Комплексное занятие по обучению татарскому языку "ГАБДУЛЛА ТУКАЙ ӘКИЯТЛӘРЕ ИЛЕНӘ СӘЯХӘТ "
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект комплексного занятия по татарскому языку для русскоязычных детей 6 - 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gabdulla_tukay_kiyatlre_ilen_syaht.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по татарскому языку для русскоязычных детей 6-7лет

"ГАБДУЛЛА ТУКАЙ ӘКИЯТЛӘРЕ ИЛЕНӘ СӘЯХӘТ "

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Г. Тукая.

Задачи: 

1) Познакомить детей с жизнью и творчеством татарского писателя Г. Тукая.

2) Развивать разговорную речь детей, уметь правильно отвечать на вопросы, составлять диалог и закрепление новых понятий.

3) Воспитывать интерес и уважение к истории татарского народа и её традициям через произведения Г. Тукая; привить чувство патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.

Материалы  к занятию:

Музыкальный:  песня «Родной язык»  (слова Г. Тукая, музыка тат. народная);  песня «Түгәрәк» ( муз. З. Гибадуллин, сл. Р. Хафизи);  музыка «Шурале» (отрывок из балета «Шурале» Ф. Яруллин).

Изобразительный: портрет Г. Тукая; акварельные краски, кисточки, стаканчики для воды, альбомный лист; образцы татарского орнамента для одежды.

Речевой: сказки Г. Тукая.

Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран); сундучок с книгами Г. Тукая и домик (украшены татарским орнаментом).

Предварительная работа: беседа о поэте Г. Тукае, чтение его сказок, разучивание песни «Родной язык», экскурсия в детскую библиотеку, выставка детских книг, знакомство с элементами татарского народного орнамента для украшения одежды людей.

Ход деятельности.

Звучит песня «Родной язык»  (слова Г. Тукая, музыка тат. народная) дети входят в кабинет татарского языка.

Воспитатель:  - Исәнмесез, балалар!  (Здравствуйте, дети!)                                                                                                   Дети:  - Исәнмесез!  (Здравствуйте!)                                                                                                                             Воспитатель: - Хәлләрегез ничек? (Как ваши дела?)                                                                                 Дети: - Әйбәт. (Хорошо)

Воспитатель:

-Әйдәгез хәзер үз-үзебез белән исәнләшик.(Давайте поздароваемся сами с собой)

Исәнмесез,күзләр!(Здравствуйте,глазки!)

Исәнмесез,колаклар!(Здравствуйте,ушки!)

Исәнмесез,куллар!(Здравствуйте,ручки!)

Исәнмесез,аяклар!(Здравствуйте,аяклар!)

Күзләр-карый.(Глазки-смотрят)

Колаклар-тыңлый.(Ушки-слушают)

Куллар-чәбәкли!(Ручки-хлопают)

Аяклар-тыпырдый.(Ножки-топают)

Воспитатель:

-Дети,скажите,какое время года наступило?(Весна-яз). Какие приметы весны вы заметили на улице?

(Дети отвечают)

Воспитатель:Правильно, в наш родной край пришла весна. В апреле месяце солнышко светит еще ярче, весело журча бегут ручейки, птицы возвращаются с теплых краев и каждый год в это время мы вспоминаем великого татарского поэта Габдулла Тукая. В этом году, 26 апреля ему исполняется  127 лет.

Презентация.

Слайд 1

На экране появляется  портрет Г. Тукая.

Слайд 2

Маленький Габдулла рано лишился родителей. Его воспитывали чужие люди До девяти лет Габдулла Тукай жил в деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку...

Слайд 3

Габдулла начинает учиться в Кырлае. На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания. С детства Тукаю привили любовь к песне, к народному языку.

Слайд 4

Когда Габдулла вырос, переехал в город Уральск.

Слайд 5

Именно в этом городе он начал изучать русский язык. Переводил произведения великих русских писателей.

Слайд 6

У Тукая было очень много друзей из числа татарских писателей.

Слайд 7-8

Г. Тукай написал  много сказок для детей. В сказках Тукая много чудес и забавных историй. Водяные ведьмы населяют озера, в дремучем бору легко и привольно живет Шурале. Но его герои не омрачают жизнь людей, скорее это наивные и доверчивые лесные существа, в столкновении с которыми человек всегда выходит победителем.

Слайд 9

 Строки из стихотворения Тукая легли в основу гимна Республики Татарстан.

Слайд 10-13

Жизнь его оборвалась рано. Его именем названы села, районы, красивейшие улицы в городах. Стихи его превратились в песни. О нем созданы поэмы, драмы, романы, симфонии...

Он умер, когда ему было двадцать семь лет. Апрель 1886 года – и апрель 1913 года. Родился весной и весной ушел из жизни...

Сюрпризный момент.

Воспитатель:

-Балалар,обратите внимание на домик, который находится у нас в кабинете. Как вы думаете,может он из сказки самого Г. Тукая?(Рассуждение детей) Подойдем к нему поближе и узнаем, кто в нем живет.

Подходят,стучат в дверь, из домика выходит Дед (Бабай) с сундучком.

