевают грамотой и часто, не смотря на все ста рания, не успевают по русскому языку. Это объясняется несформированностью их представлений о звуковом составе слова. Наруше ния произношения могут явиться помехой для успешного накопле ния словаря и, следовательно, для общего развития ребенка. Родите ли должны знать и понимать это, под руководством специалистов вести соответствующую профилактическую работу.

Чтобы предотвратить неудачи в обучении, необходимо свое временно позаботиться об устранении недостатков произношения, воспитании внимания к звуковой стороне речи. К моменту поступ ления в школу ребенок должен обладать не только чистой речью, но и быть достаточно подготовлен к звуковому анализу слов.

Ершова Е.П. (1991 г., 8) пишет, что в общеобразовательную школу нередко поступают дети с недостатками произношения, кото рые в сочетании с нарушениями фонематического восприятия отри цательно сказываются на процессе обучения грамоте.

Это также подчеркивается Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г, (1991 г., 10): речевые нарушения, встречающиеся у учащихся на чальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими грамотой, а позднее при усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжелых случаях встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Авторы отмечают важность и необходимость тесного контакта логопеда с родителями, особенно тех учеников, которые занимаются звукопроизношением. В течение всего логопед постоянно поддерживает связь с родителями, периодически сообщая им об успехах их детей. Родители всегда должны чувствовать, что логопед не просто меха нический исполнительно своих обязанностей, а человек, близко принимающий судьбу их детей и всегда готовый прийти на помощь.

Исследователи отмечают, что воспитание ребенка в дружной семье как равного её члена с соблюдением всех психолого-педагогических требований, с ранней познавательной, общественной, трудовой ориентацией способствует формированию характера с положительными социальными установками при всем многообразии индивидуальных особенностей, сформированных интересов и объе ма приобретенных знаний. В специальной литературе подчеркивает ся, что нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных от ношений в семье. Особое значение при этом имеют характерологи ческие особенности матери, неприятие ребенка со стороны матери (отца), неполная семья, конфликтные взаимоотношения в семье, из менение в структуре семьи, воспитание в двух домах, резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания, неадекватный тип воспи тания и т.д. К сожалению, по объективным и субъективным причи нам родители в ряде случаев эти факты недоучитывают. Таким обра зом, анализ изученной литературы обозначил ряд проблем, связан ных с эффективностью логопедической работы:

  1. ранняя диагностика, правильная квалификация и коррекция нарушений речи;
  2. правильная организация работы над развитием и коррекцией речи детей в дошкольном учреждении;
  3. тесная взаимосвязь работы логопеда, воспитателя и семьи.

Эта мысль особо подчеркивается в литературе, проблема анализируется с разной степенью полноты, однако она не теряет своего психо лого-педагогического и социального значения.

Из выше сказанного следует, что сотрудничество логопеда с семьей обеспечивает эффективность работы по преодолению нару шений речи у детей.

Недоразвитие фонематического восприятия выражается в разной степени. Фонетико-фонематическое недоразвитие проявляется ва риативно, в разных случаях с преобладанием или несформированности произношения звуков, или недоразвития фонематического вос приятия.

3. Отношение родителей к данной проблеме.

Для выявления отношения родителей к проблеме развития звукопроизношения речи ребенка нами было проведено анкетирова ние родителей. Анкета содержала примерно следующие вопросы:

  1. Ф.И. ребенка, возраст.
  2. Замечаете    ли    Вы    у    Вашего    ребенка    нарушения    речи? Если да, то какие?
  3. Посещал ребенок логопедические занятия раньше? Если да, когда и как долго.
  4. Считаете ли Вы, что ребенку необходимы коррекционные заня тия?
  5. Следите ли Вы за статьями журналов, программами радио и теле видения по вопросам развития речи9 Читаете ли Вы книги поэтому вопросу?
  6. Какие задания и упражнения Вы проводите дома?

7.        Нуждаетесь ли Вы в консультации логопеда? Знаете ли Вы, как надо заниматься с ребенком?

8.        Какие вопросы Вы хотели бы затронуть по данной проблеме?

9. Ваше образование.

При отработке 18 анкет мы выявили, что 66% опрошенных за мечают нарушения речи у детей. В основном (62%) это нарушения звукопроизношения. Анализ анкет показал, что логопедические за нятия посещали 11%. В одном случае речь исправлена полностью, в других требуется продолжения работы.

