Консультация для воспитателей "Обучение рассказыванию при помощи моделирования""
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Засеева Ляйсан Рустамовна

Описательная речь детей требует корректировки с целью развития умений, необходимых для построения описательного текста. -- умения вычленять и называть признаки объекта описания ; -- умения перечислять признаки в определенной последовательности; -- умения связывать слова и фразы в целостный текст. По мнению психологов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное  учреждение

консультация  для  воспитателей

«Обучение  моделированию  в  рассказах»

                                                                                Составила:

  воспитатель  д / с 87

                                                                    Засеева  Л. Р.

Нижнекамск  2012

    Качество описательного текста определяется полнотой характеристики  внешних признаков или внутренних качеств объекта описания; логикой описания, его связностью, образностью.              Немногие дети седьмого года жизни способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы -  подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи редко используются повторы и местоимения. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений.

   Описательная речь детей требует корректировки с целью развития умений,   необходимых  для построения описательного текста.

--   умения вычленять и называть признаки объекта описания ;

-- умения перечислять признаки в определенной последовательности;

-- умения связывать слова и фразы в целостный текст.

По мнению психологов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи.

Недостатки в лексико-грамматическом оформлении речи обусловили необходимость подготовительных упражнений, таких как:

-- упражнения в наблюдательности, т.е. учим детей видеть признаки предметов, рассматривать их в разной последовательности;

-- словарные и грамматические упражнения, т.е. рассматривание, обогащение словаря признаками, синонимами, антонимами.

-- обучение детей действиям замещения, т.е. выделять признак предмета и обозначать его символом.

При рассмотрении используется сенсорно-графическая схема А.К.Воробьевой, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой ) и сами признаки.

    Опишем работу с моделью на примере рассматривания яблока.

-  Что нам помогает увидеть яблоко – его цвет, величину, форму?

-  Глаза (помещаем на табло карточку с изображением глаза)

- Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно …(красного цвета). Найдите карточку, обозначающую красный цвет, поставьте ее в этот карманчик. Что еще можно узнать о яблоке, если внимательно посмотреть? Оно по форме какое?

-  Круглое.

- Поставьте нужную карточку. Т.о., мы увидели, что яблоко красное, круглое, большое. Повторите, что мы увидели (фразу «Яблоко большое, круглое, красное»  повторяют несколько раз.)

-  Затем детям предлагают закрыть глаза и по запаху определить местоположение яблока. Что нам помогает определить запах яблока?

-  Нос (появляется карточка с изображением носа).

- Что можно сказать про яблоко? Какое оно (можно помочь)? Душистое, ароматное. Подумайте, какой карточкой можно обозначить этот признак? (рассматривается несколько символов, выбирается изображение духов, условно обозначающего аромат, запах яблока ).

-  Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно?

-  Гладкое.

- А если надавить на него рукой? Мягкое оно или твердое? (размещаются символы).

- Что мы должны сделать, чтобы узнать какое яблоко на вкус? Надкусить, попробовать (появляется карточка рта и символы вкуса: лимон – кислое, конфета – сладкое).

-  А если мы яблоко разжуем, то оно наполнится чем?

-  Соком (появляется карточка со стаканом сока).

-  Яблоко, какое?

-  Сочное.

Воспитатель показывает карточку со знаком вопроса. К какой группе предметов можно отнести яблоко?

- К фруктам.

- Какой карточкой мы ее обозначим?

- Правильно, фрукты растут на деревьях.

В процессе обследования предметов можно включать упражнения на подбор синонимов: яблоко красное, спелое – румяное; у яблока красный бок – краснобокое. Яблоко чуть кислое и чуть сладкое – кисло-сладкое.

После рассматривания предмета, детям предлагают рассказать о нем, опираясь на образец, данный воспитателем: « Послушайте, как мы много узнали о яблоке:  оно красное, круглое, большое. Яблоко ароматное, на ощупь гладкое и твердое, на вкус сочное, кисло-сладкое. Яблоко- это фрукт. Оно очень вкусное и полезное»

Описание яблока должно сопровождаться движением указки по составленной модели.

     При описании других объектов (игрушек, одежды, посуды, животных), применяют модель, рекомендованную Т.А.Ткаченко. Она представляет обобщенный план описания. Если яблоко иллюстрировалось конкретно, то здесь нет. Ребенок, ориентируясь на обобщенные символы цвета, величины, материала, самостоятельно определяет признаки объекта и перечисляет в своем рассказе.

Список  использованной  литературы:

Дошкольное  воспитание, 2003 г., № 11