Развитие речи детей в раннем возрасте
статья по развитию речи по теме
Статья посвещена методам работы с детьми в ясельной группе по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_v_rannem_vozraste.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Развитие речи детей в раннем детстве, как важнейшее средство общего психического развития ребёнка
Составила воспитатель
1-ой квалификационной категории
Росинская Алла Михайловна
Санкт-Петербург
2017 г.
Своевременное формирование грамматического строя языка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов: памяти, восприятия, эмоций.
Тему «Развитие речи ребёнка» я выбрала потому, что это один из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленный на умственное развитие ребёнка, которому предстоит жить в огромном и увлекательном мире. Это ко многому нас обязывает. Следует помнить, что формирование мышления начинается с первых лет жизни ребёнка. Это непрерывный процесс, в котором первые три года играют стратегически важную роль, как стартовый период, период интенсивного развития мозга ребёнка.
Мне нравится наблюдать за развитием детей. При поступлении в ясли многие дети говорят очень мало слов, у них очень маленький словарный запас. В течение года на твоих глазах ребёнок становится совершенно другим интересным человеком. Дети начинают грамматически правильно оформлять предложения. Воспитателей и няню они называют уже не «тётя», а по имени и отчеству.
В ясельной группе развитие речи начинается с раздевалки, с того момента, когда мама или папа привели своего ребёнка в детский сад. Воспитатель здоровается, с ребёнком, спрашивает, как он дошёл до детского сада, что видел по дороге. В эти первые минуты нахождения в детском саду и общения с воспитателем уже происходит развитие речи ребёнка. Дети склонны к подражанию. Они чутко реагируют на состояние, настроение окружающих его взрослых.
Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи.
Познавательная речевая активность детей третьего года жизни развивается на занятиях по ознакомлению с окружающим. Содержание занятий определяется программным материалом, включающим те знания, которые ребенок не может освоить самостоятельно.
Программное содержание, предлагаемое детям на всех занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, закрепляется в процессе повседневного общения с ними и самостоятельных игр в быту.
Важнейшим принципом построения системы занятий является постепенное усложнение их содержания. В группе имеются различные пособия для проведения занятий по развитию речи. Например: фланелеграф, куклы би-ба-бо, настольный театр и другие.
Уровень развития речи детей в два года:
- Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы;
- Выполняют просьбы взрослых, состоящих из двух частей;
- Понимают значение пространственных предлогов (положила на стол, сядь на диван).
Уровень развития речи детей в три года:
- Самым важным отличием речи трёхлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи;
- Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.
- Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения.
На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений.
К трём годам при нормальном развитии ребёнок осваивает, все основные грамматические категории языка разговорной речи. Он изменяет слова. Для речи трёхлетних детей характерна фризовая речь. Игры и игровые упражнения, направленные на активизацию поисковой деятельности ребёнка в сфере словообразования, удовлетворяют естественную потребность ребёнка в игре со словом.
Окружающий мир привлекает ребёнка новизной непознанного и побуждает к первым самостоятельным шагам. Ребёнок практически осваивает всё, что находится в пределах досягаемости и попадает к нему в руки. Предметы ближайшего окружения являются для него источником любопытства и первой ступенью познания мира.
Особый интерес дети проявляют к людям, действующим в окружающем мире, выполняющим какую-то работу. На протяжении второго – третьего года жизни совершается переход от внешней эмоциональной стороны познания мира к приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения к жизни людей.
На третьем году жизни ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер.
На третьем году жизни дети охотно вступают в разговор со взрослыми.
Общение с детьми в группе происходит постоянно, в течение всего дня. Я своими словами настраиваю детей на предстоящий процесс – будь это режимный момент, занятие или игра.
Во время приёма пищи обязательно спрашиваю, что будем кушать.
Занятие по развитию речи привожу в три этапа. Первая часть – вводная, игровой момент. Вторая часть – основная, и заключительная, закрепление материала.