Абсолютное большинство считает, что коррекционная работа специалиста необходима его ребенку, т.к. собственными силами ис править нарушение речи невозможно. Однако 22% опрошенных родителей отметили, что специализированная помощь ребенку не требуется, объясняя нарушение речи возрастом ребенка. Большинство родите лей хотели бы получать конкретную консультацию специалиста по вопросам коррекции речи ребенка, так как получаемой информации из телепередач, журналов им недостаточно. А в силу своей специ альной коррекционно-педагогической неподготовленности родители не приобретают популярной педагогической литературы.

На вопрос о том, какие задания и упражнения по звуковой культуре речи они выполняют дома, большинство родителей отве тило, что все занятия сводятся к механическому повторению слов, содержащих проблемный звук.

В беседе с родителями мы обращали внимание на звукопроизношение самих родителей, дефектов речи не выявлено.

По результатам анкетирования можно отметить, что большин ство родителей нуждается в консультации логопеда по интересую щим их проблемам:

  1. причины возникновения дефекта;
  2. продолжительность коррекционной работы;
  3. методы и приемы коррекционной работы;
  4. как родители могут помочь ребенку в преодолении нарушения ре чи и развитию ребенка.

Таким образом, анализ анкет показал, что в массовом детском саду № 1804 нарушения речи у детей проявляются в разной степени, в различных вариантах, с преоблада нием фонетического или фонематического недоразвития или их со четания без преимущественного нарушения того или другого.

Анализ анкетирования родителей показал, что большинство из них слышат нарушения речи своего ребенка, и хотят сотрудничать с логопедом в коррекционной работе.

4.   Коррекционная работа при фонетико-фонематическом недоразвитии у детей.

Коррекционное обучение предусматривает, кроме работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития, также расши рение круга знаний об окружающем и соответствующего объема словаря, развитие речевых умений и навыков.

На материале правильного произношения звуков осуществля ется:

  1. развитие внимания к морфологическому составу слов и из менению слов и их сочетаний в предложении;
  2. воспитание у детей умения правильно составлять простые и
    распространенные предложения;
  1. развитие связной речи, работа над рассказом и пересказом;
  1. развитие словаря детей путем привлечения внимания к спо собам   словообразования,   к   эмоционально-оценочному   значению слов;
  1. развитие произвольного внимания и памяти.

В ходе работы уточняется артикуляционная основа для раз вития фонематического восприятия и звукового анализа.

С этой целью используются сохранные звуки: а, о, у, э, м, м', н, н', п, п', т, т', к, к', х, х', ф, ф', в, в', йот (]), б, б', д, д', г, г'.

Ко второй группе звуков  отнесли те звуки, которые у большинства детей не сформировались или при произношении за крепилась неправильная искаженная артикуляция. Это звуки: л, л', р, р', с, с', з, з', т, т', ж, ч', ц.

Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по разви тию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводились на звуках, правильно произносимых всеми детьми, то есть первой группы.

Затем в определенной последовательности включались к это му времени звуки.

Большое внимание на всех этапах обучения уделяется диффе ренциации звуков. Каждый звук, после того как достигнуто его пра вильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Далее, дифференциация производилась не только на слух, но и в произношении.

Такая последовательность работы позволяет включать упраж нения в различении звуков, что способствовало спонтанному появ лению в речи детей новых звуков. Благодаря слуховому контролю этот этап завершается быстрее.

Постановка звуков осуществляется при максимальном исполь зовании всех анализаторов. Для первоначальной постановки отби раются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам, а звуки, смешиваемые в речи детей, отрабатываются отсрочено во времени. Материал для автоматизации подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал развитию и уточнению сло варя.

Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков, от четкости произношения, которых зависит внятность речи. Кроме того, правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова. Эти звуки, а именно [у, а, и] ис пользовались для наиболее легкой формы анализа - выделение пер вого гласного из начала слова. Детям дается представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последователь ности, они произносят указанные звуки, а затем определяют их ко личество и последовательность.

Далее осуществляется анализ и синтез обратных слогов типа ат, оп, ук. Дети учатся выделять последний согласный в конце слова (лук, ком).

Затем   обучаем детей выделять начальных согласных и ударных гласных из положения (сок, наст). После этих упражнений дети легко осваивают анализ и синтез прямых слогов ма, ру. Далее основной единицей изучения становится слово. Детей учим де лить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинная черта обозначает слова, а короткое - слог. Составляются поэтапно из полосок схемы односложных, двуслож ных, затем и трехсложных слов. Для закрепления навыка деления слов на слоги проводятся упражнения типа длительно протянуть ударный слог, подобрать слова к схемам, придумать трехсложные слова с ударением на первом, втором, третьем слоге и др.

