Главные вкладки

    Игры на развитие слухового внимания (речевого и неречевого слуха) для детей младшего возраста
    методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

     

    Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана подборка игр, адаптированных для детей с тяжелой речевой патологией. Это игры на формирование неречевого и речевого слуха. Их можно использовать в работе не только с теми детьми у которых наблюдается речевая патология, но и с детьми с нормально развивающейся речью.

    Смысл игр заключается в том, что педагог привлекает, обращает внимание детей на звучание разных предметов, звучащих действий, что способствует развитию слухового внимания, концентрации внимания, интереса, развитию познавательного процесса, мыслительных функций.. Подборка игр осуществлена таким образом, что начинается  с самых простых, и идет к более сложным , постепенно расширяя задачи. Эти игры хороши тем, что их можно начинать без специальной организации, привлекая и заинтересовывая детей определенным звуком: стуком, шелестом, звучанием колокольчика и т.д. В этих играх детям предоставляется возможность самостоятельно (естественно не без нашей помощи и желания) обратить внимание на какое-либо действие и заинтересовать детей...а затем начинается игра. Хочется сказать педагогам, что Вы не приглашаете перед игрой детей сесть на стульчики или встать в круг.... Дети занимаются  "своими" играми и лишь когда они обратят внимание на Ваши действия, тогда Вы их и "собираете" вокруг себя.

     

    Привожу перечень игр и их названия: "Кто там? "Что звучало?", "Кто пришел?",  "Музыканты", "Кто играет на гармошке?", "Солдаты и танцоры", "Знайка и Незнайка", "Угадай-ка!". Это игры на формирование неречевого слуха.

    Игры на формирование речевого слуха: "Что за гость?", "Кто в теремочке живет?", "Что у меня?", "Лото - парная картинка", "Угадай по голосу", "День рождения". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry_2aa.doc725.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                          Игры на формирование неречевого слуха

    1.«Кто там?»

     Цель: Учить детей прислушиваться к неречевым звукам.

                Вызвать интерес и внимание к нам.

                Показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-либо сообщать, предупреждать.

    Оборудование: кукла, мишка

    Ход игры:

    В игре вместе с детьми участвуют двое взрослых. Дети заняты различными видами игр. Раздается стук в дверь. За дверью оказываются мишка и кукла. Педагог садится в круг с детьми, обращает внимание на персонажей, которые пришли к детям в гости. Что сделали мишка и кукла перед тем, как вошли к нам в группу? (Постучали). Постучать с детьми, повторить те же действия и послушать. Можно поиграть с мишкой и куклой. Мишка шел по лесу и у него лапами скрипел снег (использовать фольгу или фантики от конфет). Персонажи остаются в группе. Дети продолжают играть.

    2. «Что звучало?»

    Цель: Прислушиваться к неречевым звукам

               Вызвать интерес, внимание

               Определить, что звуки могут быть разными.

    Оборудование:

               Машинка грузовая или легковая.

               Клаксон или какая-либо дудка, имитирующая сигнал машины.

    Ход игры:

    Звучит клаксон, обозначающий сигнал машины. Педагог из-за ширмы, стола или двери вывозит машинку. Дети рассматривают машину, слушают сигнал, который она издает. В конце игры дети катают куклу и мишку в машине и слушают сигнал.

    3. «Кто пришел?»

    Цель: Различать неречевые звуки.

              Обращать внимание на разнообразие звуков.

    Оборудование:

             

              Кукла, колокольчик.

    Ход игры:

    Дети свободно сидят на ковре… Раздается звон колокольчика. После того, как дети обратят внимание на звук, педагог спрашивает, что это? Дети  объясняют, как могут или говорят, что это колокольчик.

    Из-за ширмы появляется кукла с колокольчиком в руке. Кукла предлагает рассмотреть свой колокольчик, затем каждому позвонить и послушать звук.

               

    4. «Музыканты».

    Цель: Учить различать звуки разных инструментов (бубна и дудочки),

               Вызвать интерес  и внимание к неречевым звукам,

               Развивать слуховое внимание.

    Оборудование:

               Ширма или экран,

               Любые две игрушки: (мишка, лисичка),

               Бубен и дудочка.

    Ход игры:

    Педагог поочередно показывает из-за ширмы инструменты, называя их, показывая их звучание.

    Инструменты выставляют на стол и приходят музыканты. Это две игрушки. Они предлагают детям послушать их музыку на бубне и дудочке. Затем музыканты играют на инструментах за ширмой, дети угадывают на слух. Кто не умеет говорить, показывает сигнальчики с изображением того или иного инструмента, или имитируют звучащий инструмент.

    В конце игры дети поочередно играют на бубне и дудочке (дудочек должно быть по количеству детей).

    5. «Кто играет на гармошке?»

    Цель: Развивать реакцию на звук.

              Быстро реагировать на него,

              Слышать и различать разнообразие звуков.

    Оборудование:

             Разные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочка, гармошка).

    Ход игры:

    Дети свободно занимаются играми. Педагог говорит, что возможно сейчас к нам в группу заглянет веселый клоун. Он будет играть на веселых музыкальных инструментах. Как только прозвучат звуки, нужно повернуться на звук.

    Дети оборачиваются на звук, видят клоуна, радуются. Клоун прячется. Так следует повторить игру с несколькими музыкальными упражнениями.

    6. «Солдаты и танцоры».

    Цель: Выполнять действия по подражанию.

               Учить различать звучание инструментов и реакции на музыкальные инструменты:             под барабан - маршируем, как солдаты; под гармонь - танцуем.

    Оборудование:

             Гармонь,

             Барабан.

    Ход игры:

    Педагог привлекает внимание детей показом музыкальных инструментов и своими движениями (то марширует, то пританцовывает). Затем вместе с детьми выполняют соответствующие движения под барабан и гармонь.

    Игру можно усложнить: играть на инструментах за ширмой, дети же на слух определяют звучание и выполняют нужные движения.

    7. «Знайка и Незнайка».

    Цель:

               Попытаться различать более близкие по звучанию музыкальные инструменты (2-3        инструмента).

               Развивать слуховое и зрительное восприятие.

    Оборудование:

             

               Музыкальные инструменты: (гармонь, металлофон, пианино).

    Ход игры:

    Инструменты лежат на столе, накрытые скатертью. Раздается стук в дверь, появляются два персонажа из сказки (Незнайка и Знайка). Они просят разрешения поиграть с детьми. Приглашают детей подойти и рассмотреть, что спрятано под скатертью. Знайка рассказывает Незнайке и детям об инструментах, называет их и демонстрирует их звучание. Потом игра с детьми. Знайка играет на музыкальных инструментах. Незнайка и дети отгадывают. Обязательно пригласить нескольких детей на помощь, помочь поиграть на инструментах. Вызывать положительное отношение к игре, желание демонстрировать звучание. Неговорящие дети свои ответы демонстрируют с помощью сигнальчиков, либо имитируют игру на соответствующем инструменте.

    8. «Угадай-ка!»

    Цель:

              Развивать слуховое внимание,

              Продолжать учить детей различать близкие по звучанию музыкальные    инструменты.

    Оборудование:

              Музыкальные инструменты (металлофон, гармонь, пианино),

              3 игрушки.

    Ход игры:

    Перед каждой игрушкой стоит музыкальный инструмент. Пригласить детей, чтобы они посмотрели, кто из кукол на каком инструменте  играет и запомнили. Так как будут угадывать, кто из игрушек играет.

         Сначала дети видят, на каких инструментах играют игрушки. Затем перед ними ставится ширма, и угадывать надо будет на слух.

    То же самое  можно повторить с участием детей.

                            Игры на формирование речевого слуха

    9. «Что за гость?»

    Цель:

              Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их со звучащими предметами.

              Учить звукоподражанию.

    Оборудование:

              Игрушки (кошка, собака, птичка, петух, лягушки и т.д.)

    Ход игры:

    Участниками являются 2 взрослых (один держит игрушку и подает сигнал).  Дети занимаются самостоятельной деятельностью. Звучит «Мяу!» Педагог прислушивается и обращает на звук внимание детей. Спрашивает, «Кто это может быть?» Дети отвечают. Педагог показывает кошку, вместе с детьми проговаривает, как мяукает кошка и т.д. со всеми животными, которые пришли в гости. Их не должно быть много, чтобы не был потерян интерес к игре.

    10. «Кто в теремочке живет?»

    Цель:

              Развивать интерес к речевым звукам,

              Развивать звукоподражание,

              Способствовать положительному эмоциональному настрою

    Оборудование:  

              Ширма,

              Игрушки (кошка, собака, птичка, лягушка, петух).

    Ход игры:

    Педагог показывает домик, ставит его за ширму и говорит, что этот домик для зверей и птиц. В нем живут…(перечисляет, одновременно действуя с игрушкой и подражая ее звуку). Затем животные и птицы по одному появляются из домика, а дети вместе с педагогом произносят звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «ква-ква» и т.д.

    В конце игры необходимо предложить детям потрогать игрушки, погладить их.

    11. «Что у меня?»

    Цель:

             Различать слова, резко отличающиеся по звуковому составу,

           Продолжать развивать слуховое внимание.

    Оборудование:

           Карточки с изображением 3 предметов, название которых резко различно по звуковому составу (мак, шапка, собака, кошка, петух).

           Маленькие карточки с изображением тех же предметов.

    Ход игры:

    Проводится индивидуально или микро группами по 2-3 ребенка. Педагог сидит напротив ребенка (детей), предлагает отгадать, какие карточки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с тремя изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по возможности повторяет слово.

    При повторном варианте педагог закрывает нижнюю часть лица (рот) экраном, чтобы ребенок не видел, какое слово называет педагог.

    12. «Лото – парная картинка»

     Цель:

             Продолжать различать близкие по звучанию слова.

             Развивать слуховое внимание.

    Оборудование:

             Карточки с изображением трех предметов, названия которых близки по фонематическому составу. Перечень карточек:  первая группа карточек - ком, сом, дом; , вторая группа карточек - ворота, ворона, корова,  третья группа карточек - кошка, мошка, ложка.

    Маленькие карточки с изображением тех же предметов.

    Ход игры:

    Игру можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

    Надо быть уверенной в том, что дети знают все предметы, изображенные на карточках и их названия. Поэтому играем вначале по образцу: педагог называет карточку и показывает ее. Дети поднимают те же карточки, по возможности называя слова.Затем педагог называет карточку, дети самостоятельно отыскивают у себя нужную карточку и показывают ее.

    13. «Угадай по голосу»

    Цель:

              Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса.

              Пытаться различать голоса детей из группы.

              Способствовать развитию слухового внимания.

    Ход игры:

    Педагог приглашает детей поиграть. Задействованы, могут быть как все дети, так и подгруппа детей. Один ребенок (водящий по желанию) садится на стульчик спиной к детям, внимательно слушает и узнает по голосу того ребенка, который позвал его по имени. Затем дети меняются и узнают голоса других. Если ребенок не может (пока еще) произносить имена, можно упростить игру на произнесение односложных слов  подражаний, например  кошечке мяу-мяу, собачке гав-гав и тд.  

    14. «День рождения».

    Цель:

              Учить детей на слух воспринимать слова с различным фонематическим составом.

              Развивать слуховое внимание.

    Оборудование:

             Картинки с изображением игрушек.

    Ход игры:

    Игру можно проводить индивидуально или подгруппами.

    Педагог сообщает детям о том, что у одного из детей сегодня день рождения. Ему есть подарки. Они находятся в конверте. Но педагог не знает, какие они. Чтобы получить подарок, нужно попытаться повторить название картинки. Примерный перечень карточек:  (белочка, зайка, мышка, собака, кошка, петушок и т.д.)

    Если ребенок не может произнести слово самостоятельно, можно попытаться произнести слово совместно с педагогом, либо выбрать карточку с эти названием из нескольких предложенных.

    15. «Кто в домике живет?»

    Цель:

              Учить воспринимать слова с близким звуковым составом.

              Продолжать развивать слуховое внимание.

    Оборудование:

             Домик,

             Различные игрушки (мышка – мишка, мартышка – матрешка, петрушка – неваляшка).

    Ход игры:

    Желательно проводить индивидуально.

    Ребенок сидит напротив педагога. Педагог сообщает ребенку о том, что в домике кто-то живет. Я назову кто, а ты попробуй повторить. Если ребенок затрудняется, то педагог проговаривает вместе с ребенком, одобрительно поддерживая его. Из пары слов называем по одному слову, показываем на характеристики предметов и подчеркиваем голосом значение слова: мишка (большой, мохнатый, неуклюжий) – интонационно подчеркиваем это голосом. После этого предлагаем ребенку назвать и взять нужную карточку. Мышка (маленькая, серенькая, с тоненьким голоском). Затем можно попробовать выбирать карточки из пары слов. После того, как ребенок называет слово, он получает названную игрушку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека игр на развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха.

    Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-ниб...

    Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха у детей раннего возраста

    для воспитателей и родителей упражнения в игровой форме на развитие лухового внимания и формирование фонематического слуха....

    Игры на развитие ( слухового внимания, речевого дыхания, силы голоса, правильного произношения).

    Развитие СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.Игра «Угадай, кто кричит»Цель.  Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподра­жанию.Подготовительная работа...

    Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет

    Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет. Распечатываем и получаем  буклет....

    Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха у детей раннего возраста

    Для того чтобы ускорить процесс развития слухового внимания и формирования фонематического слуха работу необходимо начинать с раннего возраста. Используя специальные упражнения, игры (которые проводят...

    Игры на развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста

    Представлены различные варинаты игр для детей младшего дошкольного возраста, развивающие слуховое внимание...

    Игры на развитие слухового внимания для детей младшего дошкольного возраста

    Предложенные игры направлены на развитие устойчивого слухового внимания, умения определять направление звука, ориентироваться в пространстве.....