Конспект занятия на тему: «В гостях у ёжика» (старшая логопедическая группа).
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Тематическое занятие для  по  развитию речи в старшей логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_gostyah_u_yozhika.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Конспект  занятия  на  тему: «В  гостях  у  ёжика»

(старшая  логопедическая  группа).

22.05.2012

МБДОУ детский сад № 18

Воспитатель: Хайтбаева Т.А


                                                            -1-

Программные  задачи:

 1.Закреплять умение составлять распространенные, сложные предложения.

 2.Совершенствовать навыки детей в составлении коллективного рассказывания.

 3.Продолжать знакомить детей с невербальными средствами общения.

 4.Закреплять представления о многозначных словах.

 5.Воспитывать умение внимательно слушать собеседника, в ходе беседы соблюдать очерёдность.

      Предшествующая работа:

 1.Рассматривание иллюстраций о временах года, экскурсии, наблюдения.

 2.Чтение «Ёж» Пришвина; «В гостях у ёжика» (ж-л «Свирелька» №9 2000г. Стр.25).

 3.Разучивание стихотворений, скороговорок, загадок о ёжике.

 4.Изготовление цветов – тюльпан (оригами).

        Ход  занятия.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

             Сердитый  недотрога

             Живёт в глуши лесной.

             Иголок очень много,

             А нитки ни одной.  (ёж).

   (раздаётся чихание и пыхтение ежа).

Ёж: - Кто позвал и разбудил меня? (зевает, потягивается)

Восп-ль: - Здравствуй ,ёжик, просыпайся, уже давно весна наступила. А тебя        

          позвали потому, что загадку про тебя загадали, а дети её отгадали.

Ёж:- Здравствуйте! Так вы умеете загадки отгадывать? А мои загадки вы сумеете отгадать? Я вам их ещё осенью нёс, но заснул и не донёс. Вот они!            

(достаёт пакет).

Восп-ль:- Давай, ёж, мы попробуем отгадать твои загадки:

1.Дел у меня немало,

  Я белым одеялом

  Всю землю укрываю.

  Белю поля, дома,

  Зовут меня……..(зима).

                                                   2.Я соткано из зноя,

                                                      Несу тепло с собой.

                                                      Я реки согреваю.

                                                      Купайтесь – приглашаю!

                                                      И любите за это

                                                      Вы все меня, я …………(лето)

                                                             -2-

.Я почки раскрываю

   В зелёные листочки.

   Деревья одеваю, посевы поливаю,

   Движением полна. Зовут меня……….(весна).

                                                          Несу я урожаи, поля засеваю.

                                                          Птиц к югу отправляю.

                                                          Деревья раздеваю.

                                                          Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я……(осень)

Ёж: - Молодцы, ребята. А о чём эти загадки?

Дети:- О временах года.

Ёж:- Там в пакете есть ещё и игра, с ней вы точно не справитесь.

(проводится игра « четвёртый лишний» (времена года).

Ёж:- Молодцы! А какое сейчас время года? Может быть я всё таки рано проснулся?

-  (дети отвечают, что сейчас весна. А зима уже закончилась).

Ёж:- Я всю зиму сплю и ничего о ней не знаю. Расскажите мне о ней хоть              

         немного.

Восп-ль:- Хорошо, ёж. Ребята, я буду  составлять предложения о весне, а вы          

          Будете его продолжать, но только о зиме. Договорились?                                

 - весной  солнце  светит  и  греет,  а  зимой…………………….                                  

 - весной  на  земле  появляется  зелёная  травка,  а зимой…………..

 - весной  на деревьях  появляются  почки,  а  зимой……………………

 - весной  журчат  ручейки  и  текут  реки,  а  зимой…………………….

                (дети  продолжают предложения)

Ёж:- Спасибо, ребята! Я многое узнал от вас о зиме.  Какие вы молодцы,

         Умеете составлять такие предложения.