Затем начинают обучение звуко-слоговому анализу одно сложных трех звуковых (типа дым) и двусложных (типа лапа) слов. Здесь дети составляли не только схемы, которые обозначают слова и слоги, но и звуки. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу.

Следующее усложнение материала предусматривает анализ и синтез слов со стечением согласных в составе слова (стул, хлеб); двусложных с одним закрытым слогом (ложка, замок, шнурок), не которых трехсложных (забава), упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков (сом - сок), добавляя звук в начале слова (рот - крот), в конце слова (бок - бокс), переставляя звуки (пила - липа).

За это время дети усвоили термины: слог, предложение, со гласный звук, звонкий, глухой, гласный.

Логопед проводит коррекционную работу с детьми по коррек ции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия, включая в этот процесс родителей.

5.   Участие родителей в коррекционно-логопедической   работе.

Родительские собрания - целесообразная и действенная форма работы логопеда с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами коррекционного процесса в условиях детского сада и семьи.

На родительское собрание  приглашаем матерей и отцов, либо всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, ли бо детей одной возрастной группы. Цель таких собраний - пе дагогическое просвещение родителей. Внимание родителей обычно сосредотачивается на определенной проблеме, которая раскрыва лась в основном докладе и обсуждалась в выступлениях собравших ся.

Выбор темы на групповом собрании родителей определяется задачами коррекционного процесса, актуальностью той или иной темы для коллектива родителей, содержанием работы, проводимой ранее с детьми и родителями. С целью лучшего педагогического просвещения тематика родительских собраний планируется пер спективно.

Примерная тематика собраний:

  1. Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома.
  2. Речевые нарушения и причины их возникновения.
  3. Психологические особенности детей с нарушением речи.

Успех и действенный результат каждого собрания определяет ся, прежде всего, тщательностью подготовки к нему логопеда и ро дителей. Подготовка логопеда включает работу над докладом, под бор и оформление наглядно-иллюстрированного материала, опове щение родителей. Используя примеры, важно учитывать психоло гию родителей: в примерах преобладают положительные факты. От рицательная информация сообщается преимущественно при инди видуальных беседах. В таких случаях  не называют на собрании имен, а в индивидуальной беседе после собрания продолжают разго вор о том, как преодолеть недостатки речи или проведения у ребенка или исправить отношение к нему в семье.

После собрания логопед интересуется, как реализуются по лученные советы и предложения.

Практика показала, как важна первая встреча логопеда с роди телями, которая проводится в конце сентября. На этом собрании логопед освещает в доступной для родителей форме, например, сле дующие вопросы:

1. Необходимость специального обучения детей.

  1. Анализ результатов психолого-педагогического и логопеди ческого обследования детей.
  2. Организация работы логопеда и воспитателя в течение года.
  3. Информация о содержании логопедических и воспитатель ных занятий в первый период.

На этом собрании предоставляем родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном обследовании. (Мы были готовы к неоднозначным отношениям родителей к речевым дефектам своих детей: одни видят лишь недостатки произношения, другие полагали, что все само ис правится к школе.) В доступной форме рассказывали о негатив ном влиянии недостаточно сформированной речи на будущий про цесс освоения детьми грамотой, родителям раннее выявление речевой патологии и оказание своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе. Рас сказывали об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращали внимание роди телей на возможные осложнения в процессе коррекционного обуче ния. Раскрывали задачи и содержание логопедических занятий. Особо логопед отмечал роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

- необходимость соблюдения единства требований;

- систематический контроль за выполнением заданий;

  1. помощь в оформлении тетрадей ребенка, подбор наглядного материала;
  2. активное участие во всех мероприятиях, проводимых для ро дителей в детском саду.

Таким образом, логопед создает установку для включения родите лей в коррекционном процессе.

Так же отмечаем важность доклада об итогах коррекционной ра боты с детьми за год. На итоговых собраниях  сообщаем родите лям итоги проделанной работы в целом, об успехах каждого ребен ка, о перспективах его дальнейшего обучения.

