организация деятельности педагога по обучению рассказыванию детей по картине Саврасова а.К. "Грачи прилетели"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

В оснв основу методической разработки положена система И.Н. Мурашковской, Н.П. Валюмс «Картина без запинки». На каждом этапе решаются определённые задачи, которые преследуют конечную цель: научить детей составлять описательные рассказы по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_rasskazu_po_kartine.docx52.51 КБ

Предварительный просмотр:

Организация деятельности педагога по обучению детей рассказыванию по картине художника Саврасова А.К. «Грачи прилетели»

        Выполнила:

Виноградова М.И.

Самара 2013

Пояснительная записка

Обучение детей рассказыванию по картине художника Саврасова А.К. «Грачи прилетели» происходит в несколько этапов (шагов). В основу методической разработки положена система И.Н. Мурашковской, Н.П. Валюмс «Картина без запинки»

На каждом этапе решаются определённые задачи, которые преследуют конечную цель: научить детей составлять описательные рассказы по картине.

Используемые методы и приёмы:

  1. Приход волшебника «Дели-Давай». Фиксация каждого объекта на доске и занесение в кружочек.
  2. Нахождение связей и взаимодействий между объектами и соединение их между собой стрелками (делают дети у доски, обосновывая свой ответ).
  3. Составление образной характеристики при выстраивании связи, используя осязание, обоняние и вкус.
  4. Составление загадок по схеме.
  5. Приём вхождения в картину, используя все органы чувств поочерёдно.
  6. Работа с толковым словарём (узнаём значение новых слов).
  7. Приход волшебника «Отставай-Забегай». Выстраивание временной последовательности.
  8. Переход на разные точки зрения. Определение состояния настроения одного из героев.
  9. Согласование всех частей описания в единый целый рассказ.
  10.  Использование схемы рассказа.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».

Цель:

Научить детей составлять описательные рассказы по картине.

Задачи:

Шаг 1

Развивать познавательную активность, расширять формы умственного экспериментирования.

Шаг 2

Формировать диалектический способ мышления и аналитические способности, умение делать несложные обобщения и выводы путём вхождения в картину.

Шаг 3

Формировать умение составлять образную характеристику при выстраивании связей, используя все органы поочередно: слух, зрение, обоняние, осязание. Совершенствовать способность эмоционально откликаться на произведение изобразительного искусства, «прочитывать» состояние природы, помочь почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали.

Шаг 4

Пополнять активный словарь детей новыми словами. Совершенствовать у детей умение составлять загадки по схеме.

Шаг 5

Развивать у детей способность самостоятельно устанавливать временные и причинно-следственные связи.

Шаг 6

Совершенствовать умение переходить на разные точки зрения и включать описание с разных точек зрения в свой рассказ.

Шаг 7

Упражнять детей в умении находить начало и конец рассказа, выстраивая все события в нужной временной последовательности. Закрепить структуру рассказа, используя схему.

Шаг 8

Совершенствовать умение составлять творческий рассказ с использованием описания, свободно и адекватно использовать в речи слова, обозначающие объекты природы. Развить все компоненты устной речи.

        

План-конспект

Шаг 1

На первом этапе педагог выставляет на доску картинку с изображением волшебника «Дели-Давай», который приносит с собой и показывает детям картинку Саврасова А.К. «Грачи прилетели». Он предлагает детям вооружиться воображаемыми камерами. Нужно навести глазок камеры на картину так, чтобы видеть один объект. Педагог, опираясь на ответы детей, фиксирует все объекты на доске (схема прилагается).

Шаг 2

Волшебник «Дели-Давай» предлагает детям подумать, какие два кружочка мы можем связать между собой и почему. Детям предлагается подойти к доске и соединить кружочки линией с условием, что они смогут рассказать, почему они это сделали (например, «Я соединил(а) снег и проталины, потому что снег начал таять и образовал проталины» или «Я соединил(а) берёзу и тень от неё, потому что берёза отбрасывает тень» и т.д.) (см. приложение 1)

Шаг 3

Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что они попали в картину: «Встаньте и прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами, что вы слышите?» (Предполагаемые ответы детей: «Я слышу, как кричат грачи», «Я слышу, как звонят колокола на колокольне» и т.д. Педагог предлагает тихонько походить по картине: «Что вы чувствуете? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути». (Например, «Снег рыхлый, холодный, жёсткий, он щиплет ладонь» и т.д) Воспитатель предлагает глубоко вдохнуть воздух и описать, какие запахи почувствовали дети. (Например, «Я чувствую чистый, морозный воздух», «Пахнет дымком» и т.д.)

