Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Викторина по сказкам
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Занятие формирует звуковую выразительность речи, развивает дикцию и фонематическое восприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_skazkam.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Викторина по сказкам»

 

Образовательные задачи: 

                Формирование звуковой выразительности речи

Развивающие задачи:

  1. Развивать дикцию и фонематическое восприятие
  2. обогащать словарь детей

Воспитательные задачи:

                 Углублять интерес к сказкам

Материал

                 Иллюстрации к сказкам

Ход занятия

Педагог. Ребята, вы любите сказки? Почему вы их любите?

(Ответы детей)

Педагог. А знаете, как появились сказки?

(Ответы детей)

Педагог. Помните, мы с вами говорили, что человек с древних времен учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы. Боялись темноты. И все эти люди объясняли проявлением сверхъестественных сил. И появлялись такие герои, как  Илья Муромец, Никита Добрынич, Алеша Попович. Человек наделял силой птиц, рыб. Появилась сказочная жар-птица. Появилась щука, которая помогла Емеле.

Так появились сказки. Эти сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добра, а зло всегда наказывается. Длинными, зимними вечерами собирались люди под одной не яркой свечкой и рассказывали свои сказки. Были признанные сказатели, которых послушать приходили из других деревень.

Особенно сказки любили дети. Перед сном бабушки и мамы рассказывали детям сказки. Дети эти сказки передавали своим детям, а мы узнали сказки от наших мам и бабушек.

Узнай сказку по загадке.

Педагог. Давайте проведем сегодня праздник сказки. Вы много сказок знаете? Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В скорлупе ореха девочка спала.

Какая же девочка в цветке жила?

(Дюймовочка)

Сейчас потолкуем о книжке другой.

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю и невод забросил,

Кого-то поймает и что-то попросит.

(Сказка о золотой рыбке)

О жадной старухе рассказ наш пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Не новым, а старым, конечно, разбитым.

 (Сказка о золотой рыбке)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Лиса и петушок)

Я от дедушки ушел.

Я от бабушки ушел,

Скоро к вам приду.

(Колобок)

Очень курочка расстроена – разбито яичко.

(Курочка Ряба)

Я человек деревянный.

На воде и под водой

Ищу ключик золотой.

Всюду нос сую свой длинный.

Кто же я?

(Сказка о золотом ключике)

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Дети выполняют соответствующие движения.)

Узнай сказку по картинке

 Педагог. Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации.

На доске развешаны иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «По щучьему велению», «Курочка Ряба».

Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди».

Вопросы к детям:

  1. Как называется эта сказка?
  2. Кто ее сочинил?
  3. Почему гуси-лебеди унесли братца?
  4. Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка?
  5. Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?

Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «Волк и семеро козлят».

 

Вопросы к детям:

  1. Как называется эта сказка?
  2. Назовите автора сказки?
  3. Чему нужно нас эта сказка?
  4. Что нужно помнить, когда остаетесь одни дома?

Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «По щучьему велению».

Вопросы к детям:

  1. Как называется эта сказка?
  2. Кто ее автор?
  3. Что бы вы попросили у щуки, если бы вы ее поймали?

Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «Курочка Ряба».

Вопросы к детям:

  1. Когда вы первый раз услышали эту сказку?
  2. Кто вам ее рассказал?
  3. Скажите, какое яичко лучше – простое или золотое? Почему?

Узнай сказку по героям

Педагог. Молодцы! А теперь самое сложное задание. Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните название сказок, в которых они действуют.

  1. Царь, три сына, стрела, болото. (Царевна-лягушка)
  2. Отец, мачеха, три дочери, туфелька, фея. (Золушка)
  3. Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка. (Дюймовочка)
  4. Злая мачеха, дочь и падчерица, дед Мороз. (Морозко)

Педагог. Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка. В свободное время вы нарисуете иллюстрацию к своей самой любимой сказке и расскажите нам эту сказку.     

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Закончи сказку"

Творческое рассказывание «Закончи сказку». Программное содержание: продолжать учить детей составлять короткие сюжетные рассказы; продолжать учить использовать в рассказе разные виды предложений, ...

Конспект занятие по развитию речи в старшей группе. Персказ сказки "Лиса и рак"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки "лиса и рак". Цель: формировать умение пересказывать небольшие произведения....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Любимые сказки»

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Родители, которые серьезно относятся к воспитанию...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит»

1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы2.Задачи: Образовательные:   -уточнить и обогатить знания детей о русских наро...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нанайская сказка «Айога»

Конспект занятия в старшей возрастной группе по развитию речи "Нанайская сказка "Айога"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нанайская сказка «Айога»

Конспект занятия в старшей возрастной группе по развитию речи "Нанайская сказка "Айога"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нанайская сказка «Айога»

Конспект занятия в старшей возрастной группе по развитию речи "Нанайская сказка "Айога"....