Систематически проводятся групповые консультации, т.к. часть родителей нуждаются в рекомендации по одному и тому же вопросу, обсуждение которого на групповом собрании целесообраз но. Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его. На консультации конкре тизируютя некоторые вопросы, поставленные на общих собрани ях, так как родителям бывает трудно порой вычленить из доклада то, что можно использовать в своей семье. Консультации для родителей бывают плановыми и неплановыми. Необходимость в неплановых консультациях возникает нередко во время общения логопеда и ро дителя по инициативе обеих сторон. Логопед стремится, чтобы реко мендации, советы даваемые родителям были конкретные, учиты вающие условия жизни семьи и индивидуальные особенности ре бенка. В ходе консультирования  побуждаем родителей к выска зыванию своего мнения, постановке и обсуждению вопросов.

Проведение консультаций, как и собраний, требует подго товки, последующего контроля за тем, как используют родители по лученные рекомендации в коррекционной работе с ребенком.

Групповые консультации для родителей по темам:

  1. Значение артикуляционной гимнастики. Рекомендации к её
    проведению.
  2. Значение пальчиковой гимнастики. Игровые упражнения,
    развивающие мелкую моторику.
  1. Важность формирования фонематического восприятия.
  2. Развитие языкового анализа и синтеза.
  3. Автоматизация звука при выполнении домашнего задания.
  4. Как развивать слуховое восприятие у детей.
  5. Нужно ли родителям спешить с обучением чтению.

Индивидуальные консультации для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, дать рекомендации. Важно создать спокойную, деловую обстановку, чтобы родители задали вопросы, записали некоторые советы. Инициатива проведения консультации принадлежит и ло гопеду, и воспитателю, и родителю.

По истечении некоторого времени после проведенной кон сультации логопед интересуется тем, как родители используют по лученные знания в коррекционной работе с детьми дома.

Наиболее распространенными темами индивидуальных кон сультаций были такие:

  1. Знакомство с перспективным планом коррекционной рабо ты.
  1. Выполнение домашних упражнений.
  1. Приемы коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития.
  1. Подготовка к обучению
  2. Профилактика нарушений письма.

Беседы логопеда с родителями - наиболее доступная и рас пространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа используется в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: на роди тельском собрании, на консультации.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу коррекционной работы и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помо щи. Активное участие в беседе и логопеда, и родителя - существен ная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффек тивное воздействие на родителей. Ведущая роль в возникновении бесед принадлежит логопеду. Его активность вызывает ответную активность родителей. Беседы с родителями помогают логопеду най ти правильный подход к ребенку.

В индивидуальных беседах родители более охотно и откро венно рассказывали о ребенке, его проблемах. Эту форму работы с родителями  используют для сбора анамнестических данных.

Оправдывает себя и такая форма работы с семьей, как вечера для родителей. Своеобразие этой формы работы заключается в том, что после краткого сообщения собравшимся, предлагалось посмотреть выступления детей, сотрудников детского учреждения, самих роди телей. Вечера для детей, родителей и других членов семьи могут носить  тематический характер.

Мы проводили тематический вечер на актуальную тему: «Ве ликий, могучий и красивый русский язык», где использовались пословицы и  поговорки,  шутки и прибаутки устного  народного творчества.

В работе с семьей используется наглядность.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется при проведении Дня открытых дверей, которые планируются на год. В эти дни родители наблюдают занятия, игро вую и трудовую деятельность, прогулки детей. Логопед участвует в организации и проведении этого мероприятия. (Мы тщательно про думывали содержание работы на этот день и планировали, что именно показать родителям, учитывая их интересы, возраст и кон кретное нарушение речи детей. Мы сообщили родителям, какое  открытое занятие они будут смотреть, каковы его цель, содержание. Перед просмотром занятия логопед в тактичной форме предупреждал родителей о том, чтобы они не от влекали детей, не задавали вопросов, не делали замечаний. После просмотра мы проводили небольшую коллективную бе седу, старались активизировать родителей к участию в ней: задать вопрос, поделиться впечатлениями об увиденном, отметить положи тельные стороны наблюдаемого. Логопед высказывал свои рекомен дации, какие приемы можно ещё использовать в семье, на что обра тить особое внимание при организации занятий с ребенком. Так на открытом занятии по постановке звука [л], внимание родителей обращалось на важную, предшествующему, подготови тельному этапу роль, раскрывалось значение артикуляционной гим настики, демонстрировалось её выполнение. На занятии по автоматизации звука в слогах обращалось вни мание на приемы, при помощи которых логопед достигает произне сения автоматизируемого звука.)

Наибольшую убедительность и действенность работа с семьей приобретает при использовании комплекса наглядных средств оформление стендов, фотовитрин, альбомов, папок - передвижек и др. Использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с коррекционной работой.