Бабай: Кто там? Вижу, вижу, это дети - балалар.

Воспитатель: Балалар, әйдәгез исәнләшик Бабай белән. (Дети, поздароваемся  с Бабаем).

(Дети здороваются)

Воспитатель: Бабай, а что это за сундучок?

Бабай: Это волшебный сундучок, откроется он, если вы правильно ответите на мои вопросы.

1. Голову какого животного нашли коза и баран в сказке Г. Тукая? (Буре)

2. Красоту какой деревни описывал Г. Тукай в сказке? “Шурале” (Кырлай)

3. Во времена Г. Тукая как назывались ученики? (Шакерт)

4. Как называли мальчика, который кормил козу в стихотворении Г. Тукай? (Гали).

Бабай: Молодцы, вы отгадали загадки.

Под музыку Бабай открывает сундучок. Воспитатель достает из сундучка книги и предлагает рассмотреть их.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько здесь интересных книжек. («Водяная», Коза и овца», «Счастливый ребенок», «Девочка и бабочка».) Знакомы ли вам эти книги? Кто автор этих книг?  (Дети отвечают)

Воспитатель предлагает рассмотреть книги и вспомнить их названия.

Бабай: Дети, раз вы пришли ко мне в гости, давайте мы поиграем в игру «Түгәрәк» ( муз. З. Гибадуллин, сл.Р.Хафизи).

Бабай: Теперь мне пора идти домой к своим внукам, я им расскажу,  какие вы умные и послушные ребята, и как с вами интересно было поиграть. Саубулыгыз, балалар!

Дети: Саубул,  Бабай!(До свидания, дедушка!)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько иллюстраций в книжках, по ним можно пересказать всю сказку.

Слайд 14-………..

Воспитатель: Ребята, сегодня мы рассмотрели много книг,  написанных,  татарским поэтом  Г. Тукаем. А сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к этим произведениям и сделать из них  книгу с иллюстрациями и подарить её малышам, чтобы они могли ближе познакомиться с творчеством Габдуллы Тукая.

Предлагаю вам пройти за рабочие места, выбрать понравившеюся вам сказку Г. Тукая, и нарисовать к ней иллюстрацию. При оформлении своих рисунков, вы можете использовать элементы татарского народного орнамента для украшения одежды людей. (В процессе работы детей, воспитатель беседует с детьми, оказывает помощь: советует, как лучше выполнить изображение, какие приемы использовать.)

Анализ рисунков.

Воспитатель предлагает детям кратко рассказать сказки, которые они нарисовали. Обобщив ответы детей, воспитатель подводит к тому, что Г. Тукай в своих произведениях через образы животных  высмеивает глупые поступки людей, учит их доброте и любви к окружающим.

Рефлексия.  

Татарская народная игра «Водяной» (под музыку «Шурале» отрывок из балета «Шурале» Ф. Яруллин)

Выбирается водящий-водяной. Играющие бегают вокруг «озера» и повторяют слова: «Водяного нет, а людей то много». Водяной бегает по кругу и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга) Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков. Водяной ловит, не выходя за линию круга.

Воспитатель:

-Балалар, о чем мы говорили сегодня на занятии? Что нового узнали о

 Г. Тукае? Какие сказки для детей написал Г. Тукай?

( После занятия воспитатель совместно с детьми оформляет рисунки в книжку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

применение фольклора на занятиях по обучению татарскому языку

Применение фольклора в обучений детей татарскому языку очень эффективна. Играя, дети быстрее запоминают слова, предложения....

Конспект занятия по обучению татарскому языку в старшей группе Тема: “Тылсымлы кыш.”

Хочу вашему вниманию представить конспект, интегрированное занятие по обучению татарскому с элементами фольклора, нетрадиционного рисования.  В конспекте использованы такие методические приемы: вхожде...

Образовательная деятельность по татарскому языку для русско язычных детей "Габдулла Тукай әкиятләре иленә сәяхәт".

Внедрить систему воспитания чувств через путешествие по сказкам, научить ребенка сопереживать, откликаться на чужую беду, выражать свои чувства адекватно. Воспитывать интерес к творчеству великого тат...

Конспект итогового занятия по обучению татарскому языку в старшей группе. Тема:"Бар матур бакча".

конспект итогового занятия по обучению татарскому языку для русскоязычных детей составлен по пройденной теме: "Овощи". проекта "Уйный-уйный усэбез" для старшей группы. На этом занятии можно увидить зн...

Г. Тукай әкиятләре иленә сәяхәт.

Максат: Балаларның Габдулла Тукай әкиятләре турында булган белемнәрен тирәнәйтү. Тәрбия бурычы: Әкиятләр нигезендә балаларда шәфкатьлелек, миһербанлылык, дуслык, гаделлек, әдәплелек хисләре...

Конспект занятия в средней группе на тему “Әкиятләр иленә сәяхәт”

әкият аша балаларны геройларның кылган эшләренә дөрес бәя бирә белергә өйрәтү...

Габдулла Тукай әкиятләре иленә сәяхәт

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы...