проект: "взаимодействие педагогов и родителей по формированию семейных традиций"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Гросс Эльвира Николаевна

По Федеральному государственному стандарту большое значение имеют образовательные области. В наш век коммуникационных технологий очень мало места уделяется художественной литературе. Поэтому я решила помочь детям проявить интерес к книге, художественному слову через семью. В начале я создала проект, провела предварительную работу. Потом была проведена викторина для детей и родителей "Папа, мама и я - читающая семья". В итоге я выявила читающие семьи и желание остальных возрождать традиции домашнего совместного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развития речи детей».

Проект « Взаимодействие педагогов и родителей по формированию семейных традиций».

Семейная гостиная «Викторина для детей и родителей «папа, мама и я – читающая семья».

(Старший возраст).

Работу выполнила:

    Воспитатель Гросс Эльвира Николаевна

    ГБДОУ д/с № 41

    Красносельского района

    г. Санкт - Петербурга


В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Чтение художественной литературы». В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте дошкольного образования. Задача формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, как одна из первоочередных ставится в действующих федеральных государственных требованиях для реализации содержания образовательной области «Чтение художественной литературы». Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сентизивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Актуальность и  востребованность данной проблемы определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования. Поэтому была определена тема моей творческой разработки проект: «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию семейных традиций». Семейная гостиная «Папа, мама и я – читающая семья».

Проект  «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию семейных традиций».

Семейная гостиная «Викторина для детей и родителей «Папа, мама и я – читающая семья».

Цель: содействовать стабильности семьи как социального института через партнёрство педагогов и родителей; формировать и сохранять семейные традиции.

Задачи:

  1. Формировать навыки чтения, умение ориентироваться в мире книг;
  2. Развивать познавательные и творческие способности воспитанников;
  3. Воспитывать культурного читателя;
  4. Формировать круг семейного чтения для укрепления семейных и семейно-родственных связей поколений;
  5. Пропагандировать широкие возможности организации семейного досуга на основе детской литературы и привлекать родителей к их использованию;
  6. Выявить и обобщать опыт, традиции «Читающей семьи» и распространять его среди остальных родителей.

 

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов. Составление рассказов о себе и о своей семье.

Чтение художественной литературы:

  1. Русские народные сказки: «Репка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Колобок», «Гуси-лебеди».
  2. К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха».
  3. Нанайская сказка «Айога».

Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова, Е.Чарушина, Е.Рачева; чтение пословиц, загадывание загадок.

Материалы и оборудование:

  1. Панно в виде развёрнутой книги, на которой написаны пословицы;
  2. Картинки для конкурса «Кто здесь был и что забыл?»;
  3. Иллюстрации художников;
  4. Портреты русских детских писателей;
  5. Выставка книг в книжном уголке.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание системы психолого-педагогических условий для организации пропаганды обучения и распространения опыта, традиции семейных чтений;
  2. Увеличение количества семей в организации театрализованных представлений;
  3. Увеличение количества семей, возраждающие традиций домашних совместных чтений;
  4. Улучшение социально-психологического климата, укрепление общности интересов и увлечений в «читающих семьях»;
  5. Увеличение количества абонентов – семей в библиотеке.

Результативность:

  1. Приобретение познавательно-речевой и художественной литературы для взрослых и детей;
  2. Пополнение книжного уголка новыми книгами, коллекциями, дидактическим и наглядным материалом;
  3. Создание папок – передвижок, каталог презентации по творчеству писателей.

Ход викторины:

На центральной стене – панно в виде развёрнутой книги, на страницах которой написаны пословицы.

Книга – лучший друг.

Книга подобно воде – дорогу пробьёт везде.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Книгу читаешь, на крыльях летаешь.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Сказанное слово – было да нет, а написанное живёт век.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

За столиками расположились семьи – участники викторины.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведём разговор о книге, её ценности для каждого человека.

К ведущему подходят папа и ребёнок. Читают стихотворение «Бедный папа» Александра Кушнера:

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок – двести,

А у папы  - ни одной.

У меня – слоны, жирафы –

Звери все до одного. –

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня - в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!

Ведущий: Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Ещё А.М.Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги малышам, чтобы они служили распахнутым окном во все детские «почему». Ведь этих «почему» десятки тысяч!

«Почему луна не падает на землю?»

«Почему листья зелёные?»

«За что белого мишку вписали в красную книгу?»

«Почему взрослые не играют в игрушки?»

«Где прячется эхо?»

«Отчего у ёлки зелёные иголки?».

И на все вопросы мы находим ответы в книгах.

Сегодня у нас с вами будет много интересных конкурсов.