Восп-ль:- Ёжик, теперь ты знаешь признаки весны и зимы, и мы предлагаем

           тебе поиграть в игру «Зима-весна». Возьмите карточки. Когда я буду

           говорить о весне, поднимите весёлое солнышко и улыбнитесь, а когда

           я буду говорить о зиме, поднимите грустную карточку и нахмурьтесь.

           Язычки в этой игре отдыхают.

           Слушайте  внимательно.

  1. Наступили холода, превратилась в лёд вода.
  2. Весело защебетали птицы, побежали ручейки.
  3. Люди ходят в шубах, валенках, ушанках.
  4. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.

Восп-ль: - Молодцы, ребята, и ты, ёжик, тоже хорошо играл.

Ёж: - Вы такие, дети, умные! А обо мне вы что-нибудь знаете?

           (дети рассказывают о ежах,  используя худ. слово).

Восп-ль: - вот, ёжик сколько дети о тебе знают. А давайте ещё покажем

             ёжику нашу физкульт.минутку.

             - Вот свернулся ёж в клубок,

                                                      -3-

               Потому, что он продрог.

               Лучик ёжика коснулся –

               Ёжик сладко потянулся.

         (дети выполняют соответствующие движения).

Восп-ль:- Ёжик, к нам в гости пришла лиса. Она хочет побеседовать с тобой.

               (исполняется диалог «Лисица и ёж» Л. Воронковой».

Лиса:- всем ты ёж и пригож, и хорош, да вот только колючки тебе не к лицу.

Ёж:-    А что, Лиса, я с колючками некрасивый что-ли?

Лиса:- Да не то, чтобы некрасивый!

Ёж:-    А может я с колючками неуклюжий?

Лиса: - Да не то, чтобы неуклюжий!

Ёж:-    Ну так какой же я с колючками?

Лиса: - Да уж какой-то ты с ними несъедобный!

Восп-ль: - Да, очень уж острые у ежа иголки, и это не всем нравится.

              А что мы ещё называем словом «иголка»?

            (у ёлки, швейная, для укола. У кактуса). Все они называются одним

            словом, а обозначают разное. А чем похожи все эти иглы?

                    (тонкие, острые).

        - Что это ты, ёжик, загрустил?

Ёж: -    Вам, ребята, хорошо. Вас много в группе, рядом с вами воспитатели,

          а я вот совсем один остался.

Восп-ль: - Не грусти, ёжик, лучше посмотри на эту картинку.

               (картина «Ежи»).

Ёж: -  Ой! Это же мои мама и папа, а это мои братья!

Восп-ль: - Какая большая и дружная у тебя семья!

                - Как называется папа?  (ёж).

                - Как ………….мама?    (ежиха).

                - А маленькие дети называются………….(ежата).

                - Вот сколько слов мы назвали. Во всех них есть одна и та

                   же часть (ёж) и связаны они между собой по смыслу. Вспомните,

                как они называются?    (родственные).

Ёж: -         Спасибо! Вы мне доставили столько приятных минут. У меня для

                Вас есть сюрприз. Послушайте:- на полянке стоит избушка, а в этой

                избушке спрятана шкатулка. В шкатулке вас ждёт сюрприз.

                 (дети с воспитателем находят избушку, стучат в неё, никто не

                 открывает, слышится голос:

                - «В избушку сможет тот войти, кто определит место звука «ж» в

                словах (детям раздаются предметные картинки).

               - проводится игра «Птичка».

               - после игры дети заходят в избушку, выносят открытку, открывают    

               Её, слышится музыка.

Восп-ль: - Да это не простая открытка, а музыкальная. Ты такой добрый, ёж,

               Мы тебе тоже хотим сделать приятное: подарить цветы.

                   (дети дарят ежу цветы – оригами).

Ёж: -   Спасибо, мне даже показалось, что я оказался на полянке с цветами.

           А у меня ещё один есть подарок для вас. У меня с зимы остались запасы, и я хочу поделиться ими с вами. (даёт детям корзину с яблоками).

                Дети благодарят ежа,  прощаются.