Шаг 4

«Копилка образных характеристик». Воспитатель объясняет детям значение и смысл новых слов, работая с толковым словарём. (Например:

«снежный наст» - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели (Т.с., с. 394)

«проталина» - место, где стаял снег, и открылась земля (Т.с., с.623)

«крупчатый» - состоящий из мелких частиц, крупинок (Т.с., с.310)

Воспитатель задаёт детям вопросы: «Какой снег, что такое снежный наст, кто вьёт гнёзда и зачем?». Он предлагает воспроизвести новое слово и показать его на картинке. Чтобы закрепит новые слова, волшебник «Дели-Давай» предлагает детям научиться составлять загадки по схеме (схема прилагается). В итоге загадка звучит так:

«Ноздреватый, но не сыр.

Блестящий, но не золото.

Белый, но не мука.

Крупчатый, но не сахар» (Снег)

Шаг 5

В гости к детям приходит другой волшебник «Отставай-Забегай». Он предлагает выбрать одного из героев картины и представить, что он делал раньше (до появления на картине) и что он будет делать потом. (Например, «На нашей картине прилетели грачи, а что с ними было раньше, что с ними будет потом?») Так, педагог с помощью волшебника «Отставай-Забегай» разбирает каждого героя картины.

Шаг 6

Волшебник «Отставай-Забегай» предлагает детям почувствовать состояние и настроение каждого героя картины. (Например, «Представьте, что птицы, изображённые на картине, голодны, на улице морозно, и нет корма, что чувствует птица? Как они себя ведут, как можно описать их состояние?» (Например, сытый – голодный, весёлый – грустный, спокойный – испуганный и т.д.). Волшебник «Отставай-Забегай» даёт возможность детям изменить настроение героя во времени. Сначала такое – грустно от того, что птицам холодно и нечего есть. Но пригревает солнышко, появляются первые проталины, просыпаются насекомые, и настроение меняется.

Сколько героев на картине, столько и настроений. С помощью волшебника «Отставай-Забегай» дети входят в состояние каждого героя и описывают окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим героя в другое время и в другом состоянии. Описываем всё с новой точки зрения.

Шаг 7

Педагог предлагает детям вспомнить всё, что они узнали нового, путешествуя по картине вместе с волшебниками «Дели-Давай» и «Отставай-Забегай», и согласовать все части описания в единый целый рассказ.

Воспитатель предлагает детям план-схему рассказа с целью закрепления структуры рассказа, определение начала и конца рассказа (смотри приложение 2).

Шаг 8

Педагог записывает рассказы детей по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели».

Домашнее задание

Предложить детям дома вместе с родителями нарисовать иллюстрации к своему рассказу.

        

Приложение 1 (шаг 1,2 – фиксация всех объектов и нахождение взаимосвязей)

        

Приложение 2 – схема составления загадок

Что (Кто)

Какой

Что такое же

снег

Ноздреватый

Но не сыр

Блестящий

Но не золото

Белый

Но не мука

Крупчатый

Но не сахар

Приложение 3 – план-схема рассказа

начало

середина

конец

Однажды…

Описание изображения первого и второго плана, главных персонажей, времени года, суток;

Описание природы, описание предшествующих и последующих событий.

Мне нравится картина, потому что…

Как-то раз..

Дело было…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели», Левитана И.И. «Большая вода».

Цель: Развитие  у детей эстетических представлений  на основе ознакомления дошкольников с произведениями  живописи, поэзии, музыки. ...

Конспект занятия «Коммуникация» Развитие речи и общения детей. Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Программное содержание:1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.2. Закреплять умение п...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. "Грачи прилетели", Левитана И.И. "Большая вода"

Формирование связной речи,совершенствовать умение подбирать слова-определения к существительным;побуждать рассказывать о содержании картины....

Составление рассказа по картине Саврасова А К «Грачи прилетели»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию...