Конспект занятия для национальной (средней) группы на тему: «Знакомство с татарским орнаментом, через традиции и обычаи татарского народа"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Знакомство детей с орнаментом и традициями татарского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ornament_cherez_tradicii.docx | 763.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для средней группы на тему: « Знакомство с татарским орнаментом, через традиции и обычаи татарского народа
Комбинированное занятие по ознакомлению детей средней группы с разновидностями татарского орнамента и его особенностями
Это интегрированное занятие знакомит детей с татарским орнаментом через традиции и обычаи татарского народа. Знакомство с обычаями и традициями татарского народа способствуют формированию у детей духовной культуры, основы жизни наших предков. Здесь же закладывается преемственности связей поколений уважению к предкам. Знакомство с татарским орнаментом раскрывает перед детьми яркую и неповторимую страницу художественного творчества народа. На занятии рассматриваются картины, орнаменты, дети читают стихотворения по теме, инсценируют сценку. Методика направлена на приобщение традициям и обычаям татарского народа и формированию самостоятельно отражать этнокультурные традиции в декоративно-прикладном искусстве.
Программное содержание:
• Воспитание у детей гражданственности, патриотизма, чувство гордости за свой край.
• Формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с календарными праздниками нашего края, и приобщению к татарскому народному орнаменту.
Цели:
• Образовательные: Познакомить детей с разновидностями татарского орнамента и его особенностями.
• Развивающие: Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание мышления.
• Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа через популярные календарные праздники.
Словарная работа: обогащение словаря - разновидности орнамента: цветочно- растительный, геометрический, зооморфный. Календарные праздники: «Сабантуй», «Нэурурз».
Наглядный материал: пособия «Разновидности орнамента», изделия из бабушкиного сундука (калфак, камзол, читек, тубэтэй, солге, чигелгэн кулъяулыклар).
Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи.
Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка). Фотографии и иллюстрации, магнитофон, кассеты с записями, альбомы, цветные карандаши.
Предварительная работа: чтение литературных произведений Д. Р. Шарафутдинова «Традиционная культура татарского народа», Ф. Валеева «Татарский народный орнамент». Чтение и заучивание стихотворений воспевающих календарные праздники. Разучивание инсценировок, народных игр, плясок, поговорок. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.
Организация занятия: дети располагаются за столами полукругом.
Практическая работа: Разукрасить узор в полосе трёх видов орнамента: цветочно - растительный, геометрический и зооморфный.
Домашнее задание: Придумать вместе с родителями свой орнамент и его разукрасить акварельными красками.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с календарными праздниками татарского народа, которые отмечаются в нашей местности, где мы с вами живём. Скажите, как называется республика, в которой мы проживаем? (город).
Дети: Республика Татарстан, город Казань.
Воспитатель: Мы с вами проживаем в богатой красивой республике Татарстан. Большая часть населения по национальности татары и русские, которые чтят и помнят свои традиции и древние праздники. Давайте вспомним любимые праздники татарского народа, которые мы с вами знаем и ежегодно отмечаем в нашем детском саду.
Дети: «Сабантуй», «Нэуруз».
Воспитатель: На татарском языке бэйрэм переводится как праздник и весенняя красота. Всё вокруг меняется: облик деревень, городов, атрибуты профессии, природа, а народные праздники продолжают жить и отмечаться. Эти праздники родились очень давно, но традиции и обычаи проведения народных праздников не изменились, продолжают жить, потому что такие праздники - это праздники сердца, души народа. Давайте вспомним праздник, который проводятся в нашем саду ежегодно в весеннее время года.
Дети: Мы отмечаем в марте месяце праздник «Нэуруз», 21-22 марта, когда в природе наступает весна и день становится длиннее.
Воспитатель: Как мы отмечаем этот праздник в детском саду?
Дети: Мы разучиваем песни, стихи, хороводы, а потом дружной семьёй, все дети нашего сада собираются в музыкальном зале на бэйрэм. Желаем друг другу здоровья, веселимся, играем, поем, читаем стихи и разыгрываем сценки и получаем угощения, которые готовят нам наши повара.
Воспитатель: В народе люди ходили друг к другу в гости, угощались, читали молитвы, «Нэуруз»- это праздник Нового года отмечается по иранскому календарю. Хорошая традиция этого праздника сохранилась до наших времён на сходах (собраниях) все люди старались вспоминать о своих хороших делах, поступках, загадывали желание на год, а самое главное на селе готовились к весеннее - полевой страде. В домах показывали пышные театрализованные представления, проводились смотрины женихов и невест, на свежем воздухе готовилась каша из проросшего ячменя. Праздник заканчивался костром, на котором сжигалось чучело, отрицательных персонажей, провожали зиму, радовались приходу весну, символу счастья и мира. Сейчас мы с вами посмотрим сценку в исполнении детей нашей группы.
Инсценирование «Тэуфыйклы Песи».
Воспитатель: А теперь прошло время вспомнить, о самом известном празднике татарского народа, его отмечают не только в Татарии, но и во многих уголках России. Этот праздник всех нас объединяет в большую дружную семью. Как он называется? В какое время года он отмечается и почему его так назвали?
Дети: Этот праздник называется Сабантуй, он отмечается к конце мая или в начале лета, когда окончены полевые работы.
Воспитатель: Значения праздника – «Сабан»- есть два значения: это «плуг и весенний сев», «туй»- праздник. Его отмечали и марийцы, чуваши, удмурты, мордва. Праздник отмечался на поле, под чистым небом на «Майдане», отведённое для проведения праздника место украшалось лентами, шарами. Какие игры проводились на Сабантуе?
Дети: «Борьба «курэш»- борцы обвязывались кушаком и старались повалить один другого на землю, богатырь, умеющий хорошо бороться получал живого барана. «Скачки на лошадях» начинали их мальчишки, потом юноши, мужчины, в скачках принимали участие не все, а только те, кто могли хорошо управлять лошадьми.
Воспитатель: Мы тоже отмечаем этот национальный праздник в конце мая. А теперь давайте вспомним, какие еще традиционные соревнования проводились у нас на спортивной площадке, на нашем малом «Сабантуе».
Дети: Бег в мешках, перетягивание каната, лазание на шест, ношения яиц в ложках, разбивание кувшинов, бой мешками, аттракционы «кислое молоко».
Чтение детьми стихотворения А. Кулибиной «Сабантуй»
После сева летним днем
Мы станцуем и споем.
Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, и удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.
Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше, посмотри,
На поляне силачи!
Вот высокий шест стоит,
Всех людей к себе манит.
А попробуй-ка в мешке
Пробежаться по траве!
Ведра, полные воды,
Очень быстро пронеси.
Смех, улыбки, шутки, пляс -
Все здесь это есть сейчас.
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
Воспитатель: А вечером на поле - майдане проводились молодёжные игрища: хороводы, игры в догонялки катание на подводах на веселье молодёжи приходили смотреть и старики, перед заходом солнце они читали молитвы. В заключение «Сабантуя» вечером организовывался праздничный ужин с традиционными блюдами татарского народа (пекли пироги, сладости: чак- чак, пахлава, везли с собой вяленых гусей, конину, варили шулпу, токмач). Бедные ели бесплатно - это угощение называлось «Туй». Праздник «Сабантуй» укреплял родственные и дружеские отношения, он проводится во всех селах и городах РТ, а также за пределами Татарстана и России.
Хоровод «Оммегелсем»
Воспитатель: Любой праздник всегда сопровождался демонстрацией одежды. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе.
Мы сегодня с вами познакомимся с татарским народным орнаментом. Орнамент - это слово обозначает украшение. С давних пор народные мастера вышивали, расписывали, вырезали и т. д. Я вас сейчас познакомлю с образцами татарского орнамента в творчестве народа. (Показ иллюстрации (ювелирные изделия, орнаментика жилища, головные уборы, кожаная обувь, различные бытовые изделия). Показ праздничной одежды на куклах, на детях, вышивка платочков.
Физ. Минутка:
Раз подняться, подтянутся,
Два согнуться, разогнуться
Три в ладоши – три хлопка
Головою три кивка
На четыре руки шире
Пять руками помахать
Шесть на стульчик сесть опять.
Воспитатаель: У татарского народа существует три вида орнамента:
• первый вид - «Цветочно- растительный». Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы, цветов: тюльпана, пиона, ромашки, фиалки, лотоса, трилистника (показ на вышивках, на доске мелом рисуются цветы). Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, молитвенные коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли, головные уборы - калфак, тюбетейка, кэлэпуш, платки).
• второй вид орнамента - «Геометрический», применяется он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней и реже в вышивках. Геометрические мотивы: линии, зигзаги, волны, набегающей волны, мотив жгута, спирали, ломанной линии. (Показ детям иллюстраций линейных геометрических мотивах из книги Ф. Валеева «Татарский народный орнамент», а также показ фасадов деревенских домов).
• третий вид орнамента называется - «Зооморфный». Среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток, коней летучих мышей, бабочек, пчел. Зооморфные мотивы занимают скромное место в творчестве народа, встречаются в основном в резьбе по дереву, изредка в вышивках и ювелирных изделиях.
Воспитатель: А сейчас откроем заранее приготовленные для вас, шаблоны татарского орнамента, каждый из вас должен мне ответить, какой он будет закрашивать вид орнамента, геометрический, цветочно- растительный или зооморфный.
Дети: Я буду закрашивать орнамент, который называется цветочно – растительный, потому что вижу на рисунке цветы. А я буду закрашивать зооморфный орнамент, потому что вижу на рисунке лошадей. А я буду закрашивать геометрический орнамент, потому что вижу на рисунке ломаные линии и верёвочку.
Воспитатель: Народные умельцы отдавали предпочтения в вышивании ярким насыщенным цветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому, красному. Сейчас вы самостоятельно по своему желанию выберите цвет и закрасите орнамент и аккуратно закрасите его, не выходя за контур, не оставляя просветов в вашем орнаменте .
Во время работы детей включить фоном прослушивание кассеты с народными татарскими песнями.
Воспитатель: Работа завершается, занятие заканчивается и мы с вами организуем выставку «Татарский народный орнамент» в нашей группе. А вечером, пожалуйста, расскажите своим родителям, что нового и интересного мы узнали сегодня на занятии.
Список использованных источников:
1. Фуад Валеев «Татарский народный орнамент».
2. Нурзия Сергеева «Эбиемнен сандыгы».
3. Арнольд А. И. «Праздники новые и старые».
4. Амонов А. М. «Татарская и русская народная культура».
5. Шарафутдинов Д. Р. «Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа».
6. Сперанская Л. Л. «Костюм казанских татар».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий для средней группы по теме:"Знакомство с русской избой и предметами ее обихода".
Путешествие в старину. P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...
Конспект занятия в средней группе по теме "Знакомство с творчеством Бажова П.П. на примере рассказывания сказа "Серебряное копытце"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18726730","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"343","width":"480"}}]]...
Конспект занятия в средней группе по теме: «Знакомство с Правилами дорожного движения»
Конспект занятия в средней группе по теме: «Знакомство с Правилами дорожного движения»...
Конспект занятия в средней группе на тему: «Знакомство с русскими традициями»
Приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления дете...
Конспект занятия в средней группе на тему: Знакомство с профессией врача
Цель: Познакомить детей с профессией врача в игровой форме.Задачи:1. расширить кругозор и представление детей о профессии врача.2. развить фантазию и творческие способности.3. дать детям воз...
Конспект занятия в средней группе на тему: «Знакомство с профессией врач»
Познакомить детей с профессией врача в мгравой форме....
Конспект занятия в средней группе на тему: Знакомство с профессией врача.
Цель : Познакомить детей с профессией врача в игровой форме.Задачи :1. расширить кругозор и представление детей о профессии врача .2. развить фантазию и творческие ...