"Прошлое электрической лампочки"
методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) на тему

Знакомство детей с историей электрической лампочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ – центр развития ребенка – детский сад №22 «Клеверок»

Конспект занятия

по тематике «Я познаю мир!»

в подготовительной группе

 «Прошлое

электрической

 лампочки»

                                                Воспитатель: Нефёдова Татьяна  Юрьевна

Цели и задачи:

Формировать культуру речевого общения, доброжелательного отношение друг другу. Закрепить знание у детей об истории электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой и интерес к этому предмету; развивать память, мышление, умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

Умение составлять небольшие рассказы о предмете. Продолжать обогащать словарь детей, подбирать прилагательные, обозначающие явление природы. Вспомнить художественные произведения А. С. Пушкина. Упражнять в правильном произношении звука «Ф» в предложении.

Специальные занятия:

Рассмотреть на занятии предметы прошлого электрической лампочки, наблюдать за ними как они горят, обратить внимание, чем они удобны и неудобны.

«Спички не тронь – в спичках огонь»

«Электрические приборы»

«Пожарная безопасность»

Рассматривание иллюстраций

Дидактические игры

Загадывание загадок

Изменение в обстановке:   

волшебный короб, загадочный домик, предметы – лучина, свеча, керосиновая лампа, настольная лампа, подсвечники, настольные подсвечники.

Групповой сбор:

Игра «Пожелаем друг другу». Дети садятся на ковер полукругом.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы отправимся в интересное путешествие.

Воспитатель: Вам хочется узнать, куда мы отравимся? Для этого вам нужно отгадать загадки, которые я ребята приготовила.

1.Дом – стеклянный пузырек

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется

2. Висит без дела днем

А ночью освещает дом.

3. Чудеса на потолке

Повисло солнце на шнуре.

Воспитатель: Правильно, электрическая лампочка. Поэтому мы сейчас с вами отравляемся в прошлое и узнаем историю электрической лампочки, как человек победил ночь и придумал свет.

Воспитатель: Но сначала скажите, всегда ли была электрическая лампочка?

Воспитатель: Конечно, нет. (Звучит музыка).

Воспитатель: Давным-давно, когда не было нас с вами, ваших пап и мам, дедушек и бабушек, люди жили совсем по другому. Они встали с первыми лучами солнца, а с заходом солнца ложились спать.

Игра «Загадочный домик».

Воспитатель: Ребята, чем древний человек освещал свою пещеру? А поможет нам узнать волшебный короб.

Игра «Волшебный короб».

Воспитатель: Волшебный короб, откройся, покажи, какой предмет живет в тебе?

1.Ребенок

Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь, на котором готовили пищу. От костра в пещере становилось светло.

Воспитатель: Кто еще может, добавит про огонь? (другой ребенок подходит к коробу и просит его)

2. Ребенок (волшебный короб, откройся, покажи, какой предмет живет в тебе?)

Это деревянная щепка, её называют лучиной. Обычно лучину делают из березы, так как она лучше горит. Её зажили и освещали жилище. Лучина не очень удобна, так как мало света.

Воспитатель: Кто ещё хочет, добавит? (другой ребенок подходит к коробу и просит его)

3.Ребенок (волшебный короб, откройся, покажи, какой предмет живет в тебе?)

Это свеча, ее делают из воска, внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Свеча неудобна, ей можно обжечься, может возникнуть пожар.

Воспитатель: Кто ещё хочет добавить про свечу?

Воспитатель: В далекие времена А. С. Пушкин темными, теплыми вечерами зажигал свечу, чтобы написать нам сказки, стихи,  (зажигаем детскую свечу, дети читают стихи А. С. Пушкина)

1. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То, заплачет, как дитя.

2. У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

3.Месяц, месяц, мой дружок

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во мгле глубокой

Круглолицый, светлоокий

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

(другой ребенок подходит к коробу и просит его)

4. Ребенок (Волшебный короб, откройся, покажи, какой предмет живет в тебе?)

Это керосиновая лампа. Она состоит из стеклянной колбы, есть фитиль, который можно зажечь и бачок, куда наливают керосин. Керосиновая лампа удобнее, чем свеча. С такой лампой можно выходить в дождь и ветер.

Воспитатель: Кто ещё может добавить о керосиновой лампе? Ответы детей.

Воспитатель: Назовите, какие предметы являются предметами электрической лампочки.

Ответы детей.

Физкультминутка.

        Филин серый, филин старый

        А глаза горят, как фары

        Филин прыг, филин – скок

        Филиненку дал флажок

        Филин серый, филин старый,

        Филипенок рад, рад, рад

        Два фонарика горят.

Воспитатель: Прошли годы. (Показываю портрет) Русский инженер Александр Ладыгин создал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и любимый наш детский сад.

