«Новые подходы в обучении детей 3-5 лет рассказыванию»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Скрыпаль Лариса Викторовна

                                                   Выступление на координационном совете с докладом:

                                            «Новые подходы в обучении детей 3-5 лет рассказыванию»

                                                    (воспитатель МДОУ №20 г. Липецка Скрыпаль Л.В.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_podhody.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на координационном совете с докладом:

«Новые подходы в обучении детей 3-5 лет рассказыванию»

(воспитатель МДОУ №21 г. Липецка Скрыпаль Л.В.)

С целью формирования у дошкольников навыка, не только грамотно, но и образно излагать свои мысли, проявлять элементы творчества при пересказе знакомых сказок предлагаю следующую технологию формирования у дошкольников 3-5 лет навыка пересказывать сказки.

Практика показала, что лучших показателей развития связной речи детей младшего и среднего дошкольного возраста можно добиться, глубоко работая только над одной сказкой в месяц и выстраивая педагогический процесс следующим образом:

I этап (первая неделя месяца):

  1. Чтение традиционного текста сказки
  2. Рассматривание и изготовление  игрушек для различных видов театра по сказке
  3. Рассматривание иллюстраций к сказке, потешкам
  4. Заучивание песенок-потешек, загадок, присказок, чистоговорок,  созвучных с текстом сказки (например к сказке «Кот, петух и лиса» : «Важный пёстрый петушок», «Тише, тише, Петушок!», «Лиса по лесу ходила», «Идет лиса по мосту»; присказки: «Жили –были, не тужили, пока друг с дружкою дружили», «Жил-был Петя петушок непослушный гребешок  …»)
  5. Игры на запоминание сказочных образов, образов сравнений (например: Лиса – небывалая краса, Лиса плутовка, обманывает ловко, Петушок – очень звонки голосок, Кот-коток на гусельках игрок; нос черный, как уголек, как смола, как агат; глаза как дольки луны, как лодочки)

II этап (вторая неделя месяца):

  1. Рассказывание воспитателем сказки с добавлением в традиционный текст фольклорных «украшений» - песенок-потешек, загадок, присказок, др. малых фольклорных форм,  созвучных с текстом сказки

ТРАДИЦИОННЫЙ ТЕКСТ СКАЗКИ

ТЕКСТ СКАЗКИ С ДОБАВЛЕНИЕМ ДРУГИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдёт кот на охоту, а петушок всё в избушке приберёт, пол чисто подметёт, вскочит на жёрдочку, песни поёт  и кота ждет…

В лесу в маленькой избушке жили –были, не тужили, пока друг с дружкою дружили  Кот-коток на гусельках игрок да Петушок – очень звонки голосок. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдёт кот на охоту, а петушок всё в избушке приберёт, пол чисто подметёт, вскочит на жёрдочку, песни поёт

Важный пёстрый петушок
Гордо носит гребешок.
На заре всегда встаёт,
На работу всех зовёт.

Петя песни поет и кота ждет…

  1. Рассказывание воспитателем традиционного текста сказки с активизацией в детской речи малых фольклорных форм (рассказывая сказку, воспитатель предлагает детям самостоятельно рассказать подходящую потешку или вспомнить сказочный образ и т.д.)

     Достичь успеха в этой работе опять помогают модели

  1. Игры в различные виды настольного театра по сказке с активным использованием малых фольклорных форм
  2. Настольная игра «Придумай и расскажи», игры-драматизации на формирование диалогической речи.
  3. Дидактические игры на развитие воображения, накопление и активизацию глагольного словаря, словаря определений: «Сравнилка-говорилка» (круглый, как: мяч, солнышко, шарик, бусинка, вишенка; белый, как – снег, облако, перышко, иней);  «Покажи и расскажи» (кот устал и еле волочит лапы, лиса услышала собак и умчалась прочь)

III этап (третья неделя месяца):

  1. Рассказывание воспитателем сказки с внесением небольших изменений в концовку  или объединение двух –трех  сказок в одну.  
  2. Дидактическая игра «Чудесные пазлы» - обучение составлению  описательных рассказов о героях сказки . Этот игровой прием позволяет детям самостоятельно составить  полный и логически выстроенный рассказ. А наработанные ранее образы, образы сравнения, потешки, стихотворения, делают рассказы детей разнообразными и очень выразительными.
  3. Настольная игра «Придумай и расскажи», игры-драматизации на формирование диалогической речи.
  4. Дидактическая игра «По сказочной дорожке…» - обучение детей рассказывать сказку при помощи метода моделирования      

IV этап (четвертая неделя месяца):

  1. Дидактическая игра «Волшебная ниточка» - обучение детей составлять рассказ с элементами творчества по иллюстрации с сказке  

   

    Финалом такой работы является проведение театрализованного развлечения. Как правило, оно строится на основе придуманной детьми сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМ В ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМВ ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН...

Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан"

Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку, раннее детство (4г) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период д...

О Новой «Тайне» Очага. Креативный подход к обучению детей дошкольного возраста мерам пожарной безопасности

Смелый мальчик деревянный, по имени Буратино, в этот раз раскрыл новую «тайну» очага.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10955359","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":...

Новые подходы к обучению детей конструированию из природного материала – «экопластика»

Консультация для воспитателей, в которой раскрываются новые подходы к обучению детей конструированию из природного материала....