Проводится конкурс «Кто здесь был и что забыл?» ведущий поочерёдно показывает картинки. Участники называют героев произведений и название книги – грядка, на ней репка, на грядке видны следы героев («Репка»); прорубь, из неё торчит волчий хвост («Лисичка- сестричка и серый волк»); изображены дома трёх поросят: соломенный, из хвороста, каменный («Три поросёнка») и т.д.

Тем, кто быстрее других правильно ответил, ведущий даёт фишки.

Ведущий: Вам предстоит встреча с загадочной гостей. Узнать её вам поможет загадка:

Ох! Ох! Ох!

Здесь такой переполох!

Все бегут, несутся, скачут,

Им кричат: «Куда-куда?»

Ну а кто-то горько плачет

От досады и стыда.

Но отлично всё кончается.

Всё на место возвращается.

Всё виновную прощают.

Сладким чаем угощают.

                    (Федора// К.Чуковский / Федорино горе)

Федора: Здравствуйте дорогие родители и дети. Спасибо вам, что угадали кто я. Сразу видно, что здесь собрались читающие дети с родителями. А любите ли вы читать и слушать сказки? (ответы детей). Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте.

Конкурс «Угадай сказку».

Зверушки на нём,

Ой, зверушки в беде!

Вода прибывает, зверушек несёт…  

Нет, дедушка добрый сейчас их спасёт.

Усядется в лодку команда косая,

А книжка ребята про деда…..(Мазая)

А ещё про кого? (Про зайцев)

В этой книге именины,

Много было там гостей.

Но на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил,

Но коварному злодею

 Кто-то голову срубил.

                         (Муха-цокотуха)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок всё ж попался….

                         (Колобок)

Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей,

Стал мигом красивою и пригожей!  (Царевна- лягушка).

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая голубая речка.

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унёс братишку? Назовите книжку.

                                (Гуси – лебеди).

Вижу, вы очень любите сказки, поэтому правильно отгадали все загадки. Молодцы! Но мне пора с вами прощаться, я очень хочу успеть на конкурс чистюль к малышам. (Уходит).

Ведущий предлагает следующий конкурс «Не ошибись!». Для него подготовлены иллюстрации художников Ю.Васнецова, Е.Чарушина, Е.Рачева. участники игры (семьи) отбирают иллюстрации какого-либо художника, называют произведения.

Ведущий объявляет следующий конкурс на лучшее чтение чистоговорок и скороговорок. По окончании конкурса семьи показывают подготовленные драматизации.

Ведущий: А теперь я прочитаю вам отрывок из произведения. Скажите, как оно называется, кто его автор?

Читает отрывок из нанайской сказки «Айога». Дети отвечают. Проводится конкурс «Сказочное лото». Ведущий называет первое слово или слог – дети отгадывают полное название сказки.

Сивка - …..                               Заюшкина …….

Конёк -……                               Гадкий …….          

Мороз -…….                             Царевна …….

Гуси - …….                               Мальчик - …….

Красная - …….                         Крошечка …….

Дюй……                                    Цветик …….

Аленький…….                           Мёртвая …….

Бременские …….                      Доктор …….

Ведущий проводит конкурс: «Назови любимого писателя». Участникам показывают портреты писателей (А.С.Пушкин, С.Маршак, К.Чуковский, С.Михалков), они называют их фамилии.

Ведущий: А сейчас я объявляю очень трудный конкурс. Называется он «Найди больше слов». Я предлагаю вам слово – поздравляем - . Вы должны найти в этом слове имена существительные. Побеждает в конкурсе та семья, которая назовёт большее количество слов.     

Ведущий проводит итог последнего задания. Предлагает пересчитать все заработанные фишки. Определяется победитель. Всем участникам игры ведущий дарит сувениры, книги в память о всирече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Взаимодействие педагогов детского сада и родителей по формированию семейных традиций»

«Взаимодействие педагогов детского образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций в настоящее время актуальна как никогда.  В дошкольном учреждении  мы ...

План работы воспитателя с детьми и родителями по формированию семейных ценностей и традиций

План работы  воспитателя с детьми и родителями по формированию семейных ценностей и традиций...

Христианские ценности в формировании семейных традиций в современной России

В статье раскрывается роль семьи в формировании христианских ценностей...

Консультация для родителей на тему: "Семейные традиции. 23 февраля – семейный праздник!"

Приобщать родителей к традиции празднования 23 февраля. Сохранение во многих семьях обычаев и традиций ,которые передаются из поколения в поколение,своеобразие семейных и родственных отношений являютс...

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

quot;Главный смысл и цель семейной жизни- воспитание детей. Главная школа воспитания детей- это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери"  В.А. Сухомлинский.В этой статье говорится о необ...

Круглый стол с педагогами и родителями «Семья и семейные традиции»

Семья - это форма человеческого    духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.  ...