Содержание материалов, помещаемых в «Уголках для родите лей», отвечает  целям и задачам коррекционного процесса.

Темы, ко торые родители просят осветить:

  1. Речевой онтогенез.
  2. Учить ребенка наблюдать.
  3. Игровые упражнения, развивающие общую и мелкую моторику.
  4. Что делать, если у ребенка плохая память?
  1. Труд - важнейшее средство коррекционно-воспитательной
    работы с детьми дома.
  2. Как мать говорит со своим ребенком?
  3. Упражнения и дидактические игры для развития фонемати ческого восприятия.

Материал этого раздела обновляется не реже раз в месяц.

Глубже познакомить родителей с тем или иным вопросом коррекционной работы позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается материал с практическими рекомендациями и иллюст рациями. Эта папка хранится в группе, их выдают по просьбе ро дителей. Мы предлагаем следующую тематику:

1. Упражнения для развития пальцевой моторики у дошкольников.

  1. Упражнения для развития зрительного восприятия.
  2. Упражнения для развития словесно-логического мышления.
  3. Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов.
  1. Схемы для описательных рассказов.
  2. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.
  3. Упражнения для развития внимания.

Логопедом ведется работа по включению родителей в коррекционный процесс. Представим схематично этот материал:

1. Подготовительный этап.

Логопед

Родители

Тренирует   органы   артикуляци онного аппарата. Подбирает ар тикуляционные упражнения. Знакомит родителей с игровыми приемами.

Выполняют в игровой форме ар тикуляционные упражнения, за данные логопедом. Развивают мелкую моторику.

2. Этап постановки звука.

Постановка звука. Отрабатывает артикуляционный уклад нужного звука, получает правильное про изнесение    изолированного зву ка.

Закрепляют произнесение звука изолированно, используя звуко подражание. Фиксируют внима ние на звучании и артикуляции звука. Проводят упражнения в узнавании звука в звуковом ряду.

3 . Автоматизация звука.

Автоматизирует звук, последова тельно вводит звук в речь: слог, слово, предложение, чистоговор-ки, стихотворения, рассказы.

Уточняют правильное произно шение звука. Закрепляют произ ношение отработанное на лого педическом занятии.

4. Дифференциация звуков.

Дифференцирует   звуки   схожие по   моторным   и   акустическим признакам. Сначала изолирован ных, в слогах, затем в словах,   в

предложениях,      скороговорках, стихотворениях,   рассказах   и   в I самостоятельной речи

В игровой форме закрепляют дифференциацию звуков дома при помощи упражнений задан ных логопедом.

Таким образом, в обучение входит кор рекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, обучение синтезу и анализу, параллельно ведется работа с родителями, по включению их в коррекционный процесс.

6. Заключение.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием - неодно родная группа дошкольников, которых объединяет то, что все они нуждаются в коррекционно-психолого-педагогической работе для подготовки их к обучению.

Решая образовательные и воспитательные задачи, логопед дифференцирует подход к каждому ребенку с учетом его нарушений и компенсаторных функций, возраста и индивидуально - характеро логических особенностей.

Соблюдая общие принципы методологического подхода к воспитанию и обучению детей с фонетико-фонематическим разви тием,  особое внимание уделяется следующим аспектам коррекционной работы:

  1. создание условий для обеспечения  мотивационной стороны и деятельности ребенка с использованием игровых приемов;
  2. развитие эмоционально-положительного общения с ребен ком, формирование наиболее тесного взаимодействия мать - ребе нок;
  3. создание психологических предпосылок для развития речи;
  4. опора на различные виды деятельности детей: игровую, эле ментарную, трудовую, предметно-практическую;

- в зависимости от нарушения ребенка дифференцировать структуру и продолжительность занятий.

Успех коррекционной работы в значительной степени зависит от правильного подхода к ребенку с нарушением речи, в семье. По мощь ребенку - это не только правильно построенная и организо ванная логопедическая работа, но и это, прежде всего, огромный по вседневный труд родителей, проводимый на основе приобретенных специальных знаний. Таким образом, участие родителей в коррекционной работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития обеспечива ет её результативность.