В группе созданы условия по развитию речи. Подобран иллюстрированный материал по темам: «Транспорт», «Посуда», «Одежда», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Животные», а также сказки на фланелеграфе «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», книжки раскладушки.
Я провожу занятия по развитию речи с сюжетными картинками. Вначале я ставлю картинку для рассматривания детям на уровне глаз, чтобы всё было видно. Даю время рассмотреть картинку. Затем задаю вопросы. Если ребёнок не может ответить на данный вопрос, задаю другой и помогаю ребёнку ответить. После каждого ответа ребёнка нужно похвалить, похвала даёт ребёнку уверенность в себе. Стараюсь, чтобы все дети могли ответить на вопросы. В конце занятия я даю подробный рассказ о картине. После рассказа картина остаётся в группе, ещё на некоторое время.
Большие возможности для развития речи представляют самостоятельные игры детей. Здесь создаются самые разнообразные ситуации, способствующие обращению детей к воспитателю. Большое значение уделяю играм детей с куклами, воспитываю доброе и заботливое отношение к ним, как к маленьким детям: укладывание куклы спать, кормление, купание, лечение, одевание.
Развитие речи ребёнка так же во многом зависит от родителей. Мы должны работать вместе, дополняя друг друга.
Начиная с 3-го года жизни, а также в последующие годы процессу речи благоприятствует так называемый «возраст почемучек». Посредством терпеливых ответов на вопросы «что это?», «почему?» и т.д. и мы должны содействовать созданию равновесия ребёнка, уверенности в себе и явного прогресса в отношении общения и познания. В общении становятся всё более живым и красочным.
В этом возрасте намечаются индивидуальные особенности в зависимости от способностей и окружающей среды. У одних воображение кажется скудным: они едва осмеливаются показать верную почву реальности: другие фантазируют в удивительно пластичных и живых образах.
По мере взросления ребёнок убеждается в том, что его истории и рассказы должны быть правдивыми. Но пока что он не может устанавливать различия между действительностью, фантазией, видимостью и правдой. Для ребёнка весь мир является реальностью.
Развивая речь наших детей, мы делаем их жизнь более насыщенной, красочной и интересной. Подрастая, они сторицей отблагодарят нас любовью и лаской, заботой и вниманием, своим чутким отношением к нам, всем тем, чем мы наградили их в детстве. Не зря гласит русская пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь». Обращаясь к родителям своих воспитанников, я всегда советую им не скупиться на ласку, не жалеть времени на общение со своими детьми, сочувствовать их переживаниям, а не отмахиваться, как от пустяка, обращаться к ребёнку с положительным радостным настроем и пожинать в будущем щедрые плоды своей родительской заботы.
Используемая литература
- Занятия по развитию речи. Гербова В.В.
- Раннее детство: познавательное развитие. Л.Н. Павлова
- Раннее детство: развитие речи и мышления, речь и речевое общение детей. Л.Н. Павлова, А.Г.Арушанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вот и новый теремок! И красив он и высок! НООД-игра по развитию речи детей группы раннего возраста
Цель: закрепить знания детей русской народной сказки "Теремок", побуждая детей к повторению и проговариванию вслед за воспитателем отдельных фраз и слов; вводить в активный словарь детей слова, встреч...
Консультация для воспитателей -Развитие речи детей в раннем возрасте
В раннем детстве усложняется деятельность малыша, расширяется доступная ему сфера действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ...
Развитие речи детей в раннем возрасте
В материале говорится как помочь ребенку правильно говорить...
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...
Занятие по развитию речи детей группы раннего возраста "Жил-был зайчик"
Конспект НОД по развитию речи младшей группы «Жил-был зайчик» Цель: - развивать у детей речевые навыки посредством пальчиковых и подвижных игр. Задачи:- содействовать пониманию сюжета ...
Особенности развития речи детей в раннем возрасте (консультация для родителей)
Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а п...