Воспитатель: Назовите, какие светильники вы знаете?

Дети: Торшер, настольная лампа, бра.

Воспитатель: От таких светильников светло и удобно. А сейчас ребята, вы выберете игру по душе.

Центр «Искусство»

Рисование. «Раскрась торшер»

Цель: Вызвать интерес к результату работы; умение расписывать хохломской росписью; упражнять в рисовании хохломского орнамента с «ягодами», «листочками».

Материал: 

торшер белого цвета, гуашь, кисточки, подставки, салфетки.

Лепка. «Загадочные свечи» из цветного теста.

Цель: Предоставить возможность отщипывать большие и маленькие куски от теста; раскатывать круговыми движениями между ладонями, создать композицию и радоваться ею, предложить детям бисер, бусинки, подставку из пенопласта, развивать творческие способности.

Материал: 

подставка из пенопласта, бусинки, тесто разного цвета.

Аппликация на проекте. «Прошлое и настоящее время»

Цель:  Дать возможность составить изображение из деталей, о различие предметов по величине; продолжать знакомить детей с историей электрической лампочки; упражнять в аккуратном наклеивании; вырезать предметы с помощью ножниц.

Материал: 

нарисованные комнаты прошлого  и настоящего времени; цветная бумага, ножницы, подставка, клей, тряпочки.

Центр «Чтение и письмо».

 Книжка – раскладушка на тему: «Электрические приборы»

Цель: Побудить детей к пониманию, что человек создает электроприборы для удобства, заинтересовать детей к обведении пунктированных линий; правильно держать карандаш, развивать мелкую моторику; развивать мышление, следить за осанкой детей. Умению вырезать и делать книжку – раскладушку на тему «Электрические приборы».

Дидактическая игра «Прошлое и настоящее»

Цель: Продолжать знакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать эмоциональный настрой к прошлому этого предмета, умение располагать их, как придумал человек, переписывать названия предмета.

Материал:

 книжка – раскладушка, карандаши.

Центр «Математика»

Дидактическая игра «Разбилось окно»

Цель: Уметь считать до 10,различать и называть цифры, подбирать нужную цифру, развивать мелкую моторику, внимательность.

Дидактическая игра «Поиграем в цифры»

Цель: Уметь считать до 10, различать цифры, умение отвечать на вопросы: Какое это число?, Какое идет следующее число?, Какая цифра на красном кружочке? Умение определять пропущенное число.

Центр «Строительство».

 «Освещаем улицу».

Цель: Дать возможность детям осветить свою улицу; делить свою работу на этапы, решать, что с начало, что потом, вызвать у детей желание делать сообща. Создать условия делать, как им хочется, творить, усложнять; закреплять знания детей: называть свой домашний адрес, находить нужную цифру, переписывать название улицы.

Материал: 

Дома из коробок, дорожные знаки, пешеходы, лента – дорога, карточки с цифрами, карандаши, лист бумаги.

Центр «Естествознание»

Дидактическая игра «Разноцветные баночки»

Цель: Развивать естественнонаучные представления через экспериментирования наблюдения типа «Что будет, если опущу предмет в воду?». Обследовать и свои открытия зарисовывают в карточке.

Материал: баночки с водой, камушки, фонарик, гуашь, кисточка, карточки, цветные карандаши.

Центр «Песок и вода»  

«Праздничная свеча»

Цель: Строить из песка предметы (свеча, лучина, керосиновая лампа), развивать фантазию, делать красивую композицию из природного материала.

Материал: 

камушки, ракушки, шишки.

Центр «Драматизация»

Дидактическая игра «Фабрика подарков»

Цель: Закрепить правила противопожарной безопасности, обводить цифры по трафарету, развивать мелкую моторику, отвечать на вопросы: Что нельзя делать? Чем тушат огонь?

Материал: пакеты, трафареты с цифрами, карандаши, свеча, вкладыши – карточки, ленточки.

Центр «Кулинария»

 «Салат из фруктов»

Цель: Продолжать знакомить детей с электрическими приборами, которые удобны в домашнем хозяйстве, облегчают труд, экономят время.

Материал:

 кухонный комбайн, фрукты, стаканчики, ложечки.

Сюрпризный  момент

В коробе звучит музыка, дети открывают, видят фонарики, восхищаются.

 В конце занятия подводят итог.

                                                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки".

Деятельность в виде игры-путешествия знакомит детей с предметами, которые освещали жилища людей в прошлом, предками электрической лампочки....

Конструкт НОД "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Конспект НОД по познавательному развитию«Путешествие в прошлое электрической лампочки»(технология «Река времени») Задачи: познакомить детей с историей лампочки; вызвать положительный эмоциональны...

Путешествие в прошлое электрической лампочки

Конспект занятия для детей старшей и подготовительной группы....

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....