Библиография:

  1. Виноградова Н.Ф., Година Г.Н., Загик Л.В. и др. «Детский сад и семья», М. Просвещение 1981 г.
  2. Волкова И.Е. «Родители и дети», М. 1961 г.
  3. Выгодская И.Г., Пелленгер Е.Л., Успенская Л.П. «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях», М. Просвеще ние, 1993 г.
  4. Гаркуша Ю.Ф. «Коррекционно-педагогическая работа в дошко льных учреждениях для детей с нарушениями речи», М. СекачевВ.Ю.,2000г.
  5. Генинг М.Г. «Возрастные и патологические недостатки произ ношения у детей младшего дошкольного возраста» в журнале «Дефектология» № 4, 1970 г.
  6. Генинг М.Г., Герман Н.А. «Воспитание у дошкольников пра вильной речи», Чебоксары, 1971 г.
  7. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. «Дошкольное учреждение и семья - едино пространство детско го развития», М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2001 г.
  8. Ершова Е.П. «Пути оптимизации коррекционного обучения по преодолению фонематических нарушений у детей шести лет на логопункте общеобразовательной школы» в сборнике «Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями» межвузовский сборник научных трудов, Москва, «Прометей», 1991 г.

9.        Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи уча щихся начальных классов», М., «Просвещение», 1991 г.

  1. Ефименкова Л.М., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной  работы  логопеда на  школьном  логопункте»,  М., «Просвещение», 1991 г.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. «Если ваш ребенок отстает в раз витии», М. «Медицина», 1993 г.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Москва «Просве щение», 1990 г.
  4. Загик Л.В, Куликова Т.А., Маркова Т.А. и др. «Воспитателю о работе с семьей», М., «Просвещение», 1989 г.
  5. «Занятия по развитию речи в детском саду» под редакцией Ушаковой О.С. «Просвещение», 1993 г.
  6. Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., «Просвещение», 1985 г.

16.        Козлова С.А., Куликова Т.А.  «Дошкольная педагогика», М.,
«Академия», 1998 г.

  1. Лалаева   Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных клас сах», М., «Владос», 1998 г.
  2. Лалаева Р.И. «Нарушение чтения и пути их коррекции у млад ших школьников», СПб «Союз», 1998 г.
  3. Логопедия. Под редакцией Волковой Л.С., Шаховская С.Н. М., «Владос», 1998 г.
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нару шений у дошкольников» (Коррекция стертой дизартрии), СПб, «Союз», 2001 г.
  5. Мазурова Н.В. «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению» под редакцией Волосовец Т.В, «Академия», 2000 г.
  6. Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок», М. «Про свещение», 1988 г.
  7. Мастюкова Е.М. «Лечебная педагогика (ранний и дошкольный
    возраст)», М. «Владос», 1997 г.
  8. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедиче ских занятиях», М.: «Просвещение», 1991 г.

25.        Никитина     Л.Е.,     Тетерский     «Диагностика     социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного об разования детей», М., 1998 г.

26.        «Основы теории и практики логопедии» под редакцией Р.Е. Ле виной. М., 1968 г.

  1. Островская Л.Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспи тании дошкольников», М., «Просвещение», 1990 г.
  2. «Развитие речи детей дошкольного возраста», под редакцией
    Сохина Ф.А. М., «Просвещение», 1984 г.
  3. Сорокина А.И. «Дошкольная педагогика», М. Учпедгиз, 1961 г.
  4. Сухомлинский В.А. «О воспитании», М.: «Просвещение», 1975 г
  5. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит», СПб.: «Акцидент», 1998 г.

  1. Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематиче ского восприятия и навыков звукового анализа», СПб. «Акцидент», 1998 г.
  2. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»М, 1991 г.

38.        Филичева    Т.Е.,     Туманова    Т. В.     «Дети     с    фонетико-фонематическим недоразвитием». Воспитание и обучение. М. «Издательство ГНОМ и Д» 2000 г.

  1. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произноше ния: Практикум по логопедии», М.: «Просвещение», 1989 г.
  2. Филиппова А.Д., Шуравина Н.Д. «Говори правильно». М. Уч педгиз, 1963 г.
  3. Хватцев М.Е. «Логопедия»: Работа с дошкольниками, Москва,
    «Аквариум», Санкт-Петербург «Дельта», 1996 г.
  4. Ядэшко В.И., Сохин Ф.А. «Дошкольная педагогика». М. Про свещение, 1986 г.
  5. Цейтлин С.Н. «Язык и ребенок: Лингвистика детской речи». М.«Владос», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие родителей в образовательно-воспитательной работе в группе.

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребе...

Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - важный период в речевом, нравственном и психическом становлении личности....

«Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей».

laquo;Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей»....

«Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей».

laquo;Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне  для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей»....

Памятка-буклет Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Освещен вопрос особенностей участия родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Буклет "Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Буклет "Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста" (